Обучение врачей в россии
Обучение врачей в россии
Всероссийский конкурс «Лучший врач года»
Представляем победителей 2019 года! Вами гордится Россия!
Новые возможности непрерывного образования
Коллеги, на нашем Портале появились новые интерактивные образовательные модули в формате компьютерных тренажеров. В них используется технология «Виртуальный пациент», которая позволит вам усовершенствовать часто встречающиеся в вашей практике навыки
Вебинары с главными внештатными специалистами Минздрава России
Не пропустите возможность задать свои вопросы!
Информационные вебинары о возможностях обучения в рамках непрерывного образования
Получите индивидуальные ответы на интересующие Вас вопросы!
Опросы и анкетирования
Нам важно Ваше мнение по вопросам непрерывного образования специалистов здравоохранения!
События
«Необходимо помнить о защите персонала. Это наш главный ресурс. Берегите людей!»
В период противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Портал стал ресурсом оперативного распространения актуальной образовательной и справочной информации по вопросам профилактики, диагностики и лечения (COVID-19).
Представляем вашему вниманию несколько видеороликов, разработанных МГМУ им. И.М. Сеченова по заказу Министерства здравоохранения Российской Федерации. В них рассматривается роль этики и деонтологии в повседневной работе врача, особенно специалистов, работающих с такими уязвимыми группами населения, как пациенты с ВИЧ и онкологические больные.
Во вторник 17 марта на онлайн-платформе НПКЦ ДиТ ДЗМ прошел открытый вебинар на тему «Вирусные пневмонии». Лектор: Сперанская Александра Анатольевна, д.м.н., профессор кафедры рентгенологии и радиационной медицины ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, г. Санкт-Петербург
10 марта на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования прошло очередное мероприятие в рамках цикла вебинаров-встреч с главными внештатными специалистами Минздрава России
Медицинское образование в России
Как устроено медицинское образование в России?
Программы медицинского образования в России
Преимущества медицинского образования в России
Недостатки медицинского образования в России
Требования для поступления в медицинские вузы России для иностранцев
- компьютерное тестирование или результаты ЕГЭ
Средний балл ЕГЭ для поступления на бюджет — от 56
- компьютерное тестирование или результаты ЕГЭ
Средний балл ЕГЭ для поступления на бюджет — от 73
- результаты ЕГЭ или письменный тестовый экзамен для будущих бакалавров и специалистов, устный — для магистров.
Средний балл ЕГЭ для поступления на бюджет — от 69
Бюджет:
Контракт:
- результаты ЕГЭ или экзамены: химия устно, биология письменно
Средний балл ЕГЭ для поступления на бюджет — от 75
- результаты ЕГЭ или внутренние экзамены по математике, русскому языку, химии и биологии, общий проходной балл — 263 для бюджета, 154 для контракта.
Для граждан СНГ:
Для граждан дальнего зарубежья:
- результаты ЕГЭ или экзамены
Средний балл ЕГЭ для поступления на бюджет — от 60
Результаты ЕГЭ или экзаменов
Средний балл ЕГЭ для поступления на бюджет — от 60
Бакалавриат/специалитет:
- начало 18 июня
- до 14 июля (бюджет)
- до 20 августа
Магистратура:
Подготовительные программы для поступления в медицинские вузы России
- подготовка к поступлению в вуз
- русский язык как иностранный
- русский язык как иностранный (интенсивный)
- 2,000 USD на русском
- 4,000 USD на языке-посреднике
Стоимость обучения на медицинских специальностях в России для иностранцев на русском языке
Стоимость обучения на медицинских специальностях в России для иностранцев на английском языке
- Общая медицина
- Фармация
- Клиническая медицина
- Стоматология
- Медицинская биохимия
- Общая медицина
- Стоматология
- Фармация
- Лечебное дело
- Стоматология
- Фармация
- Лечебное дело
- Стоматология
- Клиническая медицина
- Стоматология
- Фундаментальная медицина
- Ветеринария
- Биохимия
- Генетика
Обучение на бюджете для иностранных студентов в России
Ординатура
Аспирантура
Докторантура
Перевод из иностранного университета в медицинский вуз России
Льготы и стипендии для иностранных студентов в России
Огромным плюсом обучения в медицинском вузе в России для иностранцев является возможность поступить на бюджет и получать государственную стипендию наравне с гражданами РФ. Однако для этого нужно пройти весьма жесткий конкурсный отбор. Следует отметить, что размер стипендии для иностранных граждан можно назвать условно “символическим” всего 1630 рублей (в 2018 году), что эквивалентно 25 USD в месяц. Но вместе со стипендией иностранец получает возможность бесплатно учиться и проживать в университетском общежитии. Еще один приятный бонус — стипендия выплачивается независимо от академических успехов иностранного студента, чему только могут позавидовать российские бюджетники.
