Уроки карвинга на горных лыжах
Карвинг на лыжах. Катание и лыжи. Начинающим и особенности
Горнолыжные курорты ежегодно собирают миллионы отдыхающих. Такой отдых выгодно отличается от полеживания на пляже: можно получить порцию адреналина и при этом насладиться великолепием горных пейзажей. А разнообразное лыжное оборудование стимулирует развитие новых стилей езды. Одним из таких стал карвинг на лыжах.
Что представляет собой карвинг на лыжах
Это особая техника катания, в основе которой лежит специфичное вхождение в поворот. Лыжник сначала наклоняет колени в сторону разворота, наращивая при этом скорость, затем бедра, а потом и корпус целиком. Как отдельное направление карвинг на лыжах возник в конце 20 в. Этому способствовало появление лыж особой формы: с широким носком и пяткой, а также зауженностью посередине, именуемой талией. Новые высокотехнологичные материалы изготовления обладают высокой устойчивостью к скручиванию вдоль оси лыжи. Возникновению новой техники катания поспособствовало использование специальных машин для обработки снега на склонах горнолыжных курортов, которые обеспечивают идеально ровную поверхность.
Термин «карвинг» в дословном переводе означает «подрезать». Его специфика заключается в выполнении лыжником множества крутых поворотов при спуске по склону. При этом нагрузка распределяется на обе ноги равномерно.
Карвинг на лыжах имеет и другие отличия от стилей езды:
- Экономит силы спортсмена — импульсы для совершения поворота заложены в конструкции самих лыж.
- Основной элемент карвинга — ангуляция, или произвольное изгибание коленей и бедер спортсмена.
- Шаговые движения отсутствуют.
- Для балансировки на крутых поворотах применяются лыжные палки — чтобы удержать равновесие, лыжник выполняет укол палкой.
- Спортсмен может быстро поменять траекторию своего движения.
- Облегчает выполнение маневров за счет большой ширины лыж в носу и пятке.
- Не требует длительного и трудоемкого обучения — начинающий может освоить технику поворотов в течение недели, если, конечно, речь не идет о профессиональном уровне.
Карвинговый поворот
Представляет собой основной маневр при спуске, когда лыжи выполняют так называемое «резаное скольжение», оставляя на снегу две четких полосы. Залог правильного выполнения поворота — прогиб лыжи.
Карвинг на лыжах предусматривает следующий алгоритм выполнения маневра:
- Внешняя лыжа прогибается по дуге в месте соприкосновения с поверхностью.
- Спортсмен сгибает колени и бедра внутрь поворота и перемещает центр тяжести корпуса на внутреннюю лыжу.
- Давление осуществляется внутрь нового поворота.
- Лыжа, которая в прошлом повороте была внутренней, становится внешней и опять прогибается по дуге.
При этом лыжи располагаются параллельно друг другу на протяжении движения, так же, как колени и голени спортсмена.
Чем отличаются лыжи для карвинга
Карвинговые лыжи имеют разные названия: трассовые, параболические, приталенные. Отличают их от других особые характеристики, которые необходимо учитывать при их выборе:
- Широкие закругленные окончания и наличие выраженной талии. Ширина лыж в талии — примерно 63 мм, что не слишком отличается от классических лыж. Но за счет расширенных носа и пятки лыжи делает возможным вхождение в повороты на высокой скорости. Скольжение происходит только на кантах, а не на всей плоскости лыж.
- Длина лыжи должна быть меньше роста спортсмена на 10-20 см.
- При малом радиусе бокового выреза легче попадать в вираж и продвигаться вниз по склону. Большой радиус позволяет выполнять плавный спуск.
Карвинговые лыжи можно использовать только на оборудованной трассе. Для езды по снежной целине они не подходят.
Карвинговые лыжи имеют свои разновидности:
- Фан-карвинговые. Отличаются большой разностью в ширине своей средней и носочной части. На таких лыжах спортсмен входит в поворот почти лежа, нагрузка ложится на внешнюю ногу.
- Автокарвинговые. Имеют глубокие боковые вырезы, облегчающие прохождение сложных виражей.
Ширина лыж
Значение этого показателя находится между снаряжением для слалома и фрирайда: от 70 до 100 см. Такая величина параметра позволяет легко выполнять повороты, на скорости, выполнять спуски по необорудованному склону.
Боковой вырез
Как правило, лыжи могут использоваться для разных стилей катания. Поэтому производители уделили особое внимание боковому вырезу. Его конструкция такова, что позволяет выполнять энергичные повороты и спокойно двигаться по ровной трассе. При этом малый вырез и, соответственно, радиус, обеспечивает быстрое вхождение в поворот на большом уклоне, а большой создает плавное скольжение на равнинных участках маршрута.
Универсальный радиус поворота колеблется в диапазоне 15 — 16 м. Он подбирается под тип склона, по которому планируется выполнить спуск, а также под стиль езды спортсмена.
Рокер
Рокер — прогиб лыжи, находящейся около носка или пятки лыжи. Он выполняет следующие функции:
- Облегчает начало поворота.
- Создает амортизационный эффект при езде по бугристой поверхности.
- Обеспечивает стабильность и управляемость лыжи на влажном и рыхлом снегу.
- Помогает выполнять плавную дугу на повороте и легко проходить виражи, не расходуя большое количество энергии.
Начинающим
Карвинг на лыжах как активный отдых и как спорт ставит перед собой различные цели. Так, профессионалы стремятся к выполнению быстрых спусков по необорудованным трассам, а любители предпочитают максимальную безопасность и комфорт. Обучение карвингу проходит по специально разработанной программе, в основе которой лежит освоение резаного скольжения без снижения скорости.
