Обучение предпринимательству в школе
Рабочая программа «Школа юного предпринимателя»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Левша»
Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МУ ДО ДДТ «Левша»
от 15.11.2016г. _______________ Т.А. Коновеева
Протокол № 5 «____» _______________ 2016г.
Рабочая программа «Школа юного предпринимателя»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 15 – 16 лет
Педагог дополнительного образования: Бублик Анатолий Борисович
Коренные изменения экономического характера, происходящие в России в последнее десятилетие, обусловили потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества – с нравственными, такими, как честность, порядочность, гражданственность. Если раньше экономические проблемы (будь то организация или частное лицо) отодвигались от школьника, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники; как зарабатываются и работают деньги (организацией или частным лицом).
На данный момент термин «предпринимательство» имеет два значения.
Первое, понимается как ведение собственного дела, и второе, как предложение нового продукта (ранее не известного на рынке). Однако, мы можем продолжить расширять этот термин и говорить о предпринимательстве, как о черте личности человека: способности находить новые не стандартные решения.
К сожалению, предпринимательству не обучают в школе. Однако, способность генерировать и развивать идеи, как личного, так и социального плана, свойственна всем детям. Можно говорить о том, что детям свойственно предпринимательство. И особенно отчетливо это заметно в раннем дошкольном детстве и в подростковом возрасте. И если первый возрастной этап характеризуется познанием мира и накоплением опыта (речевого, когнитивного и эмоционального), то в подростковом возрасте – это активное переосмысление мира и поиск своего места в жизни.
В связи с чем, становится очевидным необходимость обучения детей основам экономической и финансовой грамотности. Именно в возрасте 15-17 лет подросток становится способен осмысливать свои знания и умения с точки зрения их ценности для себя лично, и общества в целом.
Экономические сведения помогут старшеклассникам оценить свои способности с точки зрения и ценности для региона, в котором они живут; лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.
Основная идея программы состоит в том, что содержание учебного материала должно стать основой для дальнейшего изучения экономики, и способствовать: формированию представлений о собственных экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов; приобретение начальных знаний и умений через включение в экономическую жизнь семьи, школы, региона (посредством социально-экономических проектов).
Приобретая начальные экономические знания, подростки становятся способными видеть и оценивать те проблемы и задачи, которые стоят перед семьей, школой, регионом не только с точки зрения потребителя, но и (в силу природной предрасположенности детей к инновациям) с точки зрения новатора, предлагая решение проблем, до которых у взрослых «не доходят руки». Начав этот процесс (воспитания экономической грамотности) в подростковом возрасте, в будущем мы получаем инновационно мыслящего специалиста, готового осмыслять свой труд и его ценность не столько с точки зрения личной выгоды, сколько с точки зрения полезности для общества.
Таким образом, воспитание экономически грамотного специалиста полезно не только для личностного развития детей, но и для социально- экономического развития региона, в котором они проживают. Это подтверждает необходимость целенаправленной экономической и финансовой подготовки школьников к будущей экономической и предпринимательской деятельности.
Программа рассчитана на учащихся 9–10 классов.
Направление: социально – педагогическое.
Количество часов: 72 часа, (1 занятие в неделю по 2 часа).
Цель программы: формирование интереса школьников к предпринимательской деятельности, формирование интереса к социально-экономическому проектированию как способу конструирования будущего.
1. Формирование мотивации на получение образования в области предпринимательской деятельности.
2. Привлечение школьников к участию в социально-экономической жизни Приуральского района, Ямало-Ненецкого автономного округа и России в целом.
3. Повышение уровня экономической и финансовой грамотности школьников.
4. Развитие коммуникативных навыков у участников программы, навыков самопрезентации и самоменеджмента.
5. Овладение навыками презентации проекта, способами и формами защиты проекта.
Программа построена на принципах сохранения и развития индивидуальной самобытности ученика, сотрудничества детей и взрослых во всех видах совместной деятельности.
