Домашнее обучение в школе
3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное образование
Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого вида семейного образования и раскроем их преимущества и недостатки.
Надомное обучение
Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования.
При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Статья 66 Федерального закона «Об образовании».
Ребёнок на надомной форме обучения остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).
Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.
На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.
Плюсы надомного обучения
- Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
- Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.
Минусы надомного обучения
- Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
- В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.
- Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
- Практически полное отсутствие социализации.
Дистанционное обучение
Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.
Юридически дистанционная учёба не является формой получения домашнего образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Статья 16 Федерального закона «Об образовании»
Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.
Плюсы дистанционного обучения
- Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
- Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.
Минусы дистанционного обучения
- Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.
- Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
- Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.
Семейное обучение
Это форма получения домашнего образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.
В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Статья 17 Федерального закона «Об образовании»
Причины ухода на семейное обучение разнообразны:
- Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
- Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
- Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
- Семья часто переезжает или живёт в другой стране.
Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.
Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах даже предусмотрена компенсация за семейное образование.
Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.
Плюсы семейного обучения
- Это полноценная форма получения образования.
- Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
- Доступно всем.
- Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
- Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.
Минусы семейного обучения
- Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
- Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.
Выводы
- Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
- Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
- Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
- Семейное и дистанционное смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.
Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.
Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.
Домашнее обучение в школе — что это такое и как перейти
Законодательно закреплено право человека на получение среднего образования. Это означает, что любой ребенок, не зависимо от его национальности, вероисповедания, половой принадлежности, а также физических возможностей, должен иметь доступ к образованию. То есть даже при невозможности посещать обычную школу, дети обязаны обучаться. Часто выходом из данной ситуации становится домашнее обучение в школе, но о том, что это такое, знают далеко не все. При наличии проблемы, когда малыш не может посещать занятия, родители начинают искать альтернативу учебе в школе.
Что такое домашнее обучение в школе?
Существует несколько видов получения образования в домашних условиях, из которых можно выбрать наиболее приемлемый вариант для конкретного ребенка. Все они регулируются на законодательном уровне.
Официальное название и понятие
Домашним обучением называют особый способ получения образования. Его особенность – изучение общеобразовательных дисциплин вне школьных стен (например, дома, в медицинских учреждениях или специализированных образовательных центрах). То есть ребенок изучает все важные предметы (математику, язык, литературу, физику и другие), получает учебники, пишет контрольные работы, но при этом не посещает школьные занятия.
Необходимые знания он может получать от родителей, приглашенных педагогов или занимаясь самостоятельно.
Каким законом регулируется?
В России возможность получения надомного школьного образования регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 01.05.2019 года. Данный законодательный документ определяет, что образование в РФ может быть получено 2 способами:
- В организациях, которые осуществляют образовательную деятельность. Это государственные и частные школы, а также профильные учебные заведения разного уровня аккредитации.
- Вне таких организаций. Это может быть семейное или самообразование.
В других случаях возможно также семейное обучение. Оно осуществляется вне школы и возможно по желанию обучающихся в случае согласия их законных представителей (родителей, опекунов).
Виды обучения
Имеется несколько вариантов учебы на дому. При этом ученик или его родители выбирают наиболее подходящий вариант:
- Учеба в семье. Ее главная особенность – курирование учебного процесса родителями или другими взрослыми членами семьи. При этом ученик осваивает программу школы, не посещая ее. Школьные предметы преподают сами родители или приглашенные учителя.
- Домашнее обучение с частичным посещением школьных занятий. Такой вид подходит для детей, которые часто находятся на лечении в медицинских учреждениях. То есть, ученик школы может посещать занятия по возможности.
- Школьное надомное обучение. Это вид учебы, когда с ребенком занимаются школьные учителя на дому – преподают дисциплины, осуществляют проверку знаний, проводят аттестации.
Он разработан для людей с ограниченными возможностями.
Преимущества и недостатки обучения в настоящее время, по отзывам родителей
Получение образования на дому имеет ряд преимуществ, а также недостатков. Из плюсов следует выделить:
- Возможность детей с ограниченными возможностями обучаться в обычной, а не специализированной школе.
