Семейная форма обучения в школе
Переход на семейное образование по шагам — как оформить
Уход от традиционной модели обучения вызывает много вопросов: с чего начать, как оформить семейное образование, куда обращаться? Предлагаем пошаговую инструкцию по переходу на семейное обучение — от уведомления органов власти до выбора помощников.
Базовые понятия
Для подготовки к переходу на семейное образование изучите основные термины. Это поможет правильно заполнять заявления и вести переговоры со школами.
Семейное обучение — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Подразумевает самостоятельное освоение основной образовательной программы. Ответственность за качество обучения лежит на родителях.
Самообразование — то же, что и семейное обучение, только для детей старше 15 лет или тех, кто получил аттестат об окончании 9 классов.
Экстернат — это форма аттестации на семейном обучении и самообразовании. Когда ребёнок прикрепляется к школе для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, он приобретает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права.
Шаг 1. Уведомите органы управления образования
Проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения. Уйти из школы на семейное обучение без уведомления нельзя. Это могут расценить как ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и привлечь к административной ответственности.
Когда подавать
Отправить уведомление можно в любое время: до начала учебного года или в его середине. Только учтите время на ответ (в среднем процедура занимает от недели до месяца), а также региональные требования. В некоторых субъектах России есть чёткие даты информирования о смене формы обучения.
Как заполнять
Уведомление о переходе на семейное образование можно составить в свободной форме или запросить шаблон в органах местного самоуправления.
Кому отправлять
Управлению или департаменту образования по вашему фактическому адресу, а не по месту регистрации.
Как отправлять
- Лично. Сделайте два экземпляра. На своём обязательно поставьте отметку о том, что уведомление зарегистрировано.
- По почте. Отправка заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении поможет подтвердить факт исполнения обязанности по уведомлению органов власти о выборе семейного обучения.
- Дистанционно. Если у органа управления образования есть «электронная приёмная», можно направить уведомление в электронном виде. При отправке рекомендуется сделать скриншот.
Шаг 2. Отчислитесь из школы
Если ребёнок уже обучался, заберите его личное дело и другие документы из образовательной организации. Отчислиться из контингента школы необходимо, даже если вы не планируете менять школу и хотите проходить аттестации там же, где учились.
Когда подавать
Обычно требуется около месяца на прикрепление к школе в качестве экстерна и заключение договора.
Как заполнять
Попросите шаблон в администрации образовательной организации.
Кому отправлять
Пишите заявление на имя директора школы.
Как отправлять
Составьте заявление в двух экземплярах, один для себя, другой для школы, и передайте его лично или направьте по почте заказным письмом. Возможность дистанционной подачи уточняйте в администрации образовательной организации.
Что дальше
Если ваша «старая» школа работает с детьми на семейном обучении, переходите к следующему шагу. Если нет, а для вас принципиально сдавать аттестации именно там, получите от неё письменный отказ о переводе ребёнка на семейную форму обучения. В этом случае вы сможете обратиться с жалобой в региональный департамент образования. Но проще просто найти другую школу.
Шаг 3. Выберите школу для аттестаций
Чтобы подтвердить знания, хоумскулеру необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность. Подобрав школу с комфортным графиком аттестаций, направьте туда заявление.
Когда подавать
В любое время, но лучше перед началом учебного года, когда школа формирует учебный план.
Как заполнять
В свободной форме или запросите форму у школы.
Кому отправлять
На имя директора школы.
Как отправлять
Лично или по почте, как описано выше.
Шаг 4. Подпишите договор
Это необязательный шаг, но крайне желательный. Договор о порядке проведения аттестаций определит права и обязанности сторон, периодичность и форму экзаменационных испытаний.
Когда подавать
Можно принести вместе с заявлением о зачислении в качестве экстерна.
Как заполнять
Договор об аттестациях обычно состоит из вводной части, основных разделов и приложений. В последних указывается порядок, форма и срок промежуточных аттестаций, проведение лабораторных, практических работ, консультаций. Также вносятся вопросы для подготовки по предметам, билеты к устным экзаменам, образцы контрольных работ и тестов.
Кому отправлять
Договор подписывают родители и директор образовательной организации.
