Mtour12.ru

Обучение в онлайне
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастер класс интервью

Секреты интервью

В эти долгие новогодние праздники я имел удовольствие познакомиться с замечательной книгой Евгения Криницына «Акулы интервью. 11 мастер-классов». В ней 11 известнейших российских журналистов делятся секретами мастерства, правилами проведения интервью, вспоминают интересные и поучительные случаи из своей интервьюерской практики. В свете того, что на блоге «Литературная мастерская» существует специальная рубрика, в рамках которой ваш покорный слуга берет интервью у писателей, мне данная книга показалась весьма любопытной. Прочитав ее за каких-то пару дней, я был приятно удивлен обилием полезной информации, в ней содержащейся. И дабы все те важные и нужные рекомендации, озвученные на ее страницах, не забылись и не пропали впустую, я сделал небольшой конспект, чтобы вы (да и я сам) могли использовать его при необходимости.

Далее приводятся выписки из книги и мои к ним комментарии.

Алексей Венедиктов.

Для чего люди дают интервью? Цель человека, пришедшего на интервью, донести до читателя себя, белого и пушистого.

Я, признаться, уже столкнулся с подобным. Действительно, то, что интервьюер знает о человеке, и то, каким собеседник пытается себя показать в разговоре – как говорится, две большие разницы. В подавляющем большинстве случаев герой будет стараться выставить факты так, чтобы показаться лучше, чем есть на самом деле. Интервьюеру нужно быть готовым донести до читателя как можно более реальное положение вещей.

Цели интервью: получить информацию; вытащить мнение или оценку; придать интервью такую форму, чтобы оно было дочитано до конца.

Все эти цели интервьюер должен держать в уме и стараться реализовать. Условия, однако, могут быть самые разные: в каких-то случаях интервью проводится, чтобы узнать нечто новое (информация), в других целью является мнение знаменитости по какой-либо ситуации или вопросу. Подходы в этих случаях будут несколько отличаться, но цели всегда остаются неизменными.

Готовясь к разговору, интервьюер не пишет вопросы, он пишет темы.

Для меня это было достаточно неожиданно, но лучшие журналисты ведут интервью как обычный разговор. Безусловно, они готовятся, набрасывают темы, но готового списка вопросов нет. Главным умением интервьюера является способность управлять ходом беседы.

Читать еще:  Мастер классы по выпечке и украшению тортов

Когда человек сильно напрягается на какую-либо тему, можно задать вопрос «от читателя».

Этот хитрый прием используется, чтобы задать неудобный вопрос, не настроив собеседника против себя. Например, в самом начале беседы. Потому как после острого вопроса, заданного очень рано, гость может попросту закрыться. А нам этого не нужно.

Всегда должна присутствовать подготовка к интервью. Она включает в себя прочтение минимум 7 последних интервью героя, просмотр читательских вопросов и составление списка тем.

Сделать качественное интервью без подготовки невозможно. Обязательно нужно прочитать биографию человека, дабы не задавать ему банальных и глупых вопросов (где учился, есть ли дети и прочее). То же самое относится и к предыдущим опубликованным интервью с этим человеком. Вопросы не должны повторяться. Никому не захочется отвечать по второму разу на одно и то же.

Многое зависит от настроения собеседника. Любое проходное интервью – провальное.

Печально, но факт. Если голова собеседника забита какими-то проблемами, если по дороге его окатили из лужи, если просто встал не с той ноги – разговор может не получиться, не смотря на все ваши усилия и старания. К этому нужно быть готовым.

Договариваясь об интервью, следует озвучить тему предстоящего разговора.

Правило хорошего тона. Чтобы человек хотя бы примерно знал, о чем будет разговор, мог подготовиться.

Станислав Кучер.

Интервью бывает двух видов: портретное и информационное.

В первом случае мы стараемся раскрыть личность собеседника, во втором нас интересует какая-то информация, а гость выступает в качестве ее источника или эксперта.

Иногда полезно прикидываться дурачком и задавать простые вопросы.

На самом деле, весьма спорно суждение. Важно чувствовать собеседника и придерживаться золотой середины. Иногда дурацкие вопросы могут разозлить собеседника. Но Кучер, думается мне, имеет в виду не дурацкие вопросы (дурацкие – задаваемые дураком), а нарочито простые, которые мог бы задать, скажем, человек, абсолютно не знакомый с темой. Для чего это использовать? Например, чтобы дать возможность собеседнику почувствовать уверенность, раскрыться, или чтобы привести его к ловушке, расставленной в следующем вопросе. По обстоятельствам.