Стипендия не покрывает расходы на оплату проезда до места обучения , проживания (продукты питания) и оформление медицинского полиса. Об этом уже должен позаботиться сам студент. При особом желании иностранец может претендовать и на другие стипендии, которые организовываются частными фондами и неправительственными организациями. Для этого студенту необходимо продемонстрировать отличную успеваемость, участвовать в различных конкурсах и олимпиадах, а также быть активным членом университетской общины.
Признание российского диплома медика в других странах
Дипломы российских медицинских вузов не признаются большинством стран мира (США, Европа), но котируются в странах СНГ благодаря действующим соглашениям о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Даже если диплом, выданный российским вузом, попадает под действие этого соглашения, вполне возможно, что при дальнейшем рассмотрении документов об образовании принимающая сторона (вуз, работодатель) обяжет выпускника российского вуза нострифицировать свой диплом, пройти дополнительные экзамены или же обучение. На данное решение может влиять аккредитация учреждения, выдавшего диплом, разница в количестве отработанных часов по той или иной дисциплине, да и содержание самой учебной программы. Также следует учитывать и тот факт, что к выпускникам медицинских вузов предъявляются более высокие требования при трудоустройстве, поскольку от уровня компетенции бывшего студента зависят реальные жизни пациентов.
Что же касается признания медицинских дипломов российских вузов в странах дальнего зарубежья, то здесь все гораздо сложнее. Выпускнику университета и даже врачу с опытом работы необходимо нострифицировать диплом и сдать квалификационный экзамен. Связано это с тем, что западные врачи учатся в вузах и медицинских школах дольше, чем их российские коллеги. В некоторых странах (Германия, Чехия и т. д.) выпусник вуза может сразу устроиться на работу на позицию ассистента врача, пока нострифицируют его диплом, но при условии свободного владения местным языком.
Проживание иностранных студентов на время обучения в российском медицинском вузе
Иностранный студент может претендовать на получение места в университетском общежитии при условии, что учебное заведение располагает собственной резиденцией. Как правило, учащиеся проживают в комнатах по 2-3 человека и обеспечиваются необходимой мебелью и постельными принадлежностями. Предметы быта и электрические приборы студенты приобретают за личные средства. Многие общежития (но не все) имеют на своей территории студенческое кафе или столовую, учебный центр для самостоятельной подготовки, гимнастический зал, медицинский кабинет, прачечную и интернет-центр с компьютерами и копировальной техникой.
Что же касается удобств, то они, как правило, размещены на этаже, как и кухни, оборудованные газовыми плитами и обеденными столами, благодаря чему студенты могут готовить еду самостоятельно. Стоит отметить, что зачастую общежития располагаются в ветхих зданиях, поэтому перед поступлением стоит отдельно проверять информацию о качестве размещения и новизне жилого фонда. Стоимость размещения в общежитии варьируется от 40 USD до 80 USD в месяц.
Если же университет не может предоставить иностранцу место в резиденции, в таком случае студенту остается только снимать жилье. Стоит отметить, что в столице и других крупных городах проживание может обойтись “в копеечку”. Поэтому нередко иностранцы снимают жилье на несколько человек, чтобы сократить расходы. Цены на аренду жилья в Москве стартуют от 32 тыс. руб. в месяц за однокомнатную квартиру и от 20 тыс. руб. в месяц за комнату в двух-трех-комнатной квартире. Плюс к этому стоит прибавить расходы на питание — порядка 150 USD -200 USD в месяц. Аренда жилья в провинции не так бьет по карману иностранного гостя, например, проживание в однокомнатной квартире в Ростове-на-Дону обойдется в районе 15 тыс. руб. в месяц., а аренда комнаты — от 10 тыс. руб. в месяц. Расходы на питание также будут меньше — в районе 120 USD -150 USD в месяц.