Программа «Школа юного предпринимателя» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:
Планируемые результаты: стимулирование профессионального самоопределения, формирование интереса и развитие способностей к предпринимательству; участники получат базовые знания об экономическом аспекте предпринимательской деятельности, навыки «рождения» бизнес идеи, ее презентации; стимулирование личностного роста участников программы.
Требования к уровню подготовки.
По окончании изучения курса программы «Школа юного предпринимателя», обучающиеся должны:
• о сущности, происхождении и аспектах предпринимательского дела как вида человеческой деятельности;
• правовой базе и ответственности российского предпринимательства, особенностях классификации основных организационно-правовых форм, возможностях финансирования и инвестирования предпринимательской деятельности.
• экономическую роль предпринимательства;
• характерные черты и качества предпринимателя;
• признаки предпринимательской деятельности;
• понятия дохода, затрат, прибыли;
• основные правила составления бизнес-плана;
• содержание разделов бизнес-плана.
• приводить примеры предпринимательской деятельности, различать ее виды;
• объяснять, какие знания, навыки и качества личности необходимы для успешной предпринимательской деятельности;
• приводить примеры различных форм организации предприятий;
• объяснять экономическую роль предпринимательства;
• рассчитывать доход и прибыль фирмы;
• объяснять назначение бизнес-плана в предпринимательской деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для определения суммы по кредитам;
• для эффективного планирования своей деятельности;
• для анализа конкретных ситуаций в повседневной деловой жизни.
Школьное предпринимательство: «нет» инфантилизму
Где ребёнок может научиться ключевым навыкам предпринимательства?
Над материалом работали: Нина Яныкина, Олег Мальсагов, Елена Гаврилова, Андрей Мясков, Александра Феденева.
Сегодня всё чаще говорят о том, как реформировать образование кардинальным образом. При этом на вызовы завтрашнего дня предлагается отвечать проверенными методиками недалекого прошлого. Много сказано о плюсах советского подхода к образованию и возвращении формата «дворцов творчества юных» в обновленном виде (кружки, кванториумы, детские технопарки), с учётом специфики поколения Z — так называемых «аборигенов цифровой среды», которым свойственно, в частности, клиповое мышление. Но надо помнить, что прежние кружки и учителя принципиально не могли научить некоторым навыкам, необходимым в наступившем столетии.
Мы считаем, что главная задача нашего образования — воспитать поколение, подготовленное к реалиям будущего. Догматический подход и старая модель образования недостаточно гибки для этого. Тем не менее, возможных решений задачи по обучению готовых к жизни выпускников — много.
В российском образовании традиционно пренебрегают этой сферой жизни общества. На Западе, напротив, детей приучают мыслить в категориях бизнеса, выгоды и затраченного труда с ранних лет. Видимо поэтому там же иные дети ещё в школе начинают зарабатывать или создавать проекты, которые позднее принесут им славу.
Илон Маск научился программировать в 10 лет, а в 12 лет разработал и продал игру Blast Star за 500 долларов. Стив Джобс в 16 лет начал делать и продавать хакерское устройство для бесплатных звонков по всему миру. Ричард Брэнсон (Virgin America) в 16 лет создал журнал Student. Ник Д’Алоизио (Summly) в 15 лет создал приложение Trimit, которое сокращает веб-контент до коротких абзацев для размещения в Twitter, Facebook и Tumblr, и написал приложение Summly для краткого пересказа больших объёмов текста, которое в возрасте 17 лет продал компании Yahoo! за 30 миллионов долларов.
Есть похожие примеры и на нашей почве: Андрей Терновский, создавший в 2009 году сверхпопулярной сервис Chatroulette, Эвелина Мазитова, уже в 10 лет написавшая приложение для изучения русского языка Rusmig, Денис Шелестов, который в 16 лет придумал сервис для рейтинга программистов Willdev.
Здесь уже можно выделить первое преимущество занятий предпринимательской деятельностью с ранних лет: это полигон для идей, где ребёнок получает навыки творчества, а также учится тому, как вписать это творчество в актуальный контекст, найти нужную нишу для продукта. С этой практикой вырабатывается ответственность за свои решения и развиваются навыки ситуационного мышления, анализа происходящего.
