Обучение на психиатра в москве
Психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии
Вся актуальная информация о непрерывном медицинском образовании на нашей кафедре представлена на портале кафедры по адресу: http://esystem.rudn.ru/faculty/mi/departments/kafedra-psihiatrii-psihoterapii-i-psihosomaticheskoi-p.
Заведующий кафедрой: Медведев Владимир Эрнстович +7 (916) 652-64-73 [email protected]; [email protected]
Методист кафедры: +7 (963) 763-60-00 — Эльмира Балакишиева [email protected]
Адрес: г. Москва, ул. Ставропольская д. 27
Циклы занятий по любой образовательной программе и по всем специальностям начинаются круглый год в первый рабочий день КАЖДОГО месяца, кроме августа. Циклическое построение обучения на кафедре позволяет освоить весь образовательный курс вне зависимости от момента начала обучения.
Информация по специальностям – взрослая и детская “Психиатрия”, Наркология, Психотерапия, и “Сестринское дело”, а также график обучения и расписание занятий представлена на странице кафедры по ссылке http://esystem.rudn.ru/faculty/mi/departments/kafedra-psihiatrii-psihoterapii-i-psihosomaticheskoi-p.
Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии (до 2011 г. – кафедра психосоматической патологии) образована в 1998 г. Основной задачей кафедры является обучение по программам дополнительного и послевузовского профессионального образования по психиатрии, наркологии, психотерапии, а также усовершенствование врачей всех специальностей и психологов в области психосоматической медицины.
С момента основания на кафедре используется уникальный подход к образованию слушателей и проведению научных исследований аспирантов и соискателей. Комплексный характер обучения – это основной принцип преподавания на кафедре. Так, слушатели одновременно обучаются по психиатрическим, психотерапевтическим и наркологическим программам. Отдельно проводятся занятия по актуальным проблемам психосоматической медицины, детской психиатрии и психотерапии. Желающие имеют возможность пройти первичную переподготовку и плановые сертификационные циклы по психиатрии, психотерапии и психиатрии-наркологии, а также тематические и авторские курсы повышения квалификации, в т.ч. 36 ак. часов, по отдельным циклам психосоматики, пограничной психиатрии и наркологии с выдачей дипломов, сертификатов и удостоверений государственного образца.
С 2013 года на кафедре разработаны и действуют программы обучения в клинической ординатуре по специальностям “Психиатрия” и “Психотерапия”, а также 23 учебные программы (6,18, 36, 72, 144, 540,564 ак.часа) для врачей с высшим профессиональным образованием по специальностям «Психиатрия», «Психиатрия-наркология», «Психотерапия» и “Лечебное дело”, а также 6 программ повышения квалификации (36, 144 ак.часа) и профессиональной переподготовки (216 часов) для среднего медицинского персонала по специальностям “Сестринское дело в психиатрии” и “Сестринское дело в наркологии”.
По окончании циклов выдается диплом о профессиональной переподготовке и сертификат специалиста.
Специально для врачей общей медицинской практики и иных специальностей (не психиатры, не наркологи, не психотерапевты) разработана программа тематического усовершенствования по выявлению и терапии тревожных и депрессивных расстройств в общей врачебной практике и неврологии.
Для психологов разработана программа тематического усовершенствования (144 и 72 часа) “Психологическое консультирование”, “Психиатрия для психологов”,
Профессора и доценты кафедры – признанные профессионалы в области психофармакотерапии и психотерапии пограничных и психотических психических и психосоматических расстройств, то есть у пациентов клинических баз кафедры имеется возможность получить высококвалифицированную помощь как амбулаторно, так и стационарно. Члены профессорско-преподавательского состава кафедры проводят консультирование и терапию пациентам с различными формами зависимого поведения, а также семейными, детско-подростковыми проблемами и постстрессовыми расстройствами.
Все члены профессорско-преподавательского состава кафедры активно занимаются научной деятельностью: регулярно участвуют в международных, всероссийских и региональных научных конференциях, организуют и проводят научно-методические конференции по актуальным вопросам психосоматической медицины, публикуют результаты своей работы в ведущих специализированных изданиях России. Среди работников кафедры – члены редакционной коллегии рекомендованных ВАК журналов «Неврология, нейропсихиатрия и психосоматика», “Архивъ внутренней медицины”
Специальности, по которым проводится обучение на кафедре:
— Психиатрия — Психиатрия-наркология — Психотерапия — Сестринское дело в психиатрии — Сестринское дело в наркологии
— Очное групповое — Очное индивидуальное — Очно-заочное — Дистантное — Цикловое выездное
Клинические базы кафедры:
– Психиатрическая больница №13 Департамента здравоохранения г. Москвы,
— Психиатрическая клиническая больница №4 Департамента здравоохранения г. Москвы,
— Клиническая больница №1 “Волынская” Управления делами Президента РФ – Городская детская поликлиника № 39 Департамента здравоохранения г. Москвы.
