Mtour12.ru

Обучение в онлайне
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок пения в школе

План – конспект занятия по вокалу Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях
план-конспект

Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

  1. Обучить правильному произношению скороговорок.
  2. Обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.
  1. Развивать певческий и артикуляционный аппарат.
  2. Формировать навык фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
  1. Формировать речевую культуру.
  2. Воспитывать внимательность и добросовестное отношения к труду.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа «Содружество»

План – конспект занятия

Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях

Автор: педагог дополнительного образования

Цель : развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

  1. Обучить правильному произношению скороговорок.
  2. Обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.
  1. Развивать певческий и артикуляционный аппарат.
  2. Формировать навык фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
  1. Формировать речевую культуру.
  2. Воспитывать внимательность и добросовестное отношения к труду.

Оздоравливающая: способствовать профилактики и коррекции здоровья учащихся путём обучения методиками: дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, вокальные упражнения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.

Форма занятия : практикум

  • наглядные – наглядно — иллюстративный, личностный показ;
  • словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
  • практические – упражнения, практические задания;

Оборудование : фортепиано, зеркало, пробка, носовой платок, аудиоаппаратура, музыкальные произведения современного направления.

I. Организационный момент.

Объявление темы, цели и задач урока через беседу-диалог с учениками: — 3 мин.

II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой: – 3 мин

2. Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок: — 9 мин.

3. Элементы артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова: — 5 минут.

4. Работа над исполнением песни: — контрастные эмоции, аккомпанемент, — 5 мин.

5. «- прочтение вокальной фразы, мысленное пропевание мелодии с активной, хотя и беззвучной артикуляцией, исполнение песни под фонограмму «-»: — 6 мин.

6. «Простая песенка», муз.и сл. К. Ситник — пропевание мелодии a kap.,исполнение под фонограмму «-»: — 5 мин.

III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия: – 4 мин.

  1. Объявление темы, цели и задач урока через беседу — диалог с учениками.

Друзья мои, вы заметили как много существует в мире музыкальных инструментов? И каждый из них сделан руками человека. А чтобы они звучали чисто и красиво, за ними нужно ухаживать: настраивать, мыть, чистить, лелеять. Но самый удивительный инструмент, оказывается, находится внутри нас.

Вопрос ученику: Что же это за инструмент?

Это самый древний инструмент, возникший в результате появления самого человека. Голос – это не игрушка. А сколько труда, здоровья, психологического настроя нужно, чтобы он зазвучал.

Интересный момент. Чтобы спортсмен стал чемпионом, ему нужно много и упорно трудиться. Но прежде чем он начнёт свой цикл упражнений ему требуется хорошо разогреть свои мышцы. Иначе, он может получить физическую травму. То же самое происходит и с человеческим голосом. Прежде, чем мы запоём, нам нужно разогреть голосовые связки. Нам нужна зарядка! Нам нужна распевка! Нам нужна скороговорка! Чтобы включились в работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат.

Вопрос ученику: А какие это органы? – ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань, трахея, лёгкие. ( см. рисунок).

Всё, что мы с вами перечислили это называется?

Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Работа органов артикуляционного аппарата называется артикуляцией. Но эти звуки речи должны быть понятны при общении людей или пении всем окружающим. Для этого существует дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение звуков.

Вопрос ученику: — А из чего может состоять зарядка вокалиста? Из вокальных упражнений и скороговорок. Нам нужно подготовить свой музыкальный инструмент, точнее – настроить его.

Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).

Мы начинаем наш урок с дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Сделаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы. Это упражнения «Обними плечи», «Насос».

Вопрос ученику: — Объясните, а зачем мы выполняем этот вид работы? – Мы настраиваем дыхательный аппарат, потому что знаем, что дыхание – это основа пения.

2. Распевание. Использование вокальных упражнений:

А теперь наш класс превращается в луг. Время года – лето. Друзья по школе, Руслан и Маришка, пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. И вдруг ваше внимание привлекает странный звук (закрытым ртом низко «мм»). Кто это? – корова, теленок (рука на груди — ощущение грудногорезонирования – поем в 3-4 тональностях). По дороге проехала машина («пр-р», в высокой тесситуре — «машина едет в горку и с горки»). Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук (в низкой тесситуре «ж-ж» — рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования, звук хорошо помогает при кашле. Чистка интонации. Опевание ступеней).

