Исследования в области когнитивного обучения
Когнитивное обучение: виды обучения, гид по образованию
Ч то такое когнитивное обучение? Когнитивное обучение – это вся наша жизнь. Мы учимся через опыт, эмоции, новости, через наши личные отношения с другими людьми, и т.д. …Наша учёба, образование которое мы получаем, определяют то, кем мы являемся. В этой статье мы расскажем о том, как научные знания о работе мозга можно применять в образовании.
Нейрообразование или нейродидактика(нейропедагогика, нейрообучение). Для того, чтобы лучше учиться самим и обучать других, попробуем разобраться в том, как работает наш мозг. В этой статье психолог CogniFit («КогниФит») Марио де Висенте расскажет вам о том, какие формы и методы когнитивного обучения существуют. Возможность повысить обучаемость нашего мозга — в наших руках!
Обычно в школах нас учат снова и снова повторять одну и ту же информацию, чтобы лучше её запомнить. Однако, как же учится мозг? Зазубривание информации не помогает нам развить наш потенциал, раскрыть способности и личность, то, кем мы являемся, добиться целей и успеха…
Наша учёба и образование определяют нашу жизнь. Тем не менее, несмотря на все открытия, которые были сделаны в области когнитивного обучения, его формы и методы, как правило, не используют в образовании. Для качественного образования нужно научиться учить с умом, учитывая все особенности и характеристики нашего мозга. Когнитивное обучение – что это? Какова характеристика когнитивной технологии обучения?
Концепция когнитивного обучения основана на использовании эмоций, внезапности, движения и специальных инструментов нейрообразования , способствующих развитию когнитивных способностей каждого человека.
Когнитивное обучение: согласно словарю RAE (Королевская академия испанского языка), учиться – это приобретать какие-либо знания посредством изучения или опыта. С другой стороны, термин “когнитивный” относят к понятию “когнитивность” (познание) – способности человека приобретать знания через восприятие и органы мозга. Под концепцией когнитивного обучения подразумевают происходящие в организме при получении новой информации процессы, начинающиеся в органах чувств, идущие через когнитивную систему и завершающиеся ответной реакцией на производимый информацией эффект.
Способность учиться, это, пожалуй, то, что больше всего выделяет нас среди других живых существ нашей планеты в процессе эволюции. Мы являемся живым примером и доказательством того, что, благодаря постоянному и беспрерывному обучению, человечество достигло того уровня жизни и развития, которое мы сейчас наблюдаем .
Наш мозг является проводником и хранителем этих знаний. Но не обольщайтесь. По мере развития, человек приобретает всё больше знаний. “Мы становимся умнее”. Это может навести на мысль: чем больше мы учимся, тем умнее становимся. Однако это не так. Что действительно работает – это то, как мы учимся. Мы можем использовать знания об особенностях работы нашего мозга, чтобы понять, как легче и качественнее запомнить информацию.
У вашего ребёнка проблемы с чтением? Он путает слова, меняет местами буквы, не может правильно прочитать слово или предложение? Проверьте своих детей на риск присутствия дислексии с помощью нейропсихологического теста CogniFit на дислексию . Начните прямо сейчас!
Виды обучения
1. Имплицитное обучение
Имплицитное обучение – это обучение, при котором мы не осознаем, что получаем знания, т.е. образовательный процесс происходит неосознанно.
Основной характеристикой этого вида когнитивного обучения является его непреднамеренность , поскольку обучающийся не знает о том, что он учится, а процесс обучения заключается в автоматическом выполнении каких-либо действий.
Некоторые виды деятельности мы осваиваем непреднамеренно, например, разговор или ходьба. Мы запоминаем многие вещи неосознанно, имплицитно.
2. Эксплицитное обучение
В отличие от имплицитного обучения, эксплицитное поведение характеризуются намерением учиться и осознанием этого. Можно привести множество примеров эксплицитного обучения, например, чтение этой статьи – также пример эксплицитного обучения , поскольку вы её читаете с целью приобрести знания.
Эксплицитное обучение, являясь осознанным, требует внимания и усилий для продолжения учёбы.
3. Кооперативное и коллаборативное обучение
Кооперативное обучение – это обучение в группе. Например, когда школьник выполняет задания вместе с одноклассником или одноклассниками. Целью этого вида обучения является то, чтобы каждый обучался согласно своим способностям и одновременно учился работать в команде и улучшал результаты командной работы.
Четырьмя столпами когнитивного обучения являются: позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие и одновременное взаимодействие.
Похожим (однако, не идентичным) является коллаборативное обучение. При этой форме обучения, как правило, человек, который даёт тему или задание для группы (преподаватель, воспитатель и т.д.), находится вне её.
4. Смысловое обучение
Этот вид обучения включает когнитивную, эмоциональную и мотивационную составляющую и представляет собой процесс организации информации и ее связи с накопленным ранее учеником опытом. Новая информация накладывается на наш опыт. Таким образом, полученное знание становится уникальным для каждого человека, поскольку наш жизненный опыт различается. Это как учиться через призму собственного восприятия.
5. Ассоциативное обучение
Если вам известно о собаках Павлова, то вы уже наверняка знаете что такое ассоциативное обучение. Оно предполагает связь между определённым стимулом и поведением . В случае с собаками Павлова при их кормлении звонили в колокольчик, в результате чего каждый раз при звуке колокольчика у собак начинала выделяться слюна.