Медицинское образование в России
Выпускники российских медвузов успешно работают в более чем 100 странах мира.
Одно из самых популярных направлений обучения иностранцев в России – медицина. Российские университеты имеют богатую историю подготовки врачей. Первое учебное медицинское заведение – Аптекарский указ – появилось в России в XVII веке. Сейчас врачей готовят в более чем 70 российских вузах.
Как поступить в медицинский вуз России
Высшее медицинское образование в России можно получить только путем очного обучения в вузе. Заочное медицинское образование в России не существует. Сроки обучения в медицинском университете зависят от специализации. Например, стать бакалавром по направлению «Сестринское дело» можно за 4 года. А чтобы получить диплом хирурга, придется отучиться в общей сложности 8-9 лет.
В США, например, для того чтобы стать врачом, получить высшее мед. образование, необходимо потратить на учебу 12-18 лет. В Великобритании студенты-медики проходят обучение на протяжении 10 лет, в Германии – 8-10 лет. Чтобы получить диплом врача в Канаде, нужно 4 года отучиться в медицинской школе, еще столько же – в университете, а затем, в зависимости от специализации, от 3 до 5 лет в интернатуре.
В медицинские вузы России можно поступить сразу после школы. Университеты предлагают программы на русском и английском языках. Если вы не знаете русского, то его можно выучить на подготовительном отделении или курсах, действующих при ведущих медицинских вузах России. На таких отделениях, помимо языка, иностранные абитуриенты изучают и другие дисциплины, что помогает им лучше подготовиться к предстоящей учебе.
Абитуриентам предстоит сдавать экзамены по основным дисциплинам – биологии и химии. Некоторые вузы проводят дополнительные вступительные испытания. Например, в Балтийском федеральном университете имени И. Канта (БФУ им. Канта) при поступлении на русскоязычную программу «Лечебное дело» абитуриенты сдают русский язык, биологию и химию. При поступлении на аналогичный англоязычный курс – экзамены по биологии и химии.
А в Казанском федеральном университете (КФУ) абитуриенту, который поступает на программу General Medicine («Лечебное дело»), помимо химии и биологии, придется сдавать экзамен по английскому языку либо предоставить сертификат TOEFL. Полный перечень вступительных испытаний необходимо уточнять в приемной комиссии университета непосредственно перед поступлением.
© МГМУ
Бакалавриат в медицинских вузах России
Бакалавриат, который длится 4 года, в российских вузах предусмотрен только по направлению «Сестринское дело». В среднем обучение по этой программе в медицинских университетах стоит 90-100 тысяч рублей (1,5-1,7 тысячи долларов) в год.
Если вы хотите стать врачом общей практики, то срок обучения увеличивается еще на 2 года. А если планируете работать по узкой специальности, то на 4 года.
Специалитет в медицинских вузах России
На отделения «Лечебное дело» и «Педиатрия» студенты сразу поступают на программу специалитета, срок обучения – 6 лет. На «Лечебном деле» есть как русскоязычные, так и англоязычные программы обучения. Стоимость варьируется от 80 до 400 тысяч рублей (1,4-7 тысяч долларов) в год.
К примеру, прослушать курс по основным лечебным специальностям в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) стоит 180 тысяч рублей (около 3,2 тысячи долларов) в год. А программу «Педиатрия» в Первом Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова (МГМУ им. Сеченова) – около 260 тысяч рублей (5 тысяч долларов) в год.
Исключение здесь – «Фармация», «Клиническая психология» и некоторые другие специальности, срок обучения по которым – 5-5,5 года. Стоимость этих направлений несколько ниже. Так, курс по направлению «Фармация» стоит от 140 тысяч рублей (2,3 тысячи долларов) в год в КФУ и ДВФУ.
© РУДН
Стоматологическое образование в России
Российские вузы принимают абитуриентов на факультет «Стоматология» сразу после школы. Вступительные экзамены здесь такие же, как и при поступлении на другие основные медицинские направления.