Вот и лес. Уже на опушке девочки услышали, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал октаву – от грудного резонирования к головному — поем в нескольких тональностях). В лесу звенят комары («з-з» — «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» — «маленький комар » — головное резонирование, рука при этом на шее — звук помогает при болезненных ощущениях в горле). Но налетел ветерок, и комары исчезли («вв»- головное резонирование — поем в нескольких тональностях поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I ступени в очень быстром темпе). Как интересно в лесу! Где-то поет свою песню кукушка («ку-ку» — поем в нескольких тональностях). Вот пробежал ёжик («фу-фу-фу» маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик). Он так смешно бегает (« дук-дик-дак-дик» — упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение, с опорой на тонику)! Смешной ёжик вызвал смех. (Упр. «Ха-ха-ха», активная работа диафрагмы). Друзья решили его погладить и укололись («о-о-ой» — легато — Y-III-I ст.) Но они быстро успокоились, поели ягод и пошли домой. (Упр. «Там-тики-тики»).

  • На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)
  • Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.
  • По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.
  • Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.
  • Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»
  • До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.
  • Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.
  • По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы воспитанников). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.

Скороговорка «Буду бить я в барабан» (сидя )

«Буду бить я в барабан, буду бить я в бубен». Обратить внимание ребенка на сонорные согласные, вспомнить как их правильно произносить.

Отмечать хлопком доли. Четко произносим текст на улыбке в заданном ритме. Сначала медленно, затем увеличивая темп.

Поём скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Проговариваем скороговорку «Мышка мыла мишке шишке»

Проговариваем скороговорку « Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.

3.Элементы артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова.

Идти было скучно. Дорогой друзья придумывали разные игры. «Поцокали» языком (высоко — низко), изображая лошадку, играли в «Зеркало», показывая друг другу разные выражения лица (грустное — нижняя губа вперед, обиженное — верхняя губа вверх, веселое — верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы).

Обращение к ученикам: — Ребята, а зачем мы сейчас делаем эти упражнения? – Развиваем мышцы лица, артикуляционный аппарат.

А потом друзья стали давать друг другу различные задания на основе скороговорки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д.

Сегодня наше распевание проходило нетрадиционно. Оно вплеталось в музыкальную историю. Вы молодцы! Замечательно справились с поставленной задачей. А теперь, давайте вспомним наши главные правила вокалиста (прочтение – памятка «Наказ вокалисту»).

Трактат о пении (XVI в. архимандрит Матфей)

Чтоб красиво петь до гроба

Купол сделайте из нёба,

Станьте полым, как труба,

И начните петь со лба.

Ощутите точки две:

В животе и в голове.

Чтобы петь и не давиться,

Не забудьте удивиться.

Вдох короткий, как испуг,

И струной тяните звук.

Если вы наверх идете,

Надо глубже опираться.

Всех тогда перепоете,

Хоть и нечем заорать.

Если ж вниз идете вы,

Не теряйте «головы».

Не рычите, словно зверь,

«Открывайте» мягко дверь.

Что такое звук прикрыть,

Очень трудно объяснить.

Чтоб прикрытие найти,

Надо к «е» прибавить «и»,

«А», где «о», а «о», где «у»,

Но не в глотке, а во лбу.

И со лба до живота

Лишь провал и пустота.

Пойте мягко, не кричите, молча партии учите.

И не слушать никого, кроме Бога одного!

4. Работа над исполнением песни «Людоед» — муз. В. Чистякова, сл. М. Яснова — контрастные эмоции, аккомпанемент.

Друзья мои, а сейчас, на примере данной песни, мы попробуем закрепить то, что делали на зарядке, в скороговорках.

5. «Маленький кораблик», муз. и сл. В. Колесникова:

— ученик вокально выразительно читает текст первого куплета, используя музыкальную фразу;

— мысленно пропевает мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией;

— исполняет песню под фонограмму «-».

6. «Простая песенка», муз. и сл. К. Ситник:

— ученица показывает мелодию песни a kap.;

— исполняет песню под фонограмму «-».

Читать еще:  Макияж на каждый день видео уроки

III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия.

Подведём итоги нашего занятия. Вопрос ученику: Что мы делали на уроке. Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными звуками в скороговорках и распевках. Повторили вокальные правила. Вопрос ученику: Получилось – ли у нас приблизиться к образцу? В чём были трудности? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Мы сегодня хорошо потрудились! Спасибо за плодотворную работу!

Список используемой литературы:

  1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
  2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.

3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. – № 5.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.

5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.

6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. – М., 1996.

7.В. Федонюк . Детский голос. Изд. Союз художников. С-П, 2003 г.

8. Рыжкова–Гришина Л. В. «Волшебный букварь», «Гармония», тверская обл.типография, 2004 г.