— Международный институт психосоматического здоровья
Психиатр
Психиатр (от греч. psyche – душа; iatréeia – лечение) — врач, специализирующийся на диагностике и лечении психических расстройств. Профессия подходит тем, кого интересует химия, биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Обучение на Психиатра
Чтобы получить профессию врача-психиатра, нужно окончить любой медицинский вуз по специальности «Психиатрия» или пройти по ней послевузовскую подготовку. У каждого врача-психиатра должен быть сертификат Министерства здравоохранения, подтверждающий право на профессию. Для поступления в медицинский вуз сдают биологию, химию и русский язык.
Курсы
Современная научно-технологическая академия (СНТА г. Москва) проводит дистанционное обучение по направлению «Психиатрия», без отрыва от работы и места жительства. Документы государственного образца дают право на ведение мед. деятельности. Все документы (Сертификат специалиста, Диплом о переподготовке, Удостоверение о повышении квалификации) выдаются курьером лично в руки.
Рабочее место
Психиатры работают в психиатрических клиниках, в должности психоневролога при поликлиниках, в научно-практических центрах. Таким центром является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) им. В.П. Сербского. Чтобы вести частную практику, врач-психиатр должен помимо сертификата специалиста получить специальную лицензию.
Важные качества
Честность по отношению к пациентам и сочувствие к ним также важны в этой профессии, как хорошая память и острый ум.
Знания и навыки
Помимо общемедицинских познаний психиатр должен знать современные методы обследования и лечения больных, их реабилитации и предупреждения обострений. Также необходимо хладнокровие и умение видеть в пациенте, даже самом неприятном и буйном, не врага, а проявление болезни.
Оплата труда
Зарплата на 06.04.2020
Особенности профессии
У слов «психическое расстройство» или «психическая болезнь» есть разговорные синонимы: сумасшествие, помешательство, умопомешательство, безумие и, наконец, душевная болезнь. Уже из самих названий видна суть этих недугов. Все они связаны с расстройством чувств и сознания.
Психиатрия – это часть неврологии. В круг её интересов входят нарушения состояния нервной системы, которые отражаются на поведении человека, его эмоциональной жизни, восприятии реальности, памяти, мышлении, речи и пр.
Психиатрия изучает причины, проявления психических заболеваний, их течение. Разрабатывает способы лечения и предупреждения. Врач-психиатр опирается на данные нейрофизиологии. Однако сами по себе нервные болезни не входят в число психических расстройств, если они не отражаются на психических функциях.
К психическим расстройствам относят и шизофрению, и различные мании, и болезнь Альцгеймера и пр. недуги, связанные с органическими нарушениями работы мозга. А также состояния, которыми занимается так называемая малая, пограничная психиатрия: неврозы, реактивные психозы и другие обратимые состояния, которые являются реакцией на какие-то события жизни.
Например, реактивный психоз, который проявляется как бред, помрачение сознания, может оказаться реакцией на пережитую бомбёжку, нападение медведя в лесу, атаку террористов и т.п. Это состояние можно полностью преодолеть, потому что нет серьёзных повреждений в мозговых структурах. Хотя одно и то же событие может одного человека ввергнуть в психоз, а другой переживёт его, сохранив здравый рассудок. Почему? Многое зависит от особенностей организма, темперамента человека. И от наличия дополнительных факторов: возраста, перенесённых черепно-мозговых травм, отравления и т.д. Всё это учитывает врач, когда обследует больного.
Пограничная психиатрия занимается и психопатией, которая представляет собой дисгармоничный склад личности, доставляющий много бед и окружающим, и самому больному. Помимо пограничной психиатрии, существуют другие направления работы: судебная психиатрия (проводит экспертизы на вменяемость/невменяемость людей, обвиняемых в преступлениях), детская психиатрия, геронтопсихиатрия (занимается отклонениями старческого возраста), наркология (занимается проблемы алкоголизма и наркомании) и др.
Человек с психическими отклонениями личности может не испытывать физических страданий. Тогда почему ему нужна медицинская помощь? Дело в том, что эти отклонения выталкивают человека из социума. Они не дают ему не только работать, но и просто жить. Например, человек с манией преследования пребывает в состоянии постоянной паники. Он чувствует себя в опасности и каждую минуту готов к обороне.