Тем, кто освоил азы и приступил к самостоятельной езде, рекомендуется следовать следующим советам экспертов:
- Высокоскоростной карвинг на лыжах потенциально опасен, особенно, если на склоне много других лыжников. Направление движение спортсмена сложно предугадать, поскольку повороты могут осуществляться под углом почти 90 градусов на высокой скорости. Поэтому для езды новичкам следует выбирать безлюдные склоны или время, когда на них меньше всего людей.
- До самостоятельного выполнения «резаных поворотов» следует освоить вхождение в поворот с оптимальным радиусом.
- Лыжи следует выбирать специальные карвинговые, с малой жесткостью и острыми кантами, а также с неглубоким боковым вырезом, создающим небольшой радиус на поворотах.
- Управлять лыжами на спуске необходимо при помощи колен — так лыжи будут поворачивать боком.
- Не стоит пренебрегать защитным снаряжением, особенно шлемом. Также необходимо проверять правильность регулировки креплений — это убережет конечности от увечья, позволив вовремя отстегнуть лыжи при падении.
Необходимо помнить, что карвинг на лыжах — это стремительный спуск. Скребущий эффект у лыж отсутствует, поэтому спуск происходит очень быстро. К этому нужно психологически подготовиться. Изучение техники и отработка упражнений — ничто, если позволить страху одержать верх. Овладеть карвингом можно, только если кататься свободно, с учетом собственных ощущений, применяя разнообразные элементы и совершенствуя свои навыки.
Техника карвинга на горных лыжах
В последнее время интерес к горнолыжному спорту возрастает. Особенно зимние активные виды отдыха привлекают людей, которые не могут жить без экстрима. Интересен такой вид активности и тем, кто следит за своей фигурой. Среди самых популярных видов катания — карвинг. Техника карвинга на горных лыжах имеет свои особенности.
История карвинга
Карвинговое катание на горных лыжах характеризуется ездой по определенному направлению. Стиль появился в 90-х годах прошлого столетия. Карвинг привлекает экстремалов, начинающих горнолыжников. Слово «карвинг» переводится как «подрезать». Техника езды предполагает преодоление многочисленных крутых поворотов на скорости.
Техника горнолыжного карвинга подразумевает применение сгибания коленей по направлению в сторону поворота. С развитием скорости начинают также наклоняться бедра спортсмена, а затем и весь корпус райдера. Для опытного спортсмена на освоение такого стиля езды потребуется около недели. Однако для выполнения подобных маневров понадобятся специальные модели лыж. Снаряжение для ног горнолыжника должно быть более гибким и иметь хорошее сцепление с поверхностью. Вместе с этим техника карвинга доступна для начинающих райдеров.
Особенности
Лыжный карвинг разделяют на два вида — езда с короткими резаными поворотами на высокой скорости, выполнение длинных дугообразных зигзагов. В первом случае используются модели с небольшим диаметром. Радиус такого снаряжения не должен превышать 18 метров. Движения будут маневренными, хотя со сниженной скоростью. При выполнении больших дуг можно развивать достаточно большую скорость. Во время таких спусков используются удлиненные виды лыж с небольшим диаметром и повышенными показателями жесткости.
Желающим заняться карвингом необходимо:
- Выбрать подходящие модели лыж, предназначенные именно для карвинга. Ширина талии моделей не должна превышать 68 см, что способствует легкости движения по мягкому снегу.
- Найти подходящий склон для учебных тренировок. Спуск должен быть специально подготовлен, поскольку на жестком снегу сложнее справиться с управлением.
Начинать занятия необходимо на специально подготовленных участках. Первые уроки должны проходить на небольших склонах без крутых спусков. С этой целью используют твердый наст, покрытый слоем снега. Это имитирует естественное состояние горных вершин. Для новичков предлагаются специальные обучающие курсы, где инструкторы показывают, как правильно делать те или иные упражнения.
Техника карвинга
Главной особенностью техники горнолыжного карвинга является сгибание ноги в коленях при выполнении поворота. При повороте направо сгибать следует правую ногу, в то время как левая нога должна разгибаться. Во время подобного сгибания центр тяжести спортсмена будет смещаться. Если же поворот осуществляется в левую сторону, соответственно, сгибаться будет левая нога, а правая — разгибаться. Корпус райдера будет смещаться влево. Управление лыжами осуществляется поворачиванием их в противоположную сторону от центра тяжести.
Во время выполнения маневров стоит быть особенно аккуратным, потому что скорость движения на спуске достаточно высокая. При этом большое значение имеет качество снаряжения — лыжи должны обеспечивать плавное скольжение.
Для каких склонов подходит техника карвинга
Чтобы начать занятия карвингом, стоит реально понимать, что спортсмену следует тренироваться на специальных спусках. Но даже если удалось найти изрытый крутой склон, лыжник не должен забывать контролировать скорость движения на поворотах.
Крутизна склона для карвинга должна быть такой, чтобы у райдера не появлялось ощущение страха. Для начинающих ездоков развивать довольно большую скорость на бугристых склонах не рекомендуется.
Изучение элементов на практике можно начинать в разных местах. Целью новичка должен быть не скоростной спуск, а сосредоточенность на деталях, а также возможность своевременно оценивать опасность неожиданных помех во время движения.
После того как резаное управление ездой будет освоено, спортсмен может испытать толчковые или бросковые повороты с проскальзыванием на разных трассах.
Правильный выбор снаряжения для карвинга
Карвинговые лыжи созданы специально для крутых спусков по заранее подготовленным горнолыжным склонам. Они позволяют легко входить в повороты и использовать технику карвинга не на всей площади трассы, а только на кантах. Такое снаряжение снабжено узкими полосками из металла по краям. Именно они помогают делать крутые повороты.