Используемая нотная литература:

1. Сборник песен на Детской эстрадной танцевальной волне. В. Чистяков. Изд-во «Композитор», С-П, 1999.

Этапы урока вокала


Чем занимаются на уроке вокала, из каких этапов состоит урок вокала? – Этот вопрос часто задают читатели. Давайте и поговорим сегодня о том, что такое урок вокала, и из каких разделов – этапов состоит урок вокала.

Начнем с того, что слово «вокал» в переводе с итальянского « voce» означает «голос».
Мы рассматриваем вокал как технологический процесс художественного пения. Потому что искусство пения – это образы и эмоции, это процесс, в котором участвует не только звук, но и осмысленное слово.
Каждый вокалист должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Чтобы управлять голосом, необходима постановка голоса, овладение различными приемами пения, а затем уже возможно формирование сценического образа и манеры исполнения.

.
Голос – универсальный инструмент, и поэтому урок вокала проходит в индивидуальной форме, то есть, преподаватель работает на уроке с одним учеником. Кроме преподавателя еще должен быть концертмейстер — человек, аккомпанирующий ученику, то есть играющий на музыкальном инструменте, в основном, на фортепиано. Зачастую эти функции совмещает преподаватель. Причины разные – банальная экономия часов, то есть денег, которые идут на оплату работы концертмейстера. Или это нехватка специалистов концертмейстеров.
С одной стороны, когда преподаватель сам играет на уроке, время используется оптимально – нет необходимости объяснять и ставить задачи концертмейстеру. Особенно, если ученик занимается эстрадным вокалом, и репертуар исполняет под фонограмму. В идеале, на уроке должен быть и преподаватель, и концертмейстер.

И в идеале ученик должен овладеть на уроке:
— теорией и методикой пения
— комплексом вокально-технических упражнений для развития голоса, направленных на выработку точной интонации, расширения диапазона, подвижности и гибкости голоса
— навыками певческого дыхания
— работать над усовершенствованием артикуляции и дикции
— изучать строение голосового аппарата, иметь представление о певческой установке, типах атаки звука, о резонаторах, знать правила гигиены и охраны голоса. Вот чем должны заниматься на уроке вокала.

Главный этап работы урока вокала

Главный этап урока вокала – это развитие голоса и овладение певческим дыханием.
Первая, основная часть урока, уделяется специальным упражнениям для выработки певческого дыхания и формирования правильных голосовых качеств.
После распевок и упражнений начинается работа над разучиванием репертуара, который поможет в освоении техники пения. Освоение репертуара осуществляется с использованием фонограмм-минусовок и под живой аккомпанемент.

.
Репертуар можно разделить на три категории:

.
1 — песни высокой сложности

Отличаются широким диапазоном, большим количеством вокальных эффектов. Исполнение такого репертуара начинающим вокалистом – невыполнимая задача. Одного желания петь сложные песни мало, нужно реально оценивать свои возможности. Исполнение такого репертуара вызовет у слушателей, мягко говоря, недоумение, а преподаватель, допустивший исполнение сомнительного уровня получит нарекание администрации и коллег. Петь песни завышенной сложности – это не адекватно поставленная цель для начинающего вокалиста. Разучивать – возможно, петь для себя и своих близких – пожалуйста. Ваши родные и друзья лояльно к вам относятся, и, скорее всего, выступление не будет подвергнуто критике. Так поступают учащиеся музыкальной школы, которых часто привлекают к выступлениям на классных и школьных мероприятиях.

Задача преподавателя вокала – подкорректировать исполнение – «причесать», «пригладить». Это в том случае, когда преподаватель поставлен перед фактом – «я буду петь завтра в школе такую-то песню…». Зачастую в общеобразовательной школе при составлении концертных программ не уделяется внимание соответствию репертуара возрастным и вокально-техническим возможностям ребенка, который поет взрослые песни, не понимая, естественно, смысла и не имея возможности передать характер и образ произведения. В этом случае необходимо проводить воспитательную работу, объяснять, убеждать, подыскивать соответствующий интересный материал.

.
2 категория

песни известных исполнителей, которые очень нравятся ученику и близки по характеру и настрою. Такие песни лучше брать как учебный материал. Песни должны быть отработаны по максимуму — насколько позволяют возможности ученика. И опять-таки, подумайте, выставлять ли эти песни на концертное выступление. Ведь песни – известные, и ваше исполнение вольно или невольно будет сравниваться с исполнением известного певца. И, скорее всего, это сравнение — не в вашу пользу. Хорошо, если версия ученика будет лучше, или, хотя бы, не хуже. А если нет?