Зыбкая граница
По данным специалистов, у 2–5% людей наблюдаются настоящие психозы. А всего психическими болезнями и пограничными состояниями страдают до 15% населения. Правда, граница между нормой и нарушением иногда не так очевидна, как хотелось бы. С развитием науки многие состояния, которые раньше считались расстройствами, теперь приняты как вариант нормы и наоборот. Все изменения фиксируются в Международной классификации болезней, которая периодически пересматривается. Например, социофобия – боязнь социальной деятельности. Она может выражаться в страхе публичных выступлений, но может доходить и до полной неспособности к общению с людьми. Она очень часто встречается: от 3 до 13 % населения страдают ею на каком-то этапе своей жизни. В США, по данным исследователей, это третья по распространенности психологическая проблема. До 1995 года её считали обычной застенчивостью. Но последствия у такой «застенчивости» могут быть очень тяжёлыми. Социофобия мешает человеку в карьере, в личной жизни. И порой приводит к самоубийствам. Поэтому она и была включена в число психических расстройств.
Всё это лечится?
Психиатр, обследуя больного, беседует с ним, его окружением, наблюдает за его поведением в клинике, назначает аппаратные исследования работы мозга и т.д. В постановке диагноза психиатру помогает патопсихолог. С помощью специальных методик психолог выявляет особенностей личности, памяти, интеллекта, эмоциональной сферы, мышления. Когда диагноз поставлен, врач назначает лечение: лекарства, психотерапевтические сеансы. К слову, только у психиатра есть право назначать медикаменты для лечения психических расстройств.
Психотерапия – это немедикаментозное воздействие на больного (например, с помощью гипноза). Для её проведения привлекают психотерапевта. Но психотерапевтом может быть и сам психиатр, прошедший специальную подготовку.
При лечении хронического психического заболевания (например, шизофрении) успехом можно считать достижение ремиссии. Если речь идёт о пограничных состояниях, можно рассчитывать на полное восстановление психического здоровья.
История
Профессия врач-психиатр сравнительно молода, хотя как медицинское направление имеет давние корни. Первым описал психические отклонения Гиппократ (ок. 460–377 гг. до н. э.). Он объяснял их с помощью гуморальной теории происхождения болезней. Позже теорию Гиппократа развил Клавдий Гален из Пергама (129–199 гг. н. э.). Он исследовал влияние эмоциональных состояний на физическое состояние. В Средние века Авиценна предположил, что психические заболевания связаны с физическими нарушениями в мозге. Парацельс (1493–1541гг.) предположил связь паралича с травмой черепа, а кретинизм с дисфункцией щитовидной железы. Ввёл различие между физическими и психологическими болезнями, а также понятие личности (individual personality). В 1803 г. немецкий врач Иоганн Кристиан ввёл термин «психиатрия».
Надо сказать, что на протяжении столетий психически больные люди не получали нормальной помощи. В Средние века католическая церковь считала сумасшедших грешниками, которые продали свои души дьяволу. В XV—XVIII вв. в ходу были казни психически больных. Над «бесноватыми» грубо издевались. В Европе XV века был такой способ избавиться от умалишённых: их сажали на корабль и отправляли одних в плавание. Разумеется, такой «корабль дураков» был обречён.
Инквизиция, сыгравшая зловещую роль в истории Европы, много злодеяний совершила и в отношении умалишённых. В «Молоте ведьм» — трактате доминиканских монахов (1487 г.) — перечислялись садистические способы истребления ведьм. Ещё в XVIII веке помешавшихся держали в тюрьмах. А в Англии буйных показывали за плату зевакам в знаменитом лондонском Бедламе (психиатрической больнице святой Марии Вифлеемской). Многие пациенты были прикованы к стенам цепями, спали они на соломе в одиночных сумрачных камерах. Несчастных избивали, и их вопли привлекали публику. О том, как в XIX веке всё-таки лечили душевно больных, можно прочесть в «Записках сумасшедшего» Гоголя, в самом конце повести.
С другой стороны понятие безумия трактовалось очень уж широко. Например, до конца XIX века к безумию приравнивалось любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм. Безумием объяснялись даже приступы эпилепсии (о чём свидетельствует название романа «Идиот», героем которого является страдающий эпилепсией князь Мышкин).
На рубеже XIX и XX вв. в науке о душевных расстройствах существовало множество теорий, среди которых особое место занимали два направления: психоанализ и позитивистский подход.