Наконец, предпринимательство вообще универсально, поскольку стимулирует качества, необходимые не только бизнесменам. Эксперименты в США показали, что внимательность и успеваемость детей в начальной школе повышается при изучении основ бизнеса. Развиваются лидерские качества и эмоциональный интеллект, который пригодится человеку в любом коллективе.
Таким образом, очевидно, что обучение предпринимательству — инвестиция, которая окупится в любом случае. Проблема в том, что современная система образования в России никак не способствует развитию в детях бизнес-способностей. Предпринимательство до сих пор воспринимается как зона риска, и сами бизнесмены не считаются в массовом сознании людьми, которые обеспечивают экономическое и технологическое развитие общества. Если же в детях есть соответствующие таланты, они часто увядают в атмосфере типичной отечественной школы.
Тем не менее, мировые тенденции берут своё и у нас. Школьники всё чаще инициируют свои проекты. Попадаются идеи настолько впечатляющие, что могут буквально «взлететь», стоит только вложить в них средства. Наконец, появилось множество частных программ и образовательных платформ, которые берут на себя миссию обучения детей и подростков предпринимательству.
Лучшими из них мы с удовольствием поделимся с вами.
Детская бизнес-школа «Лидер»
Число участников: более 1000
Период обучения: 1 год
Региональный охват: Челябинск, Миасс
Возраст: 9-16
Какие навыки развивает? Самоорганизация и ответственность, раскрытие лидерских качеств, ранняя профориентация, целеполагание и планирование, личностное развитие, умение работать в команде, уверенное поведение в сложных ситуациях, финансовая свобода, предпринимательское мышление.
Это может быть интересно :
Программа-квест «Бизнес для школьников»
Число участников: Более 100
Период обучения: 11 недель
Региональный охват: Онлайн — Россия
Возраст: 12-16
Какие навыки развивает? Навыки осознанных продаж.
Деловая игра «Железный предприниматель»
Период обучения: Серия ежегодных чемпионатов, сами игры – около 3 ч.
Региональный охват: Архангельск, Ставрополь, Анапа, Грозный, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Москва, Минск, Киев, Астана и др.
Возраст: Любой
Какие навыки развивает? Навыки командной работы и презентации проектов.
Проект «Доступное дополнительное образование детям России» (Национальная академия предпринимательства)
Период обучения: системный проект до 10 лет с включением в любой момент
Региональный охват: Ставрополь + сеть партнерских школ
Возраст: 7-18
Какие навыки развивает? Способность к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств; высокая социальная активность, целеустремленность, предприимчивость.
Всероссийский конкурс проектных работ школьников («Сириус»)
Число участников: Ежемесячно по 600 участников
Период обучения: 24 дня
Региональный охват: Сочи
Возраст: 10-17
Какие навыки развивает? Лидерство, гармоничное развитие личности, синтез науки, искусства и спорта, расширение кругозора.
Балтийский научно-инженерный конкурс
Число участников: Более 2000
Период обучения: ежегодно 3-4 дня
Региональный охват: Санкт-Петербург, международный
Возраст: 13-18
Какие навыки развивает? Научно-техническое творчество.
Читайте также :
Всероссийский конкурс региональных молодежных проектов «Система приоритетов» («Лифт в будущее»)
Период обучения: более 3000
Период обучения: ежегодно
Региональный охват: 46 регионов
Возраст: 14-17
Какие навыки развивает? Технологии современной проектной работы, понимание социально-экономических, научных, технологических проблем бизнеса, науки через непосредственную коммуникацию с представителями отраслей, навыки командной работы над проектом, продуктивная коммуникация, совместная разработка и воплощение идеи, грамотная презентация результатов.
Хакатон «Начни IT»
Число участников: Более 300
Период обучения: 1 месяц
Региональный охват: Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ульяновская, Калужская, Кировская, Ленинградская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская области; Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Коми, РСО Алания, Саратовская область, Тамбовская область, Удмуртская Республика, Ямало-Ненецкий АО
Возраст: 15-17
Какие навыки развивает? Работа над проектами в сфере информационных технологий, основы целеполагания, составление карты целей, моделирование бизнеса, научно-техническое творчество, основы ораторского мастерства.