- Дети не отстают от школьной программы, если долгое время отсутствовали на занятиях по причине нахождения на лечении или реабилитации.
- Удобный график.
- Снижение риска влияния плохой компании сверстников.
- Нет принуждения со стороны учителей.
- Возможность углубленного изучения любимых предметов.
- Снижение риска общего ухудшения физического здоровья или психического состояния.
- Возможность ускоренного прохождения школьной программы.
К тому же надомное обучение является нестандартным. Поэтому подходит для особенных детей. Но такой вариант образования имеет и недостатки:
- вся ответственность ложится на плечи родителей;
- нет жесткой дисциплины (для некоторых детей это плюс);
- возможность появления комплексов;
- отсутствие некоторых предметов (физкультуры, музыки, ОБЖД);
- плохая социализация из-за отсутствия общения со сверстниками;
- недостаточный багаж знаний родителей (соответственно – низкий уровень образования детей);
- недобросовестное обучение учителями-надомниками (вследствие отсутствия материальной или личной мотивации).
Определить, как действует данная система на практике, помогают отзывы родителей, которые сталкивались с ней в отношении своих детей. Вот некоторые из них:
Анна, Ростов-на-Дону: «Для своего сына я оформила домашнее обучение. Причина – неврологические особенности. Первые 2 года он учился в школе, но все время возникали проблемы. Это отражалось на его оценках. Пытались наладить контакт с учительницей, но не получилось. Теперь осваиваем основные предметы дома по школьной программе. Но по таким предметам, как пение, рисование и физкультура, нет аттестации».
Валентина, Питер: «Сейчас обучением дома никого не удивишь. Родители часто идут на поводу у детей и оставляют их учиться дома, даже если нет медицинских показателей. С моей дочкой в класс ходит девочка, которая до 5 класса обучалась дома. Все уроки ей преподавала мать, педагог по образованию. Девочка вроде не глупая, но очень замкнутая. Как по мне, здесь сказались годы, проведенные дома без общения со сверстниками».
Андрей, Москва: «Наш сын отличается от других детей. Он психически нормальный, очень сознательный, но обучение в школе не задалось – возникали разногласия с учителями. Они называли его тугодумом, а по математике были сплошные двойки. Попробовали экстернат. Все изменилось, а математика стала любимым предметом. Единственный минус – меньше стимулов, чем в школе».
Как перейти и что для этого нужно?
Чтобы перейти на такой вид учебы, необходимо выполнить определенный алгоритм действий.
Когда ребенка стоит перевести на такое обучение?
Существует множество причин, по которым ребенка переводят на домашнее или семейное обучение. Самые распространенные из них:
- Невозможность посещения школы в связи с тяжелой болезнью или инвалидностью.
- Постоянное пребывание в условиях стационарного лечения или периодическое прохождение реабилитаций.
- Наличие у ребенка увлечения, которое впоследствии может стать его профессиональной деятельностью (занятие тем или иным видом спорта, творческая деятельность – пение, музыка, танцы, рисование).
- Наличие проблем с учителями или сверстниками.
- Высокий уровень интеллектуальных способностей ученика.
- Постоянная смена школ в связи с частыми переездами родителей, что негативно сказывается на ребенке.
- Нежелание родителей, чтобы их ребенок обучался в определенной школе по моральным, идеологическим или другим причинам.
Алгоритм перехода
Алгоритм действий для перевода ребенка на обучение в домашних условиях практически всегда одинаковый:
- Для начала следует определиться с видом надомного обучения.
- Если перевести нужно ребенка-инвалида, то родители должны собрать требующийся пакет документов (медицинские заключения, справки).
- Если ответ комиссии будет положительным, то следует написать заявление на имя директора выбранной школы.
- Составление рабочей обучающей программы. При этом будут выбраны преподаватели, которые смогут проводить индивидуальные занятия дома.
