Чему не учат на психфаке читать онлайн
Сбор взносов Чему не учат на психфаке. Как реально помогать людям (Марат Латыпов)
Аноним
Что вы получите:
Книга в электронном виде
Объем: 207 стр.
Размеры: 206x134x14 мм
О книге:
Далеко не все психологи, получив профильное образование, становятся мастерами своего дела. Книга «Чему не учат на психфаке. Как реально помогать людям» откроет глаза читателю на многие вещи из мира психологической практики. Вы по-новому посмотрите на себя и клиента, пересмотрите все те знания, которые копились долгими годами, и навсегда «позабудете» о них. Марат Латыпов на личных примерах из многолетнего опыта показывает, как выработать уникальный подход к каждому клиенту.
Вы увидите, как мир клиента способен меняться буквально на глазах. Поднявшись на высокий уровень осознания, вы начнете замечать те вещи, которые раньше упускали из виду, а 3D-подход в психологии научит объемно воспринимать мир, что сделает вас богаче и мудрее.
Оглавление
ВСТУПЛЕНИЕ
1. СФОРМИРУЙ В СЕБЕ ПСИХОЛОГА
Об опыте работы
Назови себя Психологом
Работай с человеком, а не с техникой
Проживи технику сам
При чем тут вы?
Поясняй, но аккуратно
Всем не поможешь
Сделай меня счастливым
Я спасу тебя
Мы с тобой одной крови
Ну давай же. давай
Кто кого переиграет
Я не Бог
Некоторые организационные моменты
Что необходимо пройти настоящему психологу
НЛП (нейролингвистическое программирование)
Системно-семейные расстановки по Берту
Хеллингеру
Холотропное дыхание
Эриксоновский гипноз
Гештальт-терапия
2. СФОРМИРУЙ В СЕБЕ ЛИЧНОСТЬ
Поверхностный уровень
Вступление
Я — думаю
Я — чувствую
Я — ощущаю
Я — делаю
Уровни сознания
Немного психотерапии
Глубинный уровень
30-подход в психологии
Голография как символ 30-подхода
Квантовая физика как научное доказательство
существования иных реальностей
«Кот Шредингера»
Эксперимент с двумя щелями
Реальность как способ фиксации одной проекции
мира
«Пустота» — основа для создания новой реальности
Внутренняя пустота
Внешняя пустота
Притягивающая пустота
Заключение
Принцип Неделания как элемент сохранения
Пустоты
Делание и неделание
Неделание и множественное восприятие мира
Терапия проблемной ситуации (трансформация
голографии)
Заключение
3. ИСТОРИИ ИЗ ПРАКТИКИ. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
РАБОТЫ
Любовь или карьера. Право Выбора!
От любви и тюрьмы. & «Камень счастья»
Пустота как ресурс для клиента
Пустота как ресурс для психолога
Нельзя любить того, с кем не можешь расстаться
Привет из «тяжелого» детства
Ему просто хотелось поговорить
Сила веры
Я не буду красивой
Он хотел быть нормальным!
Не от мира сего
Невидимые зацепки
А может, он исправился
Потаенная полочка
Она слегка отводила лицо
Просто разреши себе
Повороты судьбы
В чем смысл жизни
Глупое состояние
Мощный груз
Полет птицы
Бунтарка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Категория: Психология; Профессиональная психология.
О личной терапии или Чему не учат на психфаках
Место, с которого начинают практически 100% обучающихся терапевтов и где, пожалуй, навсегда остается большинство людей, окончивших психологические факультеты, но не проходивших личную терапию — это желание «помочь клиенту решить его проблемы». Сделать ему хорошо. Это нарциссическая запара про власть. Комплекс Бога. Ведь — давайте будем объективными — если от меня, именно от меня!, зависит, будет ли другому человеку хорошо или плохо, то я получаюсь если и не Господь Саваоф-Первопричина всех событий, то, как минимум, его первый зам. В реальности такого не бывает и быть не может, такое может быть только в фантазиях, которые некрасиво называются бредом величия.
