Курсы сценографии москва
Курсы сценографии москва
Факультет сценографии и театральной технологии
|
Факультет сценографии и театральной технологии ведет подготовку студентов по направлениям подготовки и специальностям:
52.05.03 Сценография (образовательная программа «Художник-постановщик театра»),
52.03.04 Технология художественного оформления спектакля (образовательные программы «Художник-технолог сцены», «Художник-технолог по сценическому костюму», «Художник-технолог по сценическому свету»).
На факультете работают творческие художественные мастерские, возглавляемые ведущими преподавателями факультета.
Руководители творческих мастерских по кафедре сценографии и сценического костюма:
профессор, заведующий кафедрой, заслуженный художник Российской Федерации Владимир Ильич Фирер,
профессор, народный художник РСФСР Эдуард Степанович Кочергин,
доцент Валерий Исаакович Полуновский.
Руководители профилей подготовки по кафедре театральной техники и технологии:
«Художник-технолог сцены» – профессор, член Санкт-Петербургского Союза художников Владимир Николаевич Разумов,
«Художник-технолог по сценическому костюму» – доцент Татьяна Владимировна Слёзина,
«Художник-технолог по сценическому свету» – доцент, заслуженный работник культуры Российской Федерации Евгений Леонидович Ганзбург.
Факультет основан в 1954 году. Является уникальным образовательным комплексом, развивающим традиции обучения, заложенные его основателем Н.П. Акимовым. Это традиции эксперимента, развития индивидуальности, свободы и фантазии художественного выражения. Уникальность факультета состоит в комплексном подходе к подготовке специалистов, отвечающих за художественно-постановочную и технологическую часть спектакля.
В разные годы на факультете преподавали такие известные художники и мастера постановочной части театров, как Н.П. Акимов, В.В. Базанов, А.В. Рыков, Т.Г. Бруни, А.Е. Гофман, И.Г. Сегаль, Д.В. Афанасьев, А.В. Сологуб, М.Ц. Азизян, М.А. Смирнов, М.Ф. Китаев, А.И. Славин, В.Я. Рывин, А.В. Орлов, И.Г. Чередникова, В.А. Окунев, В.М. Шеповалов, М.А. Брянцева, А.Е. Порай-Кошиц, Г.П. Сотников, В.В. Лукасевич.
Фундаментальным вкладом в теоретическое и методологическое осмысление профессионального мастерства стали исследования В.В. Базанова, Э.С. Кочергина, уникальные методические разработки педагогов кафедр по всем преподаваемым дисциплинам.
Педагоги и студенты факультета участвуют во множестве российских и зарубежных выставок. Ежегодно проходят выставки работ выпускников, которые неизменно получают широкий отклик театральной общественности.
Выпускники факультета – выдающиеся театральные художники и руководители постановочных частей крупнейших российских театров, получившие опыт и признание далеко за пределами нашей страны. Среди них: Э.С. Кочергин, М.Ц. Азизян, А.В. Коженкова, А.И.Славин, И.М. Бируля, О.М. Земцова, А.В. Орлов, И.Г. Чередникова, С.С. Пастух, Э.Б. Капелюш, В.И. Фирер, В.А. Окунев, В.М. Шеповалов, М.А. Брянцева, А.Н. Проничев, В.В. Лукасевич, В.И. Полуновский, В.Е. Маслов, А.Р. Шишкин, Г.В. Фильштинский.
Сценография в современном театре
Программа «Сценография в современном театре» нацелена на переподготовку профессиональных художников-сценографов и включает основные проблемы теории и практики современной сценографии, инновации современного театрального процесса.
Авторы-составители программы: Лауреат премии «Золотая маска» Марголин Зиновий и художник Большого театра России Альoна Пикалова.
Руководитель курса — театральный художник Борис Леонидович Валуев.
Курс ориентирован на формирование новой генерации театральных художников, изучение актуальных способов визуализации, использование и выработку новых технологий, которые лежат в основе создания современных спектаклей.
Слушатели курса изучают не только специальные дисциплины, но и ежедневно проходят практику, участвуют в технологической и конструктивной разработке декораций, бутафории, костюмов. Серьезное внимание уделяется изучению последних достижений театральной техники, технологии и материалов.
- Современная сценография.
- Поиск выразительных средств в создании театральных декораций.
- Создание проекта декораций.
- Театральные декорации в современной сценографии.
- Театральный костюм и современная сценография.
- Использование современных стандартных модульных систем в образном и техническом решении спектакля.
- Использование современных светового и проекционного оборудования в образном решении спектакля.