В отличие от гоночных моделей, карвинговые варианты отличаются большей степенью мягкости для возможности катания лыжникам без опыта. Поэтому такие лыжи подходят новичкам и тем, кто уже имеет представление о крутых карвинговых спусках.
Рекомендации по выбору лыж для карвинга
Чтобы подобрать карвинговое снаряжение, следует придерживаться правил:
- высота лыжи должна быть на 10 см меньше роста спортсмена;
- модели с повышенной жесткостью подойдут для опытных райдеров, которые предпочитают кататься на большой скорости;
- радиус бокового выреза зависит от геометрии лыжи — чем он больше, тем большей будет дуга прохождения поворота.
Стоит понимать, что бывают слаломные карвинговые лыжи, радиус которых колеблется в пределах 10-12 метров. Для больших горнолыжных трасс можно выбрать лыжи с радиусом равным 18-25 метрам.
На подошве снаряжения есть специальные набойки, выполненные из мягкого материала. Это дает возможность лыжникам комфортно ходить по напольному покрытию, а также подниматься по лестничным пролетам. Эта особенность снаряжения весьма практична, если райдер захочет отдохнуть между спусками, например, в кафе.
Для езды по подготовленным трассам и только для получения наслаждения понадобится приобрести также специальные карвинговые ботинки. Такие ботинки могут иметь разные характеристики жесткости.
Для начинающих подойдут ботинки с показателями жесткости в диапазоне 60-100, для прогрессивных спортсменов-экстремалов — от 100 до 130.
Начинающие райдеры не должны выбирать слишком мягкую обувь. Может оказаться, что на практике при сложной управляемости лыж чрезмерная мягкость станет отрицательным качеством таких ботинок.
Наклон голенища обуви составляет 13 градусов. На обуви присутствуют 4 клипсы, специальный ремешок для дополнительной фиксации и узел регулировки кантинга.
Используя технику карвинга, райдер получает больше возможностей для маневров, одновременно снижая вероятность получения травм. Правильное выполнение спусков требует соответствующих навыков.
Как кататься на горных лыжах? Техника катания. Самоучитель (видео уроки)
В последнее время горнолыжные курорты набирают популярность. Еще бы — это и полезный спорт, и замечательный отдых. Однако отсутствие определенных, необходимых для посещения горнолыжных трасс навыков, порою вводит в замешательство. Но не стоит откладывать на вечный, завтрашний день освоение такого прекрасного времяпровождения, как горные лыжи.
Мы решили помочь вам в вашем начинании: подготовили статью и проанализировали десятки видео уроков по теме обучения горным лыжам. “С чего начать”, “в какую сторону развиваться”, “как кататься на горных лыжах” и “как правильно стоять и поворачивать” — на каждый из этих вопросов мы постараемся дать максимально полезный и развернутый ответ для вашего же удобства.
Часть первая или “Будем знакомы”
А начнем мы, как ни странно, с самых-самых основ: с правил поведения на горнолыжной трассе. Да-да, правила поведения действуют не только во время посещения ресторанов или общественных мероприятий, но и в любых местах скопления (а подчас — и отсутствия) людей. Правила поведения на горнолыжном треке не выходят ни за рамки морали, ни за рамки принципов и имеют под собой вполне рациональную основу. Давайте же рассмотрим их поподробнее в прилагаемом видео материале.
При выходе на лыжную трассу, как и в любом спорте, одним из важных факторов снижения риска получения травм и ушибов, является предварительная подготовка лыжника и комплексная разминка мышц, осуществляемая непосредственно перед началом езды.
Это обуславливается тем, что уже “разогретые” мышцы готовы к возможным перегрузкам, быстрому реагированию на неожиданные препятствия, а также, с повышением их эластичности, снижают риск возможного растяжения. Какими именно упражнениями следует разогревать мышцы, вы можете узнать из нашего следующего видео урока.
Подъемники также являются важной частью горнолыжного спорта. Согласитесь, ведь спускаться на большой скорости гораздо интереснее, чем подниматься на высоту всего склона бочком? Однако, как ни странно, множество новичков испытывают с этим некоторые трудности. Начав правильно использовать подъемники, вы познаете всю прелесть горных лыж. Самоучитель вам с этим поможет.
Часть вторая или “Здравствуй, горнолыжный спорт!”
Изучив основные этапы заминок многих новичков, мы переходим к ознакомительной части, которая расскажет вам о том, что есть горные лыжи и в чем заключаются их отличия от лыж обычных, а также о правильном подборе экипировки.
Для начала предлагаем вам посмотреть, что же представляют из себя горные лыжи для новичка. Об этом вам сможет рассказать видеоматериал ниже.
Порою, некоторые ученики сталкиваются с тем, что их лыжные ботинки слишком велики для них, хотя и прочно “садятся” в пазы крепления. Также нередки и обратные случаи: ботинки удобны и хорошо сидят на ноге, однако не помещаются в крепление или же лыжа слетает прямо во время езды. Чтобы этого не случилось и подбор ботинок обернулся только позитивными впечатлениями, смотрите следующее видео.
Далеко не везде можно проехать на горных лыжах. Наш самоучитель расскажет вам, как правильно их переносить, дабы избежать непредвиденных ситуаций или травм окружающих вас людей. Смотрим.
Горнолыжные ботинки предназначены, прежде всего, для одевания вместе с самими лыжами. В противном случае у многих могут возникнуть трудности с перемещением. Но все не так безнадежно, как кажется на первый взгляд: научившись правильно в них перемещаться, вы сможете навсегда забыть о неудобствах и вовсю насладится моментом.