Кроме того, что идея про «решение проблем» — бредовая, она еще и очень травмоопасная. Прежде всего — для того, кто пытается эти самые чужие проблемы решить. Потому что он неизменно, раз за разом, будет разбивать лоб об реальность. Об то, что решить чужие проблемы невозможно. В результате рано или поздно, но обязательно образуется то, что называют профессиональным выгоранием. И что, на эмоциональном уровне, является гремучей смесью отчаяния, бессилия и жгучей ненависти к клиентам, которые, гады такие, никак не хотят осчастливливаться.
Я хорошо знаю это место, я тоже была начинающим терапевтом.
Именно поэтому одно из первых, чему учат терапевтов — осознавать свое желание клиента «вылечить». Сначала — просто осознавать. Тот факт, что такое желание есть. Потом — тестировать его на выполнимость. И — неизбежно — учиться принимать разочарование в том, что — увы. Что даже если очень сильно хотеть того, чтобы у клиента все стало хорошо — вовсе не факт, что оно у него так станет.
И что, собственно, сама запара про то, «улучшится» клиент или нет, называется слиянием и указывает на собственные непроработанности терапевта.
И вот когда вся, разлетевшаяся от такого подхода вдребезги, картина мира заново в голове соберется — уже по-новому — приходит к терапевту обычно способность замечать, что, кроме него и его желания вылечить, в этом процессе еще и клиент имеется. Вместе с какими-то его, клиентскими, желаниями. И вот тогда — тогда и только тогда — начинает наш терапевт интересоваться не только собою и тем, сумеет ли он оказаться волшебником-исцелителем, а еще и — клиентом.
Тогда — чем же занимаются терапевты, ежели оказывается, что «помощь в решении проблем» — задача изначально неразрешимая?
Терапевты занимаются тем, что реально. Они помогают увидеть, понять, почувствовать — осознать, в общем — какое участие принимает клиент в создании своих проблем. Что человек такого делает, что приводит к проблеме, почему он это делает, зачем и — это тоже очень важно — как.
Как говорил наш тренер Слава Руманов, «чего ты паришься? сиди и помогай осознавать». Это бывает чертовски сложно — просто сидеть и помогать осознавать, ведь при всей своей «пролеченности» любой терапевт, прежде всего, человек и ничто человеческое ему — соответственно.
Пример:
Женщина пришла с тем, что жизнь у нее совершенно ужасна, полна неприятностей и разных трагических ситуаций, она очень хочет от этого избавиться и жить себе тихо-спокойно. При этом долго и увлеченно рассказывает о неприятностях и трагичностях, активно жестикулирует, на губах улыбка, глаза блестят.
Мопед не мой, случай был описан одной дамой-преподавателем студентам-психологам и мгновенно заклеймен ею же как безнадежный — «эта женщина не готова работать над своими проблемами». Не знаю, путем каких логических рассуждений был сделан вывод означенной дамой, а с терапевтической точки зрения — так неизвестно.
Если обратить внимание означенной женщины на несовпадение того, о чем она говорит и с тем, как она об этом говорит — то, если сильно повезет, она сразу задумается о том, что же в этих ужасных опасностях и страшных приключениях вызывает в ней такое радостное оживление? И, возможно (это уже мои гипотезы, вольный полет фантазии), обнаружит, что, кроме сложностей и неприятностей, в этих ситуациях для нее есть еще и много удовольствия. От того, что она такая сильная и так успешно со всеми этими трудностями справляется. И с этого места у нее появится выбор — получать ли удовольствие от жизни прежним путем, через поиск трудностей и их преодоление, или поискать еще и какие-то способы радоваться жизни.
Конечно, даже при самом удачном раскладе это случится не в один день. Вкрапление нового знания и опыта в привычную картину мира требует времени, поиск новых стратегий с тактиками — тем более.