На обучение приглашаются художники-сценографы и специалисты по художественному оформлению спектаклей, имеющие высшее и среднее профессиональное образование.
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ВАЛУЕВ
Родился в Москве в 1947 году.
После окончания школы, в 1964 году поступил в МВХПУ (б. Строгановское) на отделение проектирование интерьеров, которое окончил с отличием в 1969 году.
До 1977 года работал в проектных институтах Глав АПУ города Москвы в должности архитектора, затем руководителя группы архитекторов. Участвовал в проектировании уникальных общественных зданий, таких как архитектурно-парковый комплекс “Климатрон” в Главном ботаническом саду АН СССР, который не был построен, как не были реализованы и все другие проекты.
С 1977 по 1991 год работал в Республиканском комбинате монументально-декоративного искусства Художественного Фонда РСФСР. Выполнял проектные и художественные работы для общественных зданий Москвы и других городов России, среди них: цикл мозаичных панно для фойе конференц-зала МГИМО.
С 1986 по 1998 год преподавал в МГХПУ им. С.Г. Строганова на кафедре монументально-декоративной живописи и на кафедре проектирования интерьеров.
С 1992 года работает как театральный художник.
С 1996 по 1999 год – главный художник театра “Сатирикон” им. Аркадия Райкина.
В эти же годы занимается полиграфией, выполняет афишные плакаты, программки спектаклей, буклеты, а с 1999 года, кроме этого, проектирует жилые и общественные интерьеры, частные дома.
Для театра «Сатирикон» и других Московских театров, оформил ряд спектаклей, среди них:
1992 г. Театр «Сатирикон» им. А. Райкина. Мольер «Мнимый больной», режиссёр А. Горбань.
1993 г. Театр Антона Чехова. Б. Слейд «Чествование», режиссер Л. Трушкин.
1993 г. Театр «Сатирикон» им. А. Райкина. Л. Герш «Такие свободные бабочки», режиссёр К. Райкин.
1995 г. Театр «Сатирикон» им. А. Райкина. Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта», режиссер К. Райкин.
1997 г. Театр «Сатирикон» им. А. Райкина. Карло Гольдони «Кьоджинские перепалки», режиссер К. Райкин.
1997 г. Театр им. Евгения Вахтангова. М. Старицкий «За двумя зайцами», режиссер А. Горбань.
1997 г. Театр Антона Чехова. Г. Слуцки «Поза эмигранта», Режиссер Л. Трушкин.
1998 г. Театр Антона Чехова, Ф. Вебер ”Ужин с дураком”, режиссёр Л. Трушкин.
1999 г. Театр «Сатирикон» им. А. Райкина. Мольер «Квартет», режиссер К. Райкин.
2002 г. Театр “Московская оперетта”. Имре Кальман “Фиалка монмартра”, режиссёр А. Горбань.
2003 г. Театр “Сатирикон” им. А. Райкина. Александр Островский “Доходное место”, режиссёр К. Райкин.
2004 г. Театр им. Евгения Вахтангова. Фантазия по мотивам оперетты Эрве «Мадемуазель Нитуш», режиссёр В. Иванов.
2007 г. Театр “Сатирикон” им. А. Райкина. Александр Островский “Бальзаминов”, режиссёр М. Брусникина.
2013 г. Театр “Сатирикон” им. А. Райкина. Комедия по пьесе Бернарда Шоу “Пигмалион” — “Лондон шоу”, режиссёр К. Райкин.
2015 г. Театр «Сатирикон» им. А. Райкина. Мартин Макдонах «Однорукий из Спокана», режиссер К. Райкин.
2016 г. Театр «Сатирикон» им. А. Райкина. Мольер «Лекарь поневоле», режиссер К. Райкин.
2017 г. Театр «Сатирикон» им. А. Райкина. Кристофер Дюрант «Ваня и Соня и Маша и Гвоздь», режиссёр К. Райкин.
Желающие поступить на курс вместе с заявлением представляют резюме с описанием творческой деятельности и имеющиеся работы.
Информацию о наборе в группу и сроках обучения смотрите на нашем сайте в разделе «Объявления».
Срок обучения: 1 год — 450 часов, очно-заочная форма, с двумя сессиями по 4 недели.
Для граждан РФ — 85.000 рублей
Для иностранных граждан — 93.500 рублей
Тел./факс: +7 495600 3772, +7 495 600 3414
Сценография
Визуальная драматургия и пространственные решения сценических проектов.
360 000 ₽ в год
Возможна оплата в рассрочку
При поступлении в первом потоке действует скидка 5% на первый платеж.
