Mtour12.ru

Обучение в онлайне
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Онлайн лекции по искусству

10 лучших онлайн-курсов для тех, кто мечтает разбираться в искусстве

Хотите получать удовольствие от современного искусства, знать, чем Возрождение отличается от проторенессанса, и чем вдохновлялись великие русские писатели?

Для тех, кто мечтает разбираться в искусстве, AdMe.ru собрал 10 лучших бесплатных онлайн-курсов. Смотрите и слушайте.

Понять искусство

Этот курс — находка для тех, кто хочет научиться разбираться в искусстве. Он дает основные понятия теории, рассказывает о жанрах и техниках. Слушатели узнают, как научиться получать удовольствие от современного искусства и «читать» арт-произведения, а также что такое «точка смотрения», и почему этот «кусок пластмассы» является гениальным творением.

Длительность: 7 недель
Начало: 14 сентября
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Автор: Проект MediaNovation
Универсариум

Русский авангард

© «Купание красного коня», К.Петров-Водкин

Курс ведет историк искусства и эксперт по русскому искусству ХХ века Андрей Сарабьянов. Слушатели узнают, кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику, и как попытались увлечь своими утопиями всю страну. Лектор расскажет как возникло самое известно полотно русского авангарда — «Черный квадрат», и чем закончились творческие поиски Малевича.

Длительность: 5 лекций и 20 дополнительных материалов
Начало: можно заниматься в любое время
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Арзамас

Как понимать живопись 19 века

© «Утро стрелецкой казни», В.И.Суриков.

Илья Доронченков, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, расскажет о том, как художники 19 века переосмысливали исторические события, о символах и смыслах, которыми они наполняли свои картины. В качестве примера лектор рассмотрит восемь полотен известных художников, среди которых Гойя, Делакруа, Суриков и Мане. Слушатели узнают, к примеру, как Суриков написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью.

Длительность: 8 лекций и 40 дополнительных материалов
Начало: можно заниматься в любое время
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Университет: Европейский университет в Санкт-Петербурге
Арзамас

Леонардо да Винчи в 3D

© «Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Авторы курса, преподаватели Российского государственного гуманитарного университета, предлагают «поговорить» с Леонардо и попытаться понять Мастера, его величие и его трагедию. Слушатели курса узнают о том, как с помощью 3D-сканеров, 3D-принтеров, лазерных каттеров можно создавать, реконструировать сложные объекты, придуманные художником в далеком прошлом.

Длительность: 8 недель
Начало: скоро, можно записаться на перезапуск
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Университет: РГГУ
Универсариум

История искусства от Оксфордского университета

© «Вавилонская башня», Питер Брейгель старший

В этой подборке аудиозаписи 30 лекций, которые читают для студентов лучшие преподаватели факультета истории искусств Оксфордского университета. Темы разные: от европейской средневековой архитектуры до искусства Китая.

Длительность: 30 лекций
Язык: английский
Начало: можно заниматься в любое время
Стоимость: бесплатно
Университет: Оксфордский университет

Умные вещи

Курс приглашает отправиться в воображаемое путешествие в культурное пространство, населенное объектами, созданными человеком: дверями, окнами, зеркалами и так далее. В конце путешествия слушатель сможет различать авторские метафоры в живописи и расшифровывать литературные символы.

Длительность: 7 недель
Начало: скоро, можно записаться на перезапуск
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Университет: МГУ
Универсариум

Шедевры западного искусства

© «Бар в Фоли-Бержер», Мане

Массачусетский колледж искусств знакомит с историей европейского искусства на примере 24 величайших произведений. Среди них картины, скульптуры, памятники архитектуры, музыкальные и литературные шедевры: от афинского Парфенона до полотен Поллока.