Новые лыжи зачастую бывают совершенно непривычными как для новичка, так и для профессионала. Однако не стоит искать “те самые”, надев которые, вы сразу же почувствуете их — не найдете. К лыжам можно только привыкнуть. И помочь с этим вам сможет следующий видео урок.
Часть третья или “Взял за основу”
Выбрав лыжи, ботинки, научившись пользоваться подъемником а также правилам поведения на склоне, мы смело можем надевать лыжи и приступать к практике. Будьте внимательны: не исключено, что на склоне также будут присутствовать новички, хуже вас разбирающихся в вышеперечисленном. А посему заходите на позицию осмотрительно, внимательно следя за тем, чтобы не стать ни для кого непреодолимым препятствием.
Научившись одевать ботинки и худо-бедно начинать движение со склона, нам необходимо изучить то, что стало причиной сохранности не одного человека — навык торможения. Ведь как кататься на горных лыжах, если за единичным спуском следует отделение травматологии? А поможет нам в этом необходимая каждому новичку стойка — плуг. Пожалуйста, посмотрите следующий видео урок и усвойте этот нехитрый, но жизненно необходимый прием.
Немаловажным умением будет и вхождение в поворот. Такая техника катания на горных лыжах, как плуг, поможет нам в этом как нельзя кстати. Об этом — следующее видео.
Войдя в случайный поворот, не стоит сравнивать себя с профессиональными лыжниками: они-то на то и профессионалы, коли их навыки отточены практически до автоматизма. А нам же необходимо продолжать тренировки. Для оттачивания вхождения в поворот нам помогут упражнения из этого видео:
Ближайшими синонимами такой техники катания на горных лыжах, как карвинг, являются “красота”, “эффектность” и “падение”. В достаточной мере освоив горные лыжи, карвинг перестанет быть синонимом падения. Но ведь мы только учимся, а опыт — лучший из учителей, как известно. И только методом проб и ошибок мы сможем научится карвингу на горных лыжах. Но всё начинается с малого — поэтому и начинать осваивать карвинг мы начнем в стойке плуга. Посмотрите следующее видео, и вы получите базовые знания о том, как это происходит.
Часть четвертая или “Вставай на лыжи!”
Поздравляем! Если вы честно просмотрели все прошлые видеоролики, то вполне готовы освоить и следующий раздел нашего самоучителя по горным лыжам. Продолжая осваивать технику катания на горных лыжах, в этом разделе мы продолжим раскрывать тему “как кататься на горных лыжах” и затронем темы параллельных лыж, позиции траверса, динамичных поворотов и “палочного вопроса”.
Для начала, предлагаем обдуманно подойти к тематике вашего развития, как лыжника. Найти ответ на вопрос, нужен ли вам параллельный стиль езды на горных лыжах поможет наш самоучитель начинающего лыжника. Просто обратите внимание на следующий видеоролик:
Многие энтузиасты, решившие встать на горные лыжи для новичка, зачастую сталкиваются с тщетностью попыток параллельного удержания лыж. Но всё это не так сложно, если найти правильный подход. Посмотрев видео, вы более чем наверняка раз и навсегда забудете об этой проблеме.
Поняв, как правильно поддерживать горные лыжи в параллельной позиции, мы готовы к освоению так называемой стойки траверса, отчасти завершающей вопрос на тему “как кататься на горных лыжах”. Подробнее — в следующем видео.
Мы уже изучали, как происходит поворот на горных лыжах. Теперь же мы освоим его разновидности. А начнем мы с плавного поворота, предоставляющего возможность едущим позади вас лыжникам предугадать ваши действия и, тем самым, избежать возможного столкновения. Как происходит подобный поворот покажет видео.
Помимо плавного вхождения в поворот, необходимо также научится и повороту динамичному, благодаря которому вы сможете избежать неожиданных препятствий с большей вероятностью. Такой метод поворота всяко пригодится в процессе обучения горным лыжам. С чего начать его изучение покажет видео материал.
Чем меньше занимаемое нами пространство во время спуска, тем с большим успехом нас можно объехать безболезненно. И при внезапно возникающей необходимости нам просто жизненно необходимо изучить поворот малого радиуса, который отвадит нас от возможной опасности (или опасность от нас, тут уж как посмотреть). Этот метод поворота необходимо изучить самым дотошным образом: чтоб от лыж отскакивал. А как сделать это без наглядного примера? Честно говоря — довольно сложно. Но на то и создан наш самоучитель по горным лыжам, дабы предоставлять возможность наглядной демонстрации процесса обучения новичкам. Надеемся, просмотр следующего видео урока поможет вам понять технику поворота подобного типажа.
В процессе непосредственного обучения горным лыжам, мы осознаем всю необходимость умения входить в поворот разными способами. И следующий способ также лишним не будет, ведь в процессе спуска произойти может всякое. А вдруг лыжные палки самым непредсказуемым образом останутся на склоне, отдельно от вас? Во избежание опасности от подобной ситуации, нам необходимо освоить технику катания и поворота на горных лыжах без палок, то бишь — за счёт стоп.
Кстати, о лыжных палках. Стоит упомянуть о них отдельным пунктом, ведь это один из основополагающих факторов техники катания на горных лыжах. Именно с помощью палок мы обеспечиваем себе дополнительные точки опоры и создаем импульс последующего поворота. Но всё это малоэффективно, если не научится делать ими правильный укол.