Заявление о переходе на индивидуальное обучение
Если у ребенка нет проблем со здоровьем, мешающим ему посещать школу, для перехода на надомное обучение достаточно заявления. После этого собирают комиссию, на заседание которой приглашается ребенок и выносится окончательное решение. Ниже приведена примерная форма заявления.
Обучающие программы и условия
Индивидуальный план домашнего обучения составляют на основе учебного плана школы, к которой прикреплен ученик. При этом учитываются медицинские рекомендации и санитарные требования, а также индивидуальные особенности учащегося.
В программу обязательно включаются основные предметы, указывается минимальный перечень контрольных и практических работ, сроки проведения аттестаций. Такой план занятий утверждается распорядительным актом директора школы.
Как проверяются знания школьника?
Проверка знаний обучающихся по школьной программе на дому происходит так же, как и в школе, к которой они прикреплены. В индивидуальном плане ребенка указывается перечень необходимых контрольных и практических работ. Их могут проводить учителя на дому или в режиме онлайн. Также надомные ученики обязаны проходить аттестации.
Индивидуальное обучение на дому
Закон об образовании
Общее образование в России обязательно — но учиться можно и в школе, и дома. Право на это закреплено в статье 63 Федерального закона № 273 «Об образовании»:
«Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования».
Разберемся в терминах. При семейном образовании всем школьным предметам ученика учат родители — сами или нанимают для этого репетиторов. Обойтись без школы совсем нельзя: ребенок все равно должен быть прикреплен к учебному учреждению и несколько раз в год проходить аттестации по всем предметам. Если итоги контрольных, диктантов и тестов будут печальными, ребенка вернут в школу. А при отказе родителями займутся органы опеки.
Как перевести ребенка на индивидуальное обучение
Шаг первый: найти школу. Половина желающих отваливается уже на этом этапе. Ведь чтобы учиться дома, нужно найти хорошую школу — ту, где знают, как вести документооборот для «семейников» и как проводить аттестации (а если школа и так хороша, зачем учиться дома?). Если в школе по месту прописки с «семейниками» не работают, надо поступать в другую, а там свободных мест может и не быть.
Шаг второй: посоветоваться со специалистами. Можно обратиться в местный департамент образования, чиновники посоветуют конкретные школы, работающие с «семейниками». Кроме того, для таких родителей проводятся специальные методические курсы.
Шаг третий: написать заявление. Это заявление на имя директора школы о переводе ребенка на семейную форму обучения. В ответ вы получаете учебный план по всем предметам, а также календарь аттестаций. Аттестации можно сдавать досрочно: выучить обязательную часть побыстрее и посвятить оставшееся время другим предметам. Но будьте готовы к тому, что в любое время может свалиться городская контрольная или Всероссийская проверочная работа.
Шаг четвертый: получить учебники и пособия. Все учебники и методические пособия школа должна предоставить такому ученику бесплатно. Можно пользоваться и всеми другими школьными ресурсами — например, ходить на уроки физкультуры вместе с классом, заниматься в кружках и секциях, посещать разные мероприятия и капустники. Это важно для социализации ребенка, чтобы он учился вести себя в обществе, соблюдать дисциплину и общаться с разными людьми.
Шаг пятый: получить выплаты. По закону родителям положена компенсация от государства за то, что они сами учат своего ребенка. В каждом регионе суммы свои. Увы, на практике добиться этих выплат очень сложно.
Как я забрала сына из школы, чтобы он учился дома, и почему всем так поступать не советую
За последние 3 года в России количество детей, перешедших на ту или иную форму семейного обучения, выросло почти в 3 раза. Хотите узнать, что в голове у тех, кто решает забрать ребенка из школы и дать ему домашнее образование?
Привет, меня зовут Юля, и я одна из тех самых «домашников». Я готова рассказать читателям AdMe.ru о том, «как дошла до жизни такой» и что думаю сейчас, когда прошло больше года после принятия и реализации решения.
