Менеджмент для школьников
Основы тайм-менеджмента для детей
Научить ребёнка самоорганизации – одна из основных головоломок родителей. Особенно в современном, динамично устроенном мире, когда рынок предлагает так много интересных мест для пробы своих возможностей в индустрии образования и развлечений (кружки, секции, клубы, мастерские, курсы и т.д.).
Действительно, как важно, научиться все успевать! При этом родителю необходимо учесть и те аспекты, которые связаны со здоровьем и самооценкой ребёнка, чтобы не нанести вред его эмоциональному состоянию. В помощь современным родителям лучшие техники тайм-менеджмента, которые работают в любом возрасте… Рекомендую проверить на себе.
Для этого возьмите большой лист (подойдет даже кусок ненужных обоев). От края до края проведите горизонтальную линию чуть выше середины листа, чтобы получилось 2 части – сверху и снизу. Нижнюю часть разделите вертикальной линией пополам. Всего – 3 части (одна большая наверху и две поменьше внизу). С вечера вместе с ребёнком запишите или зарисуйте на лист все его завтрашние дела: на большей части – школьные (уроки), на других – домашние, и внешкольные (кружки, секции, экскурсии). Сначала обозначьте дела, имеющие фиксированное время в течение дня (школу и кружки). Также обязательно укажите время завтрака, обеда, ужина и отхода ко сну. Затем – дела без конкретного времени, но в порядке их выполнения. Повесьте список на видное место для ребенка, на холодильник или шкаф. После выполнения дела, ребёнок ставит галочку рядом с делом. Обсудите с ребёнком те промежутки времени, когда ему необходимо делать уроки и когда можно пригласить друга в гости, пойти гулять, поиграть в компьютер, посмотреть телевизор и т.п.
- «Приручить слона»
В тайм-менеджменте большие дела называются «слонами». Название данной техники сразу интригует детей и настраивает на игровой лад. Слон, как дикое животное, приручается постепенно, для этого нужно разделить большое дело-слон на небольшие части и ежедневно (или постепенно) выполнять по кусочку. Возьмите рисунок большого слона и объясните ребёнку, что слон доверится новой дружбе не сразу, сначала приблизит хобот, затем покачает головой, потом ноги сделают первые шаги в сторону ребёнка и т.п. Пусть ребёнок выполнив часть дела, закрасит (заштрихует) соответствующую часть тела слона. Эти маленькие шаги обязательно должны быть отражены в списке ежедневных дел (в плане) ребёнка.
- «Сыр и мыши»
Многие дела ребёнка могут быть с легкостью выполнены благодаря этой технике. Объясните ребёнку, что он помогает мышам справиться с сыром. Например, перед ребёнком стоит задача: убрать в своей комнате. Совсем необязательно тратить на это множество временного ресурса и делать всё одним действием. Главное определить количество микродел и выполнить их, так, между прочим. Итак, мышки проделывают «дыры» в деле. «Дыры» — это задачи быстрого реагирования, они могут потребовать всего 3-5 минут. Соответственно, образовалось у ребёнка 10 минут свободного времени, то можно помочь 2-3 мышкам (протереть пыль на полке, собрать портфель и т.п.)
- «Поймать лягушку»
На Западе давно имеется изречение, которое очень хорошо используется при выполнении различных дел. «Если каждое утро вам приходиться съедать живую лягушку, вы весь день после этого можете довольствоваться сознанием, что, вероятно, ничего худшего с вами сегодня уже не случится».
«Лягушки» – это самые нелюбимые и нудные дела, которые мы все стремимся отложить в долгий ящик. У детей это, как правило, уроки или дела по дому. Родители обычно о них хорошо осведомлены. Суть техники в том, чтобы эти самые дела поставить в приоритет и сделать их как можно скорее, «поймав лягушку». Если дать лягушке «ускакать», то от этого становится только хуже, ведь проблема никуда не денется, а разрастётся, как «снежный ком», и будет портить нам настроение. Важно научить детей обращать внимание на «лягушек» и тут же стараться их поймать.
- «Воры времени»
Избавляемся от «воров» времени. В этом вам поможет наблюдение за ребёнком. Что его отвлекает – во время уроков, еды, и т.д. Не спешите сразу обвинять ребёнка в медлительности или лени. Причин может быть несколько – слишком много предметов или шумов, отвлекающих внимание, лень в том числе, усталость, отсутствие чувства времени и навыка планирования. Что делать? Ограничивать время на выполнение задания; учить заниматься только одним делом от начала и до конца; учить ребёнка замечать поглотителей («воров») времени и проходить мимо них; вводить правила в семье – обед без телевизора, и т.п.
Небольшой секрет: на любое занятие тратится ровно столько времени, сколько на него отводится. Если вы ставите ребёнку часы на 20 минут и говорите, что после задания он сможет заняться любимым делом, то оно абсолютно точно будет сделано за это время. Если вы позволяете ребёнку делать задания «в свободном режиме», то он может делать их часами, выводя вас из равновесия.
- «Капитан корабля»
Подскажите ребёнку, что бывают такие дела, задания и задачи, которые можно выполнять совместно (с друзьями или семьёй). Ребёнок, как капитан, определяет круг таких дел, приглашает в команду нужных людей, распределяет зоны ответственности каждого, выносит на общее обсуждение. К таким делам может относиться, например, творческое планирование Дня Рождения ребёнка (его друга или родственника). Когда задача разделяется на подзадачи и делегируется соисполнителям, то и размерность задачи уменьшается, а её решение упрощается.