6. Привыкание и сенсибилизация: неассоциативное обучение
Эти два процесса являются составляющими одного и того же вида обучения: неассоциативного. Данный вид обучения определяет происходящие в нас перемены в результате действия постоянного стимула или раздражителя. Привыкание является примитивным видом научения, позволяющим нам адаптироваться к окружающей среде. Это повседневное и очень часто встречающееся явление в наши дни. Оно происходит, когда мы прекращаем обращать внимание на какой-то раздражитель или стимул ( уменьшение ответа на стимул ). Хороший пример привыкания демонстрируют люди, живущие рядом с шумной автострадой. Сначала они слышат сильный шум, а по прошествии нескольких недель происходит привыкание, и этот шум уже не мешает так как ранее.
С другой стороны, сенсибилизация является обратной реакцией: наш ответ на повторяющийся символ увеличивается. Другими словами, чем чаще повторяется стимул, тем больше мы на него реагируем. Сенсибилизация является очень примитивным и адаптивным видом обучения.
7. Обучение методом открытия
Когда мы активно ищем какую-то информацию и нашим мозгом овладевает любопытство , мы обучаемся в результате сделанного открытия. При этом виде когнитивного обучения, человек изучает, интересуется, запоминает, соотносит различные понятия и адаптирует их к своей когнитивной схеме .
8. Наблюдающее обучение или имитация
При этом виде опосредованного обучения происходит подражание какой-либо модели. В этом когнитивном процессе задействованы зеркальные нейроны. Имитация – мощное оружие обучения.
9. Эмоциональное обучение
Этот вид обучения предполагает эмоциональное развитие индивидуума. Эмоциональный интеллект развивается на базе этого вида вида обучения, которое помогает научиться управлять собственными эмоциями. Кроме того, эмоции играют важнейшую роль для других видов обучения, о которых мы расскажем дальше.
10. Обучение через опыт
Наш опыт – лучший учебник. Мы запоминаем уроки, которые нам непрестанно подкидывает жизнь. Этот вид обучения одновременно является как очень мощным, так и весьма субъективным, поскольку, как и при осмысленном обучении, все мы очень разные, и наш жизненный опыт различен.
11. Обучение через память
Этот вид обучения основан на использовании памяти, на закреплении в ней определённой информации. Отличие смыслового обучения от обучения через память заключается в том, что последнее работает как самописец, и нет необходимости, чтобы учащийся понимал то, что он запоминает.
12. Рецептивное обучение
Это пассивный вид обучения, основанный на том, что ученик только получает информацию, которую он должен запомнить . Пример данного вида обучения – в классе на уроке, когда ученики, сидя за партой, слушают учителя.
13. Метакогнитивные стратегии
Важно упомянуть эти стратегии для того, чтобы лучше понять как мы учимся. Научиться учиться. Познать самого себя, свои способности и навыки, чтобы понять, как лучше учиться в зависимости от ситуации.
Каждый человек – это целый мир. Совершенного и универсального для всех метода обучения не существует. Поэтому знать свои сильные и слабые стороны полезно при обучении.
Когнитивные методы обучения: теория и практика
Хотя за последние тридцать лет было сделано много открытий о мозге и о том, как мозг учится, большинство образовательных систем базируется на ошибочной модели обучения. Читать и учить наизусть предложения из книги – не путь к знаниям . Исследования показали, что другие факторы, такие как спорт, эмоции, фактор внезапности, экспериментирование являются прекрасными составляющими образовательного процесса.
Значение эмоций
При обучении очень важно испытывать эмоции. Эмоция – это цемент для воспоминаний . По словам Франсиско Мора, “бином эмоция-познание, присущий человеческому мозгу, неразрывен” .
Получаемая нами через органы чувств информация, прежде, чем попасть в кору головного мозга, проходит по лимбической системе. Частью лимбической системы является миндалина, одна из самых примитивных частей нашего организма. Миндалина активизируется в ситуациях, которые она считает важными для выживания, и является крупнейшим хранителем воспоминаний .
Наверняка вы лучше помните, как отпраздновали свой день рождения, чем какой-либо рабочий или учебный день пару недель назад.
Заниматься спортом и учиться
Проведённые исследования показали, что спорт не только повышает физическую работоспособность, но и улучшает производительность и обучаемость. При занятии спортом высвобождаются определённые белки, усиливающие пластичность мозга, что, в свою очередь, способствует созданию новых нейронов, синапсов и нейронных связей .
Согласно утверждениям испанской обсерватории здоровья детей и подростков , физическая активность способствует поддержанию и даже улучшению ментального здоровья и когнитивной работоспособности.
Спорт, кроме прочих преимуществ, способствует повышению когнитивных способностей человека, в частности:
– Улучшаются успеваемость и концентрация внимания.
– Снижается риск приобретения депрессии или тревожного расстройства.
– Улучшается настроение и эмоциональное состояние.
“Окна времени”
Говоря об обучении, необходимо упомянуть такое понятие, как окна времени.
“Окна” – это нейрообразовательный термин, подразумевающий под собой отрезки времени, когда обучение наиболее оптимально. По словам Франсиско Мора, речь идет о критических временных периодах, при которых то или иное обучение наиболее эффективно.
Научиться говорить мы можем на любом этапе нашей жизни, но наиболее оптимальное для этого время – возраст до трех лет. Позднее придётся приложить значительно больше усилий, и не факт, что результат будет таким же высоким.