Школа психоанализа (Зигмунд Фрейд) основывалась на теории бессознательного. Бессознательное – вместилище запретных желаний, вытесняемых сознанием. Школа позитивистской медицины предлагала опираться только на проверяемые методы: эксперимент и наблюдение. Умственные расстройства она объясняла разрушением мозговой ткани. При этом излечение она признавала невозможным, и психиатрическая лечебница была местом, где за больными только следили и не давали буянить.
Но со временем возобладал подход, основанный на уважении к личности больного и желании его понять, а не навязать ему «правильное», «здравое» отношение к реальности. Немецкий философ, психолог и психиатр Карл Теодор Ясперс в 1909–1915 для постановки диагноза начал проводить подробные беседы (интервью) с пациентами. А Юджин Минковски для выявления причины использовал структурный анализ нарушения. Генри Элленберг ввёл реконструирование внутреннего мира больного. Это можно считать началом современного этапа психиатрии.
Психиатрия не сразу отказалась от калечащих методов. В XX веке использовали лоботомию, лечение электрошоком. (см. фильм «Полёт над гнездом кукушки»). А в нашем отечестве существовала также и карательная психиатрия: неугодному властям гражданину могли поставить психиатрический диагноз (например, «вялотекущая шизофрения») и долгие годы «лечить» в больнице. Этот метод в СССР применялся в 1970–80-е гг. в связи и с политическими, и с религиозными убеждениями. Но это уже проблема не медицины, а медиков и их нравственного здоровья.
Циклы повышения квалификации
В Центре им. В.П. Сербского осуществляются следующие виды дополнительного профессионального образования:
— повышение квалификации с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации (на циклах общего и тематического усовершенствования) по специальностям «психиатрия», «психотерапия», «судебно-психиатрическая экспертиза», «сексология», «медицинская психология»;
— повышение квалификации на сертификационных циклах со сдачей итогового квалификационного экзамена и выдачей или продлением сертификата специалиста по специальностям «психиатрия», «судебно-психиатрическая экспертиза», «сексология»;
— обучение в форме стажировке на рабочем месте.
Циклы повышения квалификации с выдачей сертификата специалиста по специальности «психиатрия»
Предназначены для врачей – психиатров, желающих продлить сертификат.
Форма обучения: очная.
Продолжительность обучения: 288 часов (2 месяца).
Во время обучения проводится промежуточный и итоговый тестовый контроль.
В настоящее время также проводятся выездные циклы повышения квалификации с выдачей сертификата специалиста.
Продолжительность обучения: 144 часа (1 месяц).
Форма обучения: заочно-очная (очная часть – 2 недели).
После окончания обучения выдаются сертификат специалиста по специальности «психиатрия» и свидетельство о прохождении цикла повышения квалификации государственного образца.
Циклы повышения квалификации с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации (тематическое усовершенствование)
Посвящены обучению по выбранной теме, что позволяет углубленно и достаточно подробно изучить теоретические и практические аспекты конкретной проблемы.
Продолжительность обучения: 72 часа (2 недели).
После окончания обучения выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца.
Данные циклы проводятся по следующим программам:
— Детская психиатрия;
— Организация психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях;
— Социальная психиатрия с основами клинической суицидологии;
— Клиника, диагностика и лечение табачной зависимости.
Цикл повышения квалификации с выдачей свидетельства о повышении квалификации « Введение в клинический психоанализ»
Посвящен усовершенствованию по применению психоаналитических подходов в индивидуальной, групповой работе и тематической специализации по клиническому психоанализу. Предназначен для психиатров, психотерапевтов и психологов, работающих в медицинских учреждениях, желающих глубже специализироваться по методам психоаналитической курации (индивидуальной, семейной, групповой, институциональной). Программа цикла соответствует принципам, предлагаемым Парижским Институтом психоанализа, и курсу углубленных исследований по психоанализу в Университете Париж-V.
Продолжительность обучения: 144 часа.
Форма обучения: очная (два раза в месяц по субботам с октября по июнь в течение 2-х лет).
Циклы повышения квалификации с выдачей сертификата специалиста по специальности «судебно-психиатрическая экспертиза»
Предназначены для врачей – судебно-психиатрических экспертов, желающих продлить сертификат.
Форма проведения: очно-заочная (очная часть составляет 2 недели).
Продолжительность обучения: 144 часа (1 месяц).
Во время обучения проводится промежуточный и итоговый тестовый контроль.