3 категория

песни для начинающих исполнителей, в которых можно показать свои возможности – вокальные, технические и артистические.
Самый лучший вариант – искать песни, не известные широкому кругу слушателей. Этот путь долгий и кропотливый. Но преподаватели знают, что поиск учебного, а тем более, концертного и конкурсного репертуара – постоянный труд. Зато песня, соответствующая возрасту, характеру, вокальным данным ученика – это уже сам по себе успех. Осталось только выучить и отработать по максимуму.

.
И так, песня, выбранная для работы, а тем более, для концертного выступления должна:
— нравиться – это обязательное условие!
— иметь соответствующий диапазон
— подходить по тональности. (Тональность можно и поменять!)
— быть без завышенной исполнительской сложности
— подходить по характеру, соответствовать возрасту

.
Песня подобрана. Начинаем работу над ней. В первую очередь, рабочий материал нужно несколько раз прослушать, проанализировать вокальные нюансы, выяснить тональность, диапазон, характер и содержание песни. Слова песни написать, а лучше отпечатать на отдельном листе как стихотворение, разделяя текст на строки по музыкальным фразам, разделить на куплеты и припевы.

Работа над характером и содержанием песни

Работая над характером и содержанием песни, следует
— выразительно прочесть текст с логическими ударениями по фразам и предложениям.
— поработать над четкостью произношения согласных звуков в медленном, а затем в подвижном темпе. Текст учить отдельными частями, лучше совмещая с музыкальными фразами и предложениями.
— хороших результатов можно достичь, проговаривая текст нараспев — речитативом. Это поможет выработке кантилены и пропеванию гласных звуков. Ведь мы знаем, что в пении поются только гласные звуки, а согласные – произносятся четко и коротко.
Не забудьте выявить в песне и в каждой её части – куплете, предложении, фразе – кульминацию — самую яркую по динамике и накалу страстей точку. Полезно пропевать песню, а лучше отдельные части мысленно, контролируя исполнение внутренним слухом.

.
При исполнении могут возникнуть следующие трудности:
— сложно петь крайние звуки (высокий или низкий)
— скачки в мелодии
— неточности в интонировании
— не удобна для воспроизведения мелодическая линия
— сложности при исполнении в очень быстром или очень медленном темпе. В быстром темпе страдает четкость произношения, а в медленном – проявляются дефекты певческого дыхания – не хватает воздуха на долгую фразу. Звук на долгих звуках угасает, теряется смысловая нагрузка
— не удается передать характер песни
— песня не нравится

.
Давайте разберем возникающие трудности

.
— Если трудно петь высокие или низкие звуки – нужно выявить крайние звуки, хорошо звучащие у вокалиста и поменять тональность, чтобы звуки не выходили за границы удобных для вокалиста нот.

.
— Сложность мелодического хода. Решение проблемы – подобрать мелодию сложного мелодического хода на инструменте, проанализировать мелодию, выявить движение, найти тонику и опорные звуки трезвучия, выявить взаимосвязи звуков, — то есть, привлечь в работу знания по сольфеджио и применить на практике. Далее следует представить движение мелодии и показать поступенное движение рукой. Просольфеджировать мелодию, на память сыграть её на фортепиано. Привлечь в работу внутренний слух – перед воспроизведением представлять мысленно каждый звук и сочетание звуков.

.
— Сложность исполнения в быстром темпе
Текст, для начала, проговариваем в медленном темпе, как скороговорку, без музыки. Произносить четко и внятно. Постепенно подвигаем темп.
Затем для лучшего закрепления пропеваем отдельные фразы — без аккомпанемента и фонограммы, без подыгрывания на инструменте. Произнесение текста в быстром темпе сделать легковесным при активной и подвижной артикуляции. Определить опорные слова и слоги, а остальной текст — произносить легко, со стремлением к опорному слову.

.
— Не удается передать характер песни
Рекомендация – развивайте артистические данные, подбирайте песни, близкие по эмоциональному настрою и характеру.

.
— Не нравится песня
Да не учите вы её – и все решение проблемы. Все знают поговорку — на вкус и цвет… — обязательно примените её при выборе программы. Из предложенного преподавателем репертуара ученик выбирает произведения, которые ему нравятся. В свою очередь, ученики предлагают песни, которые им нравятся, а преподаватель должен проанализировать песни на соответствие возрасту ученика и его опыту – жизненному и вокальному, а также на соответствие вокально-техническим возможностям. И затем совместными усилиями принять правильное решение — выбрать качественный репертуар. И начать работу по изучению репертуара.

Читать еще:  Microsoft excel уроки для начинающих

.
Вот из таких этапов состоит урок вокала в музыкальной школе.
Если сообщение оказалось полезным, не забудьте поделиться с друзьями в социальных сетях, нажав на кнопочки слева от текста.