Срок обучения по направлению «Стоматология» составляет 5 лет. Стоимость одного года варьируется от 170 до 430 тысяч рублей (3-7,5 тысячи долларов). Цена зависит от города, в котором расположен вуз, а также от специфики университета.
Российские вузы предлагают будущим стоматологам программы на русском и английском языках. Например, англоязычная программа в КФУ стоит 170-255 тысяч рублей (3-4,5 тысячи долларов) в год. Однако стать полноценным специалистом выпускник стоматологического факультета сможет только после окончания ординатуры.
Ординатура в России
Чтобы стать врачом более узкой специализации, например, дерматовенерологом, гастроэнтерологом или ортодонтом, после специалитета необходимо поступить в ординатуру.
В России срок обучения в ординатуре составляет 2-4 года в зависимости от выбранной специализации и университета. Стоимость одного года обучения – от 100 до 380 тысяч рублей (1,8-6,6 тысячи долларов).
Ординатура для стоматологов длится 2 года. Здесь молодые врачи проходят углубленную подготовку и получают практические знания в определенном направлении: например, в терапевтической, хирургической или детской стоматологии.
Один год обучения в Москве в ординатуре МГМУ им. Сеченова по основным направлениям стоит 377 тысяч (6,5 тысячи долларов). Программа детской стоматологии – 316 тысяч рублей (5,5 тысячи долларов).
Российские вузы предлагают и англоязычные программы ординатуры. Так, получить специализацию «Дерматовенеролог» на английском языке в Новосибирском государственном университете (НГУ) стоит около 580 тысяч рублей (10 тысяч долларов) в год. Курс для кардиологов в Российском университете дружбы народов (РУДН) – 260 тысяч рублей (4,5 тысячи долларов) в год, эта англоязычная программа рассчитана на 4 года обучения.
Программ ординатуры на русском языке заметно больше, и стоимость их несколько ниже. Все направления ординатуры в БФУ им. Канта стоят около 180 тысяч рублей (3,2 тысячи долларов) в год. Стать детским хирургом в МГМУ им. Сеченова можно за 250 тысяч рублей (4,3 тысячи долларов) в год.
Российские вузы готовят ординаторов не только по классическим специальностям, но и по ряду редких направлений. Так, в МГМУ им. Сеченова можно пройти подготовку по программам «Водолазная медицина», «Авиационная и космическая медицина». Стоимость этих программ составляет 250 тысяч рублей (4,3 тысячи долларов) в год.
© МГМУ
Аспирантура для медиков
Выпускники специалитета медицинского вуза в России могут не идти в ординатуру, а заняться наукой. Для этого нужно поступить в аспирантуру. В российских вузах аспиранты учатся 3 года. После чего они должны защитить диссертацию, а затем – получить ступень кандидата наук.
Для поступления в аспирантуру понадобится сдать экзамен по специализации, английскому языку, предоставить портфолио своих научных статей и пройти собеседование – перечень испытаний каждый университет устанавливает самостоятельно.
Есть очные и заочные программы. Например, учиться в аспирантуре МГМУ им. Сеченова по направлению «Клиническая медицина» можно заочно. Стоимость программы – 233-316 тысяч рублей (4,2-5,5 тысячи долларов) в год. А пройти аспирантуру по специальности «Наркология» в РУДН можно только очно. Ее стоимость – 264,5 тысячи рублей (4,7 тысячи долларов) в год.
После окончания медицинского вуза в России большинству иностранных студентов нужно будет пройти процедуру признания диплома для допуска к врачебной деятельности в своих странах.
Подать заявку бесплатно и без посредников вы можете в Личном кабинете абитуриента на нашем сайте.
Реформа медицинского образования: врачи, о которых мы мечтали?
Теперь после пяти лет вуза студенты-медики сразу станут лечащими врачами в поликлиниках. Поговорим о плюсах и подводные камнях такой реформы для врачей и пациентов
Итак, реформа медицинского образования — мечта многих пациентов — не за горами. Совсем скоро стандартная схема обучения студента-медика изменится до неузнаваемости, и, возможно, на выходе мы будем получать докторов гораздо более высокого уровня, нежели те, на которых сейчас принято жаловаться. Но отчего же так хмуро настроены сами эскулапы? И чем опасна для каждого из нас попытка решить проблему дефицита врачей на местах за счет отмены интернатуры? Давайте разбираться!