В настоящее время проводятся выездные Циклы повышения квалификации с выдачей сертификата специалиста.
После окончания обучения выдаются сертификат специалиста по специальности «судебно-психиатрическая экспертиза» и свидетельство о повышении квалификации государственного образца.
Циклы повышения квалификации с выдачей сертификата специалиста по специальности «сексология»
Предназначены для врачей – сексологов, желающих продлить сертификат специалиста.
Форма проведения: очная.
Обучение проводится на базе Центра им. В.П. Сербского.
Продолжительность обучения: 144 часа (1 месяц).
Во время обучения проводится промежуточный и итоговый тестовый контроль.
После окончания обучения выдаются сертификат специалиста по специальности «сексология» и свидетельство о повышении квалификации государственного образца.
Cпециальность «медицинская психология»
Циклы повышения квалификации с выдачей свидетельства о повышении квалификации или удостоверения о краткосрочном повышении квалификации (тематическое усовершенствование)
Посвящены обучению по выбранной теме, что позволяет углубленно и подробно изучить теоретические и практические аспекты конкретной проблемы.
Продолжительность обучения: 144 часа (1 месяц) и 72 часа (2 недели).
Форма обучения: при продолжительности 144 часа – заочно-очная (2 недели очная часть обучения), при продолжительности 72 часа – очная.
Обучение проводится как на базе Центра им. В. П. Сербского, так и в форме выездных циклов.
После окончания обучения продолжительностью 144 часа выдается свидетельство о повышении квалификации государственного образца, при обучении продолжительностью 72 часа — удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца.
Выездные циклы по предварительным заявкам
Учебно-методический отдел организует и проводит дополнительные, к предусмотренным планом выездные циклы, прежде всего циклы повышения квалификации с выдачей сертификатов специалистов (сертификационные) и с выдачей удостоверений о краткосрочном повышении квалификации (тематическое усовершенствование). Выездные программы реализуются по предварительным заявкам органов и учреждений здравоохранения. Прошедшим обучение выдаются соответствующие государственные документы установленного образца.
Условия зачисления на обучение:
Обучение в Учебно-методическом отделе Центра им. В. П. Сербского проводится на платной основе (по безналичному и за наличный расчет).
За 2-4 месяца до начала учебного цикла необходимо по факсу +7(495) 637-22-75 прислать заявку на обучение.
Заявка оформляется на фирменном бланке учреждения, с подписью руководителя организации.
Текст заявки: «Название учреждения» просит принять на обучение (название и сроки цикла или программы) сотрудника (ФИО, номер контактного телефона, должность, стаж работы по специальности).
Получив заявку, сотрудники Учебно-методического отдела связываются с Вами, высылают договор и перечень документов, необходимых для зачисления на цикл.
Для зачисления на циклы повышения квалификации с выдачей сертификата специалиста или удостоверения о краткосрочном повышении квалификации, необходимо представить следующие документы (на бумажном носителе):
- Путевка, подписанная руководителем направившего учреждения и заверенная четкой круглой гербовой печатью.
- Заявление о зачислении на цикл.
- Заполненная карточка слушателя.
- Заверенные отделом кадров (проследить наличие даты, подписи инспектора отдела кадров, четкой кадровой печати) копии диплома об окончании ВУЗа (при необходимости с заверенной копией документа об изменении фамилии), удостоверений об окончании интернатуры, ординатуры, аспирантуры, первичной специализации или цикла перепрофилирования профессии, дипломов кандидата (доктора) медицинских наук, старшего научного сотрудника, доцента, профессора, сертификата по специальности: «психиатрия», удостоверений о наличии квалификационной категории по психиатрии, свидетельств или удостоверений о прохождении циклов усовершенствования, повышения квалификации.
- Копия трудовой книжки, каждый лист которой заверен в отделе кадров четкой печатью учреждения; на последнем ее листе должна быть сделана запись: «Работает в указанной должности по настоящее время» с указанием даты (не ранее, чем за 1 неделю до начала цикла), подписью инспектора отдела кадров и четкой кадровой печатью, стоящей непосредственно на вышеуказанной записи.
- Представление-характеристика (с перечнем практических навыков и умений, которыми владеет слушатель), подписанная руководителем учреждения и заверенная четкой круглой гербовой печатью.
- Реферат на тему по специальности.
Условия проживания
Центр им. В.П.Сербского не располагает собственными общежитиями или гостиницей. Возможна рекомендация по поселению в гостиницы и общежития г. Москвы.
Куда пойти учиться на психиатра?