Если повезет не сильно, то клиентка будет долго отрицать очевидное, уверять, что она совсем не радуется или находить своему поведению какие-то объяснения, укладывающиеся в ее представление о себе как о человеке с очень трудной и безрадостной судьбой. И в этом случае очень важно — для того, чтобы не скатываться в злобное бессилие и не «выгорать» — бывает верить в то, что она не врет. Что она совершенно искренне своего радостного оживления не замечает, а не просто валяет дурочку из тайного желания поиздеваться над беднягой-терапевтом. И дать возможность в это верить и воспринимать спокойно может только собственный клиентский опыт. Свои воспоминания о том, что в какие-то моменты, будучи клиентом, я тоже отчаянно тупила и не замечала каких-то, вроде бы, совершенно очевидных вещей.
Это я все к чему.
К тому, что, закончив психологический факультет, можно быть отличным психологом. Прекрасным психологом. Изумительным. Теоретиком. А практик начинается с обучения плюс часиков сто личной терапии. И это будет — только начало.
Чему не учат на психфаке читать онлайн
Исцеляющий контакт — чему не учат на психфаке
«Исцеляет не лекарство, исцеляет врач»
«Врач, исцелися сам!»
В нашей культуре принято делиться наболевшим.
Человек приходит на работу, либо с работы домой, и начинает изливать из себя все то, что накопилось у него. А поскольку жизнь у многих не то чтобы очень простая и легкая, сотрудникам и родным нередко выпадает роль «унитазов», куда сливаются негативные эмоции. И самое худшее здесь заключается в том, что это выслушивание других не ведет к принципиальным изменениям в их жизни!
А теперь представьте себе жизнь психологов, врачей, тренеров или священников, которым нередко приходится иметь дело с тяжелейшими переживаниями клиентов, пациентов и прихожан, и при этом каждый день, и по несколько раз!
Автор этого тренинга 13 лет занимается целительством, ведением тренингов и психологическим консультированием, и за этот период выработал навыки, позволяющие сохранять высокий тонус психики, помогая при этом людям с изменением их внутреннего состояния и проработкой личности.
Этот тренинг является результатом моих исследований, проб и ошибок, наработки навыков и проработки проблем. Сформировался он после тяжелейшего группового консультирования, когда группе из 7 преимущественно начинающих психологов пришлось работать с группой из 12 человек, присутствовавших при травмирующем событии.
Мне данный тренинг видится как краткий курс выживания в профессии для психологов, а также обретение методов, резко повышающих эффективность любой работы с людьми. На тренинге вы обратите внимание на то, что оставляют за кадром многие учебные заведения, и сможете задать себе вопросы, на которые стоит дать ответ любому представителю «помогающих профессий». Он рекомендован не только для психологов, но и для врачей, учителей, преподавателей, священников, социальных работников, а также всех тех, кто имеет дело с большим количеством людей, либо с людьми, испытывающими затруднения и проблемы.
Ведь это тренинг о коммуникации. Но не той коммуникации, где «вы добьетесь своих целей, и сможете навязать их другим людям», чему учат тренинги, посвященные манипуляциям и влиянию. Здесь речь идет о том, как помочь другим, и при этом самому остаться эмоционально здоровым и счастливым человеком.
Полезен будет этот тренинг и тем, кто занимается целительством, так как он дополнит ваше несколько, я бы сказал, романтическое видение мира и своей задачи рациональным пониманием механики взаимоотношений и техниками, повышающими эффективность работы.
Чему обучает этот тренинг?
Сейчас все больший процент обучения когнитивен, — то есть, представляет собой инструкции, что и как делать в тех или иных ситуациях или для реализации тех или иных целей.
Этот же тренинг обучает тому, как БЫТЬ, — быть источником исцеления для тех, кто к вам обращается. После прохождения этого тренинга вы сможете:
Быстро переключать свое эмоциональное состояние для поддержания работоспособности и высокого тонуса;
Лучше ощущать свое тело, быть в контакте со своими чувствами и эмоциями;
Оказывать поддержку и помощь многим людям одним своим присутствием;
Легко и быстро объяснять людям, что с ними происходит;
Эффективно трансформировать свою личность, встраивая изменения в жизнь.
Программа тренинга описывает те знания и навыки, которые вы для этого получите:
Врачи, психологи и целители — кто есть who.
Общая схема коммуникации.
4 формы исцеляющего контакта.
3 метода управления собственным эмоциональным состоянием.
3 мира психологии и 4 пути к исцелению.