Если вы когда либо имели возможность вести наблюдение за профессиональным лыжным спортом или биатлоном, то наверняка замечали, в какой позиции проходит процесс езды на лыжах у профессиональных лыжников. Наверняка, общего с занимаемой вами стойкой у них не много. А ведь правильная лыжная стойка — это также необходимая основа для успешного освоения техники катания на горных лыжах, ведь лишь научившись ездить в правильной позиции, лыжник может контролировать данный процесс по-максимуму. И следующее видео как раз об основной лыжной стойке.
И напоследок, для лучшего усвоения тщательно отобранного и поданного материала, наш самоучитель горных лыж для начинающих предлагает вам посмотреть последнее по занимаемому положению, но не по значимости, видео, ставящем точку в освоении техники катания на горных лыжах.
На этом наш самоучитель горнолыжника подошел к своему логическому завершению. Понравился ли вам воплощенный нами материал? Был ли он для вас полезен? Желаете ли его дополнить, уточнить или оспорить? Пожалуйста, оставляйте ваши комментарии, нам очень важна ваша оценка.
Большое спасибо за прочтение и просмотр. Надеемся, что теперь ответ на извечный вопрос “быть или не быть?” в плане лыжного спорта для вас очевиден. Мы верим в ваши способности, но всё же будьте аккуратны.
Как научиться кататься на горных лыжах
Правильно выбираем экипировку и лучшие трассы для новичков
Почему человека так притягивают горы? Снежные вершины издревле привлекали своей загадкой и величием. Когда-то бытовало мнение, что эти места священные, так как близки к небу. Но вот уже второе столетие, как гористые ландшафты облюбовали активные туристы. Приехав сюда хотя бы раз, можно “заболеть” этими пейзажами навсегда. И даже те, кто прежде не мечтал о зимнем отдыхе в горах, задумываются, как научиться здесь кататься на лыжах, осваивать одну за другой трассы, гонять наперегонки.
Главное в покорении высот – безопасность. А потому важно правильно выбрать экипировку, подобрать сами лыжи и освоить нужную технику катания. Обучение начинается с трех лет и далее не имеет возрастных ограничений.
Где лучше учиться кататься
Начинающим горнолыжникам следует выбирать ближайшие к дому склоны для катания. Не стоит спешить в большие горы. К тому же обучение с инструктором и услуги в провинциальных городах России намного дешевле известных горнолыжных центров. В первое время достаточно узнать, как работает любой комплекс, освоить начальные навыки катания и научиться пользоваться подъемниками. При выборе курорта обращайте внимание на наличие учебных склонов и службы инструкторов.
Кавказские горы — самые высокие и близкие для центральных регионов России. Курорты Красной Поляны, Домбай и Архыз имеют учебные склоны. Стоит отметить пологую и широкую зеленую трассу на курорте «Газпром», которая идеально подойдет для новичков. Исключение составляет недавно открывшийся курорт «Альпика» в составе «Газпром», где только красные и черные склоны для продвинутых лыжников.
Многочисленные курорты Горного Алтая славятся легким пушистым снегом, продолжительной зимой и великолепной природой. Здесь есть где покататься эксперту и начинающему лыжнику. Самое популярное место — Белокуриха.
Если вы только осваиваете горные лыжи, выбирайте пологие склоны и несложные трассы.
Фото: pixabay.com
Урал – прекрасный регион для освоения горнолыжной техники. Склоны здесь не крутые и покрытые лесом. Современные курорты Абзаково, “Солнечная долина”, “Губаха”, Завьялиха порадуют демократичными ценами и отличным сервисом.
Красная Поляна
Домбай
Архыз
Белокуриха
Абзаково
Шерегеш
Что нужно купить для катания на горных лыжах
В перечне — то, что стоит выбрать индивидуально. Прокат лыж и полностью горнолыжных комплектов есть на любом зимнем курорте.
Выбираем горные лыжи для взрослых
Выбор горных лыж напрямую зависит от уровня катания. Начинающим лыжникам не следует учиться на профессиональном снаряжении. У каждого производителя есть линейка моделей для новичков, на которых надо остановить свой поиск.
Карвинговые лыжи сейчас пользуются наибольшим спросом. У них широкие носовые и пяточные части. Благодаря такой конструкции, скольжение на лыжах устойчивое и плавное. Они прекрасно подходят для новичков.
Взрослому человеку на начальном уровне подготовки длину лыж надо подбирать исходя из роста и веса.
Фото: globallookpress.com
Взрослому человеку на первых порах длину лыж следует подбирать исходя из роста и веса:
- неуверенному новичку со средним весом надо вычесть из своего роста 20 см;
- новичок с развитыми двигательными навыками может выбрать лыжи за минусом 10 см от роста;
- более уверенные в своих силах лыжники могут взять лыжи по росту;
- если вес выше средних параметров, то длина лыж должна быть на 5 см больше роста.
Жесткость конструкции тоже влияет на комфорт катания. Более жесткими лыжами новичку сложнее управлять, поэтому для взрослых со средним весом лучше выбрать мягкие лыжи. В случае если вес превышает стандарты, следует взять модель немного жестче обычных. Консультация у продавца в спортивном магазине поможет в правильном выборе.
Выбираем горнолыжные ботинки и палки
Чтобы научиться кататься на горных лыжах, важно помнить, что самое главное в снаряжении – это ботинки, с их помощью происходит управление лыжами, от них зависит комфорт пребывания на горе. Ботинки должны плотно прижиматься к ноге, без болезненных ощущений. Поэтому без примерки покупать не рекомендуется.
Перед поиском ботинок желательно знать точную длину и ширину стопы в миллиметрах. Так круг вариантов сузится и будет легче сделать выбор. Если есть индивидуальные особенности стопы, то стоит купить формуемые ботинки, которые под воздействием тепла принимают необходимую форму.