Шаг 5. Организуйте учебный процесс
Семейное образование предполагает свободу в выборе формата обучения. Кто-то сам преподаёт детям, другие предпочитают поручить это профессионалам.
В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» вам помогут организовать семейное обучение с 5 по 11 класс. Это виртуальная школа, которая почти полностью заменяет обычную. Занятия проводятся в режиме реального времени, на них можно задавать вопросы преподавателям из МГУ, МФТИ, ВШЭ. В программу входят базовые курсы, это минимум, необходимый для сдачи аттестаций, а также углублённые и олимпиадные курсы для развития сильных сторон ребёнка. За успеваемостью и мотивацией учащихся следят персональные кураторы.
Шаг 6. Наслаждайтесь результатами
Формальности соблюдены, и теперь начинается новая страница в жизни вашей семьи. Теперь вы вместе с ребёнком расставляете приоритеты в учёбе и строите планы.
Как перейти на семейное обучение: условия, законы, порядок действий
В 2019 году около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования. Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch. Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг). Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2020 году и какие законы регламентируют этот процесс.
Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.
Переходим на семейное образование
Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.
Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение
Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.
Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.
При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.
Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению
Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.
Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение
Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.
Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования
К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.
Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением
В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.
Образец такого документа вы также сможете найти ниже.
Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия
При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам. В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь. Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.
Семейное обучение. Закон и порядок
В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.
Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует». Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних. Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.
Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».
В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации. Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей. Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.
Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.
Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.
Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.
Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность». Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).
В этой же статье можно встретить и такую строчку:
«Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе. определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».
Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).
Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.
Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:
«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».
На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.
Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:
«При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».
То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.
В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы». Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.
А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.
В пункте 4 той же статьи указано:
«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».
Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.
Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:
«РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании. То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям. Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).
Семейное образование на практике: самый подробный гид от практикующей семьи
Писать о семейном образовании приятно и интересно, но всегда получаются рассказы о чувствах, возможностях, мнениях, общие философские рассуждения. И у читателей возникает много практических вопросов — как строится обучение, сколько времени занимает, нужны ли репетиторы. Что ж, видимо пора ответить на все эти вопросы внятно и по пунктам.
Мой сын проучился дома два года: 5 и 6 класс. Аттестации прошёл и возвращаться в школу не намерен. Этот текст содержит описание личного опыта нашей семьи и предназначен для людей, которые тоже интересуются семейным образованием.
Терминология
Не стоит путать домашнее обучение и семейное образование. На домашнее обучение уходят только по состоянию здоровья. Тогда образованием ребёнка занимается школа. К нему домой приходят учителя, сами учат, сами проверяют, сами выдают аттестаты.
Семейное образование — это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. В этом случае школа только проводит аттестацию, но никак не участвует в учебном процессе. Для перехода на семейное образование не нужно никаких причин кроме желания родителей.
Принятие решения
Сначала я сообщила родственникам, что хочу перевести сына на семейное образование. Папа, бабушки и дедушки восприняли эту новость нормально и согласились по мере сил помогать. Дальше у нас состоялся самый важный серьёзный разговор с ребёнком. Я объяснила ему, что есть возможность не ходить в школу, что эта возможность потребует от нас много сил и решимости, что одна я с этим не справлюсь и основная нагрузка ляжет на него самого. «Ты уверен, что справишься? Даже, когда будет тяжело? Ты готов работать каждый будний день честно и не отлынивать?». И вот когда он ответил, что готов и справится, решение было принято.
Бюрократия и начало
Мой Сашка учился в начальной школе, где было всего четыре класса, после чего дети выпускались и поступали уже в другие учебные заведения. Так вот, мы решили после выпуска больше в школу не ходить. Я позвонила в среднюю школу, которая находилась недалеко от дома, и договорилась о встрече с директором. На этой встрече я рассказала, что хочу зачислить своего сына в школу и тут же перейти на семейное образование. Директор выдал мне необходимые бланки для заявлений (о зачислении и переводе на СО), я заполнила их. Договорились, что сдавать аттестацию ученик будет один раз в год (частоту экзаменов директор школы и родители выбирают произвольно), познакомилась с завучем, который решал для нас организационные вопросы, и всё. Вот мы официально на семейном образовании. После этого ещё пришлось отнести заявление в департамент образования, но оно носит чисто уведомительный характер. В департаменте мне рассказали о правах и возможностях моего сына и предложили обращаться за помощью, если возникнут какие-нибудь проблемы.