С учётом этой теории, как утверждает Хайме Романос, негативно влияет на мозг маленьких детей необходимость сидеть на уроке в школе тихо, спокойно, без движения. Откройте для себя теорию Пиаже об этапах когнитивного развития детей.
Ошибки преподавателей
Не использовать “окна времени”
Учитывая накопленные знания о работе мозга и оптимальных образовательных стратегиях, вы, вероятно, подумаете, что все эти знания были учтены в современной образовательной системе. Однако это далеко не так. Мы учим неправильно. Если бы мы учитывали “окна времени”, то не усаживали бы маленьких детей за парты, поскольку дети в этом возрасте должны учиться, находясь в движении. Или бы не излагали “сухие” теоретические факты подросткам, чей мозг совершенно эмоционален.
Использовать один и тот же метод обучения
В классах и аудиториях, похоже, преобладает рецептивное обучение или обучение через память, абсолютно “механические” и пассивные формы обучения, не использующие всех преимуществ и возможностей нашего мозга.
Как нужно учить?
Хороший вопрос. Безусловно, образовательная система нуждается в изменениях, и довольно сложных для реализации, однако не настолько, чтобы не начать пользоваться знаниями о работе человеческого мозга, которыми мы располагаем.
Применять движение, эмоции, внезапность, чтобы заинтересовать, “разбудить” обучающихся. Мы сделали много научных открытий последние годы, и настало время использовать эти знания в образовании. Откройте для себя онлайн платформу – лидер в области нейрообразования .
Перевела с испанского Анна Иноземцева
Когнитивная теория обучения Ж. Пиаже
Она была разработана в Женевской школе генетической психологии Ж. Пиаже и его последователями. В рамках данной теории рассматриваются происхождение и развитие интеллекта у ребенка, а также механизмы детской познавательной деятельности, скрытые за внешней стороной их поведения. Базовыми составляющими выдвинутой Пиаже теории интеллектуального развития ребенка являлись:
- а) интеллект, характеризуемый нс с позиций количества правильных ответов, а как интегрально-динамический компонент любого живого организма, находящегося в поиске оптимальных условий выживания и адаптации. Согласно Пиаже, поведение ребенка, хватающего погремушку, в такой же степени интеллектуально, как и деятельность более старших детей, решающих сложные задачи. Разница состоит в когнитивных схемах, доступных детям разного возраста;
- б) когнитивная схема – важное понятие в теории Пиаже. Она может рассматриваться в контексте рефлексов, способов взаимодействия с физической средой, знаниями и отражаться как во внешнем, так и во внутреннем (мыслительном) поведении. Количество схем, которыми располагает индивид на каком-либо отрезке времени, составляет его когнитивную структуру;
- в) процессы ассимиляции и аккомодации. Реакция на внешние стимулы через призму познавательной (когнитивной) структуры называется ассимиляцией, она имеет отношение к установлению соответствий между когнитивными структурами и физической средой. Вторым равным по значимости процессом, обеспечивающим механизм интеллектуального роста, является аккомодация: с помощью данного процесса модифицируется познавательная структура. События, для которых у индивида есть ответные схемы, ассимилируются, но в случаях, когда не существует готовых схем, необходима аккомодация;
- г) интериоризация – Пиаже определяет данный механизм как процесс постепенного снижения зависимости от физического или внешнего окружения и увеличения использования когнитивных структур на всех стадиях интеллектуального созревания.
Развитие когнитивных структур достигается за счет трансформации конкретных операций в формальные, независимые от физической стимуляции операции, обладающие такой характеристикой, как обратимость, позволяющая однажды сделанное умственное заключение обернуть в исходное, т.е. разложить в уме совершенную операцию на составные части.
Хотя умственное развитие в детском возрасте непрерывно, Пиаже выделил четыре основные стадии интеллектуального развития:
- 1) сенсомоторную стадию, на которой дети (от рождения до 7 лет) непосредственно взаимодействуют со средой, используя врожденные рефлексы;
- 2) дооперациональную стадию, когда дети (от двух до семи лет) начинают формировать зачатки понятий;
- 3) стадию конкретных операций. На этой стадии дети (от 7 до 12 лет) применяют интериоризированные действия или мысли для решения задач существующей ситуации;
- 4) стадию формальных операций, когда дети (11–14 лет) могут обдумывать гипотетические ситуации.
Теория нейролингвистического программирования
Как стройная система нейролингвистическое программирование (НЛП) появилось в США в 1980-х гг. Его создателями являются компьютерный аналитик Джон Гриидер и структурный лингвист Ричард Бендлер. В теоретическом плане НЛП определяется как многомерная модель структуры и функции человеческого опыта. Система НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения. К факторам эффективности НЛП относят, во-первых, его стратегичность, нацеленность на результат; во-вторых, опору на «экологичную» систему убеждений относительно масштабов человеческих возможностей и деятельностной успешности; в-третьих, актуализацию бессознательного потенциала с использованием языка и кодов, доступных и понятных бессознательному.
