Сокращенная программа обучения
3 категории учебных заведений, где можно получить высшее образование на базе средне-специального
Любой работодатель отдает предпочтение сотрудникам с высшим профессиональным образованием. Особенно это касается руководящих должностей, где наличие диплома — обязательное условие занятия должности. Здесь приходится получать высшее образование, чтобы открыть новые ступени для карьерного продвижения. В статье я расскажу где можно получить высшее образование на базе средне-специального и сколько нужно учиться.
Где получить высшее образование после среднего-специального
Получить диплом о высшем образовании можно в некоторых типах учебных заведений. Рассмотрим самые популярные из них:
- университет имеет IV уровень аккредитации. Он предлагает широкий спектр многопрофильного образования: от профессий в сфере экономики и до гуманитарных специальностей. Может быть классическим и профильным;
- институт отличается ІІІ или IV уровнем аккредитации. Может быть структурным подразделением университета. Предлагает обучение по специальностям в одном профильном направлении;
- академия относится к учебным заведениям IV уровня аккредитации. Здесь можно получить специальность в определенной отрасли науки, производства и так далее. Главное условие работы академии — кадровая подготовка по двум отраслям и докторов философии (или наук) по двум категориям.
Для получения образования подойдут некоторые типы ВУЗов
Формы обучения
Различают несколько форм обучения. Все они имеют разные программы образовательного плана, продолжительность и подходят для определенных категорий абитуриентов. Рассмотрим их:
- дневная: предлагает наиболее полное образование с огромным объемом лекционного материала, самостоятельных, практических и лабораторных работ, семинаров, аттестаций, зачетов и так далее. Необходимо постоянно посещать ВУЗ, преимущественно утром. Имея средне-специальное образование, можно рассчитывать на сокращенную форму высшего образования. Все учиться 5-6 лет;
- заочная: имеет более сокращенную программу обучения. Нужно приезжать на учебу несколько раз в год. Большая часть материала осваивается самостоятельно. Такая образовательная программа подходит для тех граждан, которые не могут учиться каждый день, к примеру, работают. На врача выучиться будет сложно, а на юриста или программиста вполне реально.
- вечерняя: имеет некоторое сходство с заочной формой обучения, но посещать занятия необходимо 2-4 раза в неделю в зависимости от программы. Продолжительность бакалаврата — 4,5 лет, специалитета — 5,5 лет. Подходит для работающих граждан, которые не могут учиться на дневном отделении;
- дистанционная: идеальный вариант для людей из глубинки, у которых нет возможности приезжать на учебу в другой город. А также для тех, у кого есть семья и дети, и не на кого их оставить. Достоинство — невысокая цена и возможность перепрофилирования по профессии.
Преимущества поступления в вуз после окончания СП
Люди, имеющие диплом о среднем специальном образовании по профессии, могут рассчитывать на прохождение ускоренной формы подготовки специалистов.
Подготовка специалистов часто происходит по ускоренной программе
Это возможность сократить образовательный процесс на всех этапах подготовки. Определяется аттестационной комиссией после проверки знаний, которые имеет абитуриент после СПО.
Диплом о наличии средне специального образования избавляет от сдачи ЕГЭ.
Разница в программах и сроках обучения
Согласно действующего законодательства образовательной системы учебный план дневного образования для высших учебных заведений после школы представляет:
- 4 года – бакалавриат;
- 5 лет – специалитет;
- 6 лет – магистратура.
Тогда как в университетах предусмотрена сокращенная программа обучения для студентов, имеющих диплом о среднем специальном образовании. Они хоть и сдают дополнительные экзамены при поступлении, но имеют шансы отучиться быстрее и получить на руки диплом о высшем образовании установленного образца.
Поступить сразу на третий курс не получится. Закон от 2015 года разрешает поступать только на первый курс. Но возможность сокращенной программы индивидуального направления никто не отменял. Кроме того, большинство топовых вузов и экзамены больше не проводят, поступление обеспечивается путем сдачи ЕГЭ на общих основаниях. А как лучше, решать уже самим абитуриентам.