- «Сделал дело – гуляй смело»
Необходимо учить ребёнка преодолевать откладывание дел на потом. У данного явления есть свои причины: страх не суметь сделать, скука, неуверенность в важности дела, лень. Конечно, с каждой из этих причин нужно работать отдельно. Однако в школьной жизни очень часто встречается такое явление, когда ученику задано объемное задание, а он его все откладывает, и откладывает, не желая за него браться в силу страха не справиться или просто из нежелания его делать. В этом поможет дисциплина, разумная организация труда и отдыха. Самый лучший отдых для школьника – днём на свежем воздухе и ночью в своей кровати. Сон должен быть достаточным – не менее, но и не намного более, 9 часов. Ежедневная прогулка даёт максимальное переключение от уроков, обогащает мозг кислородом, обеспечивает распределение нагрузки на организм, дарит положительные эмоции. Поэтому стремитесь к тому, чтобы эти 2 составляющих никогда не шли в ущерб урокам.
- «Семейное планирование»
Планируйте выходные, каникулы, праздники вместе с ребёнком. Повесьте на холодильник лист, и пусть каждый в течение недели записывает то, чем хотел бы заняться в выходные (или на каникулах). В пятницу вы садитесь и решаете, какой вариант выбрать. Обсуждайте за обеденным столом свои успехи в планировании, рассказывайте ребёнку, сколько всего вы успели и чего не успели и почему. Что вам дало планирование дня. Именно в такие моменты ребёнок приобретает ценнейший опыт планирования, осознаёт, зачем нужны все эти списки и таблицы.
- «Добрые напоминалочки»
Напоминать – это хорошо! Не надейтесь на то, что ребёнок сразу начнёт использовать весь предложенный инструментарий. Поэтому оставляйте ему напоминалки о том или ином деле, которое нужно выполнить (стикеры, записочки, смс-сообщения).
- «Делай как Я!»
Для того чтобы ребёнок начал ценить время, родители должны стать для него примером в этом вопросе. Если в семье время не ценят и не планируют, то требовать от ребёнка правильно распоряжаться своим временем – бесперспективно. Часто детское восприятие и научение строится на подражании взрослому. Учтите этот факт!
Ребёнка нужно мотивировать. При этом постараться не стать заложниками мотивации, не вырастить в ребёнке потребители, которому за каждое реализованное дело будет нужно всё больше и больше. Нематериальная мотивация – самая благоприятная (совместное дело, похвала, искренняя благодарность, небольшой подарок и т.п.). Старайтесь организовать процесс в форме игры, сделайте его максимально веселым и интересным. Используйте картинки, рисунки, схемы, магниты, все, что поможет вовлечь ребёнка.
Обязательно хвалите ребёнка! Обращайте внимание на те дела, которые он успел сделать, а не на те, что пропустил. И не перегибайте палку, ведь инструменты должны остаться инструментами, делая жизнь школьника проще и веселее.
Тайм менеджмент для школьников
Сегодня мы будем разбираться в понятии, о котором не говорит сейчас только ленивый. Тайм менеджмент – звучит интересно, необычно и современно. А причем тут лень, время и школа – читайте далее!
Что такое тайм менеджмент?
В переводе с английского это значит искусство управления временем.
Мало уметь управлять временем. Важно, чтобы ваши действия были эффективными.
Благодаря тайм менеджменту можно научиться грамотно использовать свое время и работать более продуктивно.
Распределение времени и причем тут школьники
Любому человеку необходимо учиться планировать свое время. Обучаться тайм менеджменту нужно. Просто примите это как данность. Почему? Всё очень просто.
Человеческий мозг так устроен, что, если мы просто «держим в голове» нужные дела, часть из них мы переносим на попозже. Про некоторые дела вовсе забываем. Если все расписано конкретно по пунктам, то забыть или перенести задачу на другой день уже сложнее.
Кстати, про конкретику – это важно. Если у вас в плане написано «убраться дома» — мозг не понимает, что именно от него хотят. Протереть пыль, пропылесосить, постирать вещи?
Одно из главных правил, помимо наличия плана — конкретика.
Зачем школьникам необходимо учиться управлять временем?
Все мы прекрасно понимаем, что у большинства школьников кроме собственно посещения школы есть еще масса того, что ему нужно успеть сделать за день. Домашние задания, кружки. В средней и старшей школе добавляется подготовка к экзаменам…
Так много всего, и это нужно успеть меньше, чем за 24 часа – про сон забывать тоже нельзя.
Поэтому без четкого плана и определенной последовательности действий – никуда!
Советы по планированию своего дня для школьников
Вот 10 советов – по планированию. Составим план недели.
- Сначала напишите все то, что необходимо выполнить
- Напишите, к какому типу относится работа (учеба, помощь по дому и т.д.)
- Выделите дедлайн сдачи работы
- Оцените, сколько времени займёт выполнение этой работы
- Теперь разделите лист на 7 частей – это дни недели. Мы будем распределять дела по дням.
- Сначала отметьте жёсткое расписание – школа, посещение кружков – то есть дела, которые нужно выполнить в определенный срок.
- В плане на каждый день не забудете о времени на отдых и сон – расписывать все дела на 22 часа из 24 в сутки – плохая идея
- Учитывайте, что некоторые дела могут занять больше времени, чем вы рассчитывали. В вашем плане должно быть несколько промежутков на случай таких ситуаций
- Дальше – размещаем план на видное место и действуем. Проверяйте список дел по ходу его выполнения, смотрите, эффективно ли вы продвигаетесь.
- Если понимаете, что за полдня или за день вы сделали крайне мало, стоит выделить причины этого и перестроить расписание
Слушайте свой организм. От переработки вы продуктивнее не станете. Если чувствуете, что не можете продолжить работу из-за сильной усталости, лучше отдохнуть.
Помощь родителей в организации времени
Планировать свой день более-менее грамотно, подростки уже в принципе в состоянии. Хотя и не всегда.