Как это было раньше
Учеба в медицинском вузе никогда не была легким способом получения высшего образования. Шесть лет в университете, а затем еще один или два года постдипломной практики в интернатуре или ординатуре — гораздо больше, чем требуется для освоения большинства профессий в нашей стране.
Плюсы в такой системе тоже были — во-первых, 8 лет от окончания средней школы — не так уж и много, чтобы получить специальность, к примеру, кардиохирурга: любой американский врач позавидует, ведь в США доктора учатся от 12 до 18 лет, получая доступ к самостоятельной практике, лишь разменяв четвертый десяток. А во-вторых, высшее образование в России по-прежнему бесплатное (при наличии блестящих знаний или хороших связей). А это значит, что родители будущих докторов в большинстве случаев избавлены от необходимости откладывать сбережения на обучение своего чада с момента его рождения, а молодые выпускники медвузов в большинстве своем не имеют за плечами кредитов на шестизначные суммы.
Между тем, жалобы на уровень медицинского образования не дают покоя чиновникам, да и вопиющее несоответствие отечественной системы подготовки докторов западным стандартам является серьезной проблемой для талантливых российских врачей, желающих работать за рубежом.
Впрочем, вряд ли авторы новой системы обучения всерьез озабочены этими вопросами, перед ними поставлена куда более актуальная задача: обеспечить кадрами первичное поликлиническое звено. А заодно предоставить выпускникам поле для отработки практических навыков.
Как это станет теперь
Да-да, речь идет об отработке навыков… на нас с вами. Теперь вчерашние студенты, отучившиеся 5 лет в медицинском вузе (программу первичной подготовки планируется сократить), в добровольно-принудительном порядке отправятся работать в поликлиники. Причем — все, вне зависимости от предпочтений, будут «в полевых условиях» осваивать специальность терапевта, педиатра или стоматолога (в зависимости от оконченного факультета). И лишь после 3 лет испытания практикой у них появится возможность поступить в ординатуру и получить узкую специальность — например, стать неврологом, окулистом или хирургом. Такая постдипломная подготовка займет как минимум два года, как максимум — все пять, но те из молодых врачей, кто не пожелает учиться дальше, смогут продолжить работу в качестве терапевтов, время от времени (как и все другие медики) проходя аттестационные экзамены.
Наверняка многие из вас в больнице, сталкивались со студентами-практикантами. В большинстве своем — это робкие и неуклюжие ребята, вызывающие жалость или даже чувство опасения: того и гляди, такой «недоврач» причинит боль при неловкой смене повязки или задаст неуместный вопрос, проводя обследование у постели больного.
С другой стороны, именно благодаря подобным дежурствам и практическим занятиям в клиниках молодые медики получают весомую часть прикладного опыта. Учебники — учебниками, а без практики хорошим врачом не станешь. Потому-то зачастую из троечников, которые совмещают учебу в вузе с ночными подработками в качестве медбратьев и фельдшеров в госпиталях и экипажах скорой помощи, вырастают куда более толковые специалисты, нежели из отличников, которые после получения диплома боятся своих первых пациентов как огня.
Но все же сейчас далеко не у каждого, пускай даже ответственного, студента есть возможность по собственной инициативе оттачивать навыки в роли среднего медперсонала — для этого необходимо отучиться 3 года в колледже до поступления в университет, иначе права на работу в больнице не дадут.
Поэтому раньше именно интернатура, обязательная для всех выпускников, была тем самым мостом между теоретической и практической подготовкой: в течение целого года выпускники с дипломом «играли в доктора» под присмотром врачей-наставников. Качество такой подготовки зависело от руководителя практики, а также от благосклонности заведующего отделением, к которому был прикреплен интерн. Кому-то везло, и толковый врачебный коллектив дозволял молодому коллеге практиковать фактически на равных с опытными специалистами. Другие были вынуждены играть роль бесправных помощников, на которых сваливали всякую неприятную и часто бессмысленную работу — например, заполнение однообразной медицинской документации. Кого-то и вовсе потихоньку от руководства отпускали домой — чтобы не путался под ногами и не смущал больных.