Психиатр — это врач. Поэтому, если Вы собираетесь посвятить себя доброму делу помощи душевно больным людям, нужно получать специальное медицинское образование.
Как получить специальность «психиатр»
Для получения специальности врач психиатр в России необходимо последовательно пройти следующие этапы:
- Получить полное школьное образование (закончить 11 классов) или средне — специальное образование (закончить 9 классов школы, затем техникум или училище). По окончании этого этапа у выпускника будет аттестат. Это даст возможность поступать в медицинский ВУЗ — следующая ступень.
- Поступить, проучиться и закончить медицинский ВУЗ или медицинский факультет ВУЗа. Медицинский ВУЗ — это институт, университет или академия (в зависимости от статуса).
- Пройти первичную специализацию по психиатрии — ординатуру, которая длится 2 года. Закончив ее выдается документ о присвоении специальности врач психиатр — «сертификат», после чего можно работать врачом психиатром.
- В дальнейшем врачу психиатру каждые 5 лет нужно проходить короткие (около 2 месяцев) курсы усовершенствования, то есть «продлевать» свой сертификат.
Что делать, после получения психиатрического образования
С получением сертификата можно смело называть себя врачом психиатром и заниматься выявлением, лечением и профилактикой психических расстройств и нарушений поведения.
Дальнейшая работа врача психиатра также является образованием, так как опыт в сфере психиатрии является важным фактором квалификации. Чем больше стаж в области психиатрии, тем опытнее врач.
Психиатрия это большая область медицины, из которой выделились отдельные направления:
- психотерапия,
- наркология,
- судебная психиатрия,
- детская психиатрия,
- психиатрическая экспертиза.
То есть для того, чтобы стать врачом психотерапевтом, судебным психиатром или психиатром наркологом сначала нужно стать психиатром (то есть пройти все вышеуказанных 3 этапа обучения), а потом получить еще дополнительное образование — профессиональную переподготовку.
Список университетов, где можно выучиться на психиатра
Психиатрия — довольно распространенная специальность, поэтому обучиться ей можно практически в каждом медицинском ВУЗе страны. В Москве их даже несколько (3 медицинских ВУЗа и 2 медицинских факультета в многопрофильных ВУЗах):
- Московский государственный университет им. Ломоносова (МГУ);
- Первый государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ);
- Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Пирогова (РНИМУ);
- Российский университет дружбы народо (РУДН).
В медицинских ВУЗах как правило несколько факультетов, будущему психиатру нужно выбрать лечебный факультет. Медицинское образование длится 6 лет, за время которого будущий врач изучает всю медицинскую науку, проходит все медицинские специальности. К моменту окончания ВУЗа студент выпускник уже должен определиться какой специальности он себя посвятит в будущем.
По окончании высшего медицинского заведения выдается диплом по специальности «лечебное дело», и у выпускника есть возможность выбирать свое направление — психиатрия, хирургия, терапия, гинекология, инфекционные болезни и т.д. На этом этапе еще можно «передумать» и стать врачом любой специальности. Диплом любого медицинского ВУЗа имеет одинаковую силу и дает возможность получать дальнейшее образование психиатра.
К концу 2011 года в России насчитывалось 14178 врачей психиатров, то есть примерно 1 психиатр на 10.000 населения. Учитывая возрастающую заболеваемость и распространенность психических расстройств, плохую доступность психиатрической помощи потребность во врачах психиатрах, к сожалению, будет увеличиваться.
Психиатр
Психиатр (от греч. psyche – душа; iatréeia – лечение) — врач, специализирующийся на диагностике и лечении психических расстройств. Профессия подходит тем, кого интересует химия, биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Обучение на Психиатра
Чтобы получить профессию врача-психиатра, нужно окончить любой медицинский вуз по специальности «Психиатрия» или пройти по ней послевузовскую подготовку. У каждого врача-психиатра должен быть сертификат Министерства здравоохранения, подтверждающий право на профессию. Для поступления в медицинский вуз сдают биологию, химию и русский язык.
Курсы
Современная научно-технологическая академия (СНТА г. Москва) проводит дистанционное обучение по направлению «Психиатрия», без отрыва от работы и места жительства. Документы государственного образца дают право на ведение мед. деятельности. Все документы (Сертификат специалиста, Диплом о переподготовке, Удостоверение о повышении квалификации) выдаются курьером лично в руки.
Рабочее место
Психиатры работают в психиатрических клиниках, в должности психоневролога при поликлиниках, в научно-практических центрах. Таким центром является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) им. В.П. Сербского. Чтобы вести частную практику, врач-психиатр должен помимо сертификата специалиста получить специальную лицензию.