Как поступить
Согласно Федерального закона об образовании стать студентом высшего учебного заведения с дипломом о среднем профессиональным образованием можно после сдачи вступительных экзаменов. Их перечень и вопросы утверждаются самой образовательной структурой.
Вузы могут принять решение единого варианта вступительных программ по ЕГЭ. И тогда абитуриентам со специальным образованием нужно будет поступать на общем основании. Для этого необходимо подать заявку на сдачу единого государственного экзамена.
Печалиться не стоит. Здесь есть и свои плюсы. Подавать заявления можно одновременно в 5 учебных заведений по трем специальностям. Тогда как вступительные экзамены с наличием среднего профессионального образования позволят поступать максимум в два ВУЗа. Чаще всего эти экзамены проходят в один период, и совмещать их не получиться.
Сдавать ЕГЭ нужно по тем предметам, которые необходимы для поступления в ВУЗ
Сдавать ЕГЭ нужно по тем предметам, которые необходимы для поступления в ВУЗ. Для этого рекомендуется подать заявление и зарегистрироваться на сайте местного органа управления образованием. Дисциплины можно узнать в учебном заведении. Все зависит от выбранной специальности.
Чтобы стать абитуриентом высшего учебного заведения рекомендуется подать полный пакет документов в выбранный вуз в период с 20 июня по 10 июля.
Высшее образование сегодня имеет огромное значение для карьерного роста. И если нет возможности получения образования на дневном отделении, можно поступить в ВУЗ после колледжа или техникума. Это существенно сократит продолжительность программы обучения. Причем учиться можно не только заочно, но и дистанционно, без отрыва от профессиональной деятельности и семьи. Создаются все условия, чтобы каждый смог повысить уровень своих знаний и профессионализм.
Обучение после колледжа сокращенно
Выпускники колледжей Российской Федерации имеют право продолжать профессиональное образование в высших учебных заведениях по сокращенным программам. Рассмотрим особенности поступления в вуз после колледжа.
Кто попадает в программу
Поступить сразу на старшие курсы университета и потратить на высшее образование меньше времени могут не все. Если вы получили только среднее образование, то есть окончили школу, лицей, гимназию в узкопрофильном классе, пусть даже с золотой медалью, это не дает права быть зачисленным в вуз на учебу по ускоренной программе.
Сокращенное обучение доступно только в том случае, если есть диплом об окончании колледжа или техникума.
Полное окончание среднего специального заведения и наличие свидетельства об успешной сдаче всех предметов по специальности — обязательное условие.
Второе требование — это поступление после колледжа или техникума именно в профильное высшее учебное заведение по вашей специальности или смежной с ней. Например, если вы получили в колледже диплом школьного преподавателя английского языка, то можете поступить только на эту специальность, чтобы повысить профессиональный уровень до магистра. Альтернатива — выбрать специализацию «переводчик английского языка». По каждому отдельному случаю нужно наводить справки непосредственно в приемной комиссии того вуза, в который вы намерены подавать документы.
Важно: если вы получили диплом начального профессионального училища, программа на вас не распространяется.
Причины сокращения времени обучения
Каждое направление имеет свой стандартный набор общеобязательных дисциплин. Например, все представители технических профессий изучают высшую математику, специалисты банковского дела – экономику, будущие учителя и преподаватели — языки и основы педагогического мастерства.
В колледже вы уже получили навыки и теоретические знания по обязательным для каждой профессии дисциплинам, сдали государственные экзамены и подтвердили профессиональное овладение специальностью.
Вузовская программа обучения построена таким образом, что почти все эти предметы изучаются на первых двух курсах.
Нет необходимости повторно осваивать и общеобразовательные дисциплины 10-го и 11-го классов школы. Для гуманитариев это русский и иностранный язык, физкультура, всемирная и российская история, философия, психология, этика/эстетика, религиоведение, логика, педагогика. Для разных направлений список отличается, но сути это не меняет.