По мнению разработчиков НЛП, традиционный принцип школьного обучения, заключающийся в «передаче ученикам какого-то объема информации», должен быть изменен на «организацию субъективного опыта для включения механизмов по приему и переработке информации». Для этого с помощью техник НЛП на нейропсихологическом уровне формируются когнитивные схемы, ассоциативно связывающие необходимую учебную информацию с личностно значимыми и эмоционально привлекательными признаками, факторами, словами. В результате возникают нейролингвистические субъективные структуры, которые в зависимости от задействованной модальности могут быть представлены визуальными, слуховыми, кинестетическими образами. Соответственно этому всех людей можно разделить на «визуалов» (зрительный тип), «аудиалов» (слуховой тип), «кинестиков» (двигательный тип), «дигиталов» (мыслительный тип). С точки зрения теории НЛП в процессе обучения необходимо учитывать, к какому типу принадлежит ребенок, и формировать субъективные структуры преимущественно данного типа. Обучение с помощью НЛП могут проводить только специально подготовленные психологи.
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина [1] . Данная теория в психологической практике называется теорией планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Основой усвоения знаний и развития мышления, согласно Гальперину, является действие в уме – умственное действие, формирующееся посредством интериоризации.
В теории Гальперина рассматриваются четыре основные характеристики умственного действия: 1) степень овладения умственным действием; 2) степень его обобщенности; 3) полнота выполняемых операций; 4) мера освоенности. Главными свойствами умственных действий являются осознанность и срочность.
Условия формирования умственных действий включают три подсистемы, обеспечивающие: а) создание ориентировочной основы (схемы) умственного действия; б) приобретение действием нужных (желаемых) свойств; в) интериоризации>, т.е. перенесение первоначально внешнего предметного действия в идеальный план (или действия, производимые в поле восприятия, речевом плане и уме). Следуя этой логике, Гальперин выделил три уровня овладения умственным действием: 1) уровень предметного действия; 2) уровень громкой речи без опоры на предметы; 3) действие в уме. Эти уровни являются обязательными фазами интериоризации, или превращения внешнего действия во внутреннее. Определяя условия, обеспечивающие перенесение внешнего действия во внутренний план, Гальперин выделяет несколько этапов формирования умственного действия.
Первый этап – мотивационный. Он направлен на формирование мотивационной основы действия, адекватной учебным задачам, в виде «внутренней» познавательной мотивации, выражающейся в бескорыстности и увлеченности процессом познания, проявлении личностного смысла на всех этапах формирования умственных действий.
Второй этап: составление схемы ориентировочной основы действия или предварительного представления о задании. Обязательным условием на данном этапе является указание на образец, которому нужно следовать при выполнении задания. Процесс и результат обучения зависят прежде всего от особенностей ориентировки в задании. Это настолько важный момент, что по типу ориентировочной основы действия П. Я. Гальперин судит о типе обучения.
Третий этап: формирование действия в материальной или материализованной форме на базе составленной ориентировочной основы действия.
Четвертый этап: формирование действия в громкой внешней речи. Обучаемый, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в плане громкой социализированной, т.е. обращенной к педагогу, речи. На этом эта не происходит «скачок» – переход от внешнего действия к мысли об этом действии.
Пятый этап: формирование действия во внешней речи «про себя». Обучаемый использует ту же речевую форму действия, что и на предыдущем этапе, но без произношения (даже без шепота).
Шестой этап: формирование действия во внутренней речи. Учащийся, решая задачу, сообщает только конечный ответ. Действие становится сокращенным и легко автоматизируется.
Теория развивающего обучения Л. В. Занкова [2] . Основу теории Л. В. Занкова составила идея максимальной эффективности обучения для общего развития школьников. Согласно Занкову, развитие – это появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. В теории развивающего обучения заложены следующие принципы.
Принцип обучения па высоком уровне трудности. Его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений.
Принцип ведущей роли теоретических знаний. В соответствии с этим принципом отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков.
Быстрый темп обучения. Согласно данному принципу замедление темпа из-за излишнего повторения пройденного материала создает помехи при обучении на высоком уровне трудности (первый принцип) или даже делает невозможным такое обучение.
Принцип осознания школьниками процесса учения. Теория обучения Занкова предполагает осознание учащимися самого протекания учебной деятельности, процесса овладения знаниями и умениями. Дети должны понимать, как связаны между собой знания, которые они усваивают, каков механизм возникновения ошибок и их предупреждения и т.д.
В целом такое обучение развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл и содержание изучаемого материала.
- [1] Гальперин Петр Яковлевич (1902–1989) – российский психолог, автор теории поэтапного формирования умственных действий, раскрывающей основы усвоения знаний в учебно-педагогическом процессе. Автор трудов по методологии психологии и возрастной психологии.
- [2] Замков Леонид Владимирович (1901 – 1977) – российский психолог и педагог. Под его руководством создана дидактическая система развивающего обучения. Автор трудов по психологии обучения, общей психологии, дидактике.