Длительность: 9 модулей
Начало: можно записаться, о запуске сообщат
Язык: английский
Стоимость: бесплатно
Университет: Массачусетский университет
Cadenze

Театр английского возрождения

© «Портрет Елизаветы I», Джордж Говер

Театровед и театральный критик Марина Давыдова расскажет о театре времен Шекспира — находки и озарения того времени легли в основу современного театрального искусства. Слушатели узнают, как устроен английский театр, чем он похож на мир и как спектакль по пьесе «Макбет» может утянуть нас в средневековое прошлое.

Длительность: 3 лекции и 18 дополнительных материалов
Начало: можно заниматься в любое время
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Арзамас

Петербургские перекрестки

© «Портрет Пушкина», Александр Кравчук

Литературные прогулки по Санкт-Петербургу с лучшими преподавателями словесности, которые расскажут ученикам о петербургском тексте, несколько веков создаваемым русскими писателями и поэтами. Слушатели курса узнают о том, как северная столица вдохновляла многие поколения великих русских писателей и поэтов, познакомятся с Петербургом Державина, Пушкина, Блока, Мандельштама, Ахматовой, Бродского.

Длительность: 5 недель
Начало: октябрь 2015, записавшимся о дате старта сообщат
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Университет: СПБГУ, РГПУ им. Герцена
Лекториум

Современное русское искусство

Авторы предлагают познакомиться с основными понятиями и формами искусства XX века. Из лекций можно узнать, как и почему в XX веке радикально менялись темы и жанры в искусстве, как развитие искусства связано с историей нашей страны, а также для кого и зачем существует современное искусство. И понять, наконец, что такое инсталляция и перфоманс.

Длительность: 10 недель
Начало: 3 августа, но можно присоединиться или записаться на следующий курс
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Автор: Московский музей современного искусства
Универсариум

Бесплатные онлайн-курсы об искусстве

Интересные и бесплатные онлайн-курсы для тех, кто хочет разбираться в искусстве, понимать живопись, читать архитектуру или научиться рисовать.

Мы собрали список самых интересных онлайн-курсов, посвящённых разным областям искусства. Наш перечень будет пополняться новыми обучающими программами. Все курсы доступны бесплатно и читаются на русском языке.

Онлайн-курсы, которые скоро начинаются

Азбука рисования – курс на Универсариуме, на котором изобразительной грамоте научат и 7-летнего ребёнка, и взрослых родителей. Об основах композиции, контрасте и нюансе, масштабе и пропорции, а также силуэте, форме и текстуре в серии лекций расскажут Мария Титова и Наталья Гриценко. Курс стартует 10 апреля 2017 года.

Понять искусство – настоящая находка для тех, кто мечтал разбираться в искусстве, научиться «видеть» авторские идеи и замысел. Из этого курса на Универсариуме вы освоите базовые понятия о жанрах и техниках, узнаете, что такое «точка смотрения» и даже попробуете себя в роли арт-критиков и кураторов. Стартует 17 апреля 2017 года.

Рисуем театрального героя – вы узнаете, каковы особенности работы театральных художников, обретёте навыки изображения человека в гриме и в театральном костюме, почувствуете роль цвета и формы на всех этапах создания театрального образа и сцены. Автор и лектор курса – Елена Алексеевна Агапова, художник-костюмер, преподаватель на кафедре дизайна в МГУТУ им. К. Г. Разумовского. Стартует на Универсариуме 15 мая 2017 года.

Онлайн-курсы, открытые в любое время

Как слушать классическую музыку – 4 лекции длительностью от 14 до 20 минут (в аудиозаписи; есть и конспект) от академии Арзамас поведают о том, что мешает нам наслаждаться классической музыкой и что нужно знать, чтобы её полюбить. Ещё в курсе пойдёт речь о том, чем музыка отличается от шума, может ли оркестр играть без дирижёра, способны ли музыканты понять друг друга и об уникальном эксперименте, поставленном в СССР.