А что делать с более младшими детьми, которым планировать свой день тоже важно.
Отмечу, что здесь речь будет идти о детях, которые уже учатся и пытаются распоряжаться своим свободным временем. С этого нужно начать.
Чтобы ребенок научился планированию времени, то есть овладел искусством тайм менеджмента, он должен делать это сам.
Эффективная помощь школьникам. Учимся распоряжаться временем.
- Составлять расписание на неделю вместе – родитель для себя, ребенок для себя. Когда это делятся вместе подростки наглядно видят, что для мамы и папы так же важно планирование.
- Составлять расписание на день, тоже вместе. Проследите, чтобы в расписание ребёнок внёс кружки, выполнение домашних заданий, просмотр мультиков и игры — все то, чем он хочет заниматься
- Показывайте пример
Ребенок должен видеть, что планирование важно для Вас. Покажите ему свой ежедневник, заполненный планами, объясните, как вы пользуйтесь знаниями о тайм менеджменте и так Вы успеваете гораздо больше - Мотивируйте
В этом случае хорошо работает система поощрения. Можно договориться, что за определенное количество выполненных задач он получает сюрприз. Можно придумать своего рода игру, где для прохождения каждого уровня количество «галочек», то есть выполненных дел, увеличивается. - Помогайте ребенку выполнять сложные задачи
Их называют «лягушками». Объясните, что «лягушек» лучше выполнять как можно раньше днем, чтобы ближе к вечеру оставались легкие и приятные задачи. Это гораздо продуктивнее. Если задача кажется ребенку невыполнимой, уточните, как Вы можете помочь и помогите.
Ответьте на несколько вопросов теста и узнайте, насколько ваш ребёнок умеет управлять своим временем!
Упражнения по тайм менеджменту
Эти упражнения касаются в основном постановки целей и выделения приоритетов. Потому что при планировании времени с этого стоит начинать.
- Важное – срочное: убираем лишнее
То, что нужно сделать прямо сейчас – уже пришёл дедлайн.
Пример – завтра сдать реферат
Рекомендация – лучше держать её пустой, потому что обязательно в жизни появится какое-то непредвиденное срочное дело.
То, что нужно сделать, но на это есть достаточно времени.
Пример – надо сдать реферат через месяц
Рекомендация – все важные дела по достижению ваших целей нужно держать здесь.
То, что нужно сделать сейчас, это не продвигает тебя к цели, но выполнить придётся.
Пример – ты не запланировал прогулку с собакой. А ей очень нужно именно сейчас на улицу.
Рекомендация – тоже стоит держать пустой, лучше дела планировать. Странно, но дела в этой колонке в течении дня всё равно будут появляться.
Не срочное Неважное
То что делать не очень-то и надо вообще, по сути не твои дела.
Пример – просмотр так себе передачи по ТВ и т.д
Рекомендация – когда у тебя появляется новое дело, стоит проверить, не попадает ли оно сюда. Если да, то стоит его вычеркнуть из расписания, не тратить на это время вообще.
Важный момент – отдых является ВАЖНЫМ делом. Он не относится к этой колонке.
Смысл этого способа в том, что нужно представить, что вам дали 86 400 долларов. Их можно тратить их только на различные активности: занятия танцами, уроки иностранных языков или работу над каким-либо личным проектом. В конце дня эти деньги списываются независимо от того, на что вы их потратили, соответственно, копить их невозможно. Нужно подумать, на что бы вы потратили эти деньги и записать это. Речь на самомом деле речь идет не о деньгах. Каждый день мы абсолютно бесплатно получаем на свой счет 86 400 секунд, которые можем потратить на что угодно. Сравните то, как вы тратите свои бесценные секунды с тем, как вы потратили бы виртуальные доллары из упражнения. А еще подумайте, куда можно инвестировать доступные вам сейчас секунды, которые нельзя отложить «на потом». В будущем они или принесут вам какую-то пользу, или нет – все решаете вы.
Постановка целей в тайм менеджменте – тоже достаточно важная вещь. Ведь как можно планировать свое время без осознания того, зачем это нужно? В определении своих целей помогает именно эта методика – SMART. Каждая буква расшифровывается следующим образом:
S – specific – цель должна быть конкретной
M – measurable – цель должна быть измеримой
A – achievable – цель должна быть достижимой
R – relevant – цель должна согласовываться с другими целями
T – timed – цель должна быть ограниченной во времени
То есть: вы должны понимать четкую цель. Например, уборка по дому, про которую мы уже говорили. Затем важно осознавать, как станет понятно, что вы достигли эту цель. Причем, цель не должна быть заоблачной и невыполнимой. И при постановке задачи стоит учесть — одна цель не может противоречить другим. Вы должны знать, в какое именно время она должны быть выполнена. В противном случае достижение цели может затянуться.
На тренингах по тайм менеджменту с подростками в центре К.О.Т. мы часто используем упражнение «Исполнитель желаний». Оно помогает понять, как важно четко формулировать цели. Подумайте, как по-разному может исполниться желание «Я хочу собаку…»?
Это и непростые задания — только первый этап. За выделением важных дел и постановкой целей идёт грамотное составление расписания подростков.
Упражнение по планированию достижения цели – пицца.
Едим пиццу по кусочкам.
Для чего: чтобы достигнуть средних целей, которые можно разделить на этапы. В этой технике нет строгой зависимости в последовательности выполнения этапов.
Пример: генеральная уборка дома, выполнение домашней работы по разным предметам и так далее.
Описание техники: Надо нарисовать пиццу и подписать её название – это цель, или большое дело, которое надо сделать.
Дальше надо разделить её на кусочки. Каждый кусочек подписать и определить результат – как можно понять, что кусок съеден, а дело – сделано.