Читать еще:  Техника энкаустика рисунки воском мастер класс

Николай Сванидзе.

Нужно представлять возможные ответы собеседника на ваши вопросы. Тогда следующий вопрос может быть усиливающим, уточняющим или даже загоняющим в угол. Комбинация вопросов очень важна.

Крайне редко нужную информацию или реакцию можно вытянуть из собеседника первым же вопросом. Искусство интервьюера заключается в том, чтобы серией вопросов раскрутить собеседника на признание.

Когда ты с человеком в приятельских отношениях, сложно задавать ему острые вопросы.

Тут все ясно и понятно. Обычно самые худшие интервью получаются именно между добрыми знакомыми. В них отсутствует необходимая острота, ведь и сам гость и интервьюер пытаются обходить скользкие и неудобные темы. Поэтому нужно лишний раз подумать, прежде чем проводить интервью с другом или приятелем.

Александр Гурнов.

Журналист всегда должен добиться ответа на вопрос.

Если собеседник уклоняется, нужно задать вопрос повторно. И еще раз, если потребуется. Если гость не отвечает, спросить почему.

Острый вопрос не задается в лоб. На него собеседника загоняют по флажкам, как на охоте.

В этом и заключается важность серии вопросов. Подготовительными вопросами мы отсекаем пути к отступлению, выводим гостя на нужную дорожку и дальше просто загоняем в угол.

Андрей Максимов.

Самое главное – собеседник. Выходя на разговор, интервьюер должен оставлять себя за дверью.

Многие журналисты (особенно молодые) пытаются самоутвердиться за счет знаменитого собеседника, пытаются показать себя на фоне звезды: «вот, смотрите, какой я умный!» Это непрофессионализм и ребячество. Истинная цель интервью – раскрыть собеседника. И для этого интервьюера, какой бы выдающейся личностью тот ни был, в разговоре должно быть как можно меньше.

Чрезвычайно важно умение четко и кратко задавать вопрос.

Данное суждение является логическим продолжением предыдущего. Чем меньше интервьюера в разговоре, тем лучше.

Чтобы хорошо брать интервью, нужно интересоваться людьми, не важно звезды они или нет.

Без интереса к собеседнику интервью пройдет вяло. Сам интервьюер будет скучать и это невольно перекинется на гостя. Звездность же гостя далеко не является гарантией увлекательного разговора. Порой простые люди способны рассказывать намного интереснее и информативнее, чем их раскрученные коллеги. На них меньше давит общественное мнение, и они больше склонны к откровенности и прямолинейности в выражении своей позиции.

Читать еще:  Вышивка крестом мастер класс для начинающих

Три главных навыка классного интервьюера: умение слушать, экспромтом задавать вопросы, не стыдиться чего-то не знать.

Перед тем как задавать вопрос, подумайте, нужно ли его задавать.

Наверное, есть линии, которые не стоит переходить. Грань между острым вопросом и откровенным хамством достаточно тонка. Важно ее чувствовать.

Дмитрий Губин.

Все острые вопросы задаю еще до интервью, чтобы быть готовым к реакции на них.

Довольно любопытное суждение. Но, как видится мне, использовать его нужно далеко не всегда.

Андрей Ванденко.

Перед интервью нужно собрать максимум информации о герое. Цель интервью – продвинуться на шаг дальше, чем другие.

Это перекликается с тем, что уже было озвучено выше. Прочитав предыдущие интервью, нужно стараться углубить вопросы, попытаться вытащить из гостя что-то сверх того, что было сказано им до этого.

Никогда не нужно торопиться со следующим вопросом. Первая реплика в ответ на ваш вопрос, как правило, произносится «на автомате» и только на третьей собеседник начинает «включать мозги».

Действительно, нужно давать собеседнику возможность подумать. Нельзя удовлетворяться первыми же стандартными фразами. Ваше молчание может спровоцировать гостя сказать еще что-то дополнительно. И, как правило, это оказывается намного более интересным и важным.

Хорошо, если в финале удается вернуться к первоначальной теме, с которой начался разговор. Так достигается эффект завершенности.

На этом все на сегодня. Рекомендую вам обязательно прочесть книгу «Акулы интервью» целиком. Мой конспект – лишь мизерная доля той интереснейшей информации, что заложена в этой книге. Прочтите, и, уверяю, вы не пожалеете. Подписывайтесь на обновления блога, вступайте в наши группы в социальных сетях, чтобы быть в курсе выхода свежих статей. До скорой встречи!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]