Читать еще:  Лучшие онлайн курсы для подготовки к егэ

Что такое Древняя Греция – из 6 лекций на сайте академии Арзамас вы узнаете, как устроена греческая комедия, почему ругать людей хорошо, кто платил за постановки, почему комедиографы не боялись высмеивать политиков, зачем Аристофан потешался над своим другом Сократом, как устроена греческая трагедия и почему на трагедии не надо плакать. А также о театре как обучении демократии, о главной греческой трагедии, что на самом деле произошло с царём Эдипом и почему сочинение Софокла не очень понравилось афинянам.

Русское искусство XX века – в 8 видеолекциях на сайте Арзамас озвучен необходимый объём знания для всех, кто хочет понимать, что он видит в музее. Среди охваченных тем: русский модерн и русский авангард, как создавалось радикально новое искусство XX века, какой стиль живописи создал Сталин, как зародился андеграунд, кто создал самый загадочный и интеллектуальный стиль XX века, почему искусством стали кучи мусора и меховые чашки, как в искусство превратили хулиганство и членовредительство.

Русский авангард – курс от академии Арзамас из 5 лекций о том, как начиналось новое русское искусство XX века. Кем были люди, которые его делали, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику, а ещё чем отличались авангардисты Москвы и Петербурга. Также Андрей Сарабьянов рассказывает об алогизме и зауми, о рождение и смерти супрематизма, как русские авангардисты перешли к абстракциям и попытались увлечь своими утопиями всю страну.

Архитектура как средство коммуникации – курс из 8 лекций от академии Арзамас о том, что и как говорит нам архитектура и как научиться читать её сообщения. Вадим Басс рассказывает о том, какими средствами архитектура выражает себя, об адекватной архитектуре для простых людей, об архитектуре как инструменте манипуляции, как решается национальный вопрос в архитектуре и как нерелигиозные архитекторы переосмыслили церковную архитектуру прошлого века.

Как понимать живопись XIX века – академия Арзамас предлагает курс из 8 лекций Ильи Доронченкова о том, как восемь художников-революционеров осмысляли историю и современность. Как Жак Луи Давид создал эталон гражданской доблести, почему «Плот „Медузы“» Теодора Жерико оброс политическими смыслами, как абстрактная свобода воплотилась в полуобнажённой красавице Эжена Делакруа, как Франсиско Гойя остановил мгновение перед казнью, а Василий Суриков написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью.

Театр английского Возрождения – 3 лекции и 18 материалов от Марины Давыдовой о языке, на котором разговаривал со зрителями театр времён Шекспира, ждут вас на сайте Арзамас в любое время. Подробнее вы узнаете о символике «Доктора Фауста», как развивается английская драма и как устроен английский театр, чем он похож на мир и откуда должны появляться ангелы и черти.

Археология фольклора: мифологические мотивы на карте мира – интересный курс на Стэпик для всех, кто с увлечением читал мифы и сказки народов мира, а теперь готов взглянуть на их содержание глазами исследователя. Юрий Евгеньевич Березкин, профессор факультета антропологии ЕУСПб, накладывает на карту данные о распределении мотивов и элементов фольклора и предлагает сделать выводы о культурных контактах и миграциях в отдалённом прошлом, о которых у нас мало иных свидетельств.

История кино – курс на Универсариуме открыт для просмотра и чтения в любое время. Вы можете просматривать все лекции подряд или перескакивать на интересующие вас модули и даже проверять себя с помощью тестов. Слушатели курса на примерах работ известных режиссёров познакомятся с историей становления отечественного кинематографа.

Основы портретной фотографии – 8 лекций на Учи Новое, которые помогут новичкам разобраться в настройках фотоаппарата, в композиции портрета, постановке света и вдохновиться на съёмку портретных фотографий. Автор курса – профессиональный фотограф Александр Хохлов.

Альбрехт Дюрер и ещё 6 знаменитых художников Северного Возрождения – на Учи новое серия из 8 занятий, посвящённых таким выдающимся живописцам, как Альбрехт Дюрер, Ян ван Эйк, Ганс Мемлинг, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший и загадочнейший Иероним Босх. Попытаемся разобраться в их картинах и узнаём об особенностях этих мастеров.