Денежная компенсация
На обучение каждого ребёнка государство тратит определённую сумму. Если ребёнок находится на семейном образовании, то школа этих денег не получает, а должны получать родители. Здесь, к сожалению, мой опыт полезным не будет. В современных законах о компенсациях написано что-то невнятное, нужно отдельно решать вопрос с департаментом. И я просто не стала этого делать. Мы простили государству деньги и сосредоточились на учёбе.
Выяснение программы
Внятных списков, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ученик к концу года, не существует. Программы у разных учителей в разных школах тоже разные. Поэтому определиться с учителями, которые будут проводить аттестацию, следует в начале года. Ребёнок, находящийся на семейном образовании, имеет право пользоваться школьной библиотекой. Мы взяли учебники и выяснили у учителей, достаточно ли нам будет знаний из книг или нужны дополнительные источники. Таким образом, у нас появился собственный уточнённый список тем, которые нужно изучить за год.
Подготовка
Я составила календарь на учебный год. Выходные мы назначили себе на воскресенья и понедельники. Осенние и зимние каникулы совпадали со школьными, а весенние пришлось перенести, так как экзамены нужно было сдавать уже в конце апреля. Общее количество всех тем по всем предметам разделили на количество рабочих дней и получилось, что в среднем за один день нам нужно было проходить 2 новых темы. На это и ориентировались в будущем. В какие-то дни проходили больше (иногда до 8 тем), в какие-то тратили всё время только на закрепление пройденного. Кроме этого я выдала ребёнку право на три прогула — он мог отказаться от учёбы в любой день, устроив себе выходной, но не больше трёх раз за год.
Расписание
Все предметы разделили на две группы. В первую группу вошли: математика, русский язык, английский язык и технология. Это те предметы, где ученику нужно получить не только знания, но и умения. Во вторую группу попали все остальные дисциплины. Расписание для каждой группы составлялось по-разному. Первые две недели изучали только математику и только в теории. Затем я готовила практические задания по пройденному материалу на каждый день. Так же поступили с русским языком. Потом уже ребёнок сам выбирал какой предмет изучать следующим. Таким образом, получалось, что каждый день Сашке нужно было проходить теорию по какому-то предмету из второй группы и решать практические задания по предмету из первой группы. Это два больших урока в день — один теоретический, другой практический.
Процесс обучения
- Берём учебник и читаем вслух, иногда читаю я, иногда он. Затем тот, кто читал, пересказывает тему своими словами так, чтобы суть прочитанного стала понятна. Если в процессе возникают дополнительные вопросы, находим ответы на них в интернете. Дальше определяем основные мысли и факты, которые следует законспектировать. Первые несколько месяцев я говорила сыну как и что нужно записывать, потом он уже научился решать это сам. В зависимости от предмета выбирали форму конспектирования — где-то использовали тетрадь, где-то блокнот, где-то отдельные картонные карточки.
- Включаем видео-урок (их в интернете много), смотрим, обсуждаем, конспектируем.
- Беру вопросы из учебника (те, что в конце параграфов) или вопросы итоговых тестов. Вручаю эти вопросы ребёнку и он сам ищет на них ответы в интернете. Затем подробно рассказывает мне всё, что узнал. Конспектирует.
Закрепление пройденного
Математика и русский язык закреплялись каждый день с помощью практических заданий. Для других предметов в конце недели я устраивала сыну небольшую контрольную. Иногда вместо контрольной просто пробегались по учебнику, останавливаясь на ключевых фактах и ещё раз проговаривали их вслух.
Репетиторы и помощники
Прибегнуть к помощи со стороны нам пришлось только в изучении английского языка. Предмет специфический, тут нужно произношение, восприятие на слух, разговор. В пятом классе это были занятия с репетитором, в шестом — посещение курсов. Кроме этого, часть обязанностей по обучению ребёнка я делегировала другим родственникам. Технологией и физкультурой с ним занимался папа, русским языком — бабушка.
