Обществознание справочник для подготовки к егэ онлайн
Читать онлайн «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ» автора Баранов Петр Анатольевич — RuLit — Страница 1
П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко
Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ
Справочник включает материал школьного курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует Стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ.
В справочнике представлены следующие разделы курса: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право», которые составляют ядро содержания общественного образования, проверяемого в рамках ЕГЭ. Это усиливает практическую направленность книги.
Компактная и наглядная форма изложения, большое количество схем и таблиц способствует лучшему пониманию и запоминанию теоретического материала.
В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждой темы представлены варианты заданий с ответами и комментариями. Данные задания призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:
– распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
– сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
– соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
– оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
– анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
– распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
– устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
– применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
– различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
– называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
– перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
– раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
– применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
– формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Это позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Раздел 1. Общество
Тема 1. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества
Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.
Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.
Общество в узком смысле слова – это:
– круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);
– отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);
– исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);
Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под ред. Баранова П.А.
4-е изд., перераб. и доп. — М.: 2018. — 544 с.
В справочнике, адресованном выпускникам средней школы и абитуриентам, в полном объёме дан материал курса «Обществознание», который проверятся на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания — контрольно-измерительные материалы ЕГЭ (КИМы). В справочнике представлены блоки-модули «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право», составляющие основу школьного курса «Обществознание». Краткая и наглядная — в виде схем и таблиц — форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний, умений и навыков.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 6
БЛОК-МОДУЛЬ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Тема 1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 12
Тема 1.2. Мировоззрение, его виды и формы 17
Тема 1.3. Виды знаний 20
Тема 1.4. Понятие истины, её критерии 26
Тема 1.5. Мышление и деятельность 30
Тема 1.6. Потребности и интересы 41
Тема 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность 45
Тема 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы 50
Тема 1.9. Основные институты общества 55
Тема 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 58
Тема 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 65
Тема 1.12. Образование, его значимость для личности и общества 78
Тема 1.13. Религия 81
Тема 1.14. Искусство 89
Тема 1.15. Мораль 95
Тема 1.16. Понятие общественного прогресса 101
Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 106
Тема 1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 109
БЛОК-МОДУЛЬ 2. ЭКОНОМИКА
Тема 2.1. Экономика и экономическая наука 116
Тема 2.2. Факторы производства и факторные доходы 122
Тема 2.3. Экономические системы 126
Тема 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение 134
Тема 2.5. Постоянные и переменные затраты 145
Тема 2.6. Финансовые институты. Банковская система 147
Тема 2.7. Основные источники финансирования бизнеса 154
Тема 2.8. Ценные бумаги 160
Тема 2.9. Рынок труда. Безработица 163
Тема 2.10. Виды, причины и последствия инфляции 173
Тема 2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП 177
Тема 2.12. Роль государства в экономике 184
Тема 2.13. Налоги 191
Тема 2.14. Государственный бюджет 195
Тема 2.15. Мировая экономика 202
Тема 2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина 210
БЛОК-МОДУЛЬ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 3.1. Социальная стратификация и мобильность 216
Тема 3.2. Социальные группы 227
Тема 3.3. Молодёжь как социальная группа 232
Тема 3.4. Этнические общности 235
Тема 3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения 240
Тема 3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ 249
Тема 3.7. Социальный конфликт 252
Тема 3.8. Виды социальных норм 260
Тема 3.9. Социальный контроль 264
Тема 3.10. Семья и брак 267
Тема 3.11. Отклоняющееся поведение и его типы 272
Тема 3.12. Социальная роль 276
Тема 3.13. Социализация индивида 280
БЛОК-МОДУЛЬ 4. ПОЛИТИКА
Тема 4.1. Понятие власти 283
Тема 4.2. Государство, его функции 291
Тема 4.3. Политическая система 304
Тема 4.4. Типология политических режимов 307
Тема 4.5. Демократия, её основные ценности и признаки 310
Тема 4.6. Гражданское общество и государство 314
Тема 4.7. Политическая элита 323
Тема 4.8. Политические партии и движения 327
Тема 4.9. Средства массовой информации в политической системе 336
Тема 4.10. Избирательная кампания в РФ 342
Тема 4.11. Политический процесс 351
Тема 4.12. Политическое участие 355
Тема 4.13. Политическое лидерство 360
Тема 4.14. Органы государственной власти РФ 364
Тема 4.15. Федеративное устройство России 374
БЛОК-МОДУЛЬ 5. ПРАВО
Тема 5.1. Право в системе социальных норм 381
Тема 5.2. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ 395
Тема 5.3. Понятие и виды юридической ответственности 401
Тема 5.4. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ 409
Тема 5.5. Законодательство РФ о выборах 417
Тема 5.6. Субъекты гражданского права 421
Тема 5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности 428
Тема 5.8. Имущественные и неимущественные права 433
Тема 5.9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора 440
Тема 5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака 448
Тема 5.11. Особенности административной юрисдикции 453
Тема 5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты 460
Тема 5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) 468
Тема 5.14. Споры, порядок их рассмотрения 473
Тема 5.15. Основные правила и принципы гражданского процесса 476
Тема 5.16. Особенности уголовного процесса 484
Тема 5.17. Гражданство РФ 495
Тема 5.18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба 501
Тема 5.19. Права и обязанности налогоплательщика 509
Тема 5.20. Правоохранительные органы. Судебная система 513
Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию 523
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию 536
Литература 540
Справочник включает материал школьного курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене (ЕГЭ). Структура книги соответствует Федеральному государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету, на основе которого разработаны экзаменационные задания — контрольные измерительные материалы (КИМ), составляющие экзаменационную работу по обществознанию.