«Ты помнишь, как все начиналось? Все было впервые и вновь»
Семь лет назад я даже не задумывалась о том, что возможно какое-то там домашнее обучение. Мы с радостью отдали сына в «нашу» школу. Ту самую, где когда-то училась я и моя младшая сестра и о которой у нас осталось столько теплых воспоминаний.
Учеба давалась ребенку легко, зато мне — нет. С первых же дней стало понятно: чтобы у сына все получалось, нужен неусыпный контроль. Требования предъявлялись такие, что справиться самостоятельно у детей не было ни малейшего шанса. Только всей семьей, да и то если подключать бабушек и дедушек. Как же меня бесила школа! Ночами мы клеили поделки, по выходным исправляли почерк и отсчитывали клеточки. В родительском чатике постоянно ругались из-за денег. Стоило пожаловаться мужу, и он сразу же предложил гениальное решение — нанять репетиторов. А как же, самое время в началке-то.
К началу 4-го класса происходящее перестало меня устраивать полностью. Я пыталась вычислить, что нужно поменять: класс, школу, подход. Но тут случилось непредвиденное: на уроке ритмики сын получил серьезную травму, которая на месяц приковала его к больничной койке. После выписки полгода ему пришлось носить корсет, долгое время нельзя было сидеть, разрешалось только лежать и стоять.
На надомном обучении
Дети, которые по состоянию здоровья долгое время не могут ходить в школу, переводятся на надомное обучение. На практике это означает, что ты приносишь соответствующие справки, учебное учреждение составляет расписание, согласовывает его с родителями, и несколько раз в неделю преподаватели приходят к вам с визитом. Представив, что у нас дома будет по 4–5 уроков в день 5 раз в неделю, я почувствовала, что сойду с ума. Но оказалось, что для того чтобы наверстать упущенное и нормально окончить год (оставались еще 2 четверти), достаточно всего 2–3 часов занятий с учителем, и 1 будний день у нас даже оказался полностью свободным.
На надомном обучении заниматься сын стал меньше, но успевал гораздо больше. Время, проведенное один на один с учителями, тратилось продуктивно, по сути это были занятия с репетиторами. С домашними заданиями тоже стало намного проще: мне оставалось их только проверять, ребенок отлично все усваивал. Именно после этого у меня появилась крамольная мысль: а так ли нам нужно ходить в школу? Ни к каким выводам я тогда не пришла и на следующий год снова наблюдала за тем, как мое чадушко стоит, прижав к пузу корзинку с цветами, на школьной линейке.
«И вновь продолжается бой»
Мы опять корпели над уроками до ночи: сын проводил в школе положенные 5–6 часов, обедал, отправлялся на занятия в кружках, а вечером выяснялось, что справиться с домашним заданием самостоятельно он снова не в силах. Ложился спать за полночь, а с утра, бледный и невыспавшийся, шел учиться.
Однажды вечером я разрыдалась. Из-за школы моя жизнь трещала по швам. Я думала только об уроках, забросила хобби, стала повышать на сына голос, с мужем мы разговаривали в основном о школьных делах, со знакомыми — о них же. И главное, обложившись программами, учебниками, дополнительной литературой, я практически заново изучала с сыном бо́льшую часть того, что он должен был усвоить на уроках.
Хватит!
Мысль о семейном обучении стала посещать меня с настойчивостью дятла, ломящегося под кору дуба за жучками. Я работаю из дома, у меня есть педагогическое образование, я и так трачу на занятия с ребенком уйму времени. Так что меня останавливает? Мне было страшно.
Я торчала в группах, посвященных домашнему обучению, и день за днем терзала мужа сомнениями. А как же социализация? А вдруг я что-то упущу? А экзамены? А если я вообще сыну жизнь испорчу? Аааааа.
И тем не менее я видела в соцсетях все больше и больше детей, которые прекрасно себя чувствовали, получая домашнее образование, их мамы отчитывались об их успехах, в то время как я читала очередные замечания и с «радостью» узнавала от сына-отличника, что трибун — это тот, кто сидит на трибуне.