Пример: для того, чтобы убраться дома, нужно вытереть пыль, разобрать вещи в шкафу, помыть полы, протереть окна.
Достижение маленьких целей – этапов должны быть максимально простыми и понятными
Обычно пицца — это средние дела, с которыми в несколько этапов модно справиться самому. Конечно, пиццей можно делиться, то есть просить помощи. Но это не обязательно.
Попробуйте выполнить с подростком эти упражнения. Они не простые, он очень важные. Даже взрослым порой сложно верно расставить приоритеты. Если не использовать тайм менеджмент, время может буквально убегать в никуда. А человек не достигнет желаемой цели.
Как школьнику научиться управлять временем?
Это один из самых важных навыков, который нужно использовать каждый день.
Особенно это актуально для школьников, которые только учатся планировать свою жизнь.
Благодаря тайм менеджменту можно хорошо организовать себя. Повышается продуктивность, качество жизни меняется в лучшую сторону!
Заниматься со школьниками этим вопросом необходимо. В тренинг центре К.О.Т. разработана специальная программа «Управляй временем» для обучения тайм менеджменту. Здесь дети и подростки освоят навыки постановки целей, составления расписания. Она успешно проводится с 2008 года и постоянно совершенствуется. Особенно важно, что родители детей постоянно общаются с тренером и тоже обучаются техникам ай менеджмента. Ведь поддержка родителей — огромная часть успеха ребёнка. Записаться и узнать больше о курсе просто – заполнить заявку на сайте или позвонить по телефону +7 495 135 15 45
Удачи вам и вашему ребенку в освоении искусства тайм менеджмента! Достигать своих целей и жить полной жизнью – это ли не показатель счастья и успеха?
Тайм-менеджмент для подростков. Как подружить лень и кучу дел?
Фраза «У меня нет времени» молодеет с каждым годом. На вечную занятость теперь жалуются и поглощенные работой взрослые, и школьники, захваченные всевозможными кружками, курсами, соцсетями и интернетом.
Если до определенного возраста временем ребенка еще можно распоряжаться и влиять на распорядок дня, то годам к 13-14 это становится почти невыполнимой задачей. И в этот момент не стоит пытаться вернуть былое влияние или ужесточить контроль. Гораздо полезнее научить подростка распоряжаться временем правильно и познакомить его с таким понятием как «тайм-менеджмент».
Тайм менеджмент для взрослых = тайм-менеджмент для подростков?
Ответим сразу: нет. Многие «взрослые» техники предлагают слишком жесткие методы. Ну не сможете вы доказать ребенку, что он должен ограничивать свое общение в соцсетях, закрыть диалоги с друзьями или совсем отказаться от игр, потому что учеба важнее.
Лучше научите их сознательнее и быстрее справляться с делами насущными, чтобы они могли позволить себе отдых. И вот для этого можно подсмотреть у экспертов взрослого тайм-менеджмента что-то интересное.
«Что мне вообще нужно сделать?»
Нам часто кажется, что всю нужную информацию мы можем удержать в голове. Это неправильно. В любом возрасте. Потому что так мы загружаем рабочую память и, если говорить совсем просто, нам становится сложнее думать и действовать. В нашей голове царит хаос из дел нерешенных, недодуманных, забытых, и он мешает осознать, чем мы занимаемся в данный момент.
Школьникам бороться с этим хаосом должен помогать дневник, но не все любят в него заглядывать. Дневник (особенно с двойками) вызывает неприятные ассоциации. Чтобы от них избавиться, можно попробовать завести дневник «Личных дел». Это может быть красивый блокнот или даже специальная программа вроде Todoist. В этой аналогии с рабочим ежедневником не будет двоек и будет приятное ощущение взрослости.
Но заполнять его пока рано. Для начала научимся понимать, что вообще нужно сделать в этот день/неделю/месяц. Для этого попробуем «разгружать рабочую память».
Разгружаем рабочую память и создаем список дел
Два метода для этого мы подсмотрели у Максима Дорофеева, а он подсмотрел у других хороших авторов.
Первый – «Метод созерцания точки» – у Андрея Швецова. Все что нужно – это взять листок, ручку, расположиться поудобнее и попытаться сконцентрироваться на одной точке. Мозг быстро посчитает это занятие скучным и внимание начнет переключаться на что-то другое. Именно это нам и нужно. Записывать нужно все, что приходит в голову – так и получится список того, что имеет значение в данный момент.
Всплывать в процессе будут и невыученные уроки, и внеклассные занятия, и просто желания поиграть или встретиться с друзьями. На листке должно оказаться все – разбираться будем позже.
Второй метод – «Метод спусковых крючков» – придумал Дэвид Аллен. Он чуть сложнее, чем первый. Теперь мысли в голову посылает не наше рассеянное внимание, а список определенных слов. Во взрослом списке это «работа», «домашние дела», «спорт» и т.д. В подростковом мы собрали слова, подходящие по возрасту. Скачать такой список можно здесь .
Как им пользоваться?
- Сядьте в спокойном тихом месте, где вы сможете хотя бы десять минут побыть в тишине (лучше, если это место будет далеко от компьютера и смартфона).
- Положите перед собой белый лист бумаги — туда вы будете записывать все возникающее в голове.
- Возьмите список спусковых крючков и начинайте неспешно и вдумчиво читать пункт за пунктом.
- Если тот или иной спусковой крючок сработает, напомнив вам о потенциально забытом деле, запишите это дело на листке и продолжайте читать список дальше.
- Когда список спусковых крючков закончится, оставайтесь на месте в течение трех-пяти минут. В этот момент из вашего сознания может всплыть что-то еще.
Отрывок из книги: Максим Дорофеев. «Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо».