В справочнике представлены следующие содержательные блоки-модули: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право», которые образуют ядро содержания школьного обществоведческого образования и соответствуют кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ.
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «
Обществознание справочник для подготовки к егэ онлайн
- ЖАНРЫ
- АВТОРЫ
- КНИГИ 595 285
- СЕРИИ
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 557 353
Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА «ЭКОНОМИКА» 9 класс
Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме
Данная книга – учебное пособие для быстрой и эффективной подготовки выпускников основной школы к государственной (итоговой) аттестации (ГИА) по обществознанию, которое по своему содержанию соответствует государственному стандарту основного общего образования по предмету. Пособие призвано оказать помощь в систематизации, углублении и обобщении знаний по содержательному блоку курса обществознания «Экономическая сфера жизни общества».
Представленный в первой части пособия экспресскурс, раскрывающий содержание этого блока, адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ГИА.
В процессе подготовки к ГИА по обществознанию очень важно преобразовать содержание материала в более доступное для восприятия, выявить самые существенные признаки социальных объектов и явлений, раскрыть сущность обществоведческих понятий, наиболее типичных и существенных черт современного общества, форм и направлений его развития. Инструментом осуществления этой задачи выступают структурно-логические схемы и таблицы, компактно раскрывающие самые значимые вопросы обществоведческого курса основной школы и способствующие пониманию и глубокому усвоению материала.
Вторая часть пособия включает вариативные тренировочные задания по подготовке к ГИА по обществознанию. Эти задания соответствуют контрольным измерительным материалам (КИМам), на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ГИА по обществознанию.
Структура экзаменационной работы по обществознанию
Тренировочные задания нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках выполнения экзаменационной работы по обществознанию:
– распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
– определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;
– распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
– сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
– приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;
– осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;
– оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
– анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
– применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
– применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
– формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Выполнение тренировочных заданий позволит проверить ваши знания, умения, способности, что даст возможность более объективно оценить уровень своей обществоведческой подготовки по содержательному блоку «Экономическая сфера жизни общества».
В конце пособия представлены ответы на все предложенные задания[1]. Сверяйте ваш вариант ответа с эталоном. При несовпадении вашего ответа с ответом, данном в пособии, повторно обратитесь к содержанию задания и постарайтесь понять, в чем состоит ваша ошибка.
Учебный материал (экспресс-курс)
Тема 1. Экономика, ее роль в жизни общества
Сфера экономики – наиболее изменчивая из всех сфер жизни общества, поскольку воспроизводство условий для жизни людей осуществляется буквально ежедневно. Экономика исследует проблемы, касающиеся всех людей без исключения: почему растут цены, что такое инфляция, что выгоднее – работать по найму или организовать свое дело и др.
Экономика играет огромную роль в жизни общества.
Экономика современного общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность и развитие каждого человека и общества в целом.
Тема 2. Потребности
Для удовлетворения всех многообразных потребностей человек вынужден вступать в «деловые отношения» с другими людьми. Чтобы удовлетворить собственную потребность, человек предлагает в обмен что-то свое для других. Иными словами, удовлетворить свою потребность каждый может лишь после того, как он удовлетворил чью-то чужую потребность.
Получив в результате обмена на рынке желаемое, человек осуществляет непосредственное потребление, которое на время удовлетворяет его и порождает новые потребности. Удовлетворение одной потребности приводит к формированию новой. Потребности человека безграничны и все время растут. Их рост постоянно развивает производство. Ведь только то необходимо производить, в чем нуждается человек. С другой стороны, развитие производства, технологические изменения в обществе не только расширяют круг желаний и предпочтений человека, но и изменяют структуру его потребностей.
Тема 3. Ограниченность ресурсов
По мере развития общественного производства значимость одних и тех же ресурсов меняется: в традиционном (аграрном) обществе преобладали природные и трудовые ресурсы, в индустриальном – материальные и финансовые, в постиндустриальном – информационные и интеллектуальные.
Ресурсы всегда ограничены. Это означает, что они не могут удовлетворить всех потребностей.
Поэтому необходим выбор наилучшего варианта использования ресурсов. Наилучшим будет тот вариант, который обеспечит максимальный результат при минимальных затратах.
В действительности все ресурсы используются в определенном сочетании, в соответствующих пропорциях. Часть ресурсов может оказаться невостребованной, например, в период спада производства растет безработица, не находят полного применения производственные мощности. Эффективное использование ресурсов с целью удовлетворения реальных потребностей общества является условием успешного функционирования экономики.