После этого откровения я посмотрела в сторону стопки книг по истории Древнего мира, которую мы не успевали прочесть, потому что вгрызались в учебник, вздохнула и пошла забирать документы.
Свободное плаванье
Согласно федеральному закону, забрать ребенка из школы для семейного обучения вы можете в любой момент, ничего особо никому не объясняя. Достаточно подать заявление в соответствующие инстанции, и со следующего дня за образование своей детки отвечаете вы и только вы.
Что дальше? Я понимала, что к более-менее самостоятельному обучению мой сын не готов, да и я не успеваю настолько вникнуть в процесс, чтобы взвалить на себя программу 6-го класса в полном объеме. Поэтому мы посмотрели, что предлагают различные школы дистанционного обучения, и прикрепились к одной из популярных онлайн-площадок.
О нашем «уходе» из школы скоро узнали все. «Как ваше домашнее обучение?» — ехидно спрашивали знакомые. А я отмалчивалась, ведь не могла же я им сказать, что понятия не имею, ведь делать выводы было еще рано. Да, ребенок начал высыпаться, я перестала делать план ближайшей аптеке по продаже пустырника и валерианы, собака, проводившая дни под кроватью в поисках тихого уголка, вышла к людям. Но ведь переводились мы не ради этого!
В чем подвох?
Променяв реальную школу на виртуальную, сын был в восторге. Поначалу. Затем новизна схлынула, а необходимость учиться осталась. И вместо мамы — палочки-выручалочки рядом с ним оказалась мама — директор домашней школы. Сказать, что плохо объяснили, уже было нельзя. До ребенка начало доходить, что в школе он еще мог как-то ускользнуть от внимания преподавателей, а вот дома он центральная, она же единственная фигура на этой сцене.
Серьезным камнем преткновения стали уроки математики: в онлайн-школе предмет этот изучался строго по программе, домашние задания давались крохотные. При этом именно алгебра была сильной стороной сына. Пока мы не «сошли с рельсов», ему даже удалось несколько раз выиграть школьную олимпиаду. Теперь же он считал, что «сделал дело — гуляй смело», и взваливать на себя дополнительную нагрузку в освободившееся время не планировал.
Одновременно с этим я поняла, что нам стало тесно в рамках онлайн-школы. На некоторых уроках сын продолжал киснуть от скуки, и я, прислушиваясь к происходящему, была с ним согласна: тоска-а-а! При этом в соцсетях, на каналах и в группах я видела ссылки на увлекательные лекции, оригинальные методические материалы, книги и пособия. Лиха беда начало: окончив год в онлайн-школе, продлевать абонемент мы не стали.
А что сейчас?
За лето я составила сыну программу, которой мы следуем, взяв целиком на себя историю и литературу, а английский отдав на откуп мужу. Остальные предметы мы «набрали» с бору по сосенке, руководствуясь способностями и восприятием нашего ученика. Так, физику он «слушает» в одной школе, биологию и обществознание — в другой, алгеброй и геометрией занимается с репетитором. Сын, конечно, может поныть, иногда ленится, но берет себя в руки. Бо́льшую часть времени ему действительно интересно.
Если я о чем-то и жалею, так это о том, что слишком долго колебалась. Приди мы к семейному обучению раньше, потратили бы меньше нервов. Слушая своих знакомых, чьи дети учатся в школе, родителей бывших одноклассников сына, я каждый раз мелочно радуюсь, что меня это больше не касается. Но могу ли я всем советовать делать как мы? Совершенно точно нет. И вот почему.
- Как я уже писала выше, у меня есть диплом о педагогическом образовании (я даже несколько лет проработала в школе) и достаточно свободного времени, чтобы вникать в тонкости обучения. Я в курсе, что такое ФГОС, методика преподавания, чем отличаются навыки от умений и знаний. Если вы задумываетесь о семейном образовании, но не готовы углубляться в подробности, тогда вам стоит довериться какой-то из онлайн-школ, благо выбор сейчас есть.