Что это даст? После использования одного из методов, у подростка появится список актуальных дел.
«Этим я займусь завтра»
Список дел есть, но брать первое попавшееся и делать – не продуктивно. Для начала нужно поделить дела из списка хотя бы на три категории: сегодня, в течение недели, в течение месяца. Как показывает практика, последняя группа обычно превращается в «когда-нибудь». Делить можно с помощью коробочек, программ или того же листа бумаги. Главное, чтобы к задачам легко можно было вернуться.
Список разделили, теперь оформляем список в нашем дневнике «Личных дел». Здесь существует масса советов. Кто-то говорит не дробить дела на слишком мелкие пункты, другие утверждают, что задачи должны быть максимально разделены на шаги.
Мы предлагаем делать так, как вам удобно. Но лучше всего, если глядя на пункт в списке, сразу будет понятно как начать выполнять задание. Например, не просто «встретиться с Сережей», а «прийти на встречу с Сережей в понедельник в 17.30» или не просто «сделать ДЗ по математике», а «открыть учебник по математике на странице N и решить две задачи». Здесь можно обратиться к нелюбимому школьному дневнику.
Как составить такой список после разгрузки рабочей памяти – понятно. А что делать на следующий день? Можно опять разгрузить память и воспользоваться списком дел на неделю.
Что это даст? Подробный список дел на день с максимально понятными пунктами.
«А я точно все успею?»
Но как понять, сколько подросток может сделать за день? Как помочь ему не перегружать свой день, но и не давать излишне лениться? Нужно последить за продуктивностью с помощью таймера.
Попробуйте вместе засечь сколько времени уходит на выполнение стандартных действий. Например, на решение одной задачи по математике, упражнения по русскому языку или дз по литературе. Понятно, что задания могут быть разной сложности, но можно измерить их примерную продолжительность. Это поможет осознать, что домашнее задание, на самом деле, занимает не весь день. Стоит лишь разбить его на небольшие блоки и отключить на это время мобильный.
Докажем это на простом примере. Как вы думаете, сколько времени вы будете мыть 10 тарелок и 10 стаканов? 15 минут? 20 минут? Может быть 30?
Если засечь время с помощью таймера, то мы узнаем, что на мытье одной тарелки уходит 30 секунд, а стакана – примерно 40. Итого на такое количество посуды мы потратим около 12 минут.
Что нам дает эта информация? Теперь, когда мы увидим, что у нас есть свободные 12 минут. Например, перед приходом курьера или началом любимого сериала, мы сможем потратить их именно на мытье посуды, так как точно знаем сколько нам нужно времени.
Также развиваются события с домашним заданием. Если подросток знает, что одна задача по математике занимает примерно 15 минут, то он может спокойно взяться за нее, когда у него будет небольшой перерыв. Еще легче дела будут обстоять со чтением. Например, нужно прочитать параграф из 10 страниц. Одна страница занимает примерно минуту. Значит на параграф нужно всего 10.
Что кажется наиболее выполнимым «прочитать параграф» или «прочитать параграф за 10 минут»?
С помощью нехитрых подсчетов можно узнать сколько времени на выполнение всего дз понадобится в тот или иной день и планировать день с учетом нагрузки. Но все-таки собирать домашнее задание в один большой блок не рекомендуется: даже взрослым концентрации хватает максимум на 45 минут, а у подростков этот показатель еще ниже. Так что если вы решили посадить ребенка за стол часа на 3-4, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Лучше разбивайте время на блоки и закладывайте в них конкретные задачи. Например, 45 минут – 3 задачи по математике. Сделает быстрее, можно посидеть в телефоне, поиграть или двигаться дальше по списку дел. Ориентируйте ребенка не на потраченное время, а на результат.
Кстати, измерять время проведенное в телефоне тоже можно. Например, с помощью программы Moment. В ней есть семейный режим, в котором можно ограничить время подростка, потраченное на смартфон.
Но лучше все же действовать мирными методами и рекомендовать ребенку просто следить за тем, сколько времени он проводит в мобильном. После замера можно вместе придумать приятные дела, на которые можно потратить время вместо телефона.
Тайм-менеджмент для подростков руками родителей
Подведем итог. Что нужно сделать, чтобы помочь подростку познакомиться с тайм-менеджментом?
- Начните с приятного: купите ему красивый ежедневник или вместе выберите онлайн-программу для ведения списка дел;
- В выходные попробуйте вместе разгрузить рабочую память: выберите один из методов и предложите ребенку составить список актуальных дел. Важно, чтобы при этом свой список он составлял сам, а вы в это время занялись списком для себя;
- Опять же вместе разделите эти дела на три категории: сегодня (завтра, если делаете вечером)/ неделя/ месяц (или все-таки когда-нибудь);
- Составьте в ежедневнике или программе список дел на день с максимально понятными пунктами;
- Попробуйте выполнить его, а вечером обсудите сколько задач вам удалось сделать. Договоритесь, что до конца недели будете замерять время, которое тратите на ежедневные дела, с помощью таймера;
- В выходные снова разгрузите рабочую память, проанализируйте список получившихся дел и данные, которые измерили за неделю. Попробуйте составить список на следующий день/неделю более осознанно, ориентируясь на реальное время для выполнения задач;
- Повторяйте цепочку «разгрузить память – составить список дел – разделить на категории – составить расписание на день» каждую неделю. Можно выделять на это полчаса в воскресенье вечером.
Родителям не только можно, но и нужно участвовать в этом процессе. Во-первых, вы сохраните близость с подростком и будете понимать, чем он занимается. Во-вторых, научитесь или усовершенствуете собственный тайм-менеджмент.