История современного искусства. Online курс

Главной задачей курса является формирование у слушателей ясного представления об эволюции стилей в истории современного, и о наиболее важных феноменах в истории культуры 20-21 веков.

кураторы и преподаватели

Куратор, культуролог.
Заведующий сектором по научно-методической работе образовательного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА).
Номинант Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинациях «Кураторский проект» и «Региональный проект»; номинант премии Сергея Курехина в области современного искусства в номинации «Лучший кураторский проект».

художник, куратор, специалист в сфере современного искусства, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, опыт работы в объединении «Выставочные залы Москвы», Музее современного искусства «Гараж»

Куратор, автор и переводчик текстов о современном искусстве и культуре, редактор, магистр Манчестерского университета.

О курсе

«История современного искусства» — краткий и емкий курс, цель которого в том, чтобы дать слушателю базовые знания в области истории и теории современного искусства, благодаря которым он сможет перечислить основные стили и направления актуальных художественных практик, назвать имена выдающихся мастеров живописи, скульптуры и других медиа, а также назвать и узнавать на изображении ключевые произведения, характеризующие важнейшие вехи в истории современного искусства.
Каждая лекция будет сопровождаться информационными буллитами, большим количеством иллюстративного материала (т.е. изображениями ключевых произведений искусства того или иного стиля), а также списком дополнительной литературы по теме.

Для кого этот курс

Этот курс будет полезен всем студентам гуманитарных направлений, а также широкому кругу слушателей, интересующихся вопросами современной культуры.

Результаты обучения

  • способность к самоорганизации и самообразованию
  • способность понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии современного искусства
  • способность к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ
  • способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории.
Читать еще:  Онлайн школа доктора

тематический план

  • Введение в искусство XX-XXI веков. Обзорная лекция
  • Истоки авангарда. Гоген. Сезанн. Примитивизм. Фовизм. Парижская школа
  • Кубизм. Пикассо. Орфизм. Экспрессионизм. Зарождение абстракции. Пит Мондриан. Баухауз
  • Итальянский футуризм. Русский авангард. Конструктивизм
  • Дадаизм и Сюрреализм
  • Искусство между двумя войнами. Новая вещественность. АХР и ОСТ. Соцреализм
  • Американское искусство первой половины ХХ века. Послевоенное американское искусство
  • Послевоенное искусство Европы. Новый реализм. Группа Zero. Минимализм в американском искусстве
  • Неоавангард (США). Концептуализм, лэнд-арт. Арте-повера (Италия). Поп-арт
  • Неодада. «Флуксус», Ситуационистский интернационал. Искусство действия. Хэппенинг, боди-арт, перформанс
  • Советское неофициальное искусство. Лианозовская школа, московский романтический концептуализм, соц-арт. Московский акционизм
  • Видео-арт, технологическое искусство. Science art
  • Неоэкспрессионизм. Граффитизм (США). Трансавангард (Италия). «Новые дикие» (Германия)
  • Неопоп-арт. Постмодернизм
  • Искусство рубежа XX-XXI веков. Социальное искусство. «Архив лихорадка»

Условия поступления

Этот курс рассчитан на слушателей без предварительной подготовки. Однако желательно было бы прослушивать его после курса «Введение в историю искусства», который также был подготовлен Школой дизайна НИУ ВШЭ для платформы «Открытое образование».

Сертификат

Сертификат ведущего ВУЗа об освоении программы дополнительного образования

часто задаваемые вопросы

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной с богатым иллюстративным материалом. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 15 вопросов, итоговый экзамен будет также проведен в виде теста из 40 вопросов.

Отсутствие высшего образования не является препятствием для прохождения онлайн-курсов дополнительного образования.

По окончании программы выдается сертификат ВУЗа об освоении программы дополнительного образования при соблюдении необходимых условий при регистрации и прохождении курса.