- выпускникам колледжей доступно сокращенное образование в вузе при условии продолжения обучения по полученной или смежной специальности;
- необходимо выбирать вуз, который сотрудничает с вашим средним специальным учебным заведением, или самостоятельно подбирать заведение, предлагающее сокращенную форму обучения для обладателей дипломов колледжей.
Государственный университет МЭИ предлагает выпускникам колледжей и техникумов в режиме онлайн подобрать себе ускоренные программы обучения.
О вступительных экзаменах
Выпускникам колледжей и техникумов так же, как и окончившим школу, приходится сдавать вступительные экзамены в вуз. Но у них есть два варианта, оба требуют наличия качественных знаний, однако отличаются по форме проведения:
- Можно сдавать профильные вступительные экзамены в конкретный вуз, цель которых — подтвердить способность продолжать обучение в его стенах. Специфика: узкопрофильные знания и программа экзамена, которую вузы обычно держат в тайне.
- Альтернатива — сдать общий для всех абитуриентов ЕГЭ. По его результатам тоже можно попасть на сокращенную форму обучения после окончания учреждений СПО. Специфика: общеобразовательный экзамен по широкому кругу знаний, полученных еще в школе, требует серьезной подготовки. Плюс: программа известна заранее, и можно основательно подготовиться.
Выбор вида экзаменов за вами, но взвешенно оценивайте свои знания, плюсы и минусы каждого из вариантов. Для упрощенного поступления в вуз без ЕГЭ, выпускники колледжей и техникумов могут бесплатно пройти пробный вступительный экзамен.
Какая форма сокращенного обучения лучше
Сегодня для выпускников колледжей и техникумов доступны две формы обучения: дневная и заочная. Последнюю выбирают чаще, руководствуясь желанием начать работу по специальности.
Плюсы дневной формы:
- полнота полученных знаний;
- регулярные практические и теоретические занятия с лучшими преподавателями университета или института;
- шанс продолжить научную карьеру;
- большее количество бюджетных мест на каждом потоке.
Плюсы заочной формы:
- экономия времени;
- возможность обучаться самостоятельно в удобное время;
- совмещение учебы и работы.
Будьте внимательны, уточняйте в приемной комиссии, какая форма обучения доступна для вас в конкретном вузе.
На какой курс вы попадете
Обновленное законодательство подразумевает зачисление выпускников техникумов и колледжей на первый курс.
Ранее зачисление проводилось сразу на третий курс, однако в связи со сложностью совмещения двух программ – колледжа и вузовской — это положение было отменено.
Теперь разработаны новые методики ускоренного обучения.
- обучение в кругу таких же выпускников, как и вы;
- постепенное и размеренное освоение предметов без пробелов и сложностей, которые возникают при присоединении к группе студентов-третьекурсников, освоивших больший или меньший объем знаний.
Сейчас из поступивших на сокращенную программу обучения формируют специальные ускоренные группы, раньше их включали в уже существующие.
График сокращенного обучения
Студентам ускоренных групп вузы предлагают несколько различных графиков:
- полный учебный день (дневная форма);
- вечерняя форма;
- занятия по выходным дням;
- сессионный график (заочная форма).
Наиболее распространен вечерний график занятий, при котором студенты отдельно от общего потока обучаются по вечерам будних дней.
В зависимости от специальности длительность сокращенного обучения варьируется от двух с половиной до трех с половиной лет. Например, из-за большей сложности программы обучаться медицинским специальностям нужно дольше, чем гуманитарным.
Сокращенная программа обучения: сколько лет учиться в вузе после колледжа
Доверь свою работу кандидату наук!
Выгодно ли поступать в вуз после 11 класса? Или иногда все же есть смысл пойти в колледж? И какие преимущества выпускники колледжей получают, если решат продолжить свое образование?
Вопросов много, но ответы на них есть. Больше полезной информации на нашем телеграм-канале, а о скидках и акциях – в группе.
Кто может поступать в вуз после колледжа по сокращенной программе?
