Обучение муниципальных служащих
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров муниципальной службы, их стажировка
В Российской Федерации реализация принципа профессионализма и компетентности на муниципальной службе обеспечивается созданием и развитием системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, их стажировки.
Важным направлением кадровой работы в органах местного самоуправления является профессиональная подготовка и переподготовка кадров муниципальной службы.
Профессиональная подготовка муниципального служащего – процесс обучения профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы.
Профессиональная переподготовка муниципального служащего – это получение им дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, необходимых ему для выполнения нового вида служебной деятельности или прежних должностных обязанностей в новой профессиональной среде.
Профессиональная переподготовка часто проводится при необходимости должностных перемещений муниципальных служащих. Это, как правило, назначение на должность муниципальной службы иного профиля или назначение на более высокую должность муниципальной службы в пределах соответствующей группы должностей муниципальной службы. При этом получение первого и (или) второго высшего профессионального образования предполагает освоение муниципальным служащим соответствующей образовательной программы. Объем образовательных программ высшего образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующему направлению подготовки в необходимом объеме и с определенным содержанием учебных дисциплин, которые им предусмотрены.
Повышение квалификации муниципальных служащих – обновление ими своих теоретических и практических знаний в соответствии с требованиями образовательных стандартов профессионального образования в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного для исполнения должностных полномочий.
В частности, ст. 42 вышеупомянутого Закона города Москвы «О муниципальной службе в городе Москве» устанавливает, что повышение квалификации муниципального служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования. В зависимости от группы должностей муниципальной службы и формы обучения продолжительность повышения квалификации муниципального служащего устанавливается от двух до шести недель с отрывом от муниципальной службы и от шести недель до шести месяцев без отрыва от муниципальной службы. Переподготовка муниципального служащего в городе Москве осуществляется по решению представителя нанимателя (работодателя) и проводится в образовательных учреждениях высшего профессионального или дополнительного профессионального образования. За муниципальным служащим, направляемым на повышение квалификации или переподготовку с отрывом от муниципальной службы, сохраняются на весь период обучения замещаемая должность муниципальной службы и денежное содержание.
К настоящему времени, как показывает анализ, местные администрации предпочитают краткосрочные формы обучения своих сотрудников с целью повышения их квалификации. Долгосрочное обучение муниципальных служащих чаще всего практикуется в больших городах и при этом осуществляется преимущественно без отрыва от производства. В большинстве городов курсы повышения квалификации для муниципальных служащих, как правило, организуют и проводят исполнительные органы государственной власти субъекта РФ совместно с вузами и (или) другими организациями. Местная администрация сама организует и проводит подобные курсы обычно лишь в больших городах. Подобное положение не лучшим образом сказывается на качестве подготовки кадров муниципальной службы.
Порядок повышения квалификации на муниципальной службе производится в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета.
Под стажировкой муниципального служащего можно понимать процесс формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных им в результате теоретической подготовки. Она осуществляется в целях изучения передового опыта муниципального управления, приобретения профессиональных и организационных навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности муниципальной службы.
Обучение муниципальных служащих
На современном этапе развития государственная гражданская и муниципальная служба в Российской Федерации переживает стадию модернизации. Несмотря на то, что на федеральном уровне давно сложилась целостная законодательная система, регулирующая практически все аспекты государственной гражданской службы, за последние несколько лет было внесено несколько важных изменений в законы, направленные на совершенствование и реформирование государственной гражданской (и, по аналогии, муниципальной службы), на формирование целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной элиты Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях.
Государственная гражданская служба в Российской Федерации традиционно основана на системы принципов и одним из фундаментальных является принцип профессионализма и компетенции (ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»). Компетентность отражает объем знаний и опыт работников, профессионализм стимулирует расширение и повышение знаний, накапливание опыта, развитие организаторских способностей, постоянно высокий уровень служебной и исполнительской дисциплины.
Сегодня степень влияния государственной гражданской и муниципальной службы на развитие общества, динамика продвижения государственных реформ во многом зависят от образовательной подготовки государственных и муниципальных служащих, которая призвана формировать профессиональные и личностные качества, позволяющие принимать и эффективно реализовывать управленческие решения в достаточно сложных и постоянно изменяющихся условиях.
Между тем, учитывая постоянную ротацию государственных и муниципальных служащих, смену руководящих работников учреждений и предприятий госсектора, уровень профессиональной подготовки многих из ни не обеспечивает запросов современного общественного развития, особенно в условиях изменений актуальной нормативно-правовой базы. И разрешить противоречие между потребностью современных служащих и работников госсектора в высоком уровне профессиональных компетенций и реальным уровнем их профессиональной подготовки возможно только за счет оптимального развития дополнительного профессионального образования. Ведь знания, приобретенные ранее в учебном заведении, при получении конкретной специальности объективно нуждаются в постоянном развитии и пополнении, а в некоторых случаях – кардинальном изменении вслед за меняющимися аспектами экономических и правовых отношений в стране.