Введение в историю искусства

  • 11 недель

от 1 до 2 часов в неделю

понадобится для освоения

3 зачётных единицы

для зачета в своем вузе

Главной задачей курса является формирование у слушателей ясного представления об эволюции стилей в истории западно-европейского искусства, и о наиболее важных феноменах в истории культуры. Этот курс будет полезен всем студентам гуманитарных направлений, а также абитуриентам, которые готовятся к вступительным экзаменам.

О курсе

«Введение в историю искусства» — краткий и ёмкий онлайн-курс, выдержанный в традициях классического искусствознания. Это экскурс по истории живописи, скульптуры и архитектуры, который поможет слушателям не только стать компетентными в вопросах искусства ушедших эпох, но и увидеть, какой отпечаток исторические феномены накладывают на современную культуру.
Цель курса: дать слушателю базовые знания в области истории искусства, благодаря которым он сможет перечислить основные эпохи в истории искусства и их периоды, назвать имена выдающихся мастеров живописи, скульптуры и архитектуры каждого периода, а также назвать и узнавать на изображении ключевые произведения, характеризующие важнейшие вехи в истории искусства.
Оценочные мероприятия будут представлять собой текстовые тесты, а также вопросы по иллюстрациям.
Каждая лекция будет сопровождаться информационными буллитами, большим количеством иллюстративного материала (т.е. изображениями ключевых произведений искусства данной эпохи), а также списком дополнительной литературы по теме.

Формат

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной с богатым иллюстративным материалом. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 15 вопросов, итоговый экзамен будет также проведен в виде теста из 40 вопросов.

Информационные ресурсы

• Всеобщая история искусства. Т.1-6. М.,1963.
Гомбрих Э. История искусства. М.: АСТ, 1998.
Дворжак М. История искусства как история духа. М.: Академический проект, 2001.
• Искусство с 1900 года. М.: Admarginem, 2015.
• Мастера искусств об искусстве. М.-Л.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1937.

Требования

Этот курс рассчитан на слушателей без предварительной подготовки.

Программа курса

Тема 1. Искусство Древнего мира (часть 1)
Тема 2. Искусство Древнего мира (часть 2)
Тема 3. Искусство Раннего Средневековья
Тема 4. Искусство Высокого Средневековья
Тема 5. Искусство 14 века
Тема 6. Искусство 15 века
Тема 7. Искусство 16 века
Тема 8. Искусство 17 века
Тема 9. Искусство 18 века
Тема 10. Искусство 19 века
Тема 11. Искусство 20 века

Результаты обучения

• способность к самоорганизации и самообразованию;
• способность понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства;
• способность к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ;
• способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории.

Направления подготовки

Навыки

Этот курс рассчитан на слушателей без предварительной подготовки.

10 лекций, которые помогут разобраться в искусстве XX века

Мы продолжаем настаивать на том, что учиться никогда не поздно: если до сегодняшнего дня вы никак не могли найти время на то, чтобы узнать больше о современном искусстве, или относились к нему со скепсисом, самое время посмотреть на него другими глазами. Если вы боитесь подступиться к изучению современного искусства, советуем посмотреть серию небольших видео MoMA «Modern Art & Ideas», в них простым языком рассказывается о том, как в творчестве разных художников XX века отражаются одни и те же темы: общественные настроения, тема идентичности и другие. Весело об искусстве рассказывается в серии роликов галереи Tate «Unlock Art», объясняющей, например, почему у женщин так долго не было голоса в искусстве. Подтянуть базовые знания по теме поможет серия материалов некоммерческой образовательной организации «Академия Хана». Ну а если вы хотите изучить какое-то течение или направление подробнее, рассказываем, на какие лекции стоит обратить внимание.

Русский авангард

Термин «авангард» пришёл к нам из военной терминологии: им обозначают передовые части армии, которые идут впереди. К авангарду принято относить представителей русского авангарда, итальянского авангарда (футуристов) и немецкого авангарда (экспрессионистов и дадаистов). Концепция авангарда возникла постфактум, позднее, чем само движение — в 60-е годы прошлого века, а сами художники-авангардисты относили себя к другим течениям — футуристов, алогистов, супрематистов.