Знакомство с трансперсональным и телесно-ориентированным подходом.
Помощь людям в тяжелых эмоциональных состояниях без потерь для себя.
3 ошибки начинающих психологов, ведущие к уходу из профессии, либо потере эффективности.
2 профессиональные деформации опытных психологов, ведущие к потере человечности.
«Энергетические вампиры», — кто они, и как функционируют?
«Харизматики» — механизм их функционирования.
Новый взгляд на сценарии, переносы и контрпереносы.
Модель логических уровней.
5 «точек», из которых действует психолог.
Работа «полем/пространством исцеления».
Психолог как миссия.
«Посттренинговая практика» — как эффективно удерживать и интегрировать изменения после тренинга или терапии в свою жизнь.
Продолжается тренинг 2 полных тренинговых дня, с 11:00 до 21:00.
Стоимость тренинга — 8000 руб, либо 6000 руб для студентов.
Контакты: +7-916-259-7402 между 12:00 и 19:00, Евгений
Чему не учат на психфаке читать онлайн
Вячеслав Владимирович Оробинский
Чему не учат на юрфаке: тайны профессионального мастерства юриста
© Оробинский В. В., 2018
© Оформление: ООО «Феникс», 2018
© В оформлении книги использованы иллюстрации по лицензии Shutterstock.com
Все началось в далеком 2009 году, когда на нескольких форумах появилась тема «Готовится к выходу книга „Чему не учат на юрфаке. Как стать успешным юристом“». Автор по имени Павел просил «сброситься с миру по нитке» и подкинуть ему материала: «Я ищу успешные примеры для книги, так что если вы хотите пропиарить себя и/или свою компанию или просто поделиться своим опытом в этой области, то, пожалуйста, отпишите мне на черт-те-гдеСОБАКА.ру, мне очень интересно получить от вас обратную связь. Если ваша история близка к теме, то я обязательно опишу ее в книге, а также пришлю вам бесплатный экземпляр в подарок!»
Отсюда ясно: сам Павел не юрист. Иначе примеры, успешные и не очень, были бы у него перед глазами. Уж чего-чего, а этого добра в нашей профессии хватает. Вчера Тот Такойтович процесс проиграл, сегодня Этот Этакойтович открыл свою дело, позавчера Ту Самую взашей выгнали из прокуратуры (суда/администрации/нотариата – словом, отлучили от кормушки). В юрсообществе постоянно что-то происходит, так что найти пример – и даже «успешный пример» – вполне легко. Если ты в это сообщество входишь…
А Павел, видимо, не входил. Потому и искал материал для книги по юрфорумам. Там же был размещен и анонс:
«Теме достижения успеха посвящено много книг, но ни одна из них не специализирована на проблемах российских юристов, молодых специалистов, закончивших юридический факультет и оказавшихся один на один с реалиями жизни.
В свое время столкнувшись с подобной проблемой лично, не имея поддержки со стороны, вынужденно „пробивая стены головой“, сейчас хочу собрать воедино свой опыт и наблюдения за успешными юристами для тех, кто нуждается в действительно работающих советах.
Приблизительный выход книги – начало 2010 года».
Идея мне понравилась. Раз в год я просматривал каталоги издательств да форумы – а вдруг вышла? С удовольствием бы почитал, вдруг чего нового узнаю… Но книга так и не появилась.
Не знаю почему. Можно лишь гадать. То ли с потенциальным автором что-то случилось. То ли издательство передумало. То ли что-то еще… И вообще: каменные джунгли, конкуренция, человек человеку – волк, а юрист юристу иногда и вовсе волчарище, и прочая, прочая.
А книга нужна. Потому что до сих пор и новички, и профессионалы пробивают стенки лбами, годами ходят по одним и тем же тропкам, сидят на мизерных зарплатах, работают «на дядю» чуть ли не за шапку сухарей… Зачем? Есть другие, более эффективные способы.
А книг по развитию именно юриста мало, ничтожно мало… На моей памяти в родном отечестве было сделано лишь три попытки исследовать эту сферу:
1. Адвокат: навыки профессионального мастерства / Е.Ю. Булакова, Л.А. Воскобитова, М.Р. Воскобитова [и др.]; под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 592 с.