Университет государственного и муниципального управления является одним из первых в стране специализированных учебных центров, в котором регулярно проходят обучение государственные и муниципальные служащие, федерального, регионального и местного уровней, а также руководители и работники государственных и муниципальных учреждений и предприятий.
Основной принцип работы Университета заключается в том, что «практики учат практиков». Занятия со слушателями проводят не только известные российские эксперты из ведущих университетов страны, но и действующие руководители центральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации.
В 2017 году обучение в нашем Университете по 46 различным программам прошло более 800 слушателей из 69 регионов России. Самый популярный из них – «Противодействие коррупции в органах исполнительной власти». Все программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации Университета соответствуют приоритетным направлениям государственной политики Российской Федерации, ежегодным рекомендациям Администрации Президента РФ, Министерства труда и социального развития РФ, прошли согласования и получили рекомендации в профильных Министерствах и ведомствах Российской Федерации.
В учебном процессе используется весь спектр современных активных форм и методов обучения: интерактивные лекции, решение практических кейсов, бизнес-симуляции, тематические семинары, круглые столы и деловые игры.
С 2018 года приоритетная задача работы Университета – реализация программ повышения квалификации, посвященных проектным методам управления, созданию эффективной команды, применению современных PR-технологий в деятельности органов власти, новым технологиям взаимодействия с населением, методам создания позитивного имиджа органов государственной власти и местного самоуправления.
Одним из новых направлений работы Университета является формирование уникальной системы электронного обучения государственных и муниципальных служащих, позволяющая эффективно обучаться без отрыва от работы. В настоящее время разработаны более 70 курсов по самым разным направлениям государственного и муниципального управления и их количество продолжает расти. Большой интерес слушатели проявляют к программам дистанционного обучения: «Эффективное управление проектами», «Инструменты и лучшие практики привлечения инвестиций и государственно-частного партнерства», «Оценка эффективности государственных и муниципальных программ».
Новой формой работы Университета является проведение выездных программ повышения квалификации по заказу муниципальных образований. Тематика таких программ максимально адаптируется под интересы заказчика и позволяет обучать муниципальных служащих непосредственно на рабочем месте.
Госслужащие Москвы записываются на программы повышения квалификации на год вперед
Новый учебный год для государственных гражданских служащих стартовал 12 января. В МГУУ Правительства Москвы для них открыты 60 программ дополнительного профессионального образования (ДПО), включая семинары, лекции и тренинги по самым актуальным и востребованным темам. В первые две недели 2015 года на обучение уже записались более 8 тысяч сотрудников органов исполнительной власти г. Москвы. Набор продолжается.
Больше всего заявок поступило на следующие программы:
В обучении госслужащих МГУУ Правительства Москвы используются инновационные подходы и лучшие мировые практики. Стратегия дополнительного образования выстраивается с учетом потребностей и задач, которые ставит Правительство Москвы перед своими сотрудниками. В 2015 году акцент в обучении будет сделан на развитии чиновника нового типа. Так, в каталоге Университета ряд программ посвящен взаимодействию с населением, развитию клиентоориентированности и позитивного имиджа государственной власти.
Одним из приоритетных направлений в этом году станет развитие на площадке МГУУ Правительства Москвы дистанционного обучения. Будет запущена линейка образовательных программ, в которую войдут 50 базовых дистанционных курсов с лучшими практиками по управлению городом. Это позволит обучить наибольшее число слушателей без отрыва от работы. Среди новых программ онлайн-школы – «79-й закон о государственной службе», «Управление закупками для обеспечения государственных и муниципальных служб», «Работа с открытыми данными» и др. Формат удаленного обучения становится очень привлекательным для чиновников. Только в прошлом году дистанционные курсы прошли свыше 30 000 человек. Самый популярный из них – «Противодействие коррупции в органах исполнительной власти города Москвы».
Как и прежде есть интерес к программам по развитию навыков управления проектами. Среди них – «Инструменты и лучшие практики привлечения инвестиций и государственно-частного партнерства», «Эффективное управление проектами. Работа с Microsoft Project», «Оценка эффективности приоритетных проектов и государственных программ», «Подготовка предложений и отчетов для первых лиц» и др.
Большое значение столичные чиновники придают повышению своей компьютерной грамотности. Популярны курсы по освоению навыков владения офисными продуктами Microsoft. Предварительно в этом году больше всего записано на программы «Основы работы с Microsoft Excel 2007» и «Основы работы с Microsoft Excel 2010».
Отметим, что по итогам 2014 года свою квалификацию в Университете повысили около 17 000 тысяч человек. Из них более 14 000 – это сотрудники Правительства Москвы и бюджетных организаций столицы. Также в Университете ежегодно дополнительное профессиональное образование получают федеральные и региональные госслужащие.
Принцип работы МГУУ Правительства Москвы – «практики учат практиков». Занятия проводят отечественные и зарубежные эксперты, руководители органов исполнительной власти и пять преподавателей в ранге министров.