Уроки музыки на фортепиано для начинающих
Курс фортепиано для начинающих (1 ступень)
Наш курс обучения игре на фортепиано предназначен для слушателей, как не имеющих навыков игры на фортепиано, так и учащихся и даже выпускников музыкальных школ. Курс игры на фортепиано позволяет наиболее эффективным способом познакомить слушателей с элементарной теорией музыки, универсальными приемами аккомпанирования, подбором на слух музыкальных произведений, техникой свободного музицирования и импровизации. Курс разбит на отдельные уроки. Каждый урок требует не менее недели времени на изучение материала и его отработку на фортепиано или синтезаторе.
Главными отличительными особенностями нашего курса фортепиано являются:
1) игра популярных мелодий с первого урока;
2) курс не требует знания нотной грамоты;
3) теория музыки преподается простым и понятным языком.
Список видео уроков курса
Знакомство с фортепианной клавиатурой
на примере фрагмента песни Р. Паулса «Миллион алых роз».
12 сентября 2012 г., 22:22
Звук. Обертоны. Аккорд-Трезвучие. Арпеджио.
На примере фрагмента песни Р. Паулса «Миллион алых роз».
15 сентября 2012 г., 10:27
Мелодия Э.Морриконе «Ветер, крик» («Le vent, le cri» из кинофильма «Профессионал»)
16 сентября 2012 г., 01:27
Аккорд-Трезвучие. Мажор. Минор.
18 сентября 2012 г., 19:56
Л. Бетховен – «К Элизе».
От начальной композиторской идеи до окончательного варианта.
18 сентября 2012 г., 20:02
М. Легран – «Шербурские зонтики».
От начальной композиторской идеи до окончательного варианта.
18 сентября 2012 г., 20:41
Лад. Три главных трезвучия лада.
На примере песни «Happy Birthday».
18 сентября 2012 г., 21:00
Основная формула гармонии
на примере регтайма С. Джоплина «Артист эстрады»
6 октября 2012 г., 13:40
Функция автоаккомпанемента синтезатора
на примере песни Р.Паулса «Миллион алых роз»
Уроки музыки на фортепиано для начинающих
На первом уроке мы с вами познакомимся со строением фортепиано и приступим к разучиванию песни Раймонда Паулса «Миллион алых роз». Уже с первого урока мы будем играть 2 руками: левая рука играет аккомпанемент, а правая — основную мелодию. Буквально через 12 минут вы сможете исполнять отрывок данной песни на фортепиано.
Описание
Расположение октав на клавиатуре
Расположение клавиш в октаве
cобственные названия имеют только белые клавиши.
Слова песни с басовыми нотами
Нумерация пальцев рук
Домашнее задание
1. Выучить названия белых клавиш. Называя произвольно любую ноту, уметь находить её в любом месте клавиатуры. Играть правой рукой мелодию (от Ми), соблюдая правильную аппликатуру и одновременно проговаривая названия клавиш.
2. Петь (или проговаривать) слова и одновременно играть левой рукой бас.
3. Играть одновременно 2 руками: левой — бас, правой — мелодию.
4. Желающие могут попробовать подобрать мелодию от других белых клавиш. При этом помимо белых обязательно будет присутствовать хотя бы одна черная клавиша.
PAHALIN22886 / 04.04.2020 08:20
Aleksei / 23.11.2019 04:05
Здравствуйте! Спасибо автору за уроки! Кто-нибудт подскажет, что означает в 4 пункте домашнего задания фраза: «При этом помимо белых обязательно будет присутствовать хотя бы одна черная клавиша»?
Эльвира / 05.02.2020 09:08
Если Вы будете играть, например, от клавиши «соль», то нужно будет нажать соседнюю слева от неё клавишу фа-диез (черную). вот про что говорил автор) Удачи!
Татьяна / 12.11.2019 13:28
Всю жизнь мечтала научиться,Спасибо за урок!Буду учиться!