Ремешок-темляк должен регулироваться и надежно крепиться к палке.
Фото: pixabay.com
Обратите внимание на жесткость обуви. В жестких ботинках сложнее ходить, их трудно снимать и ноги мерзнут быстрее. Такие используют профессиональные лыжники и спортсмены. Для начинающих мужчин рекомендуется жесткость от 60 до 90, для женщин – от 50 до 70.
Выбирая палки, многие смотрят на красивый дизайн. Отчасти это правильно, так как комплект будет выгодно выделяться среди остальных, если все снаряжение в одном стиле. Новичкам же палки помогают сохранять баланс, набирать скорость на пологих склонах и подниматься в горку. Ремешок-темляк должен надежно крепиться к палке и иметь функцию регулировки. Длина палок зависит от роста.
Выбираем экипировку
Горнолыжные костюмы, благодаря современным технологиям, производят из мембранной ткани, которая не пропускает воду снаружи и выводит влагу изнутри. Водонепроницаемость измеряется в мм, а воздухопроницаемость в гр/м². Обе характеристики начинаются от 5000, чем больше показатель, тем защита надежнее. Верхняя одежда должна быть удобной, не сковывать движения, с хорошо работающими молниями и с различными карманами для мелочей.
Шлем, балаклава и маска защищают голову и лицо от солнца, ветра, снега и травм.
Фото: pixabay.com
Следующий слой одежды – флисовая кофта. Лучше, если она из менее плотной ткани, так динамика движений будет активной.
Термобелье сохранит тепло и выведет влагу, если изготовлено из натуральных тканей или смешанных с синтетикой. Однослойное термобелье подойдет для умеренной погоды, двухслойное – для низких температур.
Носки стоит приобретать тоже горнолыжные, они уберегают ноги от ветра и холода, фиксируют ногу, исключая сползание и скольжение в ботинке.
Обеспечить защиту от солнца, снега, ветра и травм помогут шлем, балаклава и маска. Эта экипировка должна хорошо держаться на голове и шее. В чем кататься, в перчатках или варежках, выбор у каждого свой. Основная функция их – это тепло и сохранение рук от острых кантов, от ударов о камни или бугеля. Важно: варежки и шлем всегда должны быть надеты!
Как проходит подготовка и обучение с инструктором
Как научиться кататься на горных лыжах, чтобы было безопаснее? Первые шаги лучше сделать в инструкторской школе. При знакомстве инструктор узнает об опыте ученика, проверит снаряжение, расскажет о технике безопасности. Занятия проходят на учебном склоне или пологом участке.
Опытные инструкторы советуют выбрать групповые занятия и курсы.
Фото: globallookpress.com
Что можно изучить за один час с инструктором:
- основную стойку,
- падение и вставание,
- элементарные движения на плоскости,
- скольжение по склону,
- торможение.
На следующих занятиях осваиваются повороты, боковое соскальзывание, траверс и катание на параллельных лыжах с выездом на зеленые и синие трассы.
Более опытные лыжники обращаются к инструктору, чтобы совершенствовать технику, изучить новый стиль катания, прокатиться по сложным и неподготовленным склонам.
Как заниматься: индивидуально или в группе? Бытует мнение, что персональные занятия лучше из-за большего внимания к ученику. Но вся наша жизнь проходит в обществе – детский сад, школа, кружки, вуз. Горные лыжи — не исключение. Ошибки у всех примерно одинаковые, а если есть особенности в технике ученика, то инструктор даст рекомендации. Выбирайте групповые занятия и курсы. Это сэкономит бюджет и расширит круг единомышленников.
Каким должен быть стиль катания
Для достижения безопасного и красивого катания стоит начать обучение с самых простых стилей, постепенно переходя к более сложным техникам.
- «Плуг» — для начинающих, позволяет контролировать скорость и прочувствовать все фазы поворота.
- Карвинг начального уровня (смешанный), при котором ведение поворота происходит на параллельных лыжах, а скольжение по линии склона в «плуге». Помогает легче перейти на параллельную технику.
- Базовая техника с проскальзыванием на параллельных лыжах. С ее помощью уже можно преодолевать склоны любой сложности и не набирать большую скорость.
- Карвинг на кантах – скоростной стиль, при котором остается резаный след на склоне, подходит для продвинутых лыжников.
- Фрирайд и могул – техники катания для любителей неподготовленных склонов, где требуется хорошая подготовка.
- Телемарк – старейший и красивый стиль позволяет путешествовать вне подъемников. Необходимо специальное снаряжение.
- Фристайл – выполнение трюков в оборудованных местах с трамплинами и различными фигурами.
Разнообразие стилей способствует развитию навыков катания на долгое время, не теряя интерес к горным лыжам.
Что надо учесть при обучении детей
Занятия с детьми значительно отличаются от обучения с взрослыми. Необходимо принимать во внимание физические и психологические особенности детского возраста, особенно до 7 лет. В этот ранний период дети не понимают цели катания, а просто радуются возможности скатиться с горы на высокой скорости. Кстати, о скорости: до 5 лет страх почти отсутствует, ребенок еще не понимает всех опасностей. Поэтому важно научить его контролировать скорость, останавливаться и выполнять повороты на склоне.
Объяснять ребенку сложные технические элементы надо через игровые упражнения, образы и ассоциации. Например: маленький зайчик едет на поезде – это параллельные лыжи колени согнуты; большой медведь сел на корабль – “плуг” и торможение. А личный показ лучше всяких объяснений.
Важно научить детей контролировать скорость, останавливаться и выполнять повороты на склоне.