Важные качества
Честность по отношению к пациентам и сочувствие к ним также важны в этой профессии, как хорошая память и острый ум.
Знания и навыки
Помимо общемедицинских познаний психиатр должен знать современные методы обследования и лечения больных, их реабилитации и предупреждения обострений. Также необходимо хладнокровие и умение видеть в пациенте, даже самом неприятном и буйном, не врага, а проявление болезни.
Оплата труда
Зарплата на 06.04.2020
Особенности профессии
У слов «психическое расстройство» или «психическая болезнь» есть разговорные синонимы: сумасшествие, помешательство, умопомешательство, безумие и, наконец, душевная болезнь. Уже из самих названий видна суть этих недугов. Все они связаны с расстройством чувств и сознания.
Психиатрия – это часть неврологии. В круг её интересов входят нарушения состояния нервной системы, которые отражаются на поведении человека, его эмоциональной жизни, восприятии реальности, памяти, мышлении, речи и пр.
Психиатрия изучает причины, проявления психических заболеваний, их течение. Разрабатывает способы лечения и предупреждения. Врач-психиатр опирается на данные нейрофизиологии. Однако сами по себе нервные болезни не входят в число психических расстройств, если они не отражаются на психических функциях.
К психическим расстройствам относят и шизофрению, и различные мании, и болезнь Альцгеймера и пр. недуги, связанные с органическими нарушениями работы мозга. А также состояния, которыми занимается так называемая малая, пограничная психиатрия: неврозы, реактивные психозы и другие обратимые состояния, которые являются реакцией на какие-то события жизни.
Например, реактивный психоз, который проявляется как бред, помрачение сознания, может оказаться реакцией на пережитую бомбёжку, нападение медведя в лесу, атаку террористов и т.п. Это состояние можно полностью преодолеть, потому что нет серьёзных повреждений в мозговых структурах. Хотя одно и то же событие может одного человека ввергнуть в психоз, а другой переживёт его, сохранив здравый рассудок. Почему? Многое зависит от особенностей организма, темперамента человека. И от наличия дополнительных факторов: возраста, перенесённых черепно-мозговых травм, отравления и т.д. Всё это учитывает врач, когда обследует больного.
Пограничная психиатрия занимается и психопатией, которая представляет собой дисгармоничный склад личности, доставляющий много бед и окружающим, и самому больному. Помимо пограничной психиатрии, существуют другие направления работы: судебная психиатрия (проводит экспертизы на вменяемость/невменяемость людей, обвиняемых в преступлениях), детская психиатрия, геронтопсихиатрия (занимается отклонениями старческого возраста), наркология (занимается проблемы алкоголизма и наркомании) и др.
Человек с психическими отклонениями личности может не испытывать физических страданий. Тогда почему ему нужна медицинская помощь? Дело в том, что эти отклонения выталкивают человека из социума. Они не дают ему не только работать, но и просто жить. Например, человек с манией преследования пребывает в состоянии постоянной паники. Он чувствует себя в опасности и каждую минуту готов к обороне.
Зыбкая граница
По данным специалистов, у 2–5% людей наблюдаются настоящие психозы. А всего психическими болезнями и пограничными состояниями страдают до 15% населения. Правда, граница между нормой и нарушением иногда не так очевидна, как хотелось бы. С развитием науки многие состояния, которые раньше считались расстройствами, теперь приняты как вариант нормы и наоборот. Все изменения фиксируются в Международной классификации болезней, которая периодически пересматривается. Например, социофобия – боязнь социальной деятельности. Она может выражаться в страхе публичных выступлений, но может доходить и до полной неспособности к общению с людьми. Она очень часто встречается: от 3 до 13 % населения страдают ею на каком-то этапе своей жизни. В США, по данным исследователей, это третья по распространенности психологическая проблема. До 1995 года её считали обычной застенчивостью. Но последствия у такой «застенчивости» могут быть очень тяжёлыми. Социофобия мешает человеку в карьере, в личной жизни. И порой приводит к самоубийствам. Поэтому она и была включена в число психических расстройств.
Всё это лечится?
Психиатр, обследуя больного, беседует с ним, его окружением, наблюдает за его поведением в клинике, назначает аппаратные исследования работы мозга и т.д. В постановке диагноза психиатру помогает патопсихолог. С помощью специальных методик психолог выявляет особенностей личности, памяти, интеллекта, эмоциональной сферы, мышления. Когда диагноз поставлен, врач назначает лечение: лекарства, психотерапевтические сеансы. К слову, только у психиатра есть право назначать медикаменты для лечения психических расстройств.