Программа предназначена для студентов с различной базовой специализацией (художники, архитекторы, перформеры, видео- и мультимедиа-художники, специалисты по современному искусству) и желающих освоить специфику работы с пространством в разных направлениях перформативного искусства.
В рамках программы студенты освоят работу с пространством с точки зрения его взаимодействия с человеком, визуальной драматургии и динамической сценографии. Студенты получат навыки работы с декорациями, костюмом, использования медиа и сценических технологий, научатся создавать проекты для сценических и экспозиционных площадок, перформансов, экспериментального и мультимедийного театра, инсталляционного искусства, театра-квест, а также получат углубленный опыт воплощения реальных проектов, работы с материалами, взаимодействия с творческими соавторами.
В течение года студенты пройдут путь создания реальных проектов от идеи до реализации и на практике поработают с пространством, объектами, костюмами, светом.
В процессе обучения студенты участвуют в создании постановок, получая опыт работы с разными театральными компаниями. В качестве дипломных работ учащиеся разрабатывают проекты, которые впоследствии реализуются на крупных театральных и выставочных площадках, таких как Боярские Палаты, Электротеатр «Станиславский», Московский драматический театр им. Пушкина, Музей архитектуры им. Щусева.
Современный театр
Курс лекций знакомит с историей современного театрального мышления, прослеживает связь между различными театральными явлениями и новаторскими решениями от начала ХХ века до наших дней.
Программа вводит в контекст актуального театра, дает понимание разных направлений, театральных форм, развивает способность критического мышления, анализа сценического произведения, возможность применять критерии на своей практике.
Мастерство сценографии
Знакомство студентов с основами театрального дизайна. Разбор методологии создания сценографии и художественного решения к спектаклям, танцу, кино работам, инсталляциям, всему разнообразию направлений, которые входят в область профессиональной деятельности театрального художника. Сюда включены практические навыки по работе со сценическим произведением: создание эскизов, макетов, прирезок, работа со светом, звуком, реализация живых проектов, репетиции.
Композиция
Дисциплина предназначена для изучения плоскостной и пространственной композиции, и различных выразительных средств. Одна часть дисциплины построена на работе с реальным объёмом — макетом сцены, другая — на передаче достигнутого в макете впечатления средствами графики. Помимо чисто композиционных средств (статика и динамика, масштаб, тональные и цветовые контрасты, фактура и текстура) программа включает в себя работу с основами рисунка — использование линии и тона, светотени, передача пространства средствами графики.
Технология театрального производства
Знакомство с технической стороной спектакля: работа на различных театральных площадках, возможности сценического оборудования, принятые в театре нормы и стандарты. Раздел программы, посвященный декорационному производству включает в себя изучение основных театральных технологий, как традиционных так и новейших. Большое внимание отводится подготовке проектной документации — эскизов, чертежей, технических описаний.
История современного танца
Основы режиссуры и актерского мастерства
Телесные практики
Новейшие технологии
Современное искусство
Основы света
Драматургия
Перформанс арт
Консультации по дипломному проекту
Защита дипломных проектов
Сценография
Дополнительные вступительные испытания профильной направленности проводятся в форме устного или письменного экзаменов, собеседования, тестирования или путем их сочетания. Профильный предмет устанавливается вузом согласно Перечню вступительных испытаний в вузы (ссузы), утверждаемого Министерством образования.
Творческий экзамен (коллоквиум, экзамен по сценической композиции, рисунку и живописи)
Профиль подготовки (специализация) – это углубленное изучение узкого поля деятельности в рамках одной специальности. Как правило, специализация проводится на старших курсах. Кроме основных общеобразовательных предметов студенты начинают изучать блок профильных дисциплин, которые позволят выпускникам лучше освоить практические умения и навыки.
В дипломе профиль (специализация) обучения не указывается, а вот в приложении к диплому после наименования направления подготовки в графе «специализация», в случае ее наличия, прописывают профиль специальных дисциплин.
Студенты дополнительно изучают композицию сценического костюма, художественную обработку ткани, технологию исторического костюма, библиографию и иконографию костюма, моделирование и конструирование костюма. Выпускник данного профиля – художник по сценическому костюму – сможет создавать авторские сценические костюмы для спектаклей, концертов, мюзиклов и.т.д.
Студенты дополнительно изучают сценографическую композицию в театре кукол, композицию театральных кукол и скульптуру. В обязанности специалиста, окончившего вуз по данному профилю, входят оформление сцены кукольного театра, проектирование и создание декораций, реквизита, кукол, постановка света.