К заданиям части 3 (С) дается основное содержание ответов, поскольку данный тип заданий предполагает открытый, неформализованный ответ, в котором проявляется личное отношение экзаменуемого.
Товар – продукт, произведенный для удовлетворения потребностей человека и предназначенный для купли-продажи на рынке.
Услуга – вид деятельности, который может удовлетворить потребности людей.
Обществознание, Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ, Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В., 2018
Обществознание, Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ, Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В., 2018.
В справочнике, адресованном выпускникам средней школы и абитуриентам, в полном объёме дан материал курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене.
Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе Которого составлены экзаменационные задания — контрольные измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ.
В справочнике представлены следующие содержательные блоки-модули: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношении», «Политика», «Право».
Краткая и наглядная — в виде схем и таблиц — форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний, умений и навыков.
Понятие истины, её критерии.
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
Классическая концепция истины связана с первым определением: истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Истина:
• есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объёме;
• всегда конкретна: она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами. Например, атомистическая концепция прошлого в своей основе заключает истину: материальные тела действительно состоят из атомов, которые неделимы. Если мы, однако, не укажем, что речь идёт об определённых условиях, будем считать, что атомы всегда неделимы, то мы допустим ошибку, нарушим принцип конкретности истины;
• едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Содержание.
Предисловие.
БЛОК-МОДУЛЬ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.
Тема 1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
Тема 1.2. Мировоззрение, его виды и формы.
Тема 1.3. Виды знаний.
Тема 1.4. Понятие истины, её критерии.
Тема 1.5. Мышление и деятельность.
Тема 1.6. Потребности и интересы.
Тема 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.
Тема 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы.
Тема 1.9. Основные институты общества.
Тема 1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.
Тема 1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
Тема 1.12. Образование, его значимость для личности и общества.
Тема 1.13. Религия.
Тема 1.14. Искусство.
Тема 1.15. Мораль.
Тема 1.16. Понятие общественного прогресса.
Тема 1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ).
Тема 1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы).
БЛОК-МОДУЛЬ 2. ЭКОНОМИКА.
Тема 2.1. Экономика и экономическая наука.
Тема 2.2. Факторы производства и факторные доходы.
Тема 2.3. Экономические системы.
Тема 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
Тема 2.5. Постоянные и переменные затраты.
Тема 2.6. Финансовые институты. Банковская система.
Тема 2.7. Основные источники финансирования бизнеса.
Тема 2.8. Ценные бумаги.
Тема 2.9. Рынок труда. Безработица.
Тема 2.10. Виды, причины и последствия инфляции.
Темп 2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.
Тема 2.12. Роль государства в экономике.
Тема 2.13. Налоги.
Тема 2.14. Государственный бюджет.
Тема 2.15. Мировая экономика.
Тема 2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
БЛОК-МОДУЛЬ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Тема 3.1. Социальная стратификация и мобильность.
Тема 3.2. Социальные группы.
Тема 3.3. Молодёжь как социальная группа.
Тема 3.4. Этнические общности.
Тема 3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Тема 3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ.
Тема 3.7. Социальный конфликт.
Тема 3.8. Виды социальных норм.
Тема 3.9. Социальный контроль.
Тема 3.10. Семья и брак.
Тема 3.11. Отклоняющееся поведение и его типы.
Тема 3.12. Социальная роль.
Тема 3.13. Социализация индивида.
БЛОК-МОДУЛЬ 4. ПОЛИТИКА.
Тема 4.1. Понятие власти.
Тема 4.2. Государство, его функции.
Тема 4.3. Политическая система.
Тема 4.4. Типология политических режимов.
Тема 4.5. Демократия, её основные ценности и признаки.
Тема 4.6. Гражданское общество и государство.
Тема 4.7. Политическая элита.
Тема 4.8. Политические партии и движения.
Тема 4.9. Средства массовой информации в политической системе.
Тема 4.10. Избирательная кампания в РФ.
Темп 4.11. Политический процесс.
Тема 4.12. Политическое участие.
Тема 4.13. Политическое лидерство.
Тема 4.14. Органы государственной власти РФ.
Тема 4.15. Федеративное устройство России.
БЛОК-МОДУЛЬ 5. ПРАВО.
Тема 5.1. Право в системе социальных норм.
Тема 5.2. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ.
Тема 5.3. Понятие и виды юридической ответственности.
Тема 5.4. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ.
Тема 5.5. Законодательство РФ о выборах.
Тема 5.6. Субъекты гражданского права.
Тема 5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Тема 5.8. Имущественные и неимущественные права.
Тема 5.9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.
Тема 5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Тема 5.11. Особенности административной юрисдикции.
Тема 5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Тема 5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).
Тема 5.14. Споры, порядок их рассмотрения.
Тема 5.15. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Тема 5.16. Особенности уголовного процесса.
Тема 5.17. Гражданство РФ.
Тема 5.18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
Тема 5.19. Права и обязанности налогоплательщика.
Тема 5.20. Правоохранительные органы. Судебная система.
Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию.
Литература.
По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.