Первый урок по шахматам для детей
Урок первый. Знакомство с шахматами.
В какие игры ты умеешь играть? Конечно, в самые разные! Может быть, даже играешь в шахматы — родители научили. Правда получается это у тебя ещё не очень хорошо. Папу обыграть пока никак не удаётся.
Не беда! После того как ты прочитаешь эту книгу — с папой легко справишься.
С чего же мы начнём? Со знакомства с этой древней игрой. ШАХМАТЫ родились в одной прекрасной стране с названием Индия 2000 лет назад. Название этой игры очень загадочное, но в переводе на русский язык всё достаточно просто. «Шах» — это Король, а «Мат» — это конец. Вместе получается «Конец Королю».
Индийский Шах-Падишах очень полюбил эту игру и играл в неё все дни и ночи напролёт. А когда к нему приезжали гости из других стран, шах обязательно дарил им шахматный набор.
Со временем шахматы разъехались по всему свету, и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира. Долго-долго путешествовали шахматы в Россию. Между Индией и Россией высокие горы и большие пустыни. Поэтому в нашу страну дорогим гостям шахматам пришлось плыть на кораблях-ладьях через моря-океаны.
Перед вами шахматная доска. Это поле сражения, состоящее из белых и чёрных клеток. Всего на доске их 64 — 32 белых и 32 чёрных. По краям доски сверху и снизу буквы, а справа и слева цифры.
Как правильно поставить шахматную доску? Тебе надо запомнить одно важное правило: поле а1 должно находиться у того, кто играет белыми фигурами под левым локтем, оно всегда (!) чёрного цвета.
Фигуры ещё хотят поспать в своей шахматной коробке, а тебе уже не терпится пригласить их к знакомству. Большая просьба — относись к фигурам с огромным уважением. Это не игрушки! Среди них есть настоящие царские особы. Не вытряхивай шахматы, а доставай их по очереди и сразу ставь на стол, чтобы фигуры не катались и не падали на пол. При падении от Их Величеств могут отлететь короны. Затем при игре трудно будет разобраться где король, а где ферзь. Слон потеряет часть шлема и станет похожим на пешки, а конь утратит уши и гриву и станет не твоим боевым спутником, а клячей-водовозом.
Шахматные фигуры
Из этой статьи Вы узнаете об основных действующих лицах любой шахматной баталии. Естественно, это шахматные фигуры, насчитывающие шесть различных видов: король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. По два комплекта у каждого из соперников. Попробуйте догадаться, какие именно? Конечно, белые и черные. В шахматы играют два соперника: один из них — белыми фигурами, второй — чёрными. У каждого из противников по 16 фигур — один король, один ферзь, по две ладьи, по два слона, по два коня да по восемь пешек.
Шахматный Король – Его Величество, он в партии самый высокий и самый заметный, еще бы нет. На шахматной доске его фигура похожа на человечка с короной на голове в виде пики или креста. А вот ручек и ножек у него не хватает!
На демонстрационной шахматной доске и на диаграммах в шахматных книгах, задачниках и тетрадях король выглядит немного иначе, обычно это изображение царской короны с крестом наверху. В каждом войске (шахматных наборах соперников) королей всего лишь по одному: чёрный и белый. В честь Шахматного Короля – Шаха игра и стала Шахматами называться.
Шахматный Ферзь – фигура ростом вышла чуть меньше короля. А еще у него на голове есть небольшая круглая шапочка (корона). На демонстрационной шахматной доске у ферзя Вы увидите красивую корону с пятью остроконечными зубцами.
В древние времена в Индии главного военачальника именовали визирем или ферязью. А в вот в странах Европы эта шахматная фигура приобрела имя шахматной королевы или дамы. В России же сохранилось первоначальное индийское название этой фигуры – ферзь. Нет, не привык русский народ, чтобы ими женщины управляли! Но всё же в стародавние времена к этой фигуре относились уважительно, как к женщине – Ферязь Всяческая. А прибавку к своему красивому названию ферзь получил из-за умения передвигаться по шахматной доске разными способами. В начале шахматной партии ферзей каждого соперника по одному.
Шахматная Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. А во Франции и в других странах мира она так и называется – Тура (башня, крепость). Кстати, подобные боевые крепости могли не только стоять на земле, но и передвигаться.