- Я могу, не отрываясь от работы, следить, чем занят сын, и вижу, когда он отвлекается и поддается многочисленным соблазнам, поджидающим его в «вольной» жизни: поспать подольше, сделать задание небрежно или променять урок на постороннюю «видюшечку». Если у вас некому оставаться с ребенком в «учебное время», то придется рассчитывать только на его осознанность и мотивацию, а эти качества свойственны далеко не всем детям.
- В общеобразовательной школе дети получают обязательное бесплатное образование. Семейное обучение материально обеспечивают родители. Онлайн-школы стоят денег, репетиторы стоят денег, учебники и другие книги тоже недешевы. И не во всех регионах выдают хоть какую-то денежную компенсацию тем, кто не посещает школу.
- Социализация. Если у ребенка нет хобби, он не посещает кружки, дополнительные занятия, мастер-классы со сверстниками, а только ходит в гости «поиграть», ему негде научиться строить рабочие и партнерские отношения с другими людьми.
Я считаю, что переводить ребенка на домашнее обучение можно, только если вы уверены, что сумеете дать ему дома не меньше, чем он получит в школе.
А что вы думаете о семейном образовании? Могли бы выбрать такую форму обучения для своего ребенка?
Домашнее обучение в школе
Об авторе: Петр Сергеев, научный руководитель образовательной онлайн-платформы Учи.ру.
В России пока не ведется регулярная официальная статистика по количеству детей на домашнем обучении. На конференции Edcrunch (2019) было заявлено, что около 100 тыс. школьников выбрало такую форму образования в 2019 году. По данным Министерства образования и науки, на начало 2015—2016 учебного года в форме семейного образования в России проходило обучение всего около 8500 человек (меньше одной десятой процента от количества всех школьников). Ассоциация семейного образования провела собственное исследование и выяснила, что количество детей, находящихся на семейном обучении в России, выросло с 8452 до 15 тыс. человек на начало 2017/2018 учебного года. Но несмотря на то, что цифры разнятся, рост интереса к семейному обучению — притом взрывной — заметен.
Школьников младших классов переводят на дистанционное обучение из-за круглогодичных путешествий или постоянных переездов родителей (дипломатов или спортсменов) по работе. Ученики 10-11 классов, которые сознательно определились с будущей профессией, часто сами просят перевести их на дистанционное обучение — это позволяет уделять больше времени профильным предметам и подготовке к экзаменам. Есть и исключительные ситуации: из-за проблем в школе (в том числе буллинга) родителям приходится переводить ребенка на семейное образование, чтобы сохранить его психологическое и физическое здоровье. Под особую ситуацию попадает также обучение детей-инвалидов с сохраненным интеллектом — часто им сложно физически высиживать многочасовые уроки. В домашних условиях заниматься с ними намного проще, делая больше пауз между занятиями и распределяя нагрузку под запросы ребенка.
Запрос на дистанционное обучение возникает в ситуациях, когда ребенку необходим особый подход и нестандартный график занятий. Если вы рассматриваете этот вариант, вот что вам необходимо знать.
Согласно «Закону об Образовании» (273-ФЗ), существует только два варианта получения образования - в школе (образовательной организации) и дома. В старших классах семейное образование называется «самообразованием», но смысл самого процесса остается прежним.
Итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) проводятся только в школе на одинаковых условиях для всех учеников. Но при этом форматы промежуточных четвертных и годовых аттестаций могут различаться в зависимости от учебного заведения.
В «Законе об образовании» есть статья о том, что к аждая школа самостоятельно утверждает сроки и форматы проведения аттестации, поэтому все «семейники» проходят ее согласно школьному «Положению». При этом формат, в том числе и дистанционная форма контроля знаний, а также сроки согласовываются с администрацией учебного заведения и по заявлению родителей.