Студенты дополнительно изучают сценографическую композицию, макетирование и основы перспективы. Выпускник сможет создавать декорации для театров, цирков и концертных организаций, эскизы бутафории, мебели и реквизита, эскизы костюмов, руководить группой художников (художник по свету, по костюму, по гриму и т.д.).
- Создавать оригинальные художественные проекты по сценическому оформлению драматического или музыкального спектакля. Это могут быть эскизы кулисных, передвижных, подъёмных, павильонных декораций, чертежи фронтальных проекций и планов, габаритные чертежи, рабочие макеты будущих постановок
- Делать уникальные эскизы бутафории, мебели и реквизита с выкрасками и фактурой для каждого конкретного спектакля
- Разрабатывать дизайн сценических костюмов
- Контролировать процесс пошива костюмов, проводить примерки
- Участвовать в создании сложного грима (рога, морщины, раны, шрамы, фантастические образы)
- Использовать в оформлении спектакля специальную технику, приборы и приспособления (для создания иллюзии полётов, взрыва, пожара, дыма и т.д.)
- Контролировать световое оформление спектакля, необходимое для имитации дневного и ночного освещения, ливня, снегопада, движущихся облаков и т.д.
- Заниматься художественным оформлением интерьера театра: кулис, зрительного зала, помещений для артистов, холла театра, коридоров и лестничных площадок, балконов, потолка
- Руководить структурными подразделениями и производственными мастерскими театра и концертных организаций
- Участвовать в подборе портных-закройщиков, рабочих швейного цеха, художников, гримеров и т.д.
- Подготавливать афиши и объявления
- Преподавать основы композиции и сценическую композицию в театрах, рисунок и живопись в колледжах и учреждениях высшего профессионального образования
Производственную и учебную практики студенты проходят в драматических, кукольных, академических театрах, театрах оперы и балета, кинотеатрах, на телевидении, в домах моделей, салонах мод, студиях дизайна и творческих мастерских, в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования.
Театральные ВУЗы Москвы
Факультет сценографии
Российская академия театрального искусства — ГИТИС
Факультет сценографии готовит театральных художников по специальности «Театрально-декорационное искусство».
Срок обучения — 5 лет.
Вступительные экзамены: сценография, рисунок, живопись, сочинение.
Факультет сценографии РАТИ-ГИТИСа был открыт в 1992 году по инициативе ректора РАТИ-ГИТИС С. А. Исаева. Задача факультета – готовить художников театра (драмы, оперы, балета).
В том же 1992 году была создана кафедра сценографии, на которой сначала преподавали всего 4 штатных педагога: С. М. Бархин, проф., зав. кафедрой сценографии, художественный руководитель факультета, нар. художник России, лауреат гос. премии, вел дисциплину «сценография»; С. Ф. Морозов, доцент, гл. художник телеканала «Культура» и О. Г. Максимов, д. арх., проф. МАРХИ – вели дисциплину «рисунок»; Н. И. Нестерова, нар. художник России, действительный член Академии художеств России – «живопись». Позднее преподавать живопись на факультете был приглашен Е. С. Вахтангов. В 2002 г. С. Ф. Морозов и Д. А. Крымов, сценограф и живописец, начали преподавать сценографию и стали руководить курсами.
В 1992 году на первый курс было принято 8 студентов; позднее с интервалом в один год принималось от 10 до 12 студентов. Таким образом, за 11 лет факультет окончило 39 художников театра; в настоящее время на факультете на 1, 3 и 5 дипломном курсе учится еще 31 студент. Конкурс абитуриентов никогда не опускался ниже 6 на место, а иногда достигал и 10.
Обучение сценографии, рисунку и живописи происходило и происходит традиционно по порядку, заведенному еще со времен Российской империи, но с новыми творческими предложениями. С первых же лет существования факультета было принято нововведение – работа студентов-сценографов с режиссерами на всех курсах. Для этого на факультет были приглашены н. арт. России К. М. Гинкас, засл. деят. искусств России Н. М. Шейко, рук. театра «Модель» А. В. Ледуховский и засл. арт. России Е. Г. Козелькова. Помимо консультаций по проектированию, режиссеры-педагоги делали по 2 спектакля с курсами, где студенты выступали и артистами, и художниками декораций и своих костюмов. Это дает ощущение совместной работы в театре и создает дружную команду единомышленников на курсе, а также формирует у студентов представление о реальной силе каждого придуманного ими выразительного средства.