Когнитивные методы обучения
Важным элементом в процессе обучения являются организационные формы. Форма обучения представляет собой ограниченную по времени и организационную в пространстве познавательную совместную деятельность учителей и учащихся. Ведущая форма обучения – урок. Сопутствующие формы многообразны: лабораторно-практические занятия, семинары, лекции, индивидуальное и групповое обучение, кружок
Органичным элементом структуры процесса обучения является самостоятельная внеурочная (домашняя, библиотечная, кружковая) работа учащихся по усвоению обязательной и свободно получаемой информации, по самообразованию. Это одна из форм обучения, которая приобрела сегодня большое самостоятельное значение
Важное место в структуре процесса обучения занимает такой элемент познания, как практическое применение знаний, умений и навыков в производительном, общественно полезном труде. Этот элемент процесса познания является тем системообразующем звеном, которое огранично объединяет, связывает обучение и жизнь
Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качества знаний, умений и навыков учащихся, на получение обратной информации об эффективности его обучающего взаимодействия со школьниками. Диагностика позволяет педагогу вносить коррективы в учебный процесс: изменять формы обучения, вводить новые методы, своевременно подтягивать отстающих и обеспечивать возможность продвигаться вперед успевающим. Среди методов диагностики – индивидуальный и фронтальный устный опрос, многообразные самостоятельные письменные работы, практические задания воспроизводящего и творческого характера. Своевременная и правильная педагогическая диагностика исключает формализм в работе учителя, помогает ему вместе с детьми более точно определить их способности и дарования, сделать выбор в дифференцированном обучении.
Выделяю несколько методов наиболее важных
1 метод эмпации
2 метод смыслого видения
3 метод сравнения
4 м образного видения
5 м эвристического наблюдения
7 м исследования
8 метод конструктивных понятии(логич. Мышления)
9 м конструирования правил
11 м прогназирования
13 м конструирования теории
37 КОГНИТИВНЫЕ ОБРОЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю:
• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
• развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
• воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении.
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии.
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровье сберегающие технологии.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио».
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
38 проблема когнитивного раз-тия дошкольника
Ж. Пиаже рассматривает психическое развитие как результат активного приспособления детской психики к окружающей реальности. По его мнению, данный процесс сугубо индивидуален и зависит физиологического созревания и генетических задатков. Теория когнитивного развития предусматривает активность самого субъекта. Именно развитие взаимодействий ребенка с окружающей средой, по мнению Ж.Пиаже, способствует усвоению знаний и развитию мышления, т.е. интерпретация какого-либо события оказывает влияние на поведение ребенка. Поскольку интерпретация требует перестройки своего прошлого опыта и организации имеющихся знаний, то психическое развитие будет рассматриваться как процесс овладения операциями. Механизмами когнитивного развития, согласно Ж.Пиаже, являются — ассимиляция, аккомодация и равновесие. Они функционируют в течение всей жизни субъекта, меняется лишь их соотношение в процессе взаимодействия со средой. Таким образом, функциональное развитие, по Ж. Пиаже, это часть онтогенеза ребенка.
39 Проблема когнитивного развития у младших школьников
Для детей младшего школьного возраста, очень многое в новинку, и потому интересно. Но, несмотря на то, что дети любят все рассматривать, трогать руками, охотно слушают объяснения
старших, многого они не замечают в окружающих предметах и явлениях. Причина этого — в особенностях детского восприятия.
Поверхностность восприятия приводит к тому, что младшие школьники замечают отдельные признаки предмета, не связывая, их друг с другом и не замечая наиболее существенных его качеств. Все яркое, большое, подвижное привлекает их внимание. Поэтому то, что отличается наглядностью, воспринимается детьми лучше, чем отвлеченный, абстрактный материал. Но с каждым годом восприятия у младших школьников становятся более зрелыми, полными, второстепенное в воспринимаемом предмете отступает на задний план, а выделяется существенное, главн. Восприятие в младшем школьном возрасте тесно связано с эмоциями. Ребенок воспринимает окружающий мир не безразлично, многое его радует или огорчает. Поэтому школьник обращает главное внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе, хотя и не вызывает эмоций. Этим объясняется, что ребенок иногда указывает в предметах на такие детали, которые взрослыми не замечаются, так как не имеют существенного значения.
У школьников этого возраста восприятие часто бывает неточным, пишет Лурия. Сходные предметы они часто принимают за тождественные. Так, городские дети синицу могут принять за ворону. Неточность восприятия сказывается у учеников I класса при чтении, когда они вместо читаемого слова называют другое, сходное с ним.
Недостаточно развито у младших школьников и восприятие пространства. Название основных мер длины они знают, но правильного конкретного представления расстояния, равного, например, километру, у них нет.
Слабо развито у младших школьников и восприятие времени. Некоторые дети считают, что урок и час равны по времени.
Слабые стороны восприятия детей объясняются отсутствием у них знаний и опыта, но по мере появления их ребенок начинает воспринимать мир все более точно и правильно. И в этом отношении большую роль играет обучение в школе.
40 Проблема когнитивного развития у подростков
Под когнитивной сферой понимаются познавательные психические процессы. К ним относятся психические процессы, связанные с восприятием, и переработкой информации.
В их число входят ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь.
Именно благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем мире и о себе.
Развитие мышления в подростковом возрасте.
Прежде всего, продолжается развитие теоретического мышления. Подросток вполне может абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать словесно.
На основе общей информации он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.
Развитие восприятия в подростковом возрасте в значительной степени также зависит от процесса обучения, а точнее, от тенденции усложнения учебных программ по мере взросления ребенка.
В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также
произвольной и опосредованной памяти. Вместе с тем, на фоне доминирующей позиции логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может приводить к ряду негативных явлений.
Так, в следствии появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую необходимо механически запоминать. Однако в связи с этими тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием, и они могут жаловаться на плохую память.
По мере взросления ребенок постепенно приобретает практический жизненный опыт и определенные трудовые навыки. При этом следует иметь в виду, что воображение неразрывно связано с развитием мышления и памяти. Поэтому чем выше уровень развития мышления, чем богаче практический опыт, тем более сложные формы воображения могут проявляться у человека.