Обучаться по сокращенной программе могут не все, даже если вы окончили лицей, гимназию или узкопрофильную школу и получили золотую медаль в придачу.
Получать высшее образование по ускоренной программе обучения в вузе могут только выпускники после колледжа и техникумов (СПО) – средне-специальных заведений со свидетельством оконченного образования и успешной сдачи всех предметов по специальности.
Кроме того, учиться по сокращенной программе в вузе могут только те выпускники колледжей и техникумов, кто продолжает обучение по специальности или учится смежной профессии.
Например, обладатели диплома колледжа со специальностью учитель немецкого языка могут пойти только на такую же специальность в вузе или выбрать специализацию «переводчик немецкого языка».
Перед поступлением в вуз узнайте, поддерживает ли выбранное учебное заведение сокращенную программу. Есть учебные заведения, которые не предоставляют такую возможность, даже если вы окончили колледж с отличием.
Выпускники с дипломом начального профучилища не могут обучаться по сокращенной программе.
Сокращенное высшее образование после колледжа: почему студенты учатся меньше?
У каждой специализации есть свой набор предметов – обязательных и условно факультативных. Например, студенты технических специальностей должны изучать высшую математику, учащиеся на банковском деле – экономику, будущие преподаватели – филологию и методику преподавания.
Колледж – это место, где дают знания и прививают навыки для определенной профессии. И в конце обучения студенты сдают госэкзамены, чтобы проявить все привитые навыки и умения.
Программа обучения вуза построена по такому же принципу. И чаще всего на первых курсах предметы колледжа и вуза совпадают.
Выпускникам колледжа нет смысла учить одни и те же предметы.
Что касается школьных предметов за 10 и 11 класс, то их учащиеся колледжа тоже проходят в течение первых двух курсов. Об этом свидетельствует диплом государственного образца. Вот почему выпускники колледжа могут рассчитывать на сокращенное обучение в вузе.
Но есть один нюанс: чтобы продолжить обучение по сокращенной программе, ваш колледж должен сотрудничать с выбранным вузом.
Как начать учиться по сокращенной программе вуза после колледжа
Просто иметь диплом колледжа или прохождения стандартного собеседования недостаточно. Для поступления в вуз нужно выполнить ряд условий.
Испытания могут меняться в зависимости от вуза. Теперь каждое учебное заведение самостоятельно определяет, на каком основании будет зачислять выпускника колледжа: на основании одного диплома, тестирования или дополнительных вступительных испытаний.
Выпускник колледжа может поступить двумя способами:
- Предоставить результаты ЕГЭ.
- Пройти вступительные экзамены.
При этом число внутренних испытаний должно соответствовать количеству экзаменов, которые сдают выпускники 11 класса (обычно 3-4 экзамена по общеобразовательным дисциплинам).
Что говорит закон
Из Приказа Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147:
«При приеме лиц, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на базе профессионального образования, организация высшего образования может заменять общеобразовательные вступительные испытания, установленные Приказом N 1204 в качестве вступительных испытаний по выбору образовательной организации высшего образования, и (или) дополнительные вступительные испытания иными вступительными испытаниями, проводимыми организацией высшего образования самостоятельно.»
Если вы поступаете на то же направление, которое изучали в колледже, вуз может пойти навстречу и заменить один общеобразовательный экзамен профильным.
Например, вы изучали в колледже финансовые науки. И вуз может в качестве бонуса заменить обязательное обществоведение на комплексное тестирование с вопросами по бухучету, налогообложению, банковскому делу, финансированию и пр.
Есть целый ряд специальностей, где абитуриенты должны сдавать творческие испытания (например, по направлению дизайна, архитектуры, телевидения, музыкально-театрального искусства и пр.).
Независимо от образования абитуриентов их результаты будут оценивать по 100-балльной шкале. С учетом итогового балла уже можно принимать участие в общем конкурсе на равных основаниях с выпускниками школ.
Если вы хотите поступать на основании результатов ЕГЭ, можно сдать лишь пробный экзамен. По его результатам можно получить сертификат с рекомендациями для поступления в вуз.