Фото: Снежная Академия
Обучение можно начинать с 3 лет, но получение результата будет более длительным. В этом возрасте у ребенка небольшой запас двигательных навыков и еще не окончательно сформировался вестибулярный аппарат. Наберитесь терпения, и тогда малыш порадует успехами.
Часто можно увидеть на склонах, как родители сами учат детей катанию на горных лыжах. Если вы уверены в своих педагогических способностях, это очень круто, но иногда ребенок не воспринимает родителей как учителей и расслабляется с ними на горе. А с инструктором ребята более собраны и внимательны. Профессионал владеет детской методикой, доступно объясняет и следит за безопасностью.
Классификатор горных лыж: карвинговые, универсальные, фрирайдные
Существует не одна условная классификация горных лыж, имеющая право на жизнь. Более того, сами производители от сезона к сезону зачастую делают рокировку своих моделей, перемещают их в каталогах из одной категории в другую. Представляем условную классификацию от нашего эксперта Сергея Гарибова, которая поможет сориентироваться в разновидностях горных лыж и каталогах производителей.
Карвинговые горные лыжи
Резаный поворот в исполнении прорайдера Fischer Александра Гордеева.
Карвинговые (трассовые) горные лыжи — тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам (on piste). Такие лыжи повторяют геометрию спортивных лыж, однако они более комфортные, более мягкие на прогиб и не такие жёсткие торсионно, не такие «строгие» (то есть «прощают» некоторые ошибки), как спортивные лыжи.
Такие лыжи обеспечивают возможность катания глубокими дугами, короткими или широкими. Обычно ширина талии трассовой лыжи находится в пределах 68-78 мм. Трассовые лыжи имеют глубокий боковой вырез — радиус поворота лыжи от 10 до 19 метров.
Что такое карвинг
Теоретически, для хорошей трассовой лыжи такая геометрия вместе с правильным распределением жёсткости лыжи обеспечивает ей лёгкость вхождения в поворот и возможность проходить весь склон «на кантах», без проскальзывания лыжи вбок. Эта техника выполнения поворота (без бокового проскальзывания) называется «карвинг» и считается современной горнолыжной техникой. Возникла она вместе с появлением карвинговых лыж (лыж с глубоким боковым вырезом) во второй половине 1990-х. Как сейчас принято говорить, на рубеже веков в горных лыжах произошла «карвинговая революция». При катании на карвинговых лыжах горнолыжник более равномерно загружает обе лыжи в отличие от классической техники с нагрузкой в повороте на одну, внешнюю к повороту, лыжу. При катании на современных лыжах в среднем 60% нагрузки ид`т на внешнюю в повороте лыжу, 40% — на внутреннюю.
Переход к карвинговым лыжам привёл к нескольким серьезным последствиям:
- Упростилось первоначальное обучение горнолыжной технике, и, соответственно, выросло количество горнолыжников.
- Увеличилась средняя контролируемая скорость горнолыжников и вообще возможности лыжников на склоне и, соответственно, удовольствие от катания.
- Уменьшился отток горнолыжников в сноубординг (тут ещё сыграло роль одновременное появление широких лыж и твинтипов).
Саша Гордеев карвит на фрирайдных (!) лыжах Fischer Big Stix 122 (ростовка 190 см, радиус поворота 20 м).
Для чего нужны карвинговые лыжи
Карвинговые лыжи идеально подходят для первоначального обучения горнолыжной технике. Если человек имеет хорошие физические данные, реально настроен и хочет научиться кататься, ему надо помочь в его намерении, подобрав ему «правильные» лыжи. В каком смысле «правильные»? В таком, чтобы лыжи сами помогали ему осваивать современную горнолыжную технику — технику резаного поворота, то есть карвинг.
Трассовые (карвинговые) лыжи хорошо подходят для катания на мягком или жёстком (ледянистом) подготовленном склоне, но не для катания по глубокому или неподготовленному снегу.
Для начинающих и продолжающих горнолыжников карвинговые лыжи выбирают обычно на 10-20 см короче роста горнолыжника (в зависимости от веса лыжника, его опыта, скорости катания и предпочтительного радиуса поворотов). Для опытных лыжников для катания в горах большими дугами на больших скоростях выбираются лыжи в рост и выше на 10-20 см с большим (15-20 метров) радиусом поворота. На небольших склонах и частых поворотах — короткие лыжи (меньше роста) и с радиусом 10-13 метров.
Дело в том, что кроме всех вышеупомянутых классификаций, ВСЕ лыжи делятся на три больших класса:
- Лыжи, которые хорошо выполняют резаный поворот, хорошо карвят.
Это, в первую очередь, спортивные лыжи (race), экспертные трассовые лыжи, трассовые лыжи для продвинутых лыжников, иногда (лучшие) трассовые лыжи для продолжающих и начинающих лыжников. То есть эти лыжи предназначены для тех, кто любит скорость на подготовленном склоне.
- Лыжи, которые хорошо идут с боковым проскальзыванием.
Ко второму классу обычно относятся все лыжи для начинающих, для детей, для всех, кто хочет кататься на низких скоростях. Эти лыжи приспособлены для того, чтобы контролировать скорость с помощью бокового соскальзывания. В этот же класс попадает большинство фрирайдных лыж, парковые лыжи, большая часть универсальных (All mountain) лыж. Фрирайдеры и универсальные лыжники экспертного уровня, катающиеся на огромных скоростях в сложных снежных условиях тоже нуждаются в контроле скорости с помощью бокового проскальзывания.
- Лыжи универсальные по технике, то есть отлично карвят и при этом легко идут повороты с боковым соскальзыванием.
К третьему классу относится небольшое количество лучших трассовых и универсальных (All mountain) лыж и ещё меньшее количество фрирайдных лыж.