Первый урок вокала — чего не стоит бояться, отправляясь петь

Выбрать школу вокала нелегкая задача, как мы успели убедиться в прошлой статье. Но иногда больший стресс вызывает следующий шаг: прийти в школу на первый урок вокала. Вы не знаете, чего ожидать от занятия, что попросит педагог по вокалу вас спеть и как вообще понять, что перед вами профессионал. Из статьи вы узнаете, каким должен быть первый урок вокала, о чем нужно помнить и чего не стоит бояться.

Что представляет первый пробный урок вокала?

Чаще всего в школах вокала первое занятие называется «пробным». Пробный урок вокала бесплатный и длится, как правило, 30 минут. Он носит ознакомительный характер. Поэтому такое занятие нельзя назвать полноценным уроком.

Оно ни к чему вас не обязывает, но дает отличную возможность познакомится не только с педагогом по вокалу, но и со школой. Пробный урок нужен вам, чтобы оценить, насколько профессионален педагог по вокалу, которого предлагает школа.

Как проходит первый урок вокала в частной школе вокала.

На пробном занятии по вокалу педагог спросит о вашем опыте в музыке, занимались ли вы раньше пением и какая цель занятий сейчас. Если будущий наставник не интересуется этими простыми вещами, задумайтесь — а хочет ли он вас чему-то научить? Ведь чем больше педагог будет знать о вашем голосе, тем легче ему будет с ним работать.

Если вы уже занимались вокалом до этого и знаете свои «проблемные» места, например, сложные переходные ноты, сип в голосе или нечеткая дикция — лучше предупредите педагога заранее.

Далее пойдут распевки и оценка вашего диапазона, тембра, чувства ритма, умения держать дыхание и четкости произношения. Не бойтесь, вам об этом думать не надо, на это и есть педагог по вокалу!

Главное, спойте с энергией, покажите все, на что способен ваш голос на данный момент, чтобы преподаватель мог верно оценить певческий потенциал.

В конце урока он вынесет вердикт о ваших вокальных данных — сколько нужно заниматься (один или два раза в неделю), как быстро могут появиться первые результаты и какой репертуар вам больше подходит. Вы же постарайтесь не оценивать себя и получать удовольствие от пения и общения.

О чем нужно помнить на пробном занятии в школе вокала?

Записавшись на урок вокала по телефону, постарайтесь прийти на первое занятие заранее. Так у вас будет немного времени осмотреться. Даже если вам все понравилось на сайте школы, когда вы выбрали ее через интернет, стоит познакомиться с окружающей обстановкой.

Вот что нужно оценить на первом уроке вокала:

  1. Обстановка. Приветливый администратор школы, комфортные интерьер и цветовая гамма будут плюсом. Может, вас подкупит аромат свежего кофе. Во многих хороших школах вокала есть приятный бонус: кофе, чай и сладости бесплатно.
  2. Оснащенность школы качественной аппаратурой и звукоизоляцией. Придя на урок вокала постарайтесь оценить, звучание инструментов и оборудования. А именно: микрофон не «заводится» и не пищит, колонки — большие, а лучше если вместо них стоит сценический монитор. Предпочтительнее распеваться в классе под фортепиано или электронное пианино, а не под дешевый синтезатор с укороченной клавиатурой и звучанием MIDI.
  3. Если вы впервые поете в микрофон, ориентируйтесь на то, что отчетливо себя слышите в колонках. Голос звучит ясно и громко, а не глухо, вам не приходится напрягаться, чтобы перекрикивать музыку. Это означает, что в школе умеют настраивать микрофон индивидуально под каждый голос.

И да, микрофон быть обязан в каждом хорошем классе вокала! Не бойтесь брать его в руки. Микрофон — ваш инструмент. Не представляю, как некоторые школы вокала заставляют петь учеников в глухой акустике кабинета без микрофона и напрягать голос.

Какое впечатление должен произвести педагог по вокалу на уроке?

Педагог по вокалу должен вам нравится с первого взгляда. Отношения учитель-ученик достаточно деликатны, от них зависит насколько хорошо раскроется ваш певческий талант.

Cтоит проанализировать и его профессиональные качества. Пробное занятие длится полчаса, но и за это короткое время можно поработать с голосом будущего ученика.

Скажу вам, как действующий педагог: на пробном занятии я не только прошу человека спеть, смотрю на его диапазон, тембр, силу голоса, но и помогаю ощутить собственные возможности. И не важно, будет ли этот ученик заниматься дальше со мной или найдет другого педагога. Главное, что у него появится хоть небольшой результат, который покажет ему новые грани своего голоса, подтолкнет его заниматься дальше!