Распорядок дня
Распорядок не нужен. Я работаю на фрилансе, сын на фрилансе учится, так что никаких начальников и чётких сроков у нас нет. Ребёнок просыпается без будильника, завтракает, бездельничает и сам решает, когда он готов приступить к учёбе. Конечно, все развлечения доступны ему только после того, как учебная программа дня будет выполнена. С чего начать — с теории по одним предметам или практики по другим — он тоже выбирает сам. В процессе обучения допускаются перерывы любой длительности по желанию ученика. Во время уроков можно пить чай, жевать печеньки, закидывать ноги выше головы — что угодно. Это очень здорово и, по моим наблюдениям, совсем не мешает учёбе, а только помогает.
Экзамены
За месяц до сдачи экзаменов мы просим в школе устроить нам консультации с учителями. Они занимают не больше 15 минут каждая. На консультации учитель рассказывает в какой форме будет проходить экзамен, на каких темах стоит акцентировать внимание. Оценка, которую получит ребёнок при аттестации, ни коим образом не станет отражением его реальных знаний. Это уж я теперь знаю наверняка. Поэтому мой сын отправляется на экзамены с одной целью — сдать. Эти экзамены значительно сложнее, чем простое получение оценок в течение года при очном обучении, списать или построить глазки не получится. Программу нужно действительно знать. Но этого тоже не стоит совсем уж бояться. Если экзамен провален, назначается пересдача, к которой можно будет спокойно подготовиться, уже имея достаточно времени и чёткое представление о требованиях учителя.
Время и деньги
На учёбу каждый день у нас уходило по 2-3 часа. На составление расписания и практических заданий я тратила около получаса в неделю. Деньги экономятся в невероятных количествах, не смотря на оплату работы репетитора. Тетрадей, альбомов, ручек и карандашей не покупала совсем — в течение двух лет нам хватало того, что осталось не использованным в начальной школе. Пенал, портфель, сменка, рубашки, брюки, пиджаки, жилетки — всё это нам теперь не нужно, а это стоит очень больших денег. Мы же обходимся удобными джинсами и футболками. Ну и, конечно, нам не приходилось ничего сдавать на шторы, охрану, подарки учителям и все остальные радости школьной жизни.
И напоследок хочу ответить на несколько часто задаваемых вопросов.
«Целыми днями сидеть дома это вредно и скучно. А как же социализация?»
Перейти на семейное образование — это не значит пристегнуть ребёнка к батарее и не выпускать. Наоборот, без школы появляется много свободного времени на кружки, секции, прогулки, друзей, хобби и всё остальное.
«Мама работает?»
Да. На фрилансе при гибком графике. Но это не обязательное условие. Если ребёнок достаточно взрослый, чтобы оставаться дома один, или есть родственники, которые могут приглядеть за ним в течение дня — регулярная работа родителей не станет препятствием для семейного образования. С ребёнком можно заниматься по вечерам, а на день оставлять ему задания для самостоятельной работы.
«А как вы будете выполнять лабораторные работы по физике, химии, биологии, где нужны достаточно серьезные оборудование и материалы?»
В школе, к которой приписан мой сын, нет кабинетов технологии — работу по дереву и шитьё дети изучают только в теории. Оборудования для лабораторных по физике и химии тоже практически нет. В общем, наш домашний микроскоп, глобус и лобзик — это уже больше, чем могут предложить многие школы. Я думаю, мы решим эти вопросы по мере их возникновения. Купить сейчас можно практически всё, что угодно.
«Что труднее всего далось?»
Труднее всего придерживаться выбранного графика и не расслабляться слишком сильно. Когда приходит осознание того, что семейное образование значительно проще, чем казалось, это слегка деморализует.
«Были ли у него такие типичные вещи, как лень. Тебе как маме приходилось ему давать „пинка“?»
Были. Приходилось. Но уговорить ребёнка заняться делом достаточно просто, когда он спокойный, счастливый, когда у него нет ненависти к процессу обучения, а у мамы есть достаточно времени и нет раздражения.
«Мне кажется, что при семейном образовании один из родителей должен отказаться от возможности самореализации, разве нет?»