Во-вторых, для работы со студентами был приглашен театральный критик – Н. С. Пивоварова, к. искусств., доцент. Задача критика – научить студентов анализировать увиденные спектакли и вести равноправный интеллектуальный разговор-работу с режиссером. Студенты должны увидеть совместно и индивидуально до 30 спектаклей каждый семестр.
Третьим нововведением было обучение основам архитектуры и дизайна простейших архитектурных объектов, мебели и т.д., черчению, теории и практики теней, перспективе, ордерной системе архитектуры. Эти предметы вели Ю. Н. Орса, д. арх., проф. МАРХИ, и А. П. Гозак, к. арх.
Кроме этих основных предметов было введено большое количество дисциплин, совершенно необходимых художнику театра: история русского театра, история зарубежного театра, история зарубежной литературы, русской литературы, история искусств, материальная культура, история костюма, грим, философия, иностранный язык и др.
Обучение на факультете рассчитано на 5 лет. Один семестр (9-й) целиком уходит на практику–ассистентуру у известного художника в театре и создание преддипломного проекта. 10-й семестр отводится дипломной работе.
Все преподаватели факультета – практики, и количество спектаклей и выставок, сделанных ими, в том числе в Европе и в Америке, невозможно перечислить. При этом кафедра все же до сих пор нуждается в пополнении педагогами среднего звена.
Несколько выпускников факультета сценографии удостоились премий «Московский Дебют». Многие выпускники факультета плодотворно работают в театрах (так, например, Н. Глебова сделала уже около 20 спектаклей), некоторые на телевидении, в полиграфии, дизайне и архитектуре.
Большинство студентов факультета регулярно выезжает на всемирно известную международную выставку сценографии «Пражская квадриеннале», организуемую каждые 4 года. Огромная ценность таких поездок для студентов очевидна.
Каждый семестр на факультете устраиваются студенческие выставки. Кроме того, на кафедре постоянно действует выставка лучших работ студентов. В 1998 г. в фойе Московского Академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко была устроена большая выставка работ всех курсов; были выпущены плакат и каталог. В фойе Театра «ГИТИС» тоже регулярно устраиваются выставки учебных работ.
Многие студенты факультета участвуют в создании курсовых и дипломных спектаклей факультетов РАТИ-ГИТИС и других театральных вузов, и даже маленьких театров Москвы и провинции. Опять-таки, польза этих работ очевидна, но организовать их в тяжелое переходное время для страны было очень трудно.
За время работы кафедры собрана большая коллекция работ студентов по сценографии, живописи и рисунку. Создан методический фонд. По каждому курсу каждого потока сделаны почти полные фотоальбомы работ по сценографии и живописи. Это наше бесценное богатство. В настоящее время аспирантом кафедры и выпускником факультета сценографии К. Ереминым создается электронная энциклопедия факультета, иллюстрированная почти всеми работами студентов и выпускников.
В дальнейшем кафедра хотела бы установить более тесное взаимодействие с другими факультетами Академии, ставить совместные задания студентам сценографам со студентами-режиссерами, продюсерами и др.
Формула призвания. Семь правил выбора вуза, 2019 г.
Литвак Нелли
Эта книга — уникальный путеводитель в сфере высшего образования для абитуриентов и их родителей. Автор — математик и увлеченный, талантливый педагог — знает изнутри систему высшего образования в России и Голландии, имеет богатый опыт работы со студентами разных специальностей из разных.
Цена: 400 руб.
I Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова — Московская медицинская академия им И.М. Сеченова (1987-2010 г.г.). История в документах, 2019 г.
Пальцев Михаил Александрович
История в документах основана на материалах из личного архива бывшего ректора (1987-2009 гг.) Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.
Цена: 544 руб.
Дидактическая концепция формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе. Монография, 2020 г.
Федорова М.А.
В монографии изложена концепция формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в личностно развивающем профессиональном образовании. Определены теоретико-методологические предпосылки и представлены дидактические основы формирования учебной самостоятельной деятельности.
Цена: 1 252 руб.
Развитие системы интерактивного обучения как элемента обеспечения инновационной деятельности вузов, 2019 г.
Осавелюк Елена Александровна
Монография подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Педагогическая деятельность». Рекомендуется для применения в учебном процессе при чтении.
Цена: 470 руб.
Ректоры России. Система и механизмы профессионального становления. Монография, 2017 г.
Сазыкина О.А., Фомин Г.Б., Резник С.Д.
Исследованы особенности состава, деятельности и профессиональной карьеры ректорского корпуса. Разработанное и представленное в монографии научно-методическое обеспечение формирования и развития управленческого потенциала вузов России дает хорошую методическую основу для укрепления.
Цена: 848 руб.