Чтобы развиваться в этом направлении, вы можете читать книги по теме (например, упоминаемого Максима Дорофеева, Глеба Архангельского, Дэвида Аллена и т.д.) и подписаться на наш блог, чтобы мы присылали вам новые статьи о полезных навыках для подростков.
Тайм-менеджмент для старшеклассников: 10 советов родителям
Чем старше ребёнок, тем больше у него задач и обязанностей. Особенно нелегко приходится девяти- и одиннадцатиклассникам, у которых на горизонте ОГЭ и ЕГЭ. Простой список дел вряд ли поможет навести порядок: у поколения Z (это дети, родившиеся после 2000 года) синдром дефицита внимания, помноженный на пресловутую подростковую лень. Необходим системный подход.
Совет 1. Поставьте цель
О чём мечтает ваш ребёнок? Быть бизнесменом? Стать чемпионом по плаванию? Или, может, поступить в лучший вуз страны? Обсудите с ним его желания и трансформируйте их в цели.
Цель — это путеводная звезда, стремясь к которой ребёнок будет прокладывать себе путь вперёд. Но она не должна быть абстрактной. Необходимы временные и качественные ограничения.
Заниматься бизнесменом → заработать своим делом тысячу долларов к 2023 году. Стать чемпионом → к следующей Олимпиаде выполнить норматив КМС. Поступить в вуз → набрать на ЕГЭ больше 80 баллов по нужным предметам.
Не все подростки могут ставить перед собой цели. Сядьте рядом и помогите ребёнку сформулировать. Если он не знает, чего хочет, а вы — как докопаться до истины, обратитесь к тьютору. Это специалист, который выявляет интересы ребёнка и помогает их реализовывать.
Совет 2. Составьте план
Когда путеводная звезда зажглась, необходимо наметить дорогу к цели. Звучит поэтично, но это сложная аналитическая работа. Проблема в том, что обычное планирование наводит на поколение Z тоску. Любая информация для них должна быть наглядной.
Предложите своему ребёнку «пирамиду Франклина».
Бенджамин Франклин разработал её в 20 лет и придерживался на протяжении всей жизни. Эта система организации времени помогла ему проделать путь от сына мыловара до выдающегося политика и дипломата.
Любишь жизнь? Тогда не теряй времени, ибо время — ткань, из которой состоит жизнь.
Совет 3. Расставьте приоритеты
В течение дня у подростка могут быть совершенно разные дела: от занятий с репетитором до выгула собаки. Важно, чтобы он научился расставлять задачи по приоритетности.
Например, в планах на день значится выучить 30 английских слов и помочь бабушке на даче. И то и другое здорово, но если цель стать лингвистом, очевидно, что прополка грядок может подождать.
Расскажите своему ребёнку про матрицу Эйзенхауэра. Этот инструмент поможет визуализировать безликий список дел. Не забывайте — поколению Z нельзя без наглядности.
Совет 4. Приучите ребёнка к дедлайнам
Работа заполняет всё отпущенное на неё время. Это доказано. Если вы договорились, что ребёнок напишет сочинение за неделю, он действительно, без халтуры, будет сочинять его семь дней.
У всех стоящих перед подростком задач должен быть срок выполнения. Настаивайте, чтобы в планах и расписании всегда стояли дедлайны, и следите, чтобы временные рамки не растягивались.
Совет 5. Боритесь с прокрастинацией
Прокрастинация — это откладывание на потом. Чаще всего подростки отмахиваются от того, что им не нравится. Например, уборка в комнате или чтение.
Неприятные дела в тайм-менеджменте называются лягушками. Договоритесь с ребёнком, что если он будет «съедать» по одной лягушке каждый день (раз в неделю или раз в месяц), то получит вознаграждение.
Например, убираешься в комнате каждую субботу, по воскресеньям ходишь в кино. Читаешь две книги в месяц, в последние выходные целый день играешь в компьютер.
Совет 6. Научите ребёнка не пасовать перед трудностями
Чем масштабнее задача, тем сложнее к ней приступить. Непонятно, с чего начать и хватит ли сил. Чтобы большие задачи не пугали, их нужно разбивать на более мелкие.
В тайм-менеджменте есть понятие «бифштекс из слона». Слон — это крупная задача, к которой сложно подступиться. Но даже его можно «съесть», если разрезать на куски. Например, прочитать «Войну и мир» гораздо проще, если включать в свой ежедневный план по одной главе книги.
Совет 7. Предложите ребёнку работать отрезками
Это называется метод «Помидора». Задача выполняется в течение определённого отрезка времени, затем следует короткий перерыв. Чтобы чередовать работу и отдых, используется таймер (изначально обычный кухонный в виде томата — отсюда и название).
Эту технику придумал студент Франческо Чирилло, когда понял, что не может на чём-то подолгу концентрироваться. У поколения Z такая же проблема: современные подростки хотят уловить максимум информации в минимальный срок. Метод «Помидора» может быть очень эффективным при выполнении домашних работ.
Совет 8. Выделяйте время на отдых
Этот совет вытекает из предыдущего. Без передышки подросток будет постоянно испытывать стресс и вскоре откажется от тайм-менеджмента.
Планировать нужно не только школьные или бытовые дела, но и отдых. Проанализируйте распорядок своего ребёнка: достаточно ли времени для сна, общения с друзьями и увлечений? Нет? Предложите доработать график. Важно, чтобы подросток знал: вы не хотите загнать его жёсткие в рамки, а управление временем не означает отсутствие развлечений.
Совет 9. Определись с помощниками
Z — это поколение гаджетов. Это неплохо. Просто они выросли в мультимедийной среде.
Если ваш ребёнок, как все подростки, не выпускает телефон из рук, логично установить туда приложения для тайм-менеджмента. Это может быть как обычный календарь от Google, так и специальные планировщики (Any.do, Timely, Wunderlist и другие).
