Тренинги личностного роста упражнения для студентов
Упражнения для тренинга со студентами
Упражнение «Превращаем проблему в цели»
Цель: выявить проблемы, существующие у студентов при взаимодействии с социальным окружением, и переформулировать их в цели.
Количество участников: 15-20 человек.
Время проведения: 30-45 минут.
Материальное обеспечение: ручки, бумага писчая, вопросы для каждого участника.
Педагог предлагает студентам составить список проблем, которые они хотели бы как можно быстрее разрешить.
В составлении списка проблем им могут помочь следующие вопросы:
1.Что я действительно хочу сделать, что иметь, чего достичь?
2.Что еще может доставить мне удовольствие?
3.В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?
4.Что в последнее время занимало мои мысли, волновало или сердило меня?
5.На что я чаще всего жалуюсь?
6.Что создаст мне больше всего забот?
7.Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно? Что дает мне возможность чувствовать себя уютно?
8.Что меня больше всего расстраивает?
9.Что стало в последнее время меня раздражать?
10.Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?
11.Что мне надо изменить в себе?
12.На что у меня уходит слишком много времени?
13.Что мне очень сложно сделать? От чего я быстро устаю?
14.Как я мог бы лучше распределять свое время?
15.Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?
Затем студенты выбирают и описывают проблему, которую они хотели бы решить прежде всего и представляют ее как можно более объективно.
После описания проблемы участники формулируют цель, которой они могли бы достичь, и отвечают на следующий вопрос: «Что мне необходимо сделать для того, чтобы моя проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?».
Упражнение «Заверши фразу»
Цель: выявить имеющиеся представления по обсуждаемой теме; проанализировать опыт взаимодействия с социальным окружением.
Количество участников: до 25 человек.
Время проведения: 20 минут.
Педагог предлагает студентам завершить ряд фраз, касающихся темы или содержания, атмосферы, организации взаимодействия.
Педагог может предложить студентам завершить следующие фразы:
— «Думаю, что настоящий друг…»;
— «Студенты, с которыми я учусь…»;
— «Моими сильными сторонами взаимодействия являются…»;
— «В процессе взаимодействия с людьми…»;
— «По отношению человека к человеку можно судить о…» и т.д.
Метод реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой педагог может обращаться к двум – трем студентам. Желательно, чтобы каждый завершил хотя бы одну фразу.
Упражнение «Контакты»
Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
Время проведения: 30-60 минут.
Количество участников: до 15 человек.
Педагог предлагает студентам разыграть некоторые ситуации.
«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».
Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.
Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:
«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.
«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».
«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».
— педагогу следует обратить внимание всех участников на то, как ни вступают в контакт, начинают встречу, какие приемы и способы коммуникации используют, как поддерживают разговор и заканчивают беседу;
— после очередной смены партнеров, задавая ситуацию, педагог определяет конкретные роли для каждого круга. Например, во внешнем круге участники играют роль родителей, во внутреннем – детей;
— задача педагога в этом упражнении – подобрать такие ситуации, чтобы было интересно решать поставленную проблему.
Ролевая игра «Ребятушки-козлятушки»
Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии.
Количество участников: до 20 человек.
Время проведения: 30-50 минут.
Педагог напоминает студентам старую сказку про волка и семерых козлят, а затем распределяет роли среди участников.
Группа разделяется на две части: одни играют роль «козлят-экспертов», другие – «претендентов», пытающихся убедить «козлят» в своей благонадежности.
Задача «козлят» — в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк». Из нескольких претендентов «козлята» должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль «мамы-козы», «брата», «дяди-козла» и прочих некровожадных родственников.
«Претенденты» имеют скрытые задания не забывать о том, что они «волки», «лисы», «тигры» и т.д.
Однако эти задания надо от «козлят» скрывать. Каждый «претендент» должен сообщить коллегам о выбранном им образе.
Для того, чтобы убедить «козлят» в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. «Претендент» может говорить и делать все, что угодно, «козлята» тоже могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. По истечении заданного времени «козлята» решат, можно ли пускать «претендента» в дом. В любом случае «претендент» не раскрывает свою роль до окончания игры.
Обсуждение итогов игры.
«Претенденты» раскрывают свои роли. Своими впечатлениями делятся сначала те, кто получил отказ. Затем обсуждаются действия тех, кто добился успеха.
Игра «Гороховый король».
Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать благоприятную атмосферу.
Количество участников: до 20 человек.
Время проведения: до 30 минут.
Материальное обеспечение: горох (по 5 штук каждому участнику).
Каждому студенту раздается по пять горошин. Студенты ходят по аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали слово «Да» или «Нет».
Если студент, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то отдает собеседнику одну горошину. После этого они расходятся и ищут следующих партнеров для разговора.
У кого горошины закончились, тот выбывает из коммуникации. У кого после завершения будет самое большое количество горошин, тот – «Гороховый король».
Взаимодействуя, студентам необходимо выполнять следующие правила:
— нельзя избегать контакта и уходить от вопроса.
Метод «Пустой стул»
Цель: расширить представления студентов по обсуждаемой теме; обратить внимание на разнообразие мнений, точек зрения на предложенную тему; развить умение студентов осуществлять выбор и аргументировать его.
Количество участников: до 25 человек.
Время проведения: 40-50 минут.
Материальное обеспечение: листы бумаги с написанными тезисами.
Педагог выбирает тему, готовит 4 высказывания, представляющие разные точки зрения на обсуждаемый вопрос и расставляет мебель по кругу. Каждое высказывание записывает на отдельном большом листе бумаги и размещает на полу, образуя круг. Все студенты встают и, переходя от листа к листу, знакомятся с содержанием высказываний. Затем каждый из них выбирает то высказывание, с которым согласен, и садится возле него. Таким образом, создаются малые группы для дискуссии.
Каждая группа в течение 10-15 минут обсуждает содержание высказывания, фиксируя аргументы, подтверждающие ее выбор.
После обсуждения в малых группах перед каждой из них ставится один стул, на который садится представитель группы, чтобы высказать совместно выработанное мнение по обсуждаемой теме и начать дискуссию Время выступления – 2-3 минуты.
Завершив выступление, он возвращается к малой группе. Каждый студент может продолжить дискуссию, высказывая свое мнение, поддерживая аргументами позицию группы или подчеркивая неточности предыдущих вступлений. Для того, чтобы включиться в обсуждение, он должен занять пустой стул, стоящий перед его малой группой. Студент может занять пустой стул только один раз.
Педагог завершает дискуссию за 5 минут до конца занятия, чтобы подвести итоги работы групп.
— количество высказываний не должно превышать четырех;
— при наличии у студентов затруднений в определении своей позиции, педагог может предложить выбрать то высказывание, которое согласуется с его убеждениями;
— при большом количестве студентов в малых группах и желании активного участия всех членов команды, педагог может ограничивать время выступления представителей команд.
Упражнение «Плохо — хорошо»
Цель: развить умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия.
Количество участников: до 25 человек.
Время проведения: 30-40 минут.
Материальное обеспечение: писчая бумага, ручки.
Каждый студент получает лист бумаги и ручку.
Педагог предлагает студентам вспомнить проблему, ситуацию, которая из тревожит (например, сдача экзаменов, неприятный разговор и т.д.).
Студенты делят листок на две половины. Слева они записывают 10 позиций-аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для них, справой стороны – 10 позиций, в которых отмечены положительные стороны данной ситуации.
При обсуждении упражнения педагог показывает, что в каждой жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны, за счет этого сохранять самообладание и спокойствие.
Упражнение «Три ответа»
Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии.
Количество человек: до 15 студентов.
Время проведения: 30-50 минут.
Каждый студент придумывает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.
Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.
Каждый из студентов должен поделиться своими догадками по поводу того, какой из трех вариантов прозвучал. Можно раздать карточки с кратко изложенными ситуациями, например:
1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…
2.Собака вашего соседа испортила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…
3.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…
4.Группа молодых веселых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…
5.Ваш сосед настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет многосерийный фильм (спортивная передача), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите ему…
6.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…
7.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…
8.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…
Упражнение «Шаг навстречу»
Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.
Количество участников: до 15-20 человек.
Время проведения: 30-40 минут.
Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.
Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.
Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.
Иногда кто-нибудь из студентов предлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.
Тренинг личностного роста для студентов.
При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!
Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .
Тренинг личностного роста для студентов .
Автор: Бояджан Наталья Николаевна.
“ Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни”.
Методические цели и задачи:
Ознакомить студентов с суждениями о себе;
Развивать представления студентов о своих жизненных целях и желаниях;
Формировать установку о значимости своей личности;
Выработать потребность осознать, как построить свою жизнь;
Воспитывать атмосферу открытости и доверия в студенческом коллективе.
Оборудование : Карандаши, бумага, магнитофон, аудиокассета, мяч.
Время проведения : 60 минут
Упражнение “Обсуждение правил работы в группе”.
Упражнение “Чистка луковицы”.
Упражнение “Три года”.
Представление о достигнутом успехе.
Занятие начинается с взаимного приветствия всех членов группы (например, сказать соседу что-то приятное; подарить “подарок”, передать прикосновением свои добрые чувства и т.п.).
Упражнение 1. “Самопрезентация”.
— выявление представлений слушателей о себе;
— формирование установки о значимости своей личности;
— создание условий для самораскрытия.
Процедура: Тьютор просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личных качествах. Задача может быть уточнена, например, назвать 5 наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах (“Самопрезентация”).
Все члены группы и ведущий тренинга могут задавать вопросы типа:
— Твое главное достоинство?
— Есть ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?
Второй вариант данного упражнения: Члены группы разбиваются по парам, расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по очереди коллегу.
Упражнение 2. “Обсуждение правил работы в группе”.
Назначение: формирование представлений о правилах и методах работы в группе.
Процедура: Тьютор объясняет участникам основные принципы и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к обсуждению правил работы в группе.
Основные правила работы в группе. Правило персонификации обращения и высказывания “Я предлагаю…”, “Я думаю…”; правило “здесь и теперь”; правило “обратной связи”; правило недопустимости непосредственных оценок человека (оценивать действия человека), правило конфиденциальности и правило “стоп”
Упражнение 3 “Торг”
Цель: рефлексия собственных положительных и отрицательных качеств.
Ход работы: Участникам тренинга предлагается в течение 3 минут написать свои сильные и слабые качества. Затем проводится торг.
Упражнение 4 “Чистка луковицы”.
Цель: четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое внутреннее “Я” и осознавать свои цели и желания.
Технология выполнения: Закройте глаза, расслабьтесь.
Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее “Я”. Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое “Я”. Просто наблюдайте этот образ и обратите внимание на него.
Упражнение 5 “Три года” (см. Дж. Рейнуотер).
Цель: осознание как построить свою жизнь.
Упражнению должна предшествовать непродолжительная релаксация: следите за своим дыханием, оно ровное, естественное. Фиксируйте вдох, выдох, отмечайте попутно, какие части вашего тела движутся, когда вы дышите…, заметьте, где ваше тело касается кресла, стула… Будьте спокойны, расслабленны, пусть стул сам держит ваше тело.
Представьте, что Вы узнали: Вам осталось жить три года. Все это время Вы будете совершенно здоровы. Какова ваша первая реакция на это известие… (запишите). Начали ли Вы сразу строить свои планы или разозлились, что Вам дано так мало времени?
Вместо того чтобы испытывать ненависть к тому, что “меркнет свет”, или завязнуть в трясине фантазий о деталях приближающего конца жизни, решите лучше, как Вам хочется провести это время.
Запишите, где бы Вы хотели их прожить? С кем бы вы хотели их прожить? Хотите ли Вы работать? Учиться? Что обязательно нужно успеть сделать за это время?
После того, как Ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой Вы живете сейчас.
Запишите, в чем сходство между ними? В чем отличие? Есть ли в этой воображаемой картине что-то, что Вы хотели бы включить в вашу нынешнюю жизнь?
Теперь хорошенько осознайте, что предположение о трех годах жизни – это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение, отбросьте эти мысли (кто-то крепко ошибся, жить Вам еще долго). Оставьте от этой игры то, что Вам подходит, и что Вы хотели бы сохранить. Запишите, какой опыт Вы приобрели, выполняя это упражнение.
Упражнение 6. “Представление о достигнутом успехе”.
Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.
Психологическая сущность упражнения: Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.
Решите, какой успех наиболее важен для Вас – добиться признания на работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д.
Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.
Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите.
Упражнение 7. “Рефлексия”.
Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.
Битянова Н.Р. Психология личностного роста — М., издательство “Международная педагогическая академия”, 1995
Лидерс А. Г. “Психологический тренинг с подростками” — М., 2011.