2. Лебедев К.К. Правовое обслуживание бизнеса (корпоративный юрист). – М.: Юристъ, 2001. – 474 с.
3. Юрист в организации: учебно-практическое пособие / И.Н. Кофанова [и др.]; под ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Юстицинформ, 2009. – 160 с.
В первой книге есть кое-что полезное о работе с клиентами и доказательствами. Хорошая книга. Но почти ничего о заработке денег, размере гонорара, об альтернативных гонорарах, а главное – как «отжать» у клиента денег, если тот занял позицию «оказанная услуга ничего не стоит» и категорически не хочет платить за ваши труды.
Вторую и третью книги недолюбливаю: они учат работать «на дядю». С девяти до шести, каждый день… Эдакое «бусидо» «штатника». Да, вы станете хорошим исполнителем. Тоже неплохо: необходимый и закономерный этап вашего развития. А куда дальше?
Ответа нет. Хотите всю жизнь сидеть на одной зарплате – двух вышеперечисленных книг хватит. Хотите большего: свой бизнес, свою юридическую практику или просто безбедное существование на «вольных хлебах», – читайте дальше.
Ни в одной из ныне опубликованных книг по нашей профессии нет ЦЕЛЬНОСТИ. Авторы как-то узко подходят к существующей проблеме: сводят успех к профессионализму и видят успешного юриста только в рамках профессии. От силы добавляют еще так называемые коммуникативные навыки. Что бы сие значило, еще вопрос…
Мое мнение – нельзя считать человека успешным юристом только за блестящие знания и хорошо подвешенный язык. Успешный юрист – нечто больше. И с профессионала юрист только начинается. Это уровень подмастерья.
Необходимо умение продавать юридические услуги. Умение выстраивать схемы. Умение оценивать риски. Умение строить отношения с клиентами/потенциальными партнерами, да и просто с «нужными» людьми – т. е. нарабатывать СВЯЗИ. Умение зарабатывать деньги своими навыками и тратить деньги на «прокачку» этих навыков, «раскрутку» себя, необходимую матчасть. И много чего еще… О чем вам расскажу теперь уже я.
Да-да. Не знаю, какая книга получилась бы у Павла. Дай бог, когда-нибудь напишет, почитаем. Фактически он полез в непроходимые дебри, о которых и не слыхивал. Где «на неведомых дорожках следы невиданных зверей», капканы, ловушки, нечисть и прочие прелести современной жизни юриста. Павел пробовал собирать материал по темам, о которых имеет весьма смутное представление.
Тем не менее уважаю Павла за попытку. Если ты читаешь эти строки – спасибо тебе, предшественник! И куда не добрался ты – дойду я. Может, Павел и не прочувствовал ПУТЬ юриста. Не выстрадал. Не ПРОЖИЛ. Но его потуги не сгинули бесследно: их заметил другой. Тот, у которого есть опыт. Шрамы. Понимание. Клыки. Кто прожил. Кто выжил сам и может научить вас, читатель, выжить в мире юристов. Чью книгу вы сейчас и читаете.
Почему такое мрачное начало? Причина проста. Читатель, вы думаете, профессия юриста – розы да песни, справедливость и милосердие? Увы. Все насквозь цинично и мрачно. «Люди гибнут за металл, Сатана там правит бал». Так что готовьтесь к путешествию в темный, мрачный мир современного бизнеса. Где человек человеку – волк, а юрист юристу… когда волчарище, а когда и поможет.
1. Язык. Большинство из вас, дорогие читатели, считают юриспруденцию непроходимой заумью. И правильно. Откройте любой учебник. Увидите что-то вроде:
«В последние десятилетия значительно возросли интерес и активность гражданского общества и неправительственных организаций в отношении охраны окружающей среды, о чем свидетельствует новое направление в деятельности Организации Объединенных Наций, которое сложилось в 90-х годах XX в. Это прежде всего участие неправительственных организаций в деятельности ООН по вопросам охраны окружающей среды, а также представителей деловых кругов в Глобальном договоре ООН, предусматривающем их обязательства способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду, повышение ответственности за состояние окружающей среды, развитие и распространение чистых технологий».