Теперь же вчерашние студенты будут вынуждены приступать к исполнению медицинских обязанностей безо всякой разминки — и без подстраховки в виде врачей-наставников, которые в случае чего могли бы своевременно исправить ошибку в диагнозе или назначенном лечении. Но все-таки поликлинический прием — это не операционный стол, и фатальные ошибки с серьезными последствиями в этом учреждении — скорее исключение из правил.
Современные врачи-терапевты вынуждены чудовищное количество времени тратить на заполнение бумажек, да общение со скучающими старушками, которые ходят к доктору скорее за человеческим вниманием, чем за предписаниями. Если взглянуть ситуацию под этим углом, три года обязательной общеврачебной практики — не так уж плохо и для молодых врачей, и для их старших коллег, которые будут избавлены от чрезмерной нагрузки, и для пациентов, которым не придется записываться на «срочный» прием за две недели путем визита в регистратуру в предрассветный час.
Чем мы рискуем?
Обратная сторона медали состоит в том, что новая реформа может ударить по всем категориям участников. По опытным врачам — созданием нездоровой конкуренции в лице зеленых специалистов, способных своим непрофессионализмом снизить и без того шаткое доверие ко всем медикам сразу. По самим выпускникам — разрушением иллюзий в отношении будущего призвания.
Конечно, хорошо получить оплачиваемую профессию уже через 5 лет обучения в вузе. Но чтобы прийти к желаемой должности (и работать не терапевтом в поликлинике, а, к примеру, гинекологом в престижном медицинском центре), придется в без малого тридцать лет вновь фактически переквалифицироваться в студента.
Вообразите себе молодого человека, едва-едва получившего финансовую независимость (ибо без поддержки родителей закончить медицинский вуз почти невозможно), который не может планировать свою жизнь, ввязываться в ипотеку или заводить детей, потому как предвидит, что через три года его профессиональный статус опять будет обнулен. При этом — не существует никаких гарантий, что даже после окончания ординатуры «полноценный врач» получит достойную зарплату и уважение со стороны коллег и пациентов. Ибо престиж профессии врача в России, увы, давно дискредитирован.
Ну и, наконец, пациенты. Конечно, приятно будет избавиться от очередей в поликлиниках, а в небольших населенных пунктах — в принципе получить доступ к специалисту с высшим образованием (разумеется, если выпускники согласятся ехать на 3-летнюю практику в провинцию). Но с другой стороны, работа терапевта состоит не только в диагностике и лечении банальных ОРВИ, пищевых отравлений и гипертонии. Именно на этом специалисте лежит ответственность за своевременное выявление смертельно опасных состояний — речь, к примеру, о той самой онконастороженности, к которой призывают врачи-онкологи, вынужденные лечить больных с раком четвертой стадии.
Сможет ли вчерашний студент обеспечить качество медицинской помощи, своевременно поднять тревогу, когда к нему обратится пациент с размытой клинической картиной в виде жалоб на слабость, потерю веса или беспричинное увеличение лимфоузлов? Отличит ли врач с 5-летней теоретической подготовкой в ходе прослушивания грудной клетки стетоскопом бронхит от пневмонии или новообразования в легких? Насторожит ли его результат анализа крови с необъяснимым лейкоцитозом.
В конечном итоге мы все, так или иначе, узнáем, насколько полезна и своевременна грядущая реформа медицинского образования. Остается лишь надеяться, что это событие обойдется без жертв — как со стороны врачей, так и со стороны пациентов.
Профессиональная переподготовка врачей в 2020 году
В 2020 году профессиональная переподготовка врачей проходит по новым правилам, к которым должны быть готовы как врачи, так и медучреждения. Разберемся, какие изменения произошли, в каком направлении теперь могут развиваться медики.
Что такое профессиональная переподготовка
Профессиональная переподготовка врачей — обучение, направленное на глубокое изучение программы для ведения нового вида деятельности. Оно подходит работниками, которые уже имеют определенную профессию, но хотят освоить новую в короткое время.