Совет 10. Будьте примером
Вряд ли подросток заразится тайм-менеджментом, если его родители постоянно опаздывают и всё забывают. Прежде чем приучать ребёнка управлять временем, наведите порядок в своих делах. Тогда, скорее всего, и приучать не придётся. Дети мгновенно считывают примеры, которые показывает мама с папой.
Тайм менеджмент для младшего школьника
«Товарищ, запомни правило простое:
работаешь сидя – отдыхай стоя!»
Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня мы начнем разговор с вами об очень важной вещи – тайм-менеджменте. Тема это занимает сердца и мысли каждой мамы в декрете, но сегодня мы вспомним об этой чудо-науке в рамках работы с нашими младшими школьниками. Итак, почему родилась эта тема? Потому, что у меня растет второклашка, потому что я часто получаю письма, как сделать так, чтобы: (дальше на ваш выбор)
- ребенок вовремя делал уроки
- ребенок успевал сделать то-то
- ребенок не опаздывал
- ребенок не делал в последнюю ночь проект перед сдачей
А еще потому, что я обожаю тайм-менеджмент и все успеваю! (шутка, не все я успеваю, но я близка к этому )
Ну, довольно отступлений, давайте по сути. В чем наша с вами задача состоит? В том, чтобы научить наших младших школьников обращаться и распоряжаться своим временем на базовом уровне, научить их планировать!
Так как я люблю схемы, буду рисовать, можно?
Давайте посмотрим, какими шагам мы должны научить ребенка при знакомства с тайм-менеджментов.
Как вы видите из схемы, мы как по ступенькам должны пройти через мотивацию, планирование и контроль. Только так и только в таком порядке.
Начнем с мотивации, пожалуй, самой сложно части из всех.
Зачем мне учеба? Почему я должен делать уроки? Кому я должен?
А ведь и правда, почему мы всегда говорим должен делать? Кому должен? Учителю? Родителям? Когда я пошла в школу, мне мама сказала: «Учеба нужна тебе, мы свое образование получили. Если ты хочешь учиться – ты будешь, если не захочешь – мы заставить не сможем». И все! Уроков со мной никто не делал (ну один раз только, я попросила помочь, пожалела о своем решении и просить перестала и то это было классе в 7). Даша пошла у меня в школу с таким же напутствием, но она не я, и я не мои родители. Поэтому ситуации разные и Даша иногда просит о помощи, и я помогаю, но просит крайне редко, чаще это связано с уточнением формулировки задания (они правда написаны коряво иногда).
Так вот, мы должны донести до ребенка, что это надо ему. Только на днях читала рассказ мамы, которая учит сына дома. Она описывала, как мотивировала его. Несколько месяцев он не хотел ничего делать, абсолютно и она не трогала его. Потом она заметила, как он переписывается с кем-то и невзначай заметила, что важна в этом вопросе грамотность. И он стал спрашивать, как пишется то или иное слово и вот маленькими шажками они выучили правила русского языка. Вывод: мальчик понял, зачем ему они!
Другой пример, ребенок захотел себе купить планшет. Вопрос, сколько ему надо карманных денег копить, чтобы собрать на планшет, с учетом того, что иногда что-то купить по мелочи хочется. Нужна математика!
Примеры простые, но малышам такие и нужны, наглядные! Только лучше не тыкать их носом в эти примеры, как котят, которые лужу в коридоре надули, а рассказывать как бы истории из жизни (я знала мальчика, у меня была подруга и она и т.д. и т.п.). Понимаете?
Тебе надо учиться, потому что без знаний ты никто! Потому, что тогда ты будешь дворником! Кстати, часто слышу именно это. Но разве дворник плохая профессия? Разве человек, который делает наш город чище не достоин уважения? Это отступление, но я к тому, что не тыкайте в ребенка профессиями, как будто они ужасные! Есть прекрасная, удивительная писательница, я ее очень люблю, люблю ее книгу, люблю ее блог, я зачитываюсь ее заметками и вот она, имея престижную работу, почет и уважение подрабатывала уборщицей в аптеке. Потому что ей было интересно! Потому что она так решила, потому что ей это нравилось! Потому, что все профессии нужны. «Мамы всякий нужны, мамы всякие важны!»
Так вот вернемся к мотивации. Я не могу за вас найти ее для вашего ребенка, этот ключик вы должны подобрать сами, найти того медведя, который сундук держит, поймать зайца и не упустить селезня, а уж там и до ключика не далеко!
Главное показать ребенку на доступных ему образах, зачем нужно учиться, почему важно делать уроки. Когда вам это удастся, покажите ему, как он тратит свое время. Вот это уже процесс механический. Используйте хронометраж. Заведите блокнот и несколько дней записывайте в него все, что делает ребенок дольше 5 минут, даже если он 10 минут просто просидел, смотря в одну точку. Записали?
Посчитайте, сколько времени он потерял зря. Но тут надо быть аккуратным, ведь например игра в телефон или другой гаджет не кажется ему пустой тратой времени, она такая для вас, поэтому включайте свою фантазию (а кто сказал, что будет легко?) и на образных примерах снова показывайте ему, как жил ваш знакомый дядя Петя или тетя Света, когда она ….
Получилось? Пробили стену мотивации? Показали на примерах? Молодцы! Идем дальше!
Планирование! Что ж это за зверь такой? Очень мой любимый зверь. Блокнотики, записочки. Особенно девочкам должно понравиться, но и мальчишек придется обучить.
Нам нужно составить список! В него вы включаете
- уроки
- кружки
- домашние дела и обязанности
- свободное время
Что далее? Расставляем время, что за чем должно идти. Тут полезно взять лист бумаги и расчертить на нем время и занятия и просто заполнить, как матрицу, так будет наглядно.