Выпускники колледжей могут поступить на сокращенное обучение в вуз ТОЛЬКО в течение первого года после окончания учебы.
Что представляет собой ускоренное обучение
Многие представляют себе, что ускоренное обучение – это сразу переход на 2-3 курс вуза после окончания колледжа. На самом деле все обстоит иначе: абитуриента зачисляют на первый курс. А переход на ускоренное высшее образование после колледжа возможен только в ходе учебы.
Студенту вуза с дипломом из колледжа придется написать заявление в деканат с просьбой перевода на ускоренную программу обучения. Если ответ вуза будет положительным, вам выдадут индивидуальный план обучения на 3-3,5 года вместо положенных 4-5 лет.
На какую форму обучения можно поступить
Если вы планируете поступить после колледжа на сокращенную программу, форма обучения не имеет значения. Это очень удобно для тех, кто собирается совмещать работу и учебу.
Узнавайте о наличии мест на интересующем отделении (вечернем, заочном, дневном или дистанционном) и подавайте документы
При этом выпускники вузов могут рассчитывать на все те же льготы и бонусы, что и другие: стипендию и общежитие. Зато после окончания у вас будет целых 2 диплома и 2 профессии (если специальности были смежные). А это сделает вас более желанным и востребованным специалистом.
Как выглядит сокращенная программа обучения
В зависимости от возможностей вуза, учащемуся могут предложить одну из следующих форм обучения по сокращенной программе:
- дневная форма (полный учебный день);
- вечерняя форма;
- группа выходного дня;
- сессионный график (заочная форма).
Вечерняя форма обучения является самой распространенной. При этом студенты проходят обучение по вечерам в будни отдельно от основной массы.
Срок обучения в институте/университете после колледжа будет зависеть от самого вуза и выбранной специальности. Продолжительность сокращенной программы может варьироваться от 2,5 до 3,5 лет. Например, студенты-медики вынуждены будут учиться по сокращенной программе дольше, чем учащиеся гуманитарных направлений.
Как видите, есть все же и свои плюсы в поступлении в вуз после колледжа. Хотя вполне возможно, что учиться так будет несколько сложнее. Просто ускоренное получение высшего образования после колледжа предполагает обучение по раздельности с основной массой, и при желании не получится затеряться в основном потоке. Впрочем, для учебы у вас всегда есть сервис студенческой помощи.
Как окончить учебный год раньше
Всё, что нужно знать, чтобы ребёнок смог окончить школу быстрее сверстников.
Как пройти ускоренную программу обучения
Существует два способа.
1. В школе
Можно перейти на индивидуальный учебный план (ИУП). В этом случае вы сможете определять порядок освоения школьной программы и проходить её быстрее. Порядок ускоренного обучения по индивидуальному плану определяется при его составлении. Так можно перейти на ИУП по всем предметам сразу либо только по некоторым дисциплинам. В этом случае ребёнку не нужно будет посещать все занятия по расписанию, он сможет присутствовать на них выборочно или приходить в школу только для сдачи аттестации.
2. Вне школы
Для ускоренного обучения в экстернате придётся сменить форму получения образования. По закону в России можно получать образование можно двумя способами: в школах и других образовательных организациях и вне их (в семье, с помощью репетиторов или онлайн-школ).
По действующему законодательству, экстернат — это не самостоятельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании. Ребёнок осваивает программу в семье, а в школе экстерном сдаёт промежуточные и итоговые аттестации.
Чтобы перевести ребёнка на семейное образование, родителям нужно написать заявление в департамент или управления образования по месту жительства, а также предупредить прежнюю школу. В большинстве регионов осуществить переход можно в любой момент учебного года, но многие эксперты рекомендуют начинать семейное обучение с сентября.
Следующий шаг — выбрать школу для прохождения аттестаций. По закону ученик на семейном образовании становится экстерном именно в момент временного зачисления в аккредитованную образовательную организацию.