Изучив программу в удобном формате, успешно пройдя первичную аккредитацию, медицинский сотрудник получает право работать по специальности и выполнять трудовые функции в полном объеме. Его профессиональный уровень будет не ниже, чем если бы он получил новую специальность через интернатуру или ординатуру.
Такое обучение решает сразу несколько проблем. С его помощью руководители получают работников нужных специальностей и избавляются от кадрового дисбаланса, а сами медики — возможность профессиональности расти, развиваться и зарабатывать больше на новой должности.
По каким направлениям можно пройти профессиональную переподготовку врачам
Приказ Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н регулирует, кто вправе пройти профпереподготовку и по каким направлениям. Одного желания выполнять другие функции недостаточно — медик должен соответствовать квалификационным требованиям, иметь высшее или среднее образование подходящей специальности.
Профессиональная переподготовка врачей: приказ Минздрава (фрагмент)
В целом приказ регулирует и качество оказания медицинской помощи. Опираясь на него, понятно, что фармацевт не может стать хирургом, а психолог с немедицинским образованием — терапевтом. Если врач хочет в корне сменить специальность, сделать это можно только путем длительного обучения в вузе. Перепрофилирование только помогает уйти в более узкую сферу, например, онколог, рентгенолог или невролог могут переквалифицироваться в радиолога, а педиатр, фтизиатр, терапевт — в пульмонолога.
Сроки и особенности прохождения профпереподготовки
С 1 января 2020 года после программы профессиональной переподготовки врачей нужно пройти аккредитацию. Об этом сказано в приказе Минздрава №898н.
При аккредитации проходят проверку знаний:
- специалисты со средним образованием сдают тест по теоретическим вопросам и выполняют практическое задание за полчаса;
- врачи с высшим образованием сдают тест на проверку базовых знаний, выполняют 5 практических заданий по 10 минут и решают ситуационные задачи.
Длительность профпереподготовки больше, чем повышения квалификации, поэтому с тестированием и заданиями обычно не возникает проблем. Курсы составляют в среднем 250-576 часов — за это время человек успевает усвоить нужный материал. В последующем для повышения квалификации и набора баллов НМО медик может проходить короткие программы по 144 часа, а также семинары по 36 часов и т.д.
Где пройти профессиональную переподготовку врачам
Профессиональная переподготовка врачей 2020 может проходить очно или дистанционно. Не принципиально, на базе каких учебных заведений ведется обучение. Главное, чтобы они входили в число аккредитованных центров, список которых размещен на портале непрерывного медицинского образования.
Стоимость курса зависит от направления и того, где проходит профессиональная переподготовка врачей. Центр Оценки Квалификации и Обучения №1 предлагает большой список программ по приемлемой цене. Рассчитать стоимость или оставить заявку вы можете через форму на сайте.
Учитывайте, что профессиональная переподготовка врачей дистанционно не отличается от очных курсов. В программу включена та же информация, а после успешного тестирования медик получает диплом или сертификат. Главное преимущество дистанционного формата в том, что человек может учиться и работать, а также осваивать новую специальность в комфортных для себя условиях.
Кто должен платить за профпереподготовку медиков
В профессиональной переподготовке врачей заинтересованы обе стороны трудовых отношений. Если инициатором выступает работодатель, он может оплатить профессиональную переподготовку за счет средств ОМС. В случае его отказа медик вправе выполнять прежние трудовые функции и проходить только базовые циклы в рамках НМО, которые обязана оплачивать медицинская организация. Это следует из ст. 196 ТК РФ, Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 21.04.2016 года №332 и Приказа Министерства здравоохранения РФ от 4 августа 2016 года №575н.
Минздрав анонсировал некоторые изменения на 2020 год. Предполагается запустить ряд программ, согласно которым у врачей появится больше источников для оплаты обучения:
- федеральные, региональные и местные бюджеты;
- источники негосударственных внебюджетных фондов;
- бюджеты физических и юридических лиц по договорам.
Пока новые законы не вступили в силу, врачи могут обратиться к работодателям с просьбой отправить их на обучение или оплатить профессиональную переподготовку за свой счет. Благо, что такие затраты быстро окупятся, ведь иное направление деятельности откроет новые горизонты.