Часто родители предпочитают самостоятельно учить детей по утвержденной государством программе. При этом учиться можно как по школьным учебникам, так и по авторским методикам. Главное здесь — конечный результат и выполнение программы. На эту тему в интернете созданы большие онлайн-сообщества родителей, которые обмениваются опытом и вместе преодолевают возникающие проблемы.
Например, у многих родителей возникают опасения по поводу усвоения материала ребенком. Находясь в классе и обсуждая, к примеру, какое-то литературное произведение или историческое событие, ученик получает за короткое время много разных мнений и учится искать правду среди них. Таким образом, материал запоминается быстрее. В домашних условиях, когда в качестве преподавателя выступает мама, получить такой опыт намного сложнее. Для этого существуют разные варианты решений. Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения.
Что важно выяснить до принятия окончательного решения
Если родитель хочет не только перевести ребенка на домашнее обучение, но и зачислить его в онлайн-школу, нужно предварительно разобраться с несколькими нюансами:
Важно не путать семейное образование с заочным. При формате семейного образования ребенок официально отчисляется из учебного заведения и прикрепляется к образовательной организации для аттестаций. В этом случае родители по закону несут ответственность за учебу ребенка и ее результаты. А при заочной форме ребенок остается «на балансе» школы, и за его образование отвечает учебное заведение. Но так или иначе, родителям нужно будет достичь понимания с администрацией школы сроков сдачи аттестаций и формата их проведения.
Также нужно выяснить, где и как будет проводиться сдача ОГЭ и ЕГЭ. Как правило, онлайн-школы закреплены за школами-партнерами, что упрощает процесс. Находясь на семейной форме обучения, можно«приписаться» к конкретному учебному заведению города, согласовав этот вопрос с администрацией заведения. Тогда будущие экзамены и аттестации будут проходить именно там, что упрощает решение многих вопросов.
Иногда у «семейников» возникают проблемы со скидками и льготами для школьников, потому что по закону они не привязаны к учебному заведению. Из-за этого не всегда получается купить ребенку железнодорожные билеты, билеты в музеи или кино по детскому тарифу. При заочной форме обучения таких вопросов не возникает.
Семейные и заочные формы получения образования — самые распространенные после традиционного очного. Но кроме них бывают и нетривиальные комбинации, например, очно-заочная форма обучения, дистанционная по отдельным предметам и другие. Однако родители должны понимать: чем нестандартнее формат учебы, тем больше вопросов придется согласовывать с администрацией школы, и к таким дополнительным хлопотам нужно быть готовым.
Плюсы и минусы онлайн-формата обучения
Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Главный минус — проблемы с социализацией.
Плюсы:
- Гибкость в изучении материала: можно уделить важным и сложным в освоении предметам больше времени и внимания, чем второстепенным по значению дисциплинам;
- Участие в формировании расписания, распределение времени между классной и самостоятельной работами;
- Выбор формы занятий в зависимости от способностей и потребностей конкретного ребенка: видео, аудио, чтение или обсуждение материала;
- Свобода передвижений для родителей и ребенка без привязки к конкретному учебному заведению и режиму дня.
Минусы:
- Именно родители должны не только решить вопрос с социализацией ребенка, но и постоянно контролировать этот процесс;
- Родители несут ответственность за обучение ребенка — это дополнительная ответственность, требующая времени, а порой и профессиональных навыков;
- Ребенок не находится в школе — кто-то должен контролировать происходящее и нести ответственность за его жизнь и здоровье;
- Обучение онлайн требует некоторых умений (и большей самостоятельности) от ребенка.
Несмотря на обилие плюсов, существующие минусы способны привести к серьезным затруднениям и проблемам. Так, один из родителей, вероятнее всего, не сможет работать на постоянной работе в ежедневном режиме. Переход на семейное образование может привести к повышению расходов (например, на оплату услуг няни и т.д). Поэтому перед принятием окончательного решения нужно тщательно взвесить каждый пункт и обсудить с родными возможное изменение ритма жизни всех членов семьи.