Данная тенденция в подростковом возрасте, прежде всего, проявляется в том, что ребенок все чаще обращается к творчеству, некоторые начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием.
В подростковом и раннем юношеском возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, монологической и письменной речи. Так, основная особенность развития чтения выражается в переходе от умения бегло и выразительно, а самое главное – правильно читать к способности декламировать наизусть. Иные изменения происходят в развитии монологической речи. Они заключаются в том, что от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста переходят к способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.
В свою очередь, письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до способности сочинения на заданную или произвольную тему
Когнитивная теория обучения Ж. Пиаже
Она была разработана в Женевской школе генетической психологии Ж. Пиаже и его последователями. В рамках данной теории рассматриваются происхождение и развитие интеллекта у ребенка, а также механизмы детской познавательной деятельности, скрытые за внешней стороной их поведения. Базовыми составляющими выдвинутой Пиаже теории интеллектуального развития ребенка являлись:
- а) интеллект, характеризуемый нс с позиций количества правильных ответов, а как интегрально-динамический компонент любого живого организма, находящегося в поиске оптимальных условий выживания и адаптации. Согласно Пиаже, поведение ребенка, хватающего погремушку, в такой же степени интеллектуально, как и деятельность более старших детей, решающих сложные задачи. Разница состоит в когнитивных схемах, доступных детям разного возраста;
- б) когнитивная схема – важное понятие в теории Пиаже. Она может рассматриваться в контексте рефлексов, способов взаимодействия с физической средой, знаниями и отражаться как во внешнем, так и во внутреннем (мыслительном) поведении. Количество схем, которыми располагает индивид на каком-либо отрезке времени, составляет его когнитивную структуру;
- в) процессы ассимиляции и аккомодации. Реакция на внешние стимулы через призму познавательной (когнитивной) структуры называется ассимиляцией, она имеет отношение к установлению соответствий между когнитивными структурами и физической средой. Вторым равным по значимости процессом, обеспечивающим механизм интеллектуального роста, является аккомодация: с помощью данного процесса модифицируется познавательная структура. События, для которых у индивида есть ответные схемы, ассимилируются, но в случаях, когда не существует готовых схем, необходима аккомодация;
- г) интериоризация – Пиаже определяет данный механизм как процесс постепенного снижения зависимости от физического или внешнего окружения и увеличения использования когнитивных структур на всех стадиях интеллектуального созревания.
Развитие когнитивных структур достигается за счет трансформации конкретных операций в формальные, независимые от физической стимуляции операции, обладающие такой характеристикой, как обратимость, позволяющая однажды сделанное умственное заключение обернуть в исходное, т.е. разложить в уме совершенную операцию на составные части.
Хотя умственное развитие в детском возрасте непрерывно, Пиаже выделил четыре основные стадии интеллектуального развития:
- 1) сенсомоторную стадию, на которой дети (от рождения до 7 лет) непосредственно взаимодействуют со средой, используя врожденные рефлексы;
- 2) дооперациональную стадию, когда дети (от двух до семи лет) начинают формировать зачатки понятий;
- 3) стадию конкретных операций. На этой стадии дети (от 7 до 12 лет) применяют интериоризированные действия или мысли для решения задач существующей ситуации;
- 4) стадию формальных операций, когда дети (11–14 лет) могут обдумывать гипотетические ситуации.
Теория нейролингвистического программирования
Как стройная система нейролингвистическое программирование (НЛП) появилось в США в 1980-х гг. Его создателями являются компьютерный аналитик Джон Гриидер и структурный лингвист Ричард Бендлер. В теоретическом плане НЛП определяется как многомерная модель структуры и функции человеческого опыта. Система НЛП представляет собой стратегию ускоренного обучения и эффективного общения. К факторам эффективности НЛП относят, во-первых, его стратегичность, нацеленность на результат; во-вторых, опору на «экологичную» систему убеждений относительно масштабов человеческих возможностей и деятельностной успешности; в-третьих, актуализацию бессознательного потенциала с использованием языка и кодов, доступных и понятных бессознательному.
По мнению разработчиков НЛП, традиционный принцип школьного обучения, заключающийся в «передаче ученикам какого-то объема информации», должен быть изменен на «организацию субъективного опыта для включения механизмов по приему и переработке информации». Для этого с помощью техник НЛП на нейропсихологическом уровне формируются когнитивные схемы, ассоциативно связывающие необходимую учебную информацию с личностно значимыми и эмоционально привлекательными признаками, факторами, словами. В результате возникают нейролингвистические субъективные структуры, которые в зависимости от задействованной модальности могут быть представлены визуальными, слуховыми, кинестетическими образами. Соответственно этому всех людей можно разделить на «визуалов» (зрительный тип), «аудиалов» (слуховой тип), «кинестиков» (двигательный тип), «дигиталов» (мыслительный тип). С точки зрения теории НЛП в процессе обучения необходимо учитывать, к какому типу принадлежит ребенок, и формировать субъективные структуры преимущественно данного типа. Обучение с помощью НЛП могут проводить только специально подготовленные психологи.
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина [1] . Данная теория в психологической практике называется теорией планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий. Основой усвоения знаний и развития мышления, согласно Гальперину, является действие в уме – умственное действие, формирующееся посредством интериоризации.