Это совершенно не так. Родители школьников всегда тратят время на занятия с ребёнком, выполнение домашних заданий и прочего. При семейном образовании то же самое время просто тратится иначе. Приносить себя в жертву вовсе не обязательно. А если у родителя нет даже двух часов в день для общения с ребёнком — это уже катастрофа и форма обучения тут не играет роли.
«Такая система требует от кого-то из родителей уверенных знаний школьной программы и хоть какого-то педагогического таланта?»
Особых знаний не нужно. Изучать материал можно одновременно с ребёнком, это даже лучше, веселее и полезнее для ученика, чем подготовленная лекция. Я считаю, что родитель должен иметь способность к творчеству, здравый рассудок и умение структурировать информацию. Этого достаточно для того, чтобы успешно учить ребёнка без школы.
«Боюсь, что не справлюсь сама, что не справится он, боюсь, что ненависть к школе равна ненависти к обучению в целом, как быть тогда?»
Пробовать. Переход на семейное образование — это не дорога в один конец, вернуться в школу можно в любое время посреди учебного года. Небеса не свалятся на землю, если ребёнок не сдаст экзамен. У него будет несколько возможностей пересдать его. Если человеку плохо в школе, если он ненавидит учиться, значит самое страшное уже произошло и бояться больше нечего, остаётся только пробовать что-то изменить.
Что такое семейное образование?
При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!
Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .
Что такое семейное образование?
Это образование, которое ученик получает вне школы внутри семьи. Ученик прикрепляется к школе только для прохождения промежуточных и итоговой аттестации. Но школа только организует аттестацию — всю ответственность за качество образования берут на себя родители. При этом ребенок может бесплатно пользоваться школьными учебниками, участвовать в олимпиадах и конкурсах всех уровней. Родители могут сами выбирать методы и формы обучения, могут составить образовательную программу или выбрать из тех, что представлены в книгах и интернете .
Не все понимают, что такое семейное образование, часто путая его с экстернатом или домашним обучением. На самом деле это три совершенно разных вида образования. В экстернате ребенок не числится в списках учеников конкретного образовательного учреждения. Он получает знания самостоятельно, имея возможность осваивать программу быстрее, чем школьники (например, программы двух классов за один год). Свои знания подтверждает прохождением промежуточных и итоговых аттестаций в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию. Пройдя всю программу и сдав все экзамены, получает аттестат государственного образца.
Ребенок, находящийся на домашнем обучении, не посещает школу из-за состояния здоровья на основании выданных медицинским учреждением справок. При такой форме обучения школа контролирует и помогает родителям организовать учебный процесс.
Семейное образование можно сравнить с экстернатом – ребенок так же получает знания самостоятельно и подтверждает их сдачей экзаменов, затем ему выдают аттестат. Однако есть существенное отличие: он числится в списках учеников конкретной школы, которая обеспечивает его учебниками и другими необходимыми материалами. При этом образовательное учреждение контролирует качество полученных их знаний (аттестациями), но не сам учебный процесс.
Положение о семейном образовании дает право перейти на такую форму обучения учащемуся любого класса. Если по каким-то причинам ребенок решит, что подобная возможность получения знаний ему не подходит, он может вернуться обратно в школу и участвовать в учебном процессе наравне с другими детьми. В «семейных условиях» можно получить начальное, основное и среднее образование. Все они подразумевают прохождение промежуточных и итоговых аттестаций согласно учебному плану и порядку образовательного учреждения. Исключение составляет семейное дошкольное образование – в этом случае аттестации не требуются.
Если родители хотят самостоятельно заниматься образовательным процессом чада, им необходимо подать в школу, которую посещает их ребенок, заявление о переводе ученика на семейное обучение. Составляется договор, в котором подробно оговариваются тонкости «сотрудничества» ребенка со школой (сроки аттестаций, требования к их прохождению и т.д.). Нередко подобный договор заключается в устной форме.