Ohad / 17.06.2019 22:52
Классно! Я тоже в детстве учился. Даже мог кое что сыграть, а потом забросил и с временем все позабыл . Очень интересно и доступно материалы,уроки . Спасибо большое
Сергей / 29.04.2019 12:04
В детстве учился 3 года на фано , но мне было 4 годика . Не доучился . Сейчас просто горю всё вспомнить и играть . 1
Айдыс / 20.04.2019 21:21
Отлично! Мне очень нравится! Хоть что-то понятное нашлось! Спасибо!
Светлана J / 13.05.2018 12:21
ВЕЛИКОЛЕПНО . сложно, но понятно. В свои 53 начала с вами познавать уроки фортепиано, спасибо за урок.
Нотная грамота для начинающих музыкантов
Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.
Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.
Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.
Звуковысотность
Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:
Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:
Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:
О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.
Длительности нот
Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:
Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.
Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.
И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.
Громкость
На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:
Тембр
Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).
На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.
Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1)
Соберитесь с духом – настало время приступать к обучению! Перед тем, как сесть перед инструментом, оставьте весь негатив где-нибудь в стороне и максимально сконцентрируйтесь. Казалось бы, простые, на первый взгляд, вещи ещё успеют преподнести вам множество сюрпризов, но самое главное – не падайте духом, если у вас что-то не получится с первого раза. Второе важное наставление – не спешите, Москва тоже не сразу строилась. (Но если вдруг вы уже обучаетесь в музыкальной школе и оказались на этой странице случайно, наверняка вам будет небесполезно почитать про квинтовый круг тональностей – тему, обычно сложную для освоения учениками на практике).
В принципе не столь важно, на каком виде клавишных инструментов вы будете проходить своё обучение, но я бы настоятельно рекомендовал вам всё же остановить свой выбор именно на пианино: синтезаторы, хоть и компактнее, но имеют существенный недостаток – у большинства из них клавиши уменьшенного типа, они не полновесны и вы не будете чувствовать «отдачи» и, плюс ко всему, они часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами.
И ещё, сразу вас зарекаю – ограничьтесь пока только этим уроком нашего Самоучителя, не забывайте, что это всего лишь пианино для начинающих. Не стоит за день сразу же пытаться объять необъятное – это принесёт только вред.
Даже было бы лучше, чтобы вы несколько дней повторяли только тот материал, что усвоите отсюда. А когда вы будете готовы, то почувствуете это сами. Зачастую у тех людей, которые могут быстро и свободно играть на синтезаторе, появляются проблемы с тем, чтобы исполнить те же самые партии на фортепиано. Зато в обратную сторону это правило будет действовать соответственно: тем, кто играл на пианино, синтезатор покажется куда более простым для исполнительства.
Ноты и клавиши
Блиц: быстро нажмите на клавишу с нотой Ля!
Готов поспорить, у вас это не вышло. Впечатление, что раз клавиши пианино расположены в порядке До Ре Ми Фа Соль Ля Си, то разобраться в них не стоит труда – это глубочайшее заблуждение. Про чёрные клавиши я и вовсе молчу! Расположение нот на клавишах
Посмотрите внимательно и запомните – это основы основ, которые вам нужно будет знать в первую очередь. Сыграйте ноты, называя их, со временем вы сможете мгновенно определить нахождение любой ноты, в будущем, когда вы начнете изучать аккорды, вы еще не раз скажете мне спасибо, что акцентировал ваше внимание на такой, казалось бы, легкотне.
Не бойтесь, я не забыл про чёрные клавиши, но тут понадобится уже небольшое вникание в теорию, но ведь нужно же с чего-то начинать?
На данном этапе вам уже необходимо знать понятие интервал. Интервалы – это разница между двумя звуками определённой высоты.
Знаки альтерации – изменения высоты тона звука
Полутон – наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез, при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа, например. Кстати, на струнных инструментах полутоном будут соседние лады по одной общей струне. Расположение полутонов на пианино
Нет, # – это не значок тонального набора на телефоне. Диез (#) и Бемоль (b) являются так называемыми знаками альтерации, обозначающими повышение и понижение на полутон определённой ноты. Так, бемолями и диезами будут являться не только ноты на чёрных клавишах:
- Ми # = Фа
- Фа b = Ми
- Си # = До
- До b = Си
Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:
Знаки альтерации
Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
- Диез – повышает высоту ноты на полтона
- Бемоль – понижает на столько же
- Дубль-диез – повышает на целый тон
- Дубль-бемоль – понижает на столько же
- Бекар – отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.
Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия – “ключевые” и “встречные” или “случайные”. Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:
Бемоли при ключе записываются в таком порядке: си-ми-ля-ре-соль-до-фа
Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез “фа” будет повышать все поголовно ноты “фа”, во всех октавах и на всей длине пьесы.
Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.
Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона. Ну об этом, думаю, вы уже догадались Тон = 2 полутона То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.
Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.
Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие
Гармония –приятная для нашего слуха слаженность нот. Тональность – это набор определённых нот, подчинённых одной главной ноте.
Первое, что вам потребуется знать, опираясь на полученные знания – построение мажорных гамм.
Гаммы – это ноты, которые располагаются в определенном порядке. Детям часто объясняют различие между мажором и минором как «веселая» и «грустная» гамма соответственно, но это нельзя назвать полностью верным – ничто не мешает делать грустные песни в мажоре и наоборот. Вот основные их признаки:
- Гаммы построены из 8 нот
- Первая и Восьмая, последняя, ноты совпадают по названию, но по высоте разные (чистая октава)
- Ноты играются в строгой очерёдности, минимальное расстояние между ними – полутон, а максимальное – тон.
Запоминайте внимательно, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую мажорную гамму:
Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон
Чтобы было проще:
2 Тона – Полутон – 3 Тона – Полутон
До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До (да, в этом предложении слишком много До, но c’est la vie!).
На первом этапе вам понадобится знать 3 гаммы: До мажорную, Соль мажорную и Фа мажорную.
Играются мажорные гаммы следующими пальцами: Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → («подворачиваете» большой палец) → Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → Безымянный (4) → Мизинец (5)
Потом обязательно играйте в обратную сторону в обратном порядке: Мизинец (5) → Безымянный (4) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1) → («перебрасываете» средний (3) палец на позицию перед большим пальцем (1)) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1)
Нумерация пальцев у музыкантов
Важно! Крайне желательно играть гаммы в 2 октавы, а выглядеть это будет следующим образом:
Для правой руки (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5) И потом, соответственно, в обратную сторону: (5) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1)
Для левой руки (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1) Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)
Внимание: из всех правил есть исключения!
В данном случае всё так и будет, но об этом позже. Фа мажорная гамма будет играться по другому принципу. Чтобы вы не запутались окончательно, посмотрите на картинки ниже – уж после них у вас точно не должно оставаться вопросов!
До мажор (C dur) – без знаков альтерации
Гамма C dur – без знаков альтерации
Соль мажор (G dur) – знак альтерации один – Фа # Гамма G dur с знаком альтерации Фа #
Фа мажор (F dur) – знак альтерации один – Си b
Вот то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно. ) используется другая очередность пальцев:
Для правой руки:
(1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (4)
И потом, соответственно, в обратную сторону:
(4) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1)
Для левой руки: (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1)
Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)
Гамма F dur – знак альтерации Си b
Для начала отточите и хорошо запомните, как играются эти гаммы, – следующий урок будет посвящен основам нотной грамоты.
Заключение
Не старайтесь сразу играть гаммы очень быстро, – лучше это делать ритмично, ведь мозг запоминает информацию лучше, если учиться делать что угодно именно с медленной скоростью. Впоследствии скорость появится сама, но сначала важно довести всё до автоматизма.
Играя гаммы, вы сможете уже так же свободно, не задумываясь, направлять ваши пальцы, легко будете импровизировать с другими музыкантами или сочинять собственные мелодии.
Удачи вам в этом нелегком первом этапе освоения игры на пианино для начинающих!
Уроки игры на фортепиано для начинающих (взрослых)
Курсы и уроки по обучению игре на фортепиано для взрослых , которые вы найдете на этой странице были разработан специально для людей, которые учатся играть на инструменте самостоятельно и не имеют опыта (или небольшой) игры на этом музыкальном инструменте. Вопросы, обсуждаемые на уровках, и упражнения позволяют быстро освоить игру на пианино, как на минорных, так и на мажорных клавишах. В материалах большое внимание было также уделено обучению чтению нотной записи. Изучая онлайн уроки и занимаясь самостоятельно, вы постепенно приобретете техническое мастерство в игре и научитесь исполнять на фортепиано множество произведений из репертуара классической и популярной музыки.