В теории Гальперина рассматриваются четыре основные характеристики умственного действия: 1) степень овладения умственным действием; 2) степень его обобщенности; 3) полнота выполняемых операций; 4) мера освоенности. Главными свойствами умственных действий являются осознанность и срочность.
Условия формирования умственных действий включают три подсистемы, обеспечивающие: а) создание ориентировочной основы (схемы) умственного действия; б) приобретение действием нужных (желаемых) свойств; в) интериоризации>, т.е. перенесение первоначально внешнего предметного действия в идеальный план (или действия, производимые в поле восприятия, речевом плане и уме). Следуя этой логике, Гальперин выделил три уровня овладения умственным действием: 1) уровень предметного действия; 2) уровень громкой речи без опоры на предметы; 3) действие в уме. Эти уровни являются обязательными фазами интериоризации, или превращения внешнего действия во внутреннее. Определяя условия, обеспечивающие перенесение внешнего действия во внутренний план, Гальперин выделяет несколько этапов формирования умственного действия.
Первый этап – мотивационный. Он направлен на формирование мотивационной основы действия, адекватной учебным задачам, в виде «внутренней» познавательной мотивации, выражающейся в бескорыстности и увлеченности процессом познания, проявлении личностного смысла на всех этапах формирования умственных действий.
Второй этап: составление схемы ориентировочной основы действия или предварительного представления о задании. Обязательным условием на данном этапе является указание на образец, которому нужно следовать при выполнении задания. Процесс и результат обучения зависят прежде всего от особенностей ориентировки в задании. Это настолько важный момент, что по типу ориентировочной основы действия П. Я. Гальперин судит о типе обучения.
Третий этап: формирование действия в материальной или материализованной форме на базе составленной ориентировочной основы действия.
Четвертый этап: формирование действия в громкой внешней речи. Обучаемый, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в плане громкой социализированной, т.е. обращенной к педагогу, речи. На этом эта не происходит «скачок» – переход от внешнего действия к мысли об этом действии.
Пятый этап: формирование действия во внешней речи «про себя». Обучаемый использует ту же речевую форму действия, что и на предыдущем этапе, но без произношения (даже без шепота).
Шестой этап: формирование действия во внутренней речи. Учащийся, решая задачу, сообщает только конечный ответ. Действие становится сокращенным и легко автоматизируется.
Теория развивающего обучения Л. В. Занкова [2] . Основу теории Л. В. Занкова составила идея максимальной эффективности обучения для общего развития школьников. Согласно Занкову, развитие – это появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. В теории развивающего обучения заложены следующие принципы.
Принцип обучения па высоком уровне трудности. Его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений.
Принцип ведущей роли теоретических знаний. В соответствии с этим принципом отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков.
Быстрый темп обучения. Согласно данному принципу замедление темпа из-за излишнего повторения пройденного материала создает помехи при обучении на высоком уровне трудности (первый принцип) или даже делает невозможным такое обучение.
Принцип осознания школьниками процесса учения. Теория обучения Занкова предполагает осознание учащимися самого протекания учебной деятельности, процесса овладения знаниями и умениями. Дети должны понимать, как связаны между собой знания, которые они усваивают, каков механизм возникновения ошибок и их предупреждения и т.д.
В целом такое обучение развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл и содержание изучаемого материала.
- [1] Гальперин Петр Яковлевич (1902–1989) – российский психолог, автор теории поэтапного формирования умственных действий, раскрывающей основы усвоения знаний в учебно-педагогическом процессе. Автор трудов по методологии психологии и возрастной психологии.
- [2] Замков Леонид Владимирович (1901 – 1977) – российский психолог и педагог. Под его руководством создана дидактическая система развивающего обучения. Автор трудов по психологии обучения, общей психологии, дидактике.
Программы в области когнитивистики за границей
Когнитивистика — это одно из пока нераспространенных направлений обучения в России. Однако междисциплинарность этой науки делает специалистов в области когнитивистики востребованными в разных сферах не только сейчас, но и в будущем.
Чем занимается когнитивная наука
Когнитивистика, или иначе Cognitive Science — это научное направление, которое занимается изучением познавательных и мыслительных процессов и моделированием принципов, по которым работают естественные и искусственные системы. Когнитивистика объединяет многие направления и теории: когнитивную психологию, нейрофизиологию, теорию искусственного интеллекта и познания, а также лингвистику.
Современная когнитивистика значительно отличается от традиционной – сейчас сознание является объектом изучения когнитивистики, в то время как раньше его не учитывали. Чтобы установить связь между физическими процессами в мозге и ментальными феноменами, используется визуализация мозга, для которой необходимы знания в области компьютерных технологий
В чем смысл когнитивистики
Развитие когнитивистики может помочь в будущем приобрести новые знания о разуме и получить полную картину происходящих в человеческом мозге процессов, которые отвечают за высшую нервную систему. Эти знания приближают человечество к созданию искусственного интеллекта, который сможет полноценно взаимодействовать с людьми, обладать независимыми творческими и когнитивными способностями.
Подобные планы могут казаться фантастикой, но уже сейчас человечество имеет возможность сканировать мозг и получать уникальную информацию о его функционировании изнутри. Разработка мощных компьютерных технологий — главное достижение для когнитивной науки, и работа в этой сфере продолжается и сейчас. Поэтому возможности когнитивистики не кажутся нереальными.