Зачем переводить ребенка на внешкольную форму обучения, если у него нет проблем со здоровьем, препятствующих посещению образовательного учреждения? На самом деле причин может быть немало. Семейное образование и самообразование целесообразны, если ребенок:
не испытывает интереса к общению со сверстниками, не становится частью коллектива;
подвергается издевательствам со стороны других детей или учителей и из-за переживаний не может полноценно сосредоточиться на учебе;
более талантлив и развит, чем его одноклассники, многое из общей программы ему уже известно, поэтому он нуждается в индивидуальных заданиях;
серьезно занимается творческой или спортивной деятельностью (музыкой, танцами, гимнастикой и т.д.) и из-за постоянных занятий, тренировок или соревнований не успевает посещать школу наравне со всеми.
Также семейное образование актуально и в том случае, когда родителей не уст р аивает сложившийся в школе порядок. Например, учитель из-за большого количества учеников не успевает уделить достаточно времени каждому школьнику, из-за чего у ребенка могут возникнуть проблемы с предметом.
Семейная форма получения образования имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести возможности:
уделять предметам, к которым у ребенка есть особые способности, больше времени;
выбора собственного режима и темпа обучения (если, например, в школе ребенок освоил материал раньше одноклассников, он должен ждать, пока учитель перейдет к следующему этапу, дома же он может спокойно двигаться дальше или заниматься другими предметами);
разнообразить учебный процесс, сделать его более захватывающим, исходя из особенностей и пожеланий ребенка (если в школе ученик вынужден довольствоваться тем, что ему предлагают, то родители действуют согласно его интересам ;
введения дополнительных предметов, которых в школе и вовсе может не быть.
Обучение в форме семейного образования позволяет ребенку намного быстрее стать самостоятельным, научиться принимать решения и нести ответственность, ведь ему приходится основной объем материала осваивать своими силами. Конечно, родители помогают ему, но основная нагрузка ложится на его плечи. Согласно статистике, дети, получившие семейное образование, лучше сдают экзамены, чем многие дети, обучавшиеся в школе. К тому же такие дети, как правило, гораздо раньше, чем остальные, определяются в выборе будущей профессии.
Минусы семейного образования заключаются в отсутствии:
ежедневного общения со сверстниками и опыта построения отношений внутри коллектива, что может сказаться в будущем;
здоровой конкуренции (у ребенка нет возможности сравнить уровень своих знаний с показателями других детей);
строгих рамок (из таких учеников получатся прекрасные предприниматели, начальники, представители творческих профессий, но работать под чьим-то началом в офисе и беспрекословно подчиняться вышестоящему лицу им в дальнейшем будет достаточно сложно).
Поэтому, прежде чем выбрать для ребенка такую форму обучения, как самообразование, нужно тщательно взвесить все плюсы и минусы и понять, как будет лучше именно для вашего чада.
Также нужно понимать, что семейная форма образования требует наличия у родителей (хотя бы у одного) большого количества свободного времени. По крайней мере, если ваш ребенок пока еще не вышел из младшего школьного возраста. Родители должны ежедневно проверять, как ребенок осваивает программу и выполняет проверочные задания.
Впрочем, родителям не обязательно взваливать все усилия на свои плечи. Можно раз-два в неделю приглашать учителей. Но это уже чревато дополнительными расходами.
Организация семейного образования
Чтобы домашние занятия давали результат, необходимо правильно организовать образовательный процесс. Если есть такая возможность, выделите ребенку «учебное» помещение, предназначенное исключительно для получения знаний. Это поможет ему быстрее научиться разграничивать учебу и отдых. Комната должна быть светлой, оформленной так, чтобы ничто не отвлекало ребенка от главного. Не стоит ее оформлять в раздражающих глаза или отвлекающих внимание оттенках. Если нет возможности выделить отдельное помещение для занятий, организуйте «учебную зону» в комнате ребенка.
Организация семейного образования подразумевает четкий режим занятий и наличие учебного плана. График занятий следует составлять согласно биоритмам ребенка (если ему не в радость приступать к учебе с раннего утра – не настаивайте) и с учетом дополнительных занятий (спортом, музыкой и т.д.).
Как перейти на семейную форму обучения?
Главная > Консультации > Омбудсмен > Как перейти на семейную форму обучения?
Семейная форма обучения уже не первый год пользуется популярностью среди родителей, которые готовы обучать своих детей дома самостоятельно. Закон «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ предусматривает за родителями право выбора различных форм обучения детей в зависимости от потребностей семьи и ребенка. Бывает и так, что сложившиеся обстоятельства вынуждают родителей и детей уходить из школы и искать возможные способы обучения вне образовательной организации. В таких случаях самообразование и семейное обучение станут выходом из ситуации.