Делает ли педагог на пробном уроке вокала это для вас? Либо играет вам пару распевок и заявляет, что у вас в голосе много проблем, и чтобы их решить нужно много заниматься и только у него?

Спросите педагога о его методике. На что он ориентируется, какие задачи для вашего развития поставит. Это покажет, что у данного педагога по вокалу есть разные подходы к голосу и он видит, какой результат необходим именно для вас.

Подготовьтесь к первому уроку вокала.

Если вы увлечены пением, почитайте что-нибудь о вокале, как работает голос, прежде чем отправиться петь. Попробуйте подышать животом дома или поищите самую верхнюю ноту своего диапазона.

Заранее выберите и потренируйте песню к первому уроку вокала. Здорово, если вы играете на гитаре или фортепиано, продемонстрируйте на первом уроке все, на что способны, устройте перфоманс и повеселитесь!

Как педагог по вокалу, скажу вам — гораздо приятнее видеть заинтересованного и увлеченного человека на первом уроке вокала, который мечтает добиться большего. Такому ученику хочется помогать, хочется раскрывать его потенциал.

На пробных уроках вокала я часто вижу, как люди боятся издать первый звук, но идут на свои страхи и берут в руки микрофон. Желание красиво спеть побеждает их стеснение, и уже через несколько месяцев голос звучит увереннее, а через полгода ученики выступают в концертах и спокойно чувствуют себя на сцене.

Как выбрать педагога по вокалу — отдельный вопрос и описан в отдельной статье. А если вам интересно, где и в каких школах найти действительно стоящих специалистов, напишите мне в комментариях, и я посоветую вам одну из лучших школ вокала Санкт-Петербурга, с которой лично знакома.

Уроки пения в советской школе

Наверное, не было в школе предметов более легких и не таких суровых в плане дисциплины, как уроки рисования и пения. Вот об уроках пения сегодня и пойдет речь. Вообще, название этой школьной дисциплины очень интересно трансформировалось — по крайней мере, так было в нашей школе.

У начальных классов уроки так и назывались — «пение», затем, в 4-5 классе это была «музыка и пение», а затем уже просто «музыка». В первых трех классах эти уроки выглядели так: вместо нашей первой учительницы в класс входила какая-то дама с аккордеоном, проигрывала мелодию, разучивала с нами песню — запомнилось «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!», потом мы хором пели и урок заканчивался. Иногда нас просили принести в класс очень неожиданный предмет — деревянные ложки 🙂 Мы притаскивали кучу расписных ложек и четверть урока не могли угомониться, пока не наменяемся друг с другом этими ложками, сортируя их по стилю росписи 🙂

Затем преподавательница учила нас правильно держать эти ложки и выстукивать ими какие-то простенькие мелодии. Насколько я помню, ничего музыкального из наших стараний никогда не получалось. Наверное, по этой причине уроки с ложками были редкими 🙂

После начальной школы уроки пения приобрели более серьезный характер: нас просили завести нотную тетрадь, в которой мы долгое время учились рисовать скрипичный ключ; также нужна была тетрадь для записи текстов песен, которые мы разучивали. В качестве музыкального инструмента использовалось пианино, и не было, наверное, ни одного школьника, который на перемене не подкрался бы к нему и не попробовал сыграть какой-нибудь «собачий вальс» (помните. был такой замечательный болгарский мультик с эпизодом «кошачий марш», где кот Мур играет эту пьеску, а под нее танцует свора черных котов?)

Уроки пения (музыки) проходили следующим образом: если это был обычный урок, мы записывали в тетрадку текст разучиваемой песни, преподавательница показывала, как это должно звучать, потом мы всем классом пели эту новую и парочку-тройку старых, уже выученных песен. А дальше наступал момент, перед которым робели даже самые отвязные хулиганы: учительница вызывала к доске четверых-пятерых учащихся, чтобы они перед всем классом пели один куплет разучиваемой песни.

Это на самом деле было страшно — не имея ни голоса, ни слуха, петь у доски, когда на тебя смотрит весь класс и потихоньку хихикает. Наверное, это было единственное, что напрягало на этих уроках и вызывало легкий мандраж. Ну а потом мы записывали в нотную тетрадь что-нибудь из теории по основам музыкальной грамотности и на этом обычный урок заканчивался.