Ниже я показала пример, как я вижу (я пока точного расписания не знаю Дашиных кружков, но приблизительно) расписание обязательных дел на учебный год 2016-2017.
Как вы можете заметить, есть школа, есть прием пищи (утром он входит в сборы я его не выделяла отдельно), они на протяжении многих лет неизменны. Даже если мы в дороге или в гостях или в театре, я всегда планирую время так, чтобы +- 40 минут мы могли покушать в привычное время (бывает крайне редко график сбивается, но это единичные случаи, раза 2 в год не беда для меня). Я не буду объяснять, почему так, это не тема сегодняшней беседы, но для меня это важно!
Смотрим дальше, школа тоже отмечена, потому что это «работа». Да, школа для ребенка – это как работа для взрослого.
Кружки тоже отметим, они имеют график и они важны. Главное, чтобы они были выбраны ребенком. Если не хочет ваш ребенок ходить на музыку, например, не заставляйте. Лучше бросить, чем заставлять! Толку не будет от того, что ребенку насаждают сверху то, к чему он не готов!
Столько у меня примеров перед глазами тех детей, которых заставляли или заставляют ходить и если мы говорим в прошлом времени, то результат более чем плачевный.
Я поменяла более 15 кружков в детстве, я могла за год позаниматься в 6 разных по месяцу или по 2. Но за что я по-настоящему благодарна родителям, они не заставляли, как только я говорила, это не мое, меня забирали и искали новый. И нашли! Я сама нашла, записалась в кружок и проходила в него 11 лет! Не пропуская занятий и сейчас я дружу с педагогом, ее внуки играют с Дашей, а мы болтаем, глядя на них и попивая чай на свежем воздухе. Она стала моим наставником и другом! Вот как должно быть! Только так!
Была у меня подруга, она могла по 5 часов играть на фортепиано, тренируя новую музыкальную пьесу. Я поражалась, а она играла. Она хотела!
А был знакомый мальчик, которого заставляли заниматься боевыми искусствами, а он был далеко не боец, он рисовать мечтал, очень! И так ребенку жизнь исковеркали, что ему еще лечиться и лечиться, не только травмы исправлять, но и психику.
Но вернемся к расписанию. Осталась последняя графа. Я назвала ее совместное чтение, но там же еще и подготовка ко сну (зубы, душ и все такое). Это ритуал. Я читаю Даше на ночь, иногда она мне (по ее желанию), но это отменить может только что-то гиперважное и экстренное, как моя болезнь, например. Если я могу читать, я читаю! И буду читать хоть до пенсии! Это лучшее время за день!
А теперь вы видите, сколько времени осталось, вставляем в расписание (когда я говорю вставляем, то имею ввиду ребенка), время на домашнее задание, время на то, что он выбрал. Даже если ребенок выберет время на подготовку дз на ваш взгляд позднее, не спешите одергивать, пусть попробует. ЧТО может случиться?
Он поймет, что устал и уже не может, но вы напомните ему, что он сам выбрал это время и т.к. дз это его зона ответственности (вспоминаем мотивацию), то сделать надо, но в следующий раз предложите выбрать другое время.
У него все получится и он может и дальше делать уроки в это время. Я, например, всегда делала уроки в ночь, и в школе и в универе и сейчас работаю ночью. Ну голова у меня так лучше работает. Я ж никому не мешаю.
Ребенок может вставить в план игру на телефоне например или просмотр кино, чтение книги (тут тоже не стойте с секирой над головой, а то желание отбить можно).
И когда расписание будет заполнено дайте ему время на тестирование. Ведь это лишь набросок, его можно менять и нужно дать это понять ребенку. Менять не страшно, наша цель найти такой оптимальный вариант, чтобы ребенок успевал все, что нужно, все, что ему хочется и чтобы ваша душа была спокойно (ну хоть чуть чуть).
Если дел больше, чем часов в дне или дней в неделе, то учите расставлять приоритеты. Можно написать дела разными цветами, и смотреть, сколько у вас самых важных дел, сколько менее важных и какие только развлечения (помните, они тоже должны быть. )
Контроль. Вы, наверное, потираете руки, вот он тот момент, когда я выйду на сцену с дубинкой в руках. Шучу, но не совсем. Убирайте дубинку, вместо нее возьмите листок и займитесь своим расписанием, а контроль над планом ребенка оставьте ему. Научите его самого отслеживать успешность его выполнения. Вы же не можете ходить с ним за ручку до пенсии. Поэтому дайте ему нужные инструменты и отойдите в сторону, почитайте, посмотрите кино, вымойте окна, вы же наверняка думали, что сами не все успеваете. Вот вам шанс!
Отмечать дела можно разными способами. Выделять маркером разным цветом, заклеивать стикерами или наклейками. Найдите свое решение лучше веселое и яркое, чтобы можно было поулыбаться и порадоваться выполненному делу.
Если не все успели или сделали, проведите анализ, почему так получилось. Это лучше вместе делать. И мой личный совет. Привлекайте к анализу своего неуспевания ребенка, покажите ему на примере, что вы проводите такую же работу, как и он. Ищите пути решения вместе, это сблизит вас против общего врага — времени! А вы станете дружной командой, сумевшей время покорить и подчинить себе!
Подведем итог! Мотивация, Планирование, Контроль – вот три первых шага на пути к управлению временем, которым нужно учить не только взрослых, но и школьников!
Мы обязательно продолжим эту тему, у меня есть много задумок о том, что обсудить, а пока жду ваши вопросы в комментариях, чтобы знать, что вас интересует больше всего.
С уважением, Костюченко Мария
Руководитель онлайн-школы «Учимся играя»