Психотерапия – это немедикаментозное воздействие на больного (например, с помощью гипноза). Для её проведения привлекают психотерапевта. Но психотерапевтом может быть и сам психиатр, прошедший специальную подготовку.
При лечении хронического психического заболевания (например, шизофрении) успехом можно считать достижение ремиссии. Если речь идёт о пограничных состояниях, можно рассчитывать на полное восстановление психического здоровья.
История
Профессия врач-психиатр сравнительно молода, хотя как медицинское направление имеет давние корни. Первым описал психические отклонения Гиппократ (ок. 460–377 гг. до н. э.). Он объяснял их с помощью гуморальной теории происхождения болезней. Позже теорию Гиппократа развил Клавдий Гален из Пергама (129–199 гг. н. э.). Он исследовал влияние эмоциональных состояний на физическое состояние. В Средние века Авиценна предположил, что психические заболевания связаны с физическими нарушениями в мозге. Парацельс (1493–1541гг.) предположил связь паралича с травмой черепа, а кретинизм с дисфункцией щитовидной железы. Ввёл различие между физическими и психологическими болезнями, а также понятие личности (individual personality). В 1803 г. немецкий врач Иоганн Кристиан ввёл термин «психиатрия».
Надо сказать, что на протяжении столетий психически больные люди не получали нормальной помощи. В Средние века католическая церковь считала сумасшедших грешниками, которые продали свои души дьяволу. В XV—XVIII вв. в ходу были казни психически больных. Над «бесноватыми» грубо издевались. В Европе XV века был такой способ избавиться от умалишённых: их сажали на корабль и отправляли одних в плавание. Разумеется, такой «корабль дураков» был обречён.
Инквизиция, сыгравшая зловещую роль в истории Европы, много злодеяний совершила и в отношении умалишённых. В «Молоте ведьм» — трактате доминиканских монахов (1487 г.) — перечислялись садистические способы истребления ведьм. Ещё в XVIII веке помешавшихся держали в тюрьмах. А в Англии буйных показывали за плату зевакам в знаменитом лондонском Бедламе (психиатрической больнице святой Марии Вифлеемской). Многие пациенты были прикованы к стенам цепями, спали они на соломе в одиночных сумрачных камерах. Несчастных избивали, и их вопли привлекали публику. О том, как в XIX веке всё-таки лечили душевно больных, можно прочесть в «Записках сумасшедшего» Гоголя, в самом конце повести.
С другой стороны понятие безумия трактовалось очень уж широко. Например, до конца XIX века к безумию приравнивалось любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм. Безумием объяснялись даже приступы эпилепсии (о чём свидетельствует название романа «Идиот», героем которого является страдающий эпилепсией князь Мышкин).
На рубеже XIX и XX вв. в науке о душевных расстройствах существовало множество теорий, среди которых особое место занимали два направления: психоанализ и позитивистский подход.
Школа психоанализа (Зигмунд Фрейд) основывалась на теории бессознательного. Бессознательное – вместилище запретных желаний, вытесняемых сознанием. Школа позитивистской медицины предлагала опираться только на проверяемые методы: эксперимент и наблюдение. Умственные расстройства она объясняла разрушением мозговой ткани. При этом излечение она признавала невозможным, и психиатрическая лечебница была местом, где за больными только следили и не давали буянить.
Но со временем возобладал подход, основанный на уважении к личности больного и желании его понять, а не навязать ему «правильное», «здравое» отношение к реальности. Немецкий философ, психолог и психиатр Карл Теодор Ясперс в 1909–1915 для постановки диагноза начал проводить подробные беседы (интервью) с пациентами. А Юджин Минковски для выявления причины использовал структурный анализ нарушения. Генри Элленберг ввёл реконструирование внутреннего мира больного. Это можно считать началом современного этапа психиатрии.
Психиатрия не сразу отказалась от калечащих методов. В XX веке использовали лоботомию, лечение электрошоком. (см. фильм «Полёт над гнездом кукушки»). А в нашем отечестве существовала также и карательная психиатрия: неугодному властям гражданину могли поставить психиатрический диагноз (например, «вялотекущая шизофрения») и долгие годы «лечить» в больнице. Этот метод в СССР применялся в 1970–80-е гг. в связи и с политическими, и с религиозными убеждениями. Но это уже проблема не медицины, а медиков и их нравственного здоровья.