В Россию шахматы из Индии так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались лодьями), что эта фигура в итоге и превратилась в ладью. Да и сами старинные шахматные ладьи в России были очень похожи на корабли. Но в шахматы сегодня играют во всём мире, и фигуры везде должны быть одинаковы. Вид фигуры в конечном результате изменился, она стала похожа на башню, название же осталось прежним. Ладей в каждом войске по две.
Шахматный Слон. А фигура на слона совсем и не похожа. Правда, давным-давно шахматный слон был слоном – это подтверждают старинные шахматные наборы в Эрмитаже. Но в нашей холодной стране ведь слоны не везде водятся, да и, если упадёт шахматный слон со стола, то хобот и хвост могут отвалиться, больно хрупкая фигура. Поэтому со временем на шахматной доске и появилась фигура, похожая на человечка, который и управлял этим могучим животным. Кстати, слоны перевелись не только в России. Как только не называют эту фигуру в других странах: и офицером, и стрелком, и гонцом, и епископом, и даже. шутом! Слонов в каждой армии по два.
Шахматный Конь. Фигуру коня никогда ни с кем не перепутаешь. Какое-то время конь таскал своего наездника на себе. Теперь же об этом говорит лишь название шахматного коня в западных странах Европы. Там эту фигуру кличут и кавалером, и наездником, и рыцарем, и всадником.
Прежде всего, гордый конь решил скинуть с себя своего седока – решил, что сам прекрасно справится. Да ещё за долгое время конь потерял длинные ноги и хвост. Осталась лишь лошадиная голова. Но очень лихая – прыгает! В славянских странах за свои прыжки его прозвали прыгуном и скакуном. Шахматных коней у противников по два.
Шахматная Пешка – маленький человечек в круглом шлеме. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта шахматная фигура так называется. Шахматные пешки ходят только вперёд. Их смело бросают в бой на врага и особо не жалеют. Но части пешек доверяют особую почётную роль – охрану Его Королевского Величества. Почти во всех странах пешки – это воины, солдаты. Но в совсем не мирной когда-то Германии, пешки стали мирными крестьянами. В некоторых странах они превратились в животных. Интересно посмотреть на экспонаты петербургской Кунсткамеры. В залах Якутии около юрт-ладей лежат пешки-тюлени, а в Монголии – стадо пешек-овечек собралось атаковать врага.
Пешек в каждой армии больше всего – по восемь.
Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора, сайт и книгу запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеют авторы шахматного учебника «Шахматы для детей, родителей и учителей» Костров Всеволод и Давлетов Джалиль.
Как научиться играть в шахматы? Список всех шахматных уроков онлайн .
С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.
Шахматная школа от Насти. Урок 1
Шахматная школа от Насти. Урок 1
Первые турниры Насти
Настя обыкновенная девочка, учится в московской гимназии, увлекается музыкой, плаванием, но больше всего она любит играть в шахматы. Участвуя в различных турнирах, в 9 лет получила 3 разряд по шахматам.
Настя несколько лет занимается в шахматной школе и по моей просьбе будет делиться с вами своими знаниями, проводить уроки по шахматной грамотности для детей.
Все знают, что шахматы развивают у детей и взрослых мышление, логику, наблюдательность, умение быстро принимать нужные действия, анализировать, находить выход из сложных ситуаций.
Суперактивных детей шахматная игра учит усидчивости, что очень важно для их развития.
Учимся играть в шахматы в шахматной школе от Насти
История появления шахмат.
Изобретены шахматы были в Индии, очень давно — почти 2 тысячи лет назад.
В легенде про их появление рассказывается об индийском радже, который очень любил воевать. Во время его войн погибало множество обыкновенных простых людей. Чтобы помочь своему народу, оградить его от кровавых войн один из приближённых к радже людей придумал игру под названием шахматы.
В те далёкие времена индийские войска использовали в войне коней и боевых слонов, изобретатель шахматной игры решил включить их в игровые персонажи. Солдаты стали называться пешками, королева – ферзём, а неприступные башни на крепости – ладьями.
Настольные игры в шахматы очень понравились индийскому радже, потому что на шахматном поле размещался не только сам король, но и его пехота, конница, боевые слоны, крепости — всё, как в настоящей армии.
Раджа очень увлёкся битвами на шахматном поле и перестал воевать с соседями.