Везде одно и то же. «Километровые» предложения. Казенные обороты. Иногда еще всякие заморские словеса и научные, а то и псевдонаучные термины. С одной стороны – привыкай, студент. На 90 % вся учебная литература так и написана. И тебе с этим жить и работать. Увы, в нашей профессии к истине или хотя бы к ответу на вопрос приходится продираться многими часами, ведя поиски в «КонсультантПлюс» (далее К+), пробираясь сквозь тернии законов, подзаконных актов, комментариев, комментариев к комментариям, обобщений судебной практики и т. д. Так что привыкайте, батенька. Это тоже составляющая мастерства.
Читать онлайн «Профессия — психолог» автора Литвак Михаил Ефимович — RuLit — Страница 18
Давайте еще немного побудем с Франклом.
Он говорил, что смерть также имеет смысл. Если бы мы были бессмертны, то могли бы спокойно откладывать свои дела на какое угодно время. К сожалению, многие люди ведут себя, как бессмертные боги, откладывая свои дела. Но перед лицом смерти мы обязаны использовать отведенное нам время максимально. Только тогда жизнь обретает смысл. В основе смысла человеческой жизни лежит принцип необратимости существования. Эту мысль и следует доводить до вашего подопечного, чтобы он взял на себя ответственность за свою жизнь.
Вначале жизнь представляет собой нетронутый «материал», но вот она разворачивается, и «материала» становится все меньше и меньше. Он превращается в «одежду». Это наши поступки, переживания, опыт. Все то, что мы накопили на жизненном пути. А если ничего этого нет, то «материал» пропал безвозвратно — ушел на тряпки.
Еще одну аналогию проводит Франкл. Человек похож на скульптора, который из камня ваяет свою жизнь. И поступать следует так, как поступает скульптор. Он старается уже в камне увидеть то, что из него можно сделать так, чтобы было меньше отходов. Кроме того, человек не знает, сколько времени ему отпущено. Торопиться не следует, но и простаивать не стоит. Неважно, если работа не завершена. Важно, какого она качества.
Это Франкл обращается к вам, мой молодой друг!
Франкл предупреждает нас, чтобы мы не стремились стать идеальными. Если бы все люди были идеальными, то каждого можно было бы заменить другим. Именно из нашего несовершенства вытекает незаменимость и невоспроизводимость каждого индивида. И еще немного. Франкл считает, что там, где не признается индивидуальность, нет сообщества, там — толпа, стадо. Толпа не терпит индивидуальности. Толпу он сравнивает с булыжной мостовой, а истинное сообщество — с мозаичным рисунком. В булыжной мостовой один камень можно заменить другим; в мозаике каждый фрагмент незаменим. И если он выпадает, приходится перестраивать весь рисунок. Вот почему потеря личности для сообщества невосполнима.
Сообщество подчеркивает индивидуальность ее членов, толпа ее подавляет, ограничивая свободу личности ради равенства и подменяя братство стадным инстинктом.
Человек должен жить по формуле: быть — значит отличаться. Существование человека как личности означает абсолютную непохожесть его на других.
Как вы видите, работы Франкла проникнуты уважением к человеку, к личности.
Франкл учит нас не бояться ошибок. Они должны служить плодотворным материалом для формирования лучшего будущего: из собственных промахов следует извлекать уроки.
Нужно уважать свои инстинкты. «В инстинктах мое «Я» черпает энергию. Мои страсти — это ветер, который дует, куда ему вздумается, а мое «Я» должно управлять парусами судьбы, чтобы плыть туда, куда мне надо. Хороший моряк может плыть и против ветра. А куда плыть? Вот для этого и нужен смысл жизни. Инстинкты нас толкают, а смысл влечет.
Изначальное слабоволие — это глупая выдумка. Слабовольным становится тот, у кого нет цели и кто не умеет принимать решений».