Супрематизм — стиль живописи, изобретённый Казимиром Малевичем: форма работ супрематистов сводилась к минимуму, так как, по мнению Малевича, подобные работы могли дать зрителю «чистое чувство». Начать знакомство с супрематизмом мы предлагаем с самой знаменитой работы Малевича и, пожалуй, одного из самых обсуждаемых произведений XX века — «Чёрного квадрата». Лекцию читает Александра Шатских, доктор искусствоведения, специализирующаяся на творчестве Казимира Малевича и Марка Шагала.

Для тех, кто хочет узнать о русском авангарде больше, у «Арзамаса» есть соответствующий курс. Кроме того, серию лекций по теме можно посмотреть на YouTube-канале Еврейского музея и центра толерантности.

Баухаус

Баухаус — название учебного заведения, основанного в 1919 году в Германии и просуществовавшего до 1933 года. Оно было создано для того, чтобы объединить авангард изобразительного искусства с дизайном и архитектурой: предполагалось, что в Баухаусе будет царить общинный дух, а представители разных видов искусства будут работать вместе.

Читать еще:  Микроблейдинг онлайн обучение

В лекции, организованной музеем современного искусства «Гараж», журналист Артём Дежурко рассказывает историю Баухауса — от его создания до переезда школы из Веймара в Дессау, закрытия учебного заведения и эмиграции связанных с Баухаусом дизайнеров и художников.

Дадаизм и сюрреализм

Дадаизм — художественное и литературное движение, возникшее после Первой мировой войны. Его представители были недовольны общественными и политическими устоями, которые привели к войне, и пытались подорвать их с помощью нарочито абсурдных и нелепых действий. Связанное с ним движение сюрреализма возникло чуть позже, в 1924 году, во Франции, а оттуда распространилось по всему миру. Сюрреалисты, вдохновлявшиеся идеями Фрейда, ставили своей задачей исследовать бессознательное, высвободить культуру из-под гнёта логики и рассудка. В лекции, организованной американским музеем Сальвадора Дали, куратор Питер Таш кратко рассказывает об истории дадаизма и сюрреализма.

Если вы хотите изучить тему более подробно, советуем посмотреть лекцию о Марселе Дюшане, организованную Музеем искусств Майами имени Переса, которую читает профессор Йельского университета Дэвид Джоузлит. Дюшан является создателем понятия реди-мейд — идеи, что любой предмет может стать произведением искусства, если того пожелает художник, а его «Фонтан» — одно из самых важных и обсуждаемых произведений искусства прошлого века.

Минимализм и арте повера

На YouTube-канале центра современного искусства «Гараж» есть записи цикла лекций арт-критика и культуролога Ирины Кулик «Несимметричные подобия», в которых она сопоставляет двух художников, работающих в разных стилях и направлениях. Одна из них посвящена Дэну Флавину и Марио Мерцу, представителям минимализма и арте повера. Минималистами называют группу американских мастеров, известную созданной в середине 60-х серией геометрических конструкций из промышленных материалов. Флавин — художник-минималист, впервые придумавший использовать электрический свет как художественную форму. Арте повера (arte povera, «бедное искусство») — группа художников, к которой относился Марио Мерц, работавшая в середине 1960-х годов в Италии. Её участники стремились бросить вызов общественным нормам, занимались скульптурой, инсталляциями и перформансами и использовали в работах повседневные материалы.

Абстрактный экспрессионизм

Абстрактный экспрессионизм — направление в американском искусстве, возникшее в Нью-Йорке после Второй мировой войны. Его представители пытались выражать эмоции посредством абстракции; абстрактный экспрессионизм принято делить на живопись действия (акционизм) и живопись цветового поля. Узнать о течении больше поможет серия видео MoMA, приуроченная к проходившей в музее выставке. Выбор не случаен: в музее собрана самая большая в мире коллекция произведений абстрактного экспрессионизма. Самые известные представители движения — Джексон Поллок и Марк Ротко, и работам каждого из них на YouTube-канале MoMA посвящено отдельное небольшое видео. Те, кому особенно интересен Поллок, могут посмотреть видеозапись симпозиума о его «Мурале».