С тех пор шахматы считаются самой любимой игрой во всё мире, они пережили несколько тысячелетий и остаются самыми лучшими и сейчас.
Правила игры
Правила игры были придуманы тогда же, много лет назад. Но в течении времени они несколько изменялись, корректировались..
Игровое поле состоит из 64 клеток, имеющих чёрные и белые цвета, которые чередуются друг за другом.
Существует 16 фигур , имеющих белый цвет и 16 фигур чёрного цвета Расставлять фигуры нужно начинать, когда игровое поле перед вами имеет белую клетку в ближнем правом углу
. В первом ряду фигуры ставятся по порядку : с края стоят две ладьи, затем, ближе к центру — кони, слоны, остальные центральные клетки занимают король и ферзь. Ферзь встаёт на клетку своего цвета (белый — на белую клетку, чёрный – на чёрную)., рядом с ферзём на свободную клетку ставится король. Во втором ряду ставятся пешки.
Армия противника выстраивается напротив друг друга, на другом конце поля.
Начинают игру всегда только белые.
По правилам игры можно двигать только одну фигуру и если ты за неё уже взялся рукой — должен ходить этой фигурой. Именно поэтому, прежде, чем браться за фигуру, нужно хорошо обдумать свой ход.
Цель игры
Главная цель — успеть поставить мат королю противника раньше, чем он захватит вашего короля.
Когда возникает угроза королю и он находится под ударом, но может отойти из-под удара на соседнюю клетку или спрятаться за другую фигуру – такая ситуация называется ШАХ.
Если король не может спрятаться и находится под ударом, значит ему поставлен МАТ, т.е. король потерпел поражение, игра заканчивается.
Задание для родителей.
Дайте ребёнку лист бумаги в клетку (лучше в крупную). Проведите с ним математический диктант:
1.Поставьте точку на одной из клеток.
2.От указанной вами точки ребёнок должен отчитать 8 клеток вправо, провести линию.
3. Отсчитать 8 клеток вверх.
4. Отсчитать 8 клеток влево.
5 Отсчитать 8 клеток вниз. Когда все линии соединятся получится квадрат .
Помогите ребёнку начертить внутренние лини — горизонтальные и вертикальные. Полученные линии необходимо поделить на квадраты. Начиная с первой клетки с левой стороны заштриховать простым (чёрным) карандашом так, чтобы чёрный цвет чередовался с белым. Если у вас есть шахматная доска, можно её показать и объяснить, как выглядит шахматное поле.
На следующем уроке мы расскажем о том, как называются линии шахматного поля: шахматные ноты. Урок 2
Первые уроки игры в шахматы
Советский педагог Василий Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». И это не просто слова: результаты исследований показывают, что дети, играющие в шахматы показывают более высокий уровень интеллектуального развития.
Игра в шахматы развивает:
- способность рассуждать;
- логику;
- умение решать задачи;
- усидчивость;
- терпение;
- внимание;
- память.
Во время игры работают оба полушария головного мозга , что повышает умение нестандартно мыслить. Также следует отметить умение правильно проигрывать и стремление к победе.
Когда следует начинать обучать детей игре в шахматы?
Конечно же все зависит от ребёнка. Но, как показывает практика, ребёнок в четырёхлетнем возрасте уже спокойно может освоить правила этой игры.
Как заинтересовать малыша игрой?
Дети очень любят играть и у каждого ребёнка свои любимые игры. Предложите малышу новую игру. Если она его заинтересует, то замечательно. Если нет, то попробуйте предложить спустя какое-то время, когда малыш немного подрастёт.
Играйте между собой в присутствии малыша. Возможно, ребёнка заинтересует игра и он захочет попробовать.
Шахматы: правила для начинающих детей
Первое занятие следует со знакомства с фигурами. Малышу требуется запомнить их названия. Возможно он захочет поиграть с шахматными фигурами, как ему хочется. Позвольте ему сделать это. Если ваш малыш любит фантазировать, то можно придумать сказку о шахматной стране.
Второе занятие посвятите с того, что расскажите ребенку о том, у каждой фигуры есть положение на доске и ходят фигуры по определённым правилам:
Пешка делает только один шаг на плоскости доски вперед, а съедает фигурку противника по диагонали. Также пешка превращается в любую фигуру, если ей удастся дойти до противоположного края доски.