Быть экстерном разрешено с любого возраста. Чтобы сократить срок обучения, можно пройти за год программу сразу нескольких классов. Существуют даже специальные школы-экстернаты, готовящие «семейников» к аттестациям. Например, в «Экстернате Фоксфорда» по программе два класса за один год можно в январе закрыть 10-й класс, а уже в мае-июне сдать ЕГЭ и выпуститься из школы.
Аттестат ученика на семейном образовании ничем не отличается от документов остальных школьников. Отметок о форме обучения не ставится. А отличники и хорошисты, как и все, могут рассчитывать на медаль.
Когда требуется ускоренное обучение
Дети становятся экстернами по разным соображениям. Рассмотрим самые распространённые.
Способности
Когда ребёнку легко даётся школьная программа, ему может быть скучать на обычных школьных уроках. Снижается мотивация и пропадает интерес к получению знаний. У ребёнка могут быть большие планы и амбиции, в которые не вписываются ненужные предметы и необходимость отсиживать за партой по семь уроков. Ускоренное обучение поможет заниматься в своём темпе.
Внешкольные увлечения
Иногда ребята уже в юном возрасте становятся профессиональными спортсменами или обнаруживают в себе иные таланты. Увлечения начинают занимать так много времени, что не вписываются в график, и тогда перевод на ускоренное обучение становится спасением. Ребята закончат школу раньше сверстников и смогут посвящать больше времени профессиональным увлечениям. А аттестат о среднем образовании станет своеобразной подушкой безопасности.
Жизнь за границей
Семья часто переезжает или эмигрировала, но родители хотят, чтобы у ребёнка был российский аттестат. Чтобы не затягивать процесс его получения, они выбирают ускоренное обучение.
Ускоренное дистанционное обучение
Как уже упоминалось, экстерны нередко подключают помощников в виде онлайн-школ. Ускоренное дистанционное обучение облегчает процесс аттестаций, ведь они чаще всего тоже сдаются удалённо.
Дистанционное обучение позволяет экстерну получать системные знания, причём в более комфортных условиях. Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» преподаются как базовые дисциплины, так и множество дополнительных. Занятия проводят педагоги из ведущих вузов России (МФТИ, МГУ, ВШЭ). Программа два класса за один позволяет сократить срок обучения на 2-4 года.
Выпускник домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Василий Полторацкий делится в интервью своими впечатлениями от экстерната и рассказывает, как ускоренное образование воспитывает самостоятельность.
«Главное преимущество экстерната в гибком графике. Если сегодня сделал мало, завтра наверстаешь. Есть дни когда не можешь заниматься больше двух-трёх часов, а бывает сидишь до позднего вечера не в силах оторваться от учебников. И это нормально».
Резюме
Ускоренное обучение можно осуществлять через индивидуальный учебный план, который разрабатывается для конкретного ребёнка, а также в форме семейного образования.
Экстернат — это форма аттестации на семейном образовании, которая часто позволяет заниматься ускоренным обучением. Экстерн может сократить срок получения школьного образования на 2-5 лет. Причинами перехода на ускоренное обучение обычно является неудовлетворённость школьным темпом, когда ребёнок осваивает материал быстрее, чем его дают.
«Экстернат Фоксфорда» организует ускоренное дистанционное обучение. Здесь ваш ребёнок сможет заниматься любимыми предметами под руководством талантливых педагогов, подготовиться к аттестациям и сэкономить столь ценный ресурс, как время.
Сокращенная программа обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 марта 1999 года N 14-55-156ин/15
О подготовке специалистов по сокращенным программам
В соответствии со ст.11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут обучаться в вузе по сокращенным или ускоренным программам.
Подготовка специалистов в вузах по сокращенным программам (в сокращенные сроки) в последние годы получает широкое распространение как экономически целесообразная форма индивидуализации обучения с учетом предшествующего профессионального образования.
Анализ 200 учебных планов по 95 специальностям подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием по сокращенным программам показал, что отсутствуют единые методологические подходы к их формированию, поэтому резко расходятся сроки подготовки при очной форме обучения по одной и той же специальности: от 2 до 4 лет 6 месяцев при пятилетнем нормативном сроке обучения, установленном государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее — ГОС ВПО).
Вызывает тревогу то, что во многих учебных планах снижается доля гуманитарной, социально-экономической, математической и общей естественно-научной составляющих высшего профессионального образования по сравнению с требованиями ГОС ВПО, а также неправомерно повышается доля общепрофессиональной и, особенно, специальной подготовки. Как правило, исключаются из содержания дисциплины по выбору, что ущемляет права студентов по формированию образовательной программы обучения с учетом личных образовательных потребностей и интересов.
Необходимо отметить, что зачастую сокращение сроков обучения достигается механическим перезачетом дисциплин, изученных в среднем специальном учебном заведении.
Ускоренные программы как форма индивидуализации обучения с учетом способностей обучающихся в данном документе не рассматриваются.
С целью реализации требований ГОС ВПО, обеспечения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием по сокращенным программам на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля направляем Методические указания по разработке сокращенных программ подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля и оформлению документов для лиц, обучающихся по сокращенным программам (приложение 1) и рекомендуемую форму индивидуального учебного плана (приложение 2).
Не применять на территории Российской Федерации письмо Госкомвуза России от 1 марта 1994 года N 10-34-82ин/12 «О порядке оформления документов студентов, обучающихся в сокращенные сроки».
Приложение. Методические указания по разработке сокращенных программ подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля и оформлению документов для лиц, обучающихся по с
Приложение 1
к письму Минобразования России
от 30 марта 1999 года N 14-55-156ин/15
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по разработке сокращенных программ подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля и оформлению документов для лиц, обучающихся по сокращенным программам
1. Общие положения
1. Под соответствующими профилями подготовки в высшем (ВПО) и среднем профессиональном образовании (СПО) понимаются такие основные образовательные программы ВПО и СПО, по которым осуществляется подготовка специалистов к схожим видам деятельности с одинаковым объектом труда, но для решения разных классов профессиональных задач.
Такие основные образовательные программы СПО и ВПО имеют близкие или одинаковые по наименованию некоторые общепрофессиональные и специальные дисциплины и учебные элементы в программах дисциплин.
2. Сокращенными программами называются такие основные образовательные программы подготовки специалистов с ВПО, которые реализуются в сокращенные сроки на основе имеющихся знаний, умений и навыков студента, полученных на предыдущем этапе профессионального образования.
В целях реализации сокращенной программы для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, вузом разрабатывается индивидуальный учебный план (для студента или группы студентов), который утверждается руководителем образовательного учреждения. Сокращенная программа формируется на основе преемственности с основной образовательной программой по соответствующей специальности СПО.
II. Порядок разработки содержания сокращенных программ
3. Основой для формирования сокращенных программ для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, являются государственные образовательные стандарты (ГОС) высшего и среднего профессионального образования в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО и ВПО соответствующего профиля, а также учебные планы вузов.
Формирование сокращенных программ подготовки бакалавров в связи со спецификой подготовки научных и научно-педагогических кадров нецелесообразно.
4. Разработка сокращенных программ ВПО должна включать в себя:
4.1. Сравнительный анализ профессиональных функций (квалификационных характеристик) специалистов с СПО и ВПО соответствующего профиля.
4.2. Сравнительный анализ Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО и ВПО и действующих учебных планов и программ дисциплин по ним в системе среднего и высшего профессионального образования.
При этом необходимо иметь в виду, что одинаковые по наименованию учебные дисциплины (как правило, это общепрофессиональные и специальные дисциплины) образовательных программ СПО и ВПО могут иметь разное назначение, а их внешне одинаковые объемы в учебных часах имеют принципиально различную реализацию в вузе и среднем специальном учебном заведении.
4.3. Формирование содержания высшего профессионального образования на основе преемственности со средним профессиональным образованием.