Краткая инструкция: как перейти на домашнее обучение
Процесс перехода на домашнее обучение занимает гораздо меньше времени, чем, вероятно, обсуждение и принятие самого решения. Проще всего будет выбрать приличную онлайн-школу: в таком случае вас сами «проведут за руку» и подскажут, какие бумаги куда отправлять, дадут готовые бланки, прикрепят к своей школе-партнеру и, в идеале, помогут разрешить возникающие трудности. Соблюдение такого механизма — признак качественного онлайн-заведения.
Если же вы решили все делать сами, то первым делом надо определиться, к какой школе прикрепить ребенка для сдачи проверочных работ, ЕГЭ и ОГЭ, получения итогового аттестата. Обязательно надо поговорить с директором или завучем и убедиться, что вы одинаково понимаете особенности процесса. Иначе это будет не спокойное обучение, а постоянное преодоление препятствий.
Формальные шаги на пути к семейному образованию выглядят так:
- Уведомить местный департамент образования о принятом решении перевести ребенка на семейное обучение;
- Написать заявление в школу, где он учится сейчас, о переходе на семейное образование;
- Прикрепиться к аккредитованной школе для прохождения аттестаций. Кстати, это может быть и та, в которую он ходит сейчас.
Надо учесть, что этот процесс может иметь свои региональные особенности, которые нужно уточнить в местном департаменте образования.
Особенности обучения в онлайн-школе: опыт родителей
Допустим, вы записали ребенка в онлайн-школу и за процесс учебы отныне отвечаете только вы. Есть ли у онлайн-школы лицензия и аккредитация не так важно для детей, которые прикреплены к обычным школам для прохождения аттестаций. В идеале подобные организации владеют лицензией на ведение образовательной деятельности и зарегистрированы в качестве юридического лица, но первостепенное значение имеет репутация школы. Лучше всего перед зачислением изучить отзывы, пообщаться с родителями других учеников и руководством заведения. Подойдите к этому процессу обстоятельно, ведь независимо от того, что обещает онлайн-школа, вам придется постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс.
До подписания бумаг нужно продумать не только расписание дня школьника, но и его режим жизни, включая каникулы. При этом главная проблема, которая беспокоит родителей — социализация ребенка. В странах, где онлайн-школы функционируют не одно десятилетие, заведения предлагают учащимся расписание дня, которое включает в себя, в том числе, общение со сверстниками.
Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий. Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату.
Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции. Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека. И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования. Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи.
Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе.
Обычно онлайн-школы предоставляют для этого удобные инструменты: личный кабинет, статистику успеваемости или личного куратора. Если в конце обучения предполагается прохождение какого-то формального рубежа (ОГЭ, ЕГЭ, SAT, ACT, A-level и тд), то ребенку предоставят возможность написать несколько тестовых вариантов соответствующего экзамена. Таким образом, у вас будет время подтянуть «слабые места» и улучшить результат.
Среди проблем, с которыми сталкиваются клиенты онлайн-школ, основные — технического характера. Например, система не распознает речь ребенка, особенно на уроках иностранного языка, и отмечает голосовые ответы как неверные. Некоторые родители отмечают ошибки или неточности в тестах для закрепления материала или учебных материалах. Чаще всего, такого плана вопросы быстро решаются со стороны заведения.
Бывают проблемы с организацией коммуникаций. В некоторых онлайн-школах не лучшим образом настроена связь с администрацией, и иногда родителям тяжело дозвониться или получить ответ на свой вопрос по электронной почте. Не стоит исключать и проблемы социального характера: например, не везде можно выбирать педагогов, с которыми ребенок будет заниматься онлайн (если есть такая опция). И если произошло несовпадение в характерах ученика и учителя, процесс усвоения материала может быть некомфортным для обеих сторон.
Однако при правильном подходе, учитывающем все факторы, ребенок в приятных и гибких для себя условиях получит необходимые знания, а родители используют преимущества дистанционной учебы не только для ребенка, но и для всей семьи.