Семейное обучение имеет свои нюансы. Эта особая форма обучения, где ответственность за результаты обучения, процесс обучения, особенности организации обучения полностью лежит на родителях ребенка. Родители, которые впервые сталкиваются с этим понятием, нуждаются в разъяснениях. Как перейти на семейное обучение? В какую школу обращаться для сдачи промежуточной и итоговой аттестации? По каким программам обучать ребенка? и т. д. Возникает немало вопросов, ответы на которые содержатся в документах, касающихся сферы образования.
Где найти информацию о семейном образовании?
- Официальная информация содержится в ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее Закон).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г.№ 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Субъекты РФ могут издавать нормативно-правовые акты, которые закрепляют особенности организации семейного образования на уровне конкретного региона.
- Локальные акты образовательной организации также могут содержать информацию об аттестации учащихся, находящихся на семейном обучении.
Существует ли специальная процедура перевода ребенка на семейную форму образования?
Право выбора формы получения образования имеют родители ученика. Именно родители, учитывая мнение ребенка, решают, как и где обучаться ребенку. При переходе с одной формы получения образования на другую родители должны:
- Написать заявление о переходе на семейную форму получения образования.
- Родители должны проинформировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания о переходе ребенка на семейную форму получения образования (п. 5ст.63 Закона). Чаще всего это орган управления в сфере образования.
Процедура перехода на семейную форму образования является достаточно простой и доступной.
Как и где пройти аттестацию ребенку, который находится на семейном обучении?
Обучающемуся, который находится на семейном обучении, необходимо пройти промежуточную аттестацию в целях определения уровня освоения образовательной программы (п.1 ст.58 Закона). Такую аттестацию учащийся проходит бесплатно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Учащийся имеет право пройти аттестацию экстерном. Это означает, что в качестве экстерна во время прохождения промежуточной и итоговой аттестации ребенок зачисляется в образовательную организацию и приобретает все академические права учащихся (ст.33–34 Закона). Под такими правами могут пониматься права на участие в конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях, право на получение бесплатной психологической помощи и т. д.
Для того, чтобы пройти промежуточную и итоговую аттестацию экстерном родители должны написать заявление в организацию, где ребенок будет проходить аттестацию. После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации (ч.1 ст.53 Закона).
Школа в данном случае несет ответственность только за организацию прохождения аттестации ребенком. За качество знаний учащегося, находящегося на семейном обучении, и приобретенных компетенций образовательная организация ответственность не несет.
На ученика, находящегося на семейном обучении, распространяется действие нормы закона, накладывающей ответственность за наличие академической задолженности (п.10 ст.58 Закона). Если ученик не ликвидирует академическую задолженность в установленные сроки, то он продолжит обучаться в образовательной организации, с согласия родителей.
Локальные акты школы регулируют порядок, периодичность и формы прохождения аттестации.
Особенности обучения в форме семейного образования.
Стоит отметить важные нюансы, которые необходимо знать каждому, кто переходит на семейную форму получения образования.
- Перейти с семейной формы обучения на обучение в образовательную организацию ребенок может на любом этапе обучения, по решению родителей/законных представителей (п.3 ст.22 Закона).
- Учитывая, что семейное образование осуществляется вне школы, то обучающийся в контингент образовательного учреждения не включается.
- Обучающийся, в рамках семейного образования во время обучения имеет право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями в пределах государственного образовательного стандарта (ст.35 Закона).
- Родители вправе самостоятельно выбрать образовательную организацию, в которой ребенок будет проходить промежуточную/итоговую аттестацию.
- Право выбора программы обучения, особенностей обучения, количества часов на усвоение того или иного материала остается на усмотрение родителей.
Семейная форма обучения является хорошей возможностью для ребенка проходить обучение в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностями.
С другой стороны ребенок нуждается в обществе своих сверстников, а школа является для ребенка первым и очень важным шагом на пути к социализации. Родителям необходимо выстраивать обучение таким образом, чтобы ребенок имел возможность общаться с другими детьми.