Универсальные горные лыжи (All mountain)
Автор статьи Сергей Гарибов.
Большинство лыжников хотят иметь одну пару лыж «для всего». Это нормальное желание для любого «нормального» (среднего) лыжника, чтобы во время поездки в горы на этих лыжах можно было и по трассе прохватить, и по буграм поскакать, и, если вдруг снег выпадет, за пределы трасс выбраться. Надо себе признаться, что таких лыжников — большинство. Для них производители и делают этот самый массовый класс лыж.
All-mountain / All-terrain / Allround skis — универсальные горные лыжи. Они достаточно хорошо себя ведут на утрамбованных ратраком склонах, также они прекрасно ведут себя на разбитых склонах, на мягких буграх и в неглубокой целине. Однако в каждой из этих ситуаций они значительно уступают специализированным моделям.
Ширина талии универсальных лыж обычно в пределах 78-100 мм. Радиус поворота этих лыж обычно варьируется от 13 до 21 метров. Длина универсальных лыж обычно подбирается в диапазоне рост горнолыжника +/-10 см. Класс этих лыж достаточно разнообразен, потому что само понятие универсальности каждый толкует по-своему. Для кого-то важнее поведение на подготовленном склоне, для кого-то — на буграх, поэтому достаточно сложно сформулировать общие для класса свойства универсальных лыж. Но я попробую 🙂
Ширина универсальных лыж
Ширина лыжи 78-100 мм — однозначно больше, чем у лыжи для подготовленных склонов, но меньше, чем у фрирайдной лыжи. То есть на этих лыжах легче кататься в неглубокой целине, чем на трассовых лыжах, но гораздо труднее, чем на фрирайдных. Чем больше нацеленность универсальных лыж за пределы трассы, тем шире талия. Золотой серединой для экспертных универсальных лыж я считаю талию в 86-95 мм. При такой ширине лыжи все еще достаточно легко и быстро перекантовываются, позволяя карвить, и в то же время, эта ширина вполне достаточна для катания в легкой альпийской целине.
Универсальность по технике и боковой вырез
Универсальные лыжи должны быть универсальны не только в плане поверхности, по которой предстоит кататься, но и по технике катания. То есть на лыжах должно быть легко кататься не только современной карвинговой техникой (резанные повороты), но и «классикой» (повороты с боковым проскальзыванием, контролирующие повороты, «годиль-торможение»). Для этого зачастую используется технология прогрессивного бокового выреза, который дает агрессивный вход в поворот на жестком склоне, прощающее поведение в целине и разбитом снегу.
Благодаря прогрессивному боковому вырезу лыжестроителям удалось объединить агрессивную геометрию с широкой талией. Стандартный боковой вырез является фрагментом дуги правильной окружности. Другими словами, радиус бокового выреза остается неизменным в любой его точке, от носа лыжи до ее хвоста. Это хорошо работает на лыжах с узкой талией, но становится проблемой на широких лыжах, особенно на сложном снегу.
Прогрессивный боковой вырез, в свою очередь, имеет более сложную форму — его радиус увеличивается при движении от носа лыжи к ее хвосту. В результате, благодаря уменьшенному радиусу передней части бокового выреза мы получаем уверенный и быстрый вход в поворот на жестком подготовленном склоне, тогда как увеличенный радиус задней части бокового выреза обеспечивает более прощающее поведение и менее агрессивную форму поворота, что упрощает сброс пяток в разбитом снегу и целине.
В связи с этим эти лыжи обычно хуже приспособлены для первоначального обучения новичков современной горнолыжной технике, чем трассовые модели. Новички очень боятся скорости, а универсальные лыжи провоцируют их делать повороты с боковым проскальзыванием и мешают закреплению карвинговых навыков, которые считаются базовыми в современной горнолыжной технике. Гораздо проще научиться сначала карвингу, а потом освоить «классику», чем наоборот. Я хочу сказать, что обычно хорошие универсальные лыжи предназначены для уровня не ниже продолжающих и продвинутых лыжников.
Радиус поворота
Радиус поворота средний, наиболее распространен радиус 15-16 метров. Больше, чем на слаломных лыжах, но меньше, чем на лыжах для слалом-гиганта или фрирайда.
Рокер на универсальных лыжах
В последнее время на всех лыжах (в том числе и на карвинговых) используется технология рокер. На универсальных лыжах он тоже обычно используется для того, чтобы увеличить проходимость, стабильность лыж при езде по разбитым склонам и плавучесть лыжи при выезде в целину.
В чем же отличие рокера на универсальных лыжах? Ответ прост: на универсальных лыжах зона раннего подъема носка короче, чем на фрирайдных лыжах (обычно не превышает 300 мм, на фрирайдных лыжах легко достигает 500-700 мм) и высота подъема носка меньше, чем на фрирайдных лыжах. Рокер на универсальных лыжах бывает как передний (Tip Rocker), так и двойной (Double Rocker), реже используется низкопрофильный полный рокер (Full Rocker Low использует Volkl в своих All mountain лыжах).
Для чего нужны универсальные лыжи
По большому счёту, All-mountain лыжи можно охарактеризовать двумя словами: лыжи идеально подходят для разбитых склонов (Чегет, Домбай, Альпийские курорты после 13:00 по среднеевропейскому времени).
Лыжи для фрирайда
Руководитель отдела маркетинга компании Fischer Александр Каниовский на фрирайде в Заальбахе.
Фрирайд (англ. Freeride) — катание на горных лыжах или сноуборде вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии.
Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности горных лыж и сноуборда. Вместе с тем, внетрассовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например, возможность схода лавин. Новичкам не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует иметь определенные навыки владения техникой катания.