Подходит ли вам когнитивистика
Если вы не уверены, стоит ли выбирать для обучения когнитивистику, обратите внимание на составляющие этой науки. Это направление точно для вас, если вам интересно:
- развитие искусственного интеллекта
- работа мозга и происходящие познавательные процессы психики
- механизмы, которые лежат в основе разумного поведения
- работа, развитие и функционирование нервной системы
- компьютерные технологии и вычислительная техника
- философия, соотношение сознания и физической реальности
Где работать выпускнику
Со знаниями программирования и операционных систем выпускник может работать в IT. Когнитивисты востребованы в СМИ и рекламе, так как понимают, как правильно выстроить коммуникацию с людьми. Можно продолжать научную деятельность или работать в исследовательских центрах и заниматься изучением сознания. Специалисты в области когнитивистики также работают а развивающейся сфере нейромаркетинга – исследованиях мозга для получения информации о поведении покупателя.
Опасения остаться без работы можно отвергнуть. Это не только востребованная специальность, но и высокооплачиваемая. В декабре 2017 года Американский Forbes на основе данных рекрутингового сайта PayScale опубликовал список специальностей, с самыми быстрорастущими зарплатами, куда вошла и когнитивистика. PayScale провел сравнение средней зарплаты молодых специалистов и профессионалов. Показатель включал в себя оклад и бонусы. Когнитивистика заняла 9 место с начальным уровнем зарплаты в 54900 тысяч долларов и зарплатой в середине карьеры в размере 121900 тысяч долларов.
Требования для поступления
Ознакомившись с направлениями и теориями, которые объединяет когнитивная наука, кажется что для поступления необходимы математика, биология, философия и все включенные в когнитивистику направления. Однако быть специалистом во всех этих областях не нужно. Разные программы требуют образование, которое в основном связано с некоторыми, но не со всеми сферами. Например, для поступления может быть необходима психология и программирование, но при этом быть специалистом в философии необязательно.
Обучение со стипендией
Можно найти много программ в области когнитивистики, которые готовы предоставить полную или частичную стипендию. Мы подобрали несколько примеров, чтобы вы могли ознакомиться с приблизительными требованиями для поступления и условиями обучения.
Магистратура в Нидерландах
Программа Brain and Cognitive Science в Амстердамском университете включает три основных направления: поведенческая нейронаука, когнитивная нейронаука и когнитивная наука. В рамках программы вы можете изменять направления, сочетая курсы таким образом, чтобы они соответствовали вашим индивидуальным предпочтениям. Требования к прошлому образованию кандидатов зависят от выбранных ими направлений. Для иностранных студентов предлагаются несколько стипендий, среди которых Amsterdam Excellence Scholarship, Amsterdam Merit Scholarship и Holland Scholarship.
Магистратура в Швеции
Университет Умео принимает на обучение магистров по специальности Cognitive Science. Степень магистра в области когнитивной науки полученная в Умео — это хорошая возможность подготовиться к поступлению в докторантуру, защитить кандидатскую диссертацию и работать в области исследований. Многие работодатели ищут выпускников, которые понимают поведение и психологию человека, а также имеют навыки для проведения эмпирических исследований. Для поступления нужна степень бакалавра, полученная в международно признанном университете. 90 кредитов по любому предмету из области когнитивной науки, например, психологии, информатики, лингвистики, нейронауки или философии. Как минимум 15 ECTS должны быть связаны с теорией познания. Каждый год Университет Умео предлагает стипендии для академически талантливых и высокообразованных студентов. Стипендии предоставляются в форме полной или частичный платы за обучение.
Магистратура в Шотландии
Эдинбургский университет предлагает обучение по программе Cognitive Science. Программа даёт глубокое понимание когнитивной науки посредством изучения теорий и использования экспериментальных методов. По окончании университета возможны успешная академическая или профессиональной карьера. Выпускники Эдинбургского университета работают разработчиками программного обеспечения, аналитиками и языковыми специалистами в таких компаниях как BT Group и Intel.
Для поступления нужно окончить бакалавриат с британской степенью отличия второго класса и выше (средний балл более 60%) или получить ее международный эквивалент в области искусственного интеллекта, когнитивистики, информатики, лингвистики, математики, философии, физики или психологии, а также иметь опыт программирования. Абитуриенты должны обладать достаточными знаниями в математике и знаниями для выбранной специальности. Международные студенты, которые не проживают на территории ЕС могут претендовать на стипендию Informatics International Master Scholarships, которая предоставляет в течение одного учебного года 2000 фунтов стерлингов.
Докторантура в Венгрии
Центрально-Европейский университет в Будапеште приглашает на докторантуру в области когнитивистики. Тематика исследований включает коммуникацию, вычислительную неврологию, познание, коллективные действия, проблемы в области обучения, стратегическое принятие решений, визуальное познание и визуальную психофизику.
Университет рассматривает кандидатов, которые имеют признанную на международном уровне магистерскую степень в области когнитивистики или связанных с ней направлений. В случае отличной академической успеваемости рассматриваются кандидаты с сопоставимой ученой степенью в других областях социальных, гуманитарных наук или других дисциплин. ЦЕУ также допускает возможность обучения сразу после бакалавриата, если это исключительно талантливый кандидат, который обучался по дисциплине, тесно связанной с когнитивистикой. Университет предлагает стипендии, которые покрывают взносы, проживание и медицинскую страховку.