Поп-арт

Поп-арт — течение, возникшее в 1950-х годах в Великобритании и десятилетие спустя в США. Его представители вдохновлялись массовой культурой и обращались к образам из масс-медиа, журналов, кино и рекламы. В общих чертах разобраться с тем, что такое поп-арт, поможет небольшое видео галереи Tate.

Поп-арт у нас прочно ассоциируется с Энди Уорхолом. На Coursera есть целый курс, посвящённый художнику, организованный Эдинбургским университетом: он поделён на пять повлиявших на философию Уорхола тем: знаменитости, секс, деньги, смерть и время. Если изучать творчество Уорхола настолько подробно вы не готовы, можно остановиться на лекции Еврейского музея и центра толерантности — её читает Александра Данилова, историк искусства и куратор выставок современного искусства, старший научный сотрудник ГМИИ им.
А. С. Пушкина.

Нео-поп

Ещё одна лекция Ирины Кулик — на этот раз о Джеффе Кунсе. Кунс — один из самых дорогих и знаменитых современных художников, известный в первую очередь своим пристрастием к китчу; броские объекты, как, например, надувные игрушки, которые, будучи помещёнными в определённый контекст, становятся произведениями искусства.

Под нео-попом, представителем которого является Кунс, понимают не конкретное объединение, а, скорее, общую тенденцию: художники, осознававшие влияние минимализма и концептуального искусства, восстали против строгих ограничений, которые накладывают эти движения. В остальном их интересуют те же темы, что и представителей поп-арта: масс-медиа, реклама, культ знаменитостей и бесконечное потребление.

Перформанс

Перформанс — зародившаяся в 1960-х практика в искусстве, в которой медиумом является собственное тело художника, а произведением — его действия и реакции и то, как он взаимодействует с аудиторией. Разговор о перформансе, естественно, невозможен без упоминания Марины Абрамович. В своей лекции для TED художница рассказывает о том, в чём, по её мнению, заключается суть перформанса, о своих самых известных работах и о своём институте искусства нематериального перформанса. Кроме того, на YouTube-канале MoMA можно посмотреть серию материалов о перформансе «The artist is present».

Концептуализм

Художники-концептуалисты настаивали на том, что их произведения являются скорее идеями, чем вещами — а ценность произведений концептуального искусства, по их мнению, определялась тем, насколько эффективно они доносят определённую идею. В своих работах они исследовали, что такое искусство, и часто отказывались от сотрудничества с музеями и галереями в знак протеста. Йозеф Бойс — один из представителей концептуалистов, стремившийся изменить своими работами общество и изменивший представление о том, каким должен быть художник и каковы его задачи. Бойс — один из основоположников постмодернизма, с чьим именем также связано развитие социального и политического искусства. Из посвящённой ему лекции музея «Гараж» также можно немного узнать о других представителях международного арт-движения «Флуксус»: Нам Джун Пайке, Вольфе Фостеле и Йоко Оно.

Инсталляция

Инсталляции начали использовать ещё в 1960-е, но особую популярность они обрели ближе к концу XX века. Инсталляция — больше чем традиционная скульптура: работа активно взаимодействует с пространством, в котором находится, а зритель воспринимает как арт-объект всё, что его окружает. Часто инсталляции рассчитаны на взаимодействие со зрителем.

Олафур Элиассон — датский художник, чьи работы так или иначе вдохновлены «природой». Инсталляции Элиассона рассчитаны в первую очередь на взаимодействие со зрителем: даже лекцию для TED, посвящённую своему творчеству и работе «Зелёная река», он начинает с эксперимента со зрителями. Если вам мало одной лекции Элиассона, можно посмотреть небольшое видео Tate, посвящённое художнику.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]