Но были еще уроки и необычные, когда нас учили восприятию классической музыки. Старшеклассники приносили в класс проигрыватель и динамики, соединяли аппаратуру и подключали ее куда-то, а учительница ставила пластинку, предварительно объяснив нам, что именно сегодня мы будем слушать. Помню, однажды она очень рассердилась на наши дурацкие шуточки по поводу фамилии композитора, когда объявила, что сегодня у нас в программе произведения Мусоргского.

Точно помню, что на таких уроках мы слушали симфоническую сказку «Петя и Волк» Прокофьева, «Времена года» Чайковского, арию Ивана Сусанина из оперы Глинки, что-то из Римского-Корсакова. После прослушивания мы обсуждали, что именно хотел сказать автор своим произведением, а на дом нам давали задание нарисовать прямо в нотной тетради иллюстрацию к прослушанному фрагменту.

Читать еще:  Урок вокала для начинающих урок 1

Ну и напоследок хотелось бы вспомнить те песни, что мы разучивали на уроках пения. Все, конечно же, не вспомню, но кое-что набралось:

  • «Журавли» Марка Бернеса: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей. «;
  • «Солнечному миру — да, да, да! Ядерному взрыву — нет, нет, нет!» — известная в те годы песня, исполняемая Детским хором Гостелерадио и Иосифом Кобзоном;
  • «Мы шли под грохот канонады, мы смерти смотрели в лицо» — песня на слова М. Светлова;
  • «Детство — это значит дети, дети — это значит мы!» — песня на слова Ю. Чичкова;
  • «Песня о Щорсе» — «шел отряд по берегу, шел издалека, шел под красным знаменем командир полка» — исполнял Большой детский хор;
  • «Дерево дружбы» — » Пароль «Земля», Ответ «Заря». Мы навек подружились не зря, Ребята с планеты Земля» — тоже исполнял Большой детский хор;
  • «И вновь продолжается бой» А. Пахмутовой и Е. Добронравова. «И вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди, и Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди»;
  • «Бухенвальдский набат»А. Соболева: » Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон – это раздается в Бухенвальде колокольный звон, колокольный звон»;
  • «То березка, то рябина, куст ракиты над рекой» Д. Кабалевского.

А однажды мы упросили учительницу разучить с нами мегапопулярную в те годы песню Аллы Пугачевой «Миллион алых роз». Разучить-то мы ее разучили, но спели так, что преподавательница схватилась за голову и сказала, что поп-жанр — это не для нас 🙂 После этого мы безуспешно упрашивали ее позволить нам спеть «Крылатые качели», но эта песня по вокальной части еще сложнее «роз», поэтому наша просьба услышана не была — Электроников с высоким хорошо поставленным голосом среди нас не было, поэтому заветная песня осталась неразученной 🙂

Спасибо, мои уважаемые читатели, что вместе со мной добрались до последних строк и немножко окунулись в наши школьные музыкальные воспоминания 🙂

Буду бесконечно признательна вам за каждое нажатие на кнопочку «палец вверх», за распространение этих материалов среди друзей — чем больше нас читает людей, тем выше поднимается волна приятных для всех воспоминаний.

Конспект урока по вокалу » Певческий голос» дл 1 класса ДШИ

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

в МБОУ ДО ДШИ Морозовского района

Разработал: Колесникова Наталья Олеговна

ПЕДАГОГ МБОУДО ДШИ по вокалу

Тема урока: «Певческий голос»

Дата проведения 25.09.2019

Тип урока комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний)

1) Перспективная: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

2) Репродуктивная: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

3) Практическая: повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Цель урока: развитие и постановка голосового аппарата вокалиста, Объяснение базовых принципов пения. понятие «певческое» дыхание;
работа голосовых связок во время пения; фокусирование, резонирование и округлость звука; свобода «певческого аппарата».

закрепление навыков правильного певческого дыхания;

работа над чистой интонацией, умению передавать мелодию;

закрепление понятий: дикция и артикуляция;

углубление и закрепление теоретических знаний учащегося;

формирование выразительного исполнения. расширение знаний учащихся по вопросу «Певческий голос».
Развивающие

формирование музыкальных и творческих способностей ребёнка

развивать культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, умение донести слово до слушателя

развивать образное мышление средствами музыкальной выразительности

развитие диафрагмального дыхания

развитие музыкального слуха

раскрепощение артикуляционного аппарата

Способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире – духовной культуры

Способствовать формированию интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям, творческого самовыражения, для реализации духовно-творческих потенций каждого ребёнка, при воплощении в песне волнующих его чувств, мыслей, раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения

Планируемые образовательные результаты — ребёнок должен иметь устойчивый интерес к выполняемым им упражнениям, иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально-выразительно, на хорошем певческом дыхании и звуковедении.