В оформлении материала использованы кадры из фильма «Юный лорд Фаунтлерой» (1936).
14 февраля 2017, 17:10
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Всё по-взрослому: как и зачем учить детей предпринимательству
«Умение работать в команде — жизненно необходимый навык для ребёнка»
- Поделиться:
IT-инструменты, которые использует Кнарик Арабян
- 1С:Бухгалтерия
- YouTube
- Telegram
«Предприниматель — всегда новатор: он должен мыслить креативно, уметь брать на себя ответственность, рисковать и, конечно, вдохновлять команду и окружающих, — говорит сооснователь детской бизнес-школы KinderMBA Кнарик Арабян. – И для того, чтобы привить детям эти качества, нужно развивать в них предпринимательское мышление – это пригодится в любой профессии, не только в бизнесе». О том, как формировать в ребёнке качества, которые будут полезны для него в будущем, Кнарик Арабян рассказала в своей авторской колонке для портала Biz360.ru.
Кнарик Арабян, сооснователь детской бизнес-школы KinderMBA . Окончила Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. Кандидат экономических наук, доцент кафедры госуправления и публичной политики РАНХиГС, аудитор, автор четырёх учебников и более 60 публикаций на тему аудита, бухучёта и корпоративных финансов. Бизнес-школа KinderMBA основана в 2013 году для развития у школьников навыков предпринимательской грамотности, лидерского потенциала и креативного мышления. Основатели проекта – Кнарик Арабян и Карина Медведева.
Всех родителей объединяет желание помочь своим детям стать счастливыми, успешными и гармоничными личностями. Один из моментов, в котором дети, как правило, обращаются за советом к родителям — это выбор профессии. Но мир динамичен и стремительно меняется. Поэтому невозможно с уверенностью сказать, какие именно профессии будут востребованы через пять или десять лет.
Современным детям нужно быть готовыми непрерывно учиться в течение всей жизни и, возможно, не раз поменять профессиональный профиль. Мы переходим в компетентностно-ориентированную образовательную парадигму, в которой практика неотделима от теории, а участники образовательного процесса учатся друг у друга и решают в процессе обучения конкретные прикладные задачи.
Несмотря на неопределённость в отношении будущих профессий, можно выделить базовые компетенции и навыки, которые необходимо развивать у школьников. Они не зависят от выбранного профессионального пути. Вот лишь некоторые из них: навыки общения, умение слышать и слушать, ставить цели и формулировать свою точку зрения, ораторское мастерство, работа в команде, умение брать на себя ответственность.
Мы считаем, что именно проектная деятельность в области предпринимательства позволяет развить у школьников навыки и компетенции, которые пригодятся им в профессиональной жизни. Предприниматель — всегда новатор. Он должен мыслить креативно, уметь брать на себя ответственность, рисковать и, конечно, вдохновлять команду и окружающих. Мы уверены, что можно и нужно развивать предпринимательское мышление у школьников через проектную деятельность.
В нашей бизнес-школе KinderMBA ученики в процессе обучения реализуют два типа проектов, связанных с бизнесом:
Участники команды самостоятельно генерируют идеи, формируют ценностное предложение, исследуют рынок, разрабатывают бизнес-модель, стратегию маркетинга, считают финансовую модель и доводят проект до прототипа или тестовых продаж. Такие проекты наши ученики реализуют, например, в рамках модуля «Основы предпринимательства» или «Мой стартап».
Участники работают над кейсом, который предоставляет компания. Учащиеся понимают, что есть конкретная цель, которую нужно достичь, решая задачи за ограниченный период времени. Это, безусловно, бесценный опыт для школьников. Пример такого кейса я приведу чуть ниже.
Проектная деятельность с конкретными бизнес-кейсами имеет ряд существенных преимуществ.
Обучение, максимально приближенное к реальной жизни. Часто обