Запрет на заочное обучение
Без «заочки»? С 2019 года заочную форму обучения в РФ отменят
Заочное обучение было одним из самых доступных (по стоимости) способов получить высшее образование.
«Вузы хотят отказаться от заочной формы обучения» — такое заявление сделала первый замминистра образования Челябинской области Елена Коузова на пресс-конференции в редакции «АиФ-Челябинск». Ликвидация заочной формы обучения коснётся подавляющего большинства вузов по всей стране. На её место придёт очно-заочная форма. Студенты будут посещать пары по вечерам круглый год, при этом стоимость обучения вырастет в почти в два раза.
Получить второе высшее образование или «доучиться» будучи трудоустроенным станет не так-то просто. Шесть недель в году и две экзаменационные сессии уйдут в прошлое вместе с самым доступным по стоимости образованием.
«В нашем вузе приём на заочное обучение заканчивается 5 сентября 2018 года, — рассказывает директор Челябинского филиала финансового университета Анатолий Якушев. — С 2019 года заочку сменит очно-заочное обучение. Оно будет проходить по вечерам три раза в неделю весь учебный год. По две пары с 18.20 до 21.30 и по субботам. Учиться будет сложнее. Представьте, после работы бегом на занятия, голодные и уставшие, ведь вы не хотите опаздывать. Это раз. Второе – цена. В 2018 году заочное обучение в университете стоит в районе 45 тысяч рублей, «очка» – 110 тысяч. Вот и берите среднюю сумму, очно-заочное будет стоить около 80-90 тысяч рублей. «Вечернее» образование возвращает нас к советскому прошлому, когда неявка на занятия была практически нулевой. На заочке всё-таки ощущается некое российское разгильдяйство по отношению к учёбе».
«Изменения связаны с качеством подготовки студентов, — поясняет первый замминистра образования Челябинской области Елена Коузова. – «Заочка» предполагает полную самостоятельность и ответственность самого студента, на очно-заочной форме ответственность за уровень знаний, в том числе ложится и на преподавателей.
Об особенностях реформы мы сможем сказать только к началу следующего учебного года, когда будем ознакомлены со всеми приказами Министерства образования и науки РФ».
Встаёт ещё один вопрос, все ли вузы готовы увеличить нагрузку не только на студентов, но и на преподавателей.
«Вопросов по нехватке профессорско-преподавательского состава не будет, — продолжает Елена Коузова. — У вузов с кадрами сейчас проблем нет. Что касается другого режима работы — за пределами основного времени, у коллег появляется возможность подработать абсолютно легально, официально и в рамках того предмета, который они хорошо знают».
Разговоры об отмене заочного обучения начались с 2016 года. Тогда глава федерального Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что с 1 сентября 2018 года отменяется заочная форма обучения по юридическому, экономическому направлениям, а также направлению «государственное и муниципальное управление».
В ЮУрГУ подтвердили, что в настоящий момент заочной формы обучения не бывает, к примеру, на таких направлениях, как архитектура и английский язык, юриспруденция на заочке возможна лишь для тех, кто получает второе высшее. А вот МГУ не ведет прием на заочку уже давно, но это самостоятельное решение руководства вуза.
Комментарий РВС
Сокращение доступности или ликвидация заочного образования с одной стороны лишает работающих граждан основного средства для повышения квалификации, получения или смены профессии. Однако, с другой стороны надо признать, что качество заочного образования неуклонно падает вместе с нарастающим регрессом всей системы образования и не может обеспечить необходимого уровня для выпускающихся таким образом специалистов.
Впрочем, вместе с нацеленностью на цифровизацию реформаторы планируют продвигать дистанционное образование, использование которого на дневной и очно-заочной форме может сделать их мало отличимыми по качеству от существующей сейчас заочной формы.
Юристам запретили учится заочно
С 1 сентября 2017 года в силу вступил новый образовательный стандарт высшего образования по направлению «Юриспруденция». Отныне, такое образование нельзя получить заочно, что само по себе достаточно странно, поскольку заочная форма обучения в Советском союзе зарождалась именно для подготовки юридических и экономических кадров.
Ситуацию разъяснил представитель одного из омских вузов, осуществляющих подготовку юристов – директор центра развития электронного образования Сибирского института бизнеса и информационных технологий. Иван Александрович Булавкин: «Во-первых, запрет на заочную форму обучения для юристов распространяется только на тех абитуриентов, которые получают высшее образование впервые, то есть люди получающие второе и последующее высшее образование, по-прежнему могут учиться заочно. Во-вторых, люди, не имеющие высшего образования, которые при этом имеют потребность в получении юридического образования, но в силу определенных жизненных обстоятельств, не могут ежедневно посещать очные занятия, могут выбрать очно-заочную форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Контактная работа с преподавателями в этом случае происходит в удаленном режиме посредством сети интернет, что не противоречит ни образовательному стандарту, ни действующему законодательству».
Получается, что выучиться на юриста по-прежнему можно не только сидя за партой, но без отрыва от работы. Запрет касается только заочной формы обучения, при которой студент учится только в период сессии – два раза в год.
Читайте также
Завершена регистрация на Всероссийский конкурс АгроНТИ 2020
31 марта завершена регистрация на Всероссийский конкурс АгроНТИ 2020. В Омской области прошли регистрацию и допущены к участию в заочном этапе 1531 человек.
В Омском ГАУ состоялось открытие тренинг-курса Level Up 2020
Как провести время на карантине с пользой? Ответом на этот вопрос охотно поделился Омский ГАУ, организатор тренинг-курса Level Up.
Александр Бурков протестировал работу консультационного центра по коронавирусу
4 апреля Губернатор Омской области Александр Бурков проверил, как работает горячая линия, и сам выступил в роли оператора.
Где в Омске заказать продукты с доставкой?
На фоне введения режима самоизоляции, собственную службу доставки продуктов со склада запустила торговая компания «Воронцова», один из крупных дистрибьюторов продуктов питания.
Рейтинг аптек
Бесспорное лидерство принадлежит интернет-сервису по поиску и заказу лекарств Apteka.ru.
Что мы должны знать о коронавирусе COVID–19?
Во многих странах мира и в нашей стране сейчас отмечается неблагоприятная эпидемическая ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции.
«Адмирал» тонет, Роналду продают: как коронавирус ударил по спортивным клубам в мире
Каждый сталкивается с трудностями из-за пандемии болезни
Дополнительные меры предотвращения масштабного и быстрого распространения COVID-2019 в Москве
Полный текст Указа мэра Москвы Сергея Собянина от 29 марта 2020 года
МИД Казахстана: своих не бросаем
Сотрудники посольства Казахстана в России ведут круглосуточное дежурство в аэропортах, помогая своим согражданам вернуться домой
Tele2 обнуляет звонки на горячие линии и доступ к стопкоронавирус.рф
Tele2, альтернативный оператор мобильной связи, обнулил для своих клиентов стоимость звонков на горячие линии по коронавирусу.
Зомби-апокалипсис возглавил список самых популярных фильмов ужасов в Tele2 TV
Tele2, альтернативный оператор мобильной связи, в преддверии пятницы, 13-го выпустил подборку самых популярных фильмов ужасов у своих абонентов.
Законность бизнеса обеспечит нотариус
Рассказывает нотариус города Омска, кандидат юридических наук Ольга Владимировна Фрик.
Условия конкурса «Юный блогер «Комсомольской правды»
Участниками конкурса могут стать дети в возрасте от 5 до 12 лет
Омские карапузы поползут в этом году по-новому
Издательский дом «Комсомольская правда» проводит традиционный семейный праздник в 17-й раз.
Омские депутаты решали, как помочь «Тепловой компании» выйти из кризиса
Кроме того, они приняли решение об установке двух мемориальных досок в память о ветеранах войны.
«Заходите к нам на чифирок, босяки и прочие бродяги. «
Новость про открытие в Москве «Чифирной» со скидками для бывших зеков вдохновила нашего спецкора Павла Клокова на стихи
П О Л О Ж Е Н И Е
о проведении мероприятия «Карапузы, на старт!»
Возрастная категория сайта 18+
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014 г. N 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014 г. N 22
«Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»
С изменениями и дополнениями от:
10 декабря 2014 г.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165), подпунктом 5.2.4 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 4 января 2014 г.), приказываю:
перечень профессий среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (приложение N 1);
перечень специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (приложение N 2).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 февраля 2014 г.
Регистрационный N 31377
Перечислены профессии и специальности среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
В перечень включены, в частности, следующие профессии. Это гидрометнаблюдатель, монтажник трубопроводов (наружных и технологических), мастер столярно-плотничных и паркетных работ, сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Мастер — изготовитель деталей и изделий из стекла, изготовитель фарфоровых и фаянсовых изделий. Художник декоративной росписи по металлу, росписи по эмали, дереву и ткани.
Отмечены также следующие специальности. Это картография, метеорология, архитектура. Компьютерные системы и комплексы, программирование в компьютерных системах, электронные приборы и устройства. Радиосвязь, радиовещание и телевидение. Электрические станции, сети и системы. Атомные электрические станции и установки. Производство авиационных двигателей и испытание летательных аппаратов. Лечебное, акушерское и сестринское дело. Правоохранительная деятельность. Реставрация, скульптура, анимация и др.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 января 2014 г. N 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 февраля 2014 г.
Регистрационный N 31377
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 28 февраля 2014 г. N 48
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2014 г. N 1564
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Вон из профессии: что даст запрет заочного обучения юристов
Автор: Елена Китова
Министерство образования и науки собирается ввести запрет на получение первого высшего юридического образования в заочной форме. Результаты опроса, проведенного «Право.ru» на волне обсуждения этой идеи, показали, что сторонников очного обучения почти вдвое больше. Эксперты же заявляют, что проблема высшего юридического образования в его низком качестве, а не в форме обучения.
60% заочников – экономисты и юристы
О том, что Минобразования поддерживает идею запретить заочную форму первого высшего образования для ряда специальностей, стало известно 17 марта на заседании ассоциации «Глобальные университеты». С таким предложением ранее выступили представители учебно-методических объединений в области менеджмента, экономики и юриспруденции. По словам Александра Соболева, главы департамента госполитики в сфере образования, Минобр уже подготовил формулировки стандарта, предусматривающего только очное обучение по этим направлениям. «У нас половина студентов-заочников в стране – 2,5 млн заочников из 5 млн студентов. Процентов 40 заочников, даже 60 – это экономика, право», – согласен с необходимостью изменений ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Федеральная палата адвокатов, напротив, раскритиковала инициативу Минобрнауки: по словам вице-президента ФПА Светланы Володиной, ее опыт в качестве члена квалифкомиссии Адвокатской палаты Подмосковья подсказывает, что заочники не всегда уступают по уровню знаний выпускникам дневных отделений. «Наоборот, часто заочник – это человек, который уже пошел работать, понял практическую необходимость получения юридических знаний и мотивированно учится», – пояснила она свою позицию. Володина также затронула тему перенасыщенности рынка юристами, большое число которых не способны решать профессиональные задачи. Она подчеркнула, что это не обязательно те, кто обучался заочно.
Теория vs практика
На волне обсуждений, захлестнувших общественность в связи с новой инициативой Министерства образования, «Право.ru» организовало для пользователей своего сайта опрос по теме «Обязательно ли получать первое высшее юридическое образование в очной форме?». Подавляющее большинство респондентов (43%) убеждены, что юрист обязан знать правовую теоретическую базу, а овладеть ею можно только при очной форме обучения. Почти вдвое меньше опрошенных (22%) считают, что для юриста сейчас ценнее практический опыт, теоретическими знаниями он вполне может овладеть и заочно. Вместе с тем 32% принявших участие в опросе интернет-пользователей настаивают на том, что форма обучения никак не влияет на качество юридического образования и профессиональный уровень выпускников юрфаков.
Легальная торговля дипломами
Нашлось и немало желающих высказать свою точку зрения отдельно в комментариях. «Я училась на вечернем в МГЮА, потом жалела об этом, – сетует юрисконсульт Елена. – Что толку, что могла подрабатывать с 18 лет, ведь настоящим профессионалом стала только ближе к 30. Из института вышла с хорошими оценками, но слабым специалистом». «Я преподавал пять лет: и очное, и очно-заочное, и заочное, и второе высшее. Есть очень серьезные заочники, правда, очень мало, – признает адвокат Александр. – Большинство пришли получить недорого диплом престижного вуза». У очников почти половина учится, чтобы быть профессионалами, на старших курсах работают по специальности. «Возможно, в регионах это устроено по-другому, – делает поправку адвокат. – Но заочка – легальная торговля дипломами».
Некоторые комментаторы всерьез выступают за упразднение заочной формы образования, по крайней мере, первого. Кто-то иронизирует: «Давайте по этому же принципу вообще заочку упраздним. Чем, например, в интерпретации Минобра заочник-педагог квалифицированнее заочника-юриста?» А пользователь под ником ufit убежден, что такая инициатива просто лишит большую часть населения шанса получить высшее образование по выбранной специальности, поскольку «далеко не у всех есть возможность просто учиться, а, как показывает практика, нужно работать и учиться». «Заочники зачастую выше на голову «очников», – считает комментатор. – Они изначально понимают, куда вкладывают свои заработанные деньги».
Проблема в качестве, а не форме обучения
Число сторонников очного юридического образования растет прежде всего на фоне довольно низкой квалификации юристов-выпускников в целом, считает юрист компании «Хренов и Партнеры» Андрей Иванов. В стране был и остается высокий спрос на диплом юриста. Однако при номинально высоком количестве выпускников, имеющих диплом о высшем юробразовании, по-прежнему остро ощущается нехватка высококвалифицированных юристов. При этом заочное образование в качестве причины такого явления эксперт поставил бы далеко не на первое место.
«Опыт нашей компании показывает, что наибольшую отдачу мы получаем от выпускников с хорошей теоретической базой, поскольку она позволяет им хорошо справляться именно с практическими задачами. Тем более под руководством опытных коллег», – подчеркивает Иванов. Однако проблема высшего юридического образования – в его низком качестве в целом, а не в форме обучения. Нужно повышать требования к программам юридических факультетов, аккредитации вузов, экзаменам. «В конце концов, самообразование – основа любого обучения, добавляет юрист. – Это, однако, не означает, что оно может заменить качественное очное образование, построенное на кейсах, когда студенты, получая хорошую теоретическую подготовку, применяют ее в атмосфере юридического диспута и наставничества опытных профессоров».
Безусловно, юристу необходимо очное образование, убеждена управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Горелик и партнеры» Лада Горелик. «Основное, чему учат при очном образовании – это выработка так называемой «юридической логики», которую возможно усвоить, лишь находясь в постоянном контакте с преподавателями и другими студентами, – поясняет эксперт. – Причем в крупных вузах преподают не только теоретики права, но и действующие юристы: прокуроры, адвокаты, нотариусы. Они, как правило, строят курсы лекций исходя из практического опыта и обыгрывают реальные ситуации». «Сама я всего два раза нанимала на работу юриста с красным дипломом, и оба раза этот опыт был скорее негативным, нежели позитивным», – признает Горелик. Мало зазубрить законы, работа юриста крайне творческая: есть огромное число задач, при которых нужно найти законное, работающее, но при этом нестандартное решение.
Работающий очник — по сути тот же заочник
Статистика в пользу очного образования обусловлена в первую очередь тем, что люди, сами получившие очное образование, отдают ему предпочтение, рассматривая собственный опыт как позитивный, полагает партнер «Nektorov, Saveliev and Partners» Марат Давлетбаев. По его мнению, современные технологии способствуют тому, что возможности дистанционного образования только расширяются – постепенно очная и заочная форма обучения будут все более сближаться вплоть до слияния. «Подавляющее большинство низкоквалифицированных юристов была выпущена очными отделениями низкокачественных вузов, – считает эксперт. – А перенасыщенность рынка обусловлена искаженными сигналами о высокой востребованности и оплате услуг юристов».
«Я как работодатель подхожу очень просто: вуз – это первая «работа» студента, отмечает партнер коллегии адвокатов «Делькредере» Анастасия Тараданкина. – Профессиональной задачей в нем было получение хороших знаний права. Если у него нет крепкой теоретической базы – с задачей он не справился. Теория права – это основа, без нее невозможно давать креативные идеи, быстро ориентироваться в суде». «Юристу требуется очень хорошая теоретическая база, это особенность профессии, – солидарен руководитель группы юруслуг компании «Интеркомп» Иван Катышев. – Должны быть не просто знания, а что называется способ мышления, профессиональная деформация. Это достижимо только при полном погружении в обучение – на весь день, минимум на четыре года».
Более приоритетно все же очное образование, согласен адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев: присутствует больше контроля за студентами и их обучением. «Сама же теория о юрнауке по сути не занимает те годы, которые нужны для получения диплома, – сетует эксперт. – На это с лихвой может уйти 1,5–2,5 года – остальное время в вузах отводится на неюридические предметы и непосредственное изучение законов». Однако российское законодательство меняется очень часто, поэтому общую теорию важно знать, но сами законы и то, как составлять различные документы, вполне можно и даже желательней учить на практике, считает Соничев. Он также добавляет, что если очник работает и учится, то по сути он ничем не отличается о заочника – также редко посещает вуз и основное время уделяет работе.
На собственном примере
До сих пор заочные дипломы не мешали юристам делать успешную карьеру. Так, во Всесоюзном юридическом заочном институте получили высшее образование такие представители юридического сообщаетва, как председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, завкафедрой МГЮА имени О.Е. Кутафина Анатолий Кучерена и полпред правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский.
Форма обучения не влияет на профессиональный уровень выпускников юридических факультетов, убеждена адвокат Вера Ефремова. «Я сама являюсь тому доказательством. Получив среднее специальное юробразование в колледже, я поступила на заочное отделение юрфака, – рассказывает эксперт. – К моменту окончания института в 2013 году я уже имела профессиональные навыки юриста и стаж работы по специальности с 2009 года. В 2014 году я сдала экзамен в Адвокатской палате Московской области и получила статус адвоката». Заочное образование никак не повлияло на мою квалификацию и не помешало мне в сдаче экзамена, подчеркивает Ефремова, добавляя, что выбор той или иной формы обучения по юрспециальности должен оставаться прерогативой студента, а не государства.
Замдиректора по научной работе юргруппы «Яковлев и Партнеры» Анастасия Рагулина также отмечает, что заочное отделение юрфака не помешало ей стать кандидатом юрнаук и доцентом МГЮА. «Если говорить о школьниках, только закончивших 11 класс, то для них очная форма обучения будет более предпочтительной, особенно в том случае, если родители имеют материальную возможность содержать ребенка, – считает юрист. – Что касается студентов, которые хотят и учиться, и работать, то для них приоритетной будет вечерняя форма. Если же говорить о взрослых людях, имеющих высшее образование, о тех, кто имеет семью, то заочка является для них спасением». Если человек хочет стать высококвалифицированным юристом, он будет учится всю жизнь, совершенствуя и оттачивая свои знания, и неважно – учился он очно, заочно, очно-заочно, заключает эксперт.
Вступил ли в силу закон от 1 сентября 2017 года, запрещающий получать юридическое образование заочно, если это первое высшее?
Согласно актуальному федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) «обучение по программе бакалавриата допускается в заочной форме при получении лицами второго или последующего высшего образования.». Т.е. если вы получаете высшее образование в первый раз, то вы можете обучаться только на очной или очно-зачной форме. Последняя как раз наиболее подходящая замена заочному обучению, т.к. лекции и семинары в данном случае проводятся в вечернее время по будням, либо по субботам. Поэтому, вы сможете совмещать работу и учёбу.
Объясните,имея диплом бакалавра одной специальности(политолог), поступаешь в магистратуру по другой специальности(юрист) — кто ты? Возможно ли работать юристом?
Теоретически юристом можно работать, не имея никакого образования, поскольку в России нет так называемой «юридической монополии». Однако в силу понятных причин подавляющее число работодателей принимают на подобного рода вакансии соискателей с высшим юридическим образованием (при этом степень степень магистра юриспруденции будет вашим преимуществом по сравнению со степенью бакалавра). Однако если вы, к примеру, решите стать судьей, то возникнут проблемы: недавно было введено требование о наличии у кандидата степени как бакалавра, так и магистра по направлению подготовки «Юриспруденция».
Где будут получать образование дети чиновников после запрета на учебу за границей?
Выбор не так велик. Логично, что это МГИМО, МГУ, СПбГУ – кузницы кадров – и все. Нужно понимать, что у этих трех вузов есть свои более престижные и менее престижные факультеты. Из любимых чиновниками: госуправления, юридический и экономический в МГУ и все, что имеет отношение к международным отношениям МГИМО. Это, если мы говорим о людях, у которых больше нет талантов кроме того, что они дети высокопоставленных лиц. Если у них есть обширные познания в физике, математике – есть наш МФТИ, который не уступает западным вузам. Если это дети кого-то из либеральной башни Кремля – добавится еще Высшая школа экономики.
Можно ли поступить в ВУЗ без ЕГЭ со средне-специальным образованием?
Ответ Анны ошибочен. Вы можете поступить в вуз при наличии диплома о среднем профессиональном образовании без результатов Единого государственного экзамена. Выпускники колледжей/техникумов/училищ относятся к той категории абитуриентов, которая может сдать вместо ЕГЭ вступительные экзамены вуза.
При этом специальность вы можете выбрать абсолютно любую. Никаких ограничений предыдущая специальность не накладывает. Можно получить диплом СПО машиниста поезда, а в вуз пойти на экономиста.
Главное — узнать, какие предметы нужны для поступления и определиться с вузом. Потому что результаты вступительных экзаменов одного вуза не будут действовать в другом.
Здравствуйте, можно ли получить налоговый вычет за обучение за 2016,2017, год если декларация есть только за 2018 год ?
Здравствуйте, можно ли получить налоговый вычет за обучение за 2016,2017, год если декларация есть только за 2018 год ?
В течение 2020 года можете вернуть подоходный налог за оплату обучения в 2019, 2018 и 2017 году. Смотрите дату по чеку оплаты.
За обучение в 2016 году уже не вернуть.
Если нужна помощь в звполнении декларации 3-НДФЛ обращайтесь
Нужен ли диплом о высшем образовании в настоящее время ? Если нет то нужно ли бросать учебу и уходить в работу?
Вопрос очень не однозначный, если ты чувствуешь что учеба не приносит тебе ни знаний, ни удовольствие, при этом у тебя есть какие либо планы, идеи, проекты, тогда да, я считаю что стоит бросить учебу и полностью посветить себя любимому делу.
Возможно кто-то будет не согласен с моим мнением, но это нормально. Просто я считаю что если у человека есть действительно важная для него цель, если человек действительно чувствует что кроме негативных эмоций учеба в школе или институте ему не чего, не дает, то стоит бросить её!
Если же ты просто не знаешь чего тебе хочется, тебе просто все надоело, лень учиться и подобные причины, тогда я думаю стоит задуматься. Ведь если у тебя нет конкретной цели, ты не знаешь чем ты хочешь заняться, какие навыки хочешь развить, какому занятию хочешь посветить свою жизнь, то не стоит бросать учебу просто из-за порывов лени и отчаяния!
Лучше постарайся определить для себя цели! Задай себе несколько вопрос: Что мне нравится? Что у меня получается делать хорошо? Какие занятия приносят мне удовольствие?
Многие люди вдохновившись великими людьми которые бросили учебу, поступают точно так-же. Но существует большая разница между великими людьми, что бросали учебу ради великой идеи, ради своей мечты и добивались её из-за дня в день. И уставшим студентом, к которому вечно лезет преподаватель и ругает мама за плохою успеваемость!
Подумай 14 раз прежде чем принять решение, определи для себя цели, пойми что ты хочешь получить от жизни и у тебя всё получится!