Основные термины, понятия.

Оборудование : типовой учебный класс, фортепиано, ноутбук для демонстрации презентации.

Метод обучения : беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни

Организационный момент. Введение в тему «Постановка голоса» — 3 мин

Объяснение темы – 5 мин

Развитие голосового аппарата – 7 мин

Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой – 3 мин

Вокально-интонационные упражнения – 10 мин

повторная работа над песенкой, используя все певческие приёмы– 4 мин

Работа над дыханием и звукообразованием в вокальном произведении – 16 мин

Подведение итогов – 2 мин

1. Организационный момент

Преподаватель (П): приветствует ученицу. (краткая беседа с ученицей об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации)

Введение в тему «Хорошо сказанное слово – уже пение, а хорошо спетая фраза – уже речь»

( К. С. Станиславский )

П: на протяжении всего учебного года мы с тобой работаем над голосом, учимся и делаем первые шаги, чтобы овладеть им, чтобы научится красиво петь. А как ты думаешь — что такое голос?

Ответ ученицы (О.У.): голос – это наш инструмент.

П: Действительно, но можно сказать что каждый человек это неповторимый музыкальный инструмент, у каждого человека голос неповторимый, в единственном экземпляре. Чтобы наш музыкальный инструмент зазвучал нужно его настроить. Напомни как мы это делаем?

О.У: нужно разогреть голосовой аппарат, распеться

П: Правильно. Скажи что является самым важным в пении.

О.У дыхание, чистая интонация

П: А где формируется звук, и чем он воспроизводится?

О.У: В диафрагме, а воспроизводится голосовыми связками

2. Объяснение темы

П.: Огромным значением для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, а так же формирование основных певческих навыков. Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование основных певческих навыков:

Упражнение№1Песня-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты. «Андрей –воробей»

Упражнение №2 чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда, плавность и постепенность выдоха. «Как под горкой под горой»

№ 3 В этом упражнении чередуем legato и staccato, тем самым формируя опору звука на дыхании : «У меня есть конь»

Упражнение№4, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса. Дыхание берём по фразам, а затем всё упражнение нужно выполнить на одном дыхании.

3. Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой

П.: хорошо. Сделаем дыхательную гимнастику ( упражнения «Шарик», «Где горит»).

П.: Молодец! У тебя хорошо получилось справиться с гимнастикой. Теперь приступим к вокальным упражнениям. Как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?

О.У: нет! Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.

4. Вокально-интонационные упражнения

Упражнение №1 «Трель губами» — при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том, что мелодию нужно пропевать.

Упражнение №2 На одном звуке «ма-мэ-ми-мо-му».

При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.

Упражнение №3 В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных , но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

П.: Здорово! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к практической части нашего урока. Я предлагаю вспомнить скороговорку, которую мы разучили на предыдущих уроках.

6. Работа над песней « На горе-то калина»

1. Отработка правильной артикуляции гласных на распеве трёх нот;

2. Контеленное звуковедение в первой части куплета;

3.Отработка скачков ч4 и на б6

Обрати внимание насколько более активной стала работа всего речевого аппарата.

(Пропевать скороговорку первоначально в медленном темпе, сохраняя чёткость произношения согласных. Следить за тем, чтобы гласные не укорачивались. Особое внимание обращаем на дыхание. Постепенно темп можно наращивать, сохраняя активную работу аппарата)

7. Работа над певческими навыками в вокальном произведении

П.: На прошлом занятии мы работали над песней «Колыбельная» муз. Ермолова.

Дома тебе нужно было работать над интонацией, а именно петь мягко, звучно, на куполе, перед зеркалом. В припеве :

Баюшки-бай малыш
Баюшкибаю-бай малыш
Ты засыпай, а под окном
Тихо уснет маленький гном…- использовать динамические оттенки.
При первом исполнении не допеваем песню до конца, а работаем по фразам. Следить за позицией. После работы по фразам над звуковедением, дыханием и интонацией, работаем над единым произведением. Пробуем исполнить 1 куплет и припев.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Преподаватель просит ученицу подвести итог своей работы на уроке. Получилось ли справиться с задачами, которые стояли сегодня перед ней.

Домашнее задание включает в себя продолжение работ над интонацией и звукообразованием.

Спасибо за урок. Ты сегодня большая молодец. До встречи!

Психологические условия на уроке: утверждение атмосферы радости и доброжелательности.

Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства.» — Растов — на — Дону, Феникс. 2007 г.

Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики» — Москва, Музыка. 1968 г.

Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.

Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». Спб. 1996 г.

Стулова Г. Н. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». «Прометей». 1992 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]