1. Уроки игры на пианино для начинающих — практический видеокурс
Этот курс будет полезен новичкам, которые делают первые шаги в изучении игры на фортепиано и на текущий момент почти ничего не знают! Даже название и написание нот!
При этом, уроки игры на пианино рассчитаны на взрослых учеников, от 18 лет.
Вот программа курса и пьесы, которые вы изучите:
Описание курса
Вы получите 33 видео урока общей продолжительностью 10 часов 28 минут.
Формат обучение: видео уроки + нужные ноты (формат PDF)
Получить подробную информацию об обучении >>>
Некоторые видео уроки
Ноты и пальцы показаны вместе с с 02:04:
5 причин заниматься фортепиано именно по этому курсу:
1. Ускоренная методика обучения для взрослых
Мы занимаемся со взрослыми с 2009 года по своей методике.
Вы изучите азы быстрее, чем в музыкальной школе, потренируетесь на приятных, известных вам мелодиях.
2. Все упражнения курса отсняты на видео, по видео можно заниматься дома
Прочитаны вслух все ноты всех упражнений, подробно показаны пальцы, показано, как совмещать правую руку с левой. Всем, кто придёт на пробное занятие к этому курсу, пришлём на почту видео упражнений с занятия.
3. Мы даём в аренду синтезаторы для занятий дома!
Не обязательно покупать инструмент, чтобы начать заниматься.
Можно взять его в аренду, унести себе домой на всё время занятий и играть.
Это стоит всего 1500 рублей, инструмент вам выдаётся на всю продолжительность курса.
Синтезаторы для аренды небольшие, лёгкие, весят порядка 3 кг, можно унести домой в руках.
4. У нас учат читать и разбирать ноты самостоятельно
А не просто играть набор мелодий. В программу входят упражнения на чтение нот скрипичного ключа, басового ключа,
упражнения на чтение ритма и совмещение двух рук. Благодаря этому, вы будете понимать, как разбирать мелодии по нотам вообще, а не только наши.
5. Возможности дальнейшего развития: разбор ваших нот, подбор по слуху, импровизация
После курса есть продолжающая группа, можно приносить и разбирать ноты ваших любимых мелодий.
Если вы нашли в интернете ноты, а они написаны криво — поможем и перепишем по-человечески.
Если нот нет, подберём для их вас с видео/аудиозаписи.
Для продвинутых есть курс музыкальной теории, подбора по слуху и импровизации.
2. Бесплатный пробный урок по обучению игре на клавишных инструментах (форепиано, рояль, синтезатор)
Курс «Играем на клавишных инструментах» был разработан специально для людей, которые учатся играть на фортепиано, пианино или синтезаторе самостоятельно. Вопросы, обсуждаемые в курсе, и упражнения в игре позволяют быстро научиться играть на вашем любимом клавишном инструменте. В материалах большое внимание было также уделено обучению чтению нотной записи. Во время курса вы постепенно приобретете техническое мастерство в игре и научитесь исполнять на фортепиано множество пьес из репертуара классической и популярной музыки.
Материал представлен в удобной и наглядной форме: 24 урока (12 учебных журналов) дополнены аудиозаписями, при этом теория тесно переплетена с практикой, а каждое новое понятие иллюстрируется игрой на инструменте. Таким образом, в ваших руках окажется уникальный самоучитель игры на клавишных инструментах в одном наборе. Материал представлен на основе удобной методики, позволяющей освоить предмет даже тем, кто прежде никогда не занимался музыкой. А кто уже имеет соответствующий опыт, получат уникальную возможность обобщить и расширить свои знания, привести их в порядок а значит, добиться новых успехов.
Скачать бесплатный пробный урок! >>>
По окончанию курса вы получаете свидетельство
Этот курс подойдет для всех тех, кто мечтает научиться играть на этом прекрасном инструменте.
Вы можете начать изучать игру в любом возрасте. Взрослые, которые только начали играть на фортепиано, получают огромную радость от музыки, делают успехи — часто быстрые и удивительные для себя — и даже успешно выступают.