При этом следует иметь в виду, что содержание высшего профессионального образования характеризуется отличными от содержания среднего профессионального образования показателями:
а) соотношением теоретической и практической подготовки (в СПО практическая и теоретическая подготовка либо равны друг другу, либо теоретическая несколько превышает практическую и составляет до 60%; в условиях ВПО теоретическая подготовка преобладает над практической — до 80%);
б) соотношением общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки (общенаучные дисциплины: гуманитарные, социально-экономические, математические и общие естественно-научные в системе высшего образования занимают значительное место — около 50%; в средних специальных учебных заведениях студенты получают некоторые общенаучные знания, базирующиеся на среднем (полном) общем образовании, как правило, это только основы наук, имеющие прикладное значение, при этом основы естественных наук чаще всего интегрируются с общепрофессиональными или специальными предметами);
в) особенностью организации учебного процесса, под которой имеется в виду соотношение аудиторной и самостоятельной работы, соотношение обязательных и элективных курсов (в ВПО доля самостоятельной работы составляет до 50% и более, а объем элективных курсов — до 30% и более; в СПО эти показатели значительно ниже).
4.4. Разработка индивидуального учебного плана.
Индивидуальный учебный план должен обязательно предусматривать объем учебного времени на дисциплины, устанавливаемые вузом по выбору студента.
Сокращение сроков подготовки в вузе должно осуществляться прежде всего за счет уменьшения объема практики (учебной, технологической и, частично, преддипломной). При этом с целью обеспечения качественного освоения ГОС ВПО сокращение сроков обучения рекомендуется для выпускников средних специальных учебных заведений не более чем на 1,5-2 года независимо от формы обучения.
Сокращенные программы подготовки специалистов в вузах должны отличаться от обычных основных образовательных программ большей долей самостоятельной работы, особенно по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
В индивидуальных учебных планах рекомендуется предусматривать учебное время на учебную научно-исследовательскую работу студентов, которая оказывает значительное влияние на формирование профессионального мышления на более высоком уровне.
III. Оформление документов для лиц, обучающихся по сокращенным программам
5. Прием лиц, имеющих среднее профессиональное образование, в образовательные учреждения высшего профессионального образования на программы соответствующего профиля для обучения в сокращенные сроки осуществляется на первый курс в соответствии с действующим Порядком приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации.
В случае, если вуз формирует группу студентов для обучения по сокращенной программе, для зачисления в нее организуется отдельный конкурс.
6. После зачисления лица (или группы лиц) на обучение по сокращенной программе производится перезачет отдельных разделов дисциплин (или дисциплин в целом) на основе аттестации знаний, полученных в среднем специальном учебном заведении, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и оформляется приказом (распоряжением) по вузу (факультету).
Аттестация может проводиться путем собеседования или в иной форме, определяемой вузом. Не допускается механический перезачет дисциплин и оценок по ним из приложения к диплому о среднем профессиональном образовании.
7. Приказ (распоряжение) о перезачете должен содержать перечень и объемы аттестованных дисциплин (разделов) и практик с оценкой, форму промежуточного или итогового контроля знаний (экзамен или зачет), в соответствии с учебным планом по данной специальности с нормативным сроком обучения.
В приказе (распоряжении) на основании аттестации ранее полученных знаний объявляется срок обучения по индивидуальному учебному плану сокращенной подготовки.
8. Для студентов заочной формы обучения в приказе (распоряжении) должно быть указание об освобождении их от выполнения соответствующих контрольных работ по разделам дисциплин и об установлении продолжительности лабораторно-экзаменационных сессий в каждом учебном году по сокращенной программе.
9. Записи о перезачтенных дисциплинах или их разделах как изученных вносятся в зачетные книжки студентов. При переводе или отчислении они вносятся в академические справки, а при окончании вуза — в приложение к диплому.
Приложение. Индивидуальный учебный план специальности
Приложение 2
к письму Минобразования России
от 30 марта 1999 года N 14-55-156ин/15
Индивидуальный учебный план специальности ____________________