Франкл считает, что и в страдании есть смысл. Человек растет и мужает, страдая; его несчастная любовь приносит ему больше пользы, чем могло бы дать множество любовных побед. Преувеличивая значимость приятных переживаний, люди вырабатывают в себе ничем не оправданную склонность жаловаться на судьбу. Для оценки мелодии неважно, мажорная она или минорная.
Страдание вызывает плодотворное, кардинально преобразующее духовное напряжение, которое на эмоциональном уровне помогает человеку осознать то, чему следует быть. В страданиях человека открывается глубокая мудрость, которая выше всякого рассудка. Для внутренней жизни скорбь и раскаяние полны глубокого смысла.
Скука тоже имеет смысл. Она как бы напоминает нам, что мы бездействуем. Смысл страдания в том, что оно оберегает человека от апатии и духовного оцепенения. Пока мы способны к страданию, мы остаемся живыми духовно. Мы растем и мужаем в страданиях, они делают нас богаче и сильнее. Скорбь как бы возвращает прошлое в настоящее. Раскаяние и скорбь — оба эти чувства — служат для того, чтобы как бы «исправить» прошлое. Нельзя гасить несчастья наркотиками. Пытаясь забыться, человек заставляет себя «не замечать» случившегося, пытается убежать от него. Но притупление чувств не приводит к устранению самого предмета переживаний. Страдание и горе являются частью человеческой жизни, как судьба или смерть. Ни одно из них нельзя вырвать из жизни, не нарушая ее смысла. Ибо лишь под ударами молота судьбы в горниле страданий выковывается личность, и жизнь приобретает свои форму и содержание. Так что дерзайте! Поступите или не поступите вы на психологический факультет, во всем есть смысл!
Франкл предупреждает, что человек не должен преждевременно складывать оружие, ибо легко принять ситуацию за судьбу и склонить голову перед мнимой участью. Лишь только тогда, когда он не имеет возможности что-то создавать, чем-то наслаждаться, наступает время страдать. По-настоящему страдает только тот человек, который сделал все для того, чтобы не страдать. Это благородное страдание. Но если человек ничего не сделал для того, чтобы избежать страдания, то его страдание нельзя назвать благородным, да и вообще нельзя назвать страданием.
Мой молодой друг, если вы ничего не будете делать, то неприятности вас найдут, но можно ли ваши чувства считать страданиями?
Терпение оправдано только тогда, когда сама судьба ставит человека в условия, когда он вынужден терпеть, ибо ни изменить своего положения, ни избежать его он не в состоянии. Только оправданное терпение является нравственным достижением; только неизбежное страдание имеет нравственный смысл. Таким об-‘ разом, круг оправданных страданий, по Франклу, весьма узок. В него входят неизлечимые заболевания при условии, что были предприняты все меры профилактики, заключение в концентрационный лагерь при авторитарных режимах, гибель близких людей; и т. п,
«Жизнь — ничто, жизнь — это возможность сделать что-то». В этом принципе Геббеля содержится ответ на вопрос о смысле жизни. Ибо существуют лишь две возможности: работать вместе с судьбой, придавая ей формы, и таким образом реализовывать созидательные ценности или, если это невозможно и страдание неизбежно, страдать, реализуя ценности отношения.
Кстати, что у вас крепче всего осталось в памяти? Уверен, что страдания и беды, из которых вам удалось с честью выйти!
Пересказывать работы Франкла очень трудно. Все там важно. Но у меня другая цель. Поэтому дам еще несколько его изречений, касающихся работы и любви:
«Если и существуют случаи, когда выбранная работа не приносит удовлетворения, то здесь виноват сам человек, а не работа. Работа сама по себе не делает человека нужным и незаменимым; она лишь дает ему возможность стать таковым. Важна не работа, которую человек выполняет, а то, как он ее выполняет. Все зависит от того, сколько личностных качеств вложит человек в свою работу».
«Некоторые финансовые магнаты настолько заняты добычей средств для жизни, что забывают саму жизнь».
«Безработица для невротиков — находка, ибо теперь во всех жизненных неудачах они могут обвинить именно ее. Безработица выступает в виде козла отпущения, на которого они могут свалить всю вину за неудавшуюся жизнь».