На один шажок может ходить и король, правда, в любую сторону.
Ферзь — самая могущественная во всей игре. Передвигается и прямо, и в бок, и по диагонали.
У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок. Его ход похож на букву «Г».
Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток.
Ладья вперед или в боковом направлении.
Все фигурки убираются с доски, а короля съесть нельзя. Можно только объявить мат.
Каждой можно посвятить отдельное занятие. Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Если малыш устал, то не нужно настаивать на занятии. Так можно отбить интерес к игре навсегда.
Не торопитесь, сопровождайте освоение правил различными играми:
- Чудесный мешочек, куда вы положите шахматные фигуры.
- Найди отличия: попросите ребёнка перечислить все отличия одной фигуры от другой.
- Что пропало: выставляете на стол всех представителей шахматных фигур и, когда ребёнок отворачивается, то убираете одну фигуру. Малыш должен отгадать, какую фигуру вы спрятали. Эта игра отлично развивает зрительную память.
- Лепка шахматных фигур из пластилина или глины.
На третьем занятии отработайте с ребёнком правильную расстановку фигур и простейшие шаги каждой фигуры по памяти.
Как только он запомнит, где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. Маленький шахматист должен понять основные принципы:
- Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
- Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
- Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
- Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен.
- Желательно первым нейтрализовать ферзя противника.
Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:
- Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться ребёнку не стоит, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости.
- Играть только тогда, когда у ребёнка есть желание.
- Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками .
- Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными.
- Купите книгу с шахматными задачами для детей.
- Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за удачные ходы.
Учите своих детей играть в шахматы. Надеюсь, что советы, как провести с малышом первые шахматные уроки, помогут вам увлечь ребёнка этой замечательной и очень полезной игрой.
Также можете скачать для себя замечательную иллюстрированную книгу для детей
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Внеурочное занятие по шахматам 1 год обучения
При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!
Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .
Конспект внеурочного занятия «Шахматы» (1-ый год обучения).
Тема: Шахматная доска (урок-путешествие).
Введение в тему.
Актуализация новых знаний.
Разработали: учителя начальных классов средней школы № 76
Ж.Ю. Силина, В.В. Тутуева, С.В. Халтурина.
Цель: познакомить детей с шахматной доской.
Обучающая: познакомить обучающихся с шахматной доской и расположением клеток.
Развивающая: развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление.
Воспитательная: воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпение; прививать интерес к игре в шахматы.
Методы: наглядный, эвристический, словесные.
Оборудование: Шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, схемы для создания доски.
Долгожданный дан звонок,
Шахматный нас ждет урок!
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня будем мы
Узнавать и рассуждать,
Введение в тему.
— Ребята, а вы любите путешествовать?
Сегодня на уроке я хочу вас пригласить отправиться в удивительный мир Шахматного королевства. Хотите отправиться туда вместе со мной? (Да).
Жители Шахматного королевства приветствуют нас и очень хотят с нами познакомиться. Они прислали письмо, в котором рассказали интересную историю. А про кого? На этот вопрос вы ответите после прослушивания сказки.
Тогда не будем терять ни минутки, приготовьтесь внимательно слушать …
А) Учитель читает сказку :
(слайд 2)
Жили — были давным – давно, король и королева. Король был черный, с черными волосами, черными глазами, и носил постоянно черную одежду. Внешностью он был весьма не плох . А Королева была белая, с русыми волосами, белыми ресничками, и в белом платье, такой красы, что ни в сказке сказать, ни пером описать!
Они жили очень дружно, и каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на своем любимом белом коне.
Доезжали до самых границ своих владений. Каждый встречный, улыбаясь, кланялся, приветствовал их. В Королевстве царили мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей.
Однажды, старая колдунья сделала из пшеничной и ржаной муки две маленькие фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье.
— Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок — два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум, но если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, то снова превратятся в маленькие бездушные фигурки, и тогда им уже никто не поможет, они останутся игрушками навечно.
Король и Королева с удовольствием согласились. И у них появились детки.
Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, они не знали слова «нельзя». Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы. Мальчики женились, создали свои семьи. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живы, братья терпели друг друга, но однажды Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе.
(слайд 5)
Так и случилось — они стали делить королевство на кусочки, на полянки, на квадратики. Черный принц красил кусочки земли в черный цвет, а белый принц — в белый. Каждый имел своих коней, свою армию …
Случилось страшное, они стали черствыми и злыми. В одно утро они проснулись маленькими твердыми как камень, фигурками. Не могли ни шевельнуться, ни глазом моргнуть. Исполнилось предсказание старой колдуньи — прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки.
А королевство, которое они делили и красили на черные и белые поля, навсегда осталось черно-белым .
С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, напоминающими живых людей.
Б) Беседа по содержанию :
— Вы внимательно слушали сказку.
— Назовите героев сказки. ( Братья Королевичи)
— Как жили между собой братья?
— Как они были наказаны за своё поведение?
3. Физкультминутка (под музыку ).
4. Актуализация новых знаний.
Догадайтесь, о каком виде спорта говорится в стихотворении.
Вся в квадратах — белых, чёрных —деревянная доска,
а ряды фигур точёных —деревянные войска.
Люди их передвигают, коротают вечера,
люди в …..(шахматы) играют —интересная игра!
Тут ферзи, слоны отважны, мчатся поперёк и вдоль,
и, совсем как в сказке, важный возвышается король.
Тут герои в каждом войске, и выходит рать на рать хитроумно и геройски воевать и побеждать. (слайд 10)
-Вы большие молодцы!
5. Практическая работа.
-Кто-то из вас раньше рассматривал игровые шахматные доски?
— Вы заметили, как на шахматной доске интересно расположились поля?
Они наверно заколдованы? Ведь они чередуются! После белого поля обязательно следует черное! А после черного какое? (Белое) Правильно, белое!
— И какие дружные белые поля между собой, они все держатся друг за друга уголками!
— А черные поля дружные? (Дружные)
— Как, и они держатся уголками? Действительно, наши поля просто волшебные!
Давайте станем волшебниками и создадим своё шахматное поле. Я раздам каждому кусочки поля. Посмотрите, что необычного вы заметили на наших полосках? (Там живут животные).
— Да, у каждого своя улица.
— Ваша задача – сложить из них поле.
— У всех ли получилось поле? У кого возникли затруднения? В чём?
— А может быть, существует определённый порядок расположения полосок-улиц? Какой? Где мы это можем посмотреть? (На образце)
— Чья улица первая? (Аиста). С какой буквы начинается это слово? (А) На этой улице дома имеют адреса А1, А2, А3, … А 8.
— Следующая улица… (Белки). На какую букву это слово? (Б). Значит дома на этой улице будут иметь какие адреса? (Б1, Б2, … Б8) и т.д.
— А заканчивает наш шахматный город, улица, похожая на русскую букву Н – аш. Значит и дома будут иметь адреса – H 1, H 2, … H 8.
-Вы запомнили названия улиц? (Да). Назовите.
6. Подведение итогов:
-Молодцы. Все хорошо работали. Я думаю, из вас мудрые шахматисты получатся.
Если зря не зазнаваться.
Каждый день тренироваться:
Бегать, прыгать, в шахматы играть –
Сильным шахматистом можно стать!
Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу, но впереди нас ждут интересные встречи с обитателями этого чудесного королевства.
— Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легче? А когда возникли трудности?
Мы возвращаемся из Шахматного королевства и делаем остановку на светофоре.
— А напоследок мне интересно знать, как вы запомнили, в каком порядке выстроены улицы в Шахматном королевстве.
Кому было трудно, не понятно – посидите, вы на красном свете светофора.
Кому было понятно, но запомнил расположение не всех улиц – встаньте, у вас желтый свет.
Кто сможет дома самостоятельно построить Шахматное королевство – встаньте и поднимите руки вверх, для вас горит зеленый. Молодцы!
Спасибо за урок! До новых встреч!
Список используемой литературы:
Аллаяров Ильнур Рафаилевич «Шахматная доска» Инфоурок
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999
Конспект первого занятия по шахматам в детском саду
Ксения Боровик
Конспект первого занятия по шахматам в детском саду
«Знакомство с Черно-белым Королевством». Первое занятие по шахматам, где дети знакомятся с шахматной доской
«Шахматная доска»
Знакомство с шахматами, шахматной доской, ее особенностями.
1. Познакомить детей с некоторыми особенностями шахматной доски, и терминами, используемыми в шахматах: поле, горизонталь, вертикаль.
2. Развивать познавательные действия. Познавательные интересы.
3. Развивать активную речь детей.
Ребята, сегодня нам пришло письмо от Короля из Черно-белого королевства. (показывает)
-Что это за королевство такое и где оно находится?
— шахматная доска
Воспитатель: Верно, это шахматная доска, но почему же Королевство называется Черно-белым?
Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.
Воспитатель: Правильно эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом, кто скажет как именно.
Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.
В. чем они отличаются? (ответы детей)
Вы правы. По размеру квадратики действительно одинаковые, а цветом они отличаются друг от друга- белые и черные.
А всего на доске 64 клетки.
При игре доска кладется так, чтобы правое нижнее поле было белым. (тренируются)
Воспитатель: В Ш. К. есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?
Воспитатель: А сколько горизонтальных?
Дети: 8. (дети тренируются показывать)
-Молодцы ребята! А скажите, Пожалуйста, на каких полях ничего не растет?
-В каких клетках не держат зверей?
— как правильно сесть за шахматную доску?
— какая же форма у шахматной доски? (ответ звучит стихом)
Стих: доска, где шахматы стоят, и клетка каждая –квадрат.
Стоят там кони и слоны, фигуры боевые.
Квадрат- четыре стороны, все стороны его равны, и все углы прямые.
Стих: зовется шахматной страной- двухцветная страна,
ведется в ней упорный бой- двухцветная война.
Там обе армии смелы. Борьбой увлечены,
В одной из них бойцы белы, в другой- бойцы черны.
А теперь, ребята. Мы с вами поиграем в игру «Сложи доску» (из 8 белых лент и из 8 черных)
В. молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста. Какой ВЕСЕЛЫЙ праздник приближается (Н. Г)
А ЧТО ТАКОЕ Н. Г. (стихи)
А в новый год, ребята, в королевствах устраивают балы маскарады. И король с черно-белого королевства просит нас помочь ему сделать маски для новогоднего бала его подчиненных.
Изготовление масок (аппликация).
Воспитатель: Отлично, все справились с заданием, но что случилось в Черно-белом Королевстве, мы узнаем только на следующем занятии.
Конспект занятия «Яркое лето в детском саду» Веселое лето! Всем дорого ты! В лугах ароматных пестреют цветы, А в рощице пташек звенят голоса, Их песни хвалою летят в небеса. (А.
Конспект занятия «Волшебные часы в детском саду» Конспект занятия по познавательному развитию «Волшебные часы в детском саду» во второй младшей группе. Елена Ширяева Задачи Обучающие: познакомить.
Конспект занятия по шахматам для детей 4–5 лет в центре дополнительного дошкольного образования «Разумом одерживать победу» Пример занятия по шахматам для детей в центре дополнительного дошкольного образования. Суть шахмат – «Разумом одерживать победу». Древняя.
Конспект урока по шахматам для детей 4–5 лет Развитие личности ребёнка через игру в шахматы. Пример варианта занятия по шахматам для детей 4 – 5 лет. Почему дети должны уметь играть.
Родительское собрание в детском саду «Развитие связной речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома» Родительское собрание в детском саду. Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома» Тема: «Развитие связной.
Сценарий летнего праздника в детском саду «Карлсон в детском саду» для старшего дошкольного возраста Сценарий летнего праздника (старший дошкольный возраст) Слышится жужжание, и в дверь «влетает» Карлсон, у него в руках воздушные шары.
Конспект занятия по ПДД «Шапокляк в детском саду» ШАПОКЛЯК В ГОСТЯХ У ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО САДА Цель: Формировать и расширять представления детей о правилах дорожного движения. Задачи: Систематизировать.
Конспект занятия «Субботник в детском саду» В нашем детском саду состоялись традиционные субботники, в которых приняли участие сотрудники и родители наших воспитанников. Общими усилиями.
Сюжетно-ролевая игра в детском саду. Изучение ПДД в детском саду в игре Сюжетно-ролевая игра в детском саду. Азбука дорожного движения Изучение ПДД в детском саду в игре Сюжетно-ролевая игра Азбука дорожного.
Конспект занятия «Весна в детском саду» Цель: развивать у детей интерес и любовь к родной природе. Задачи: развивать у детей интерес и любовь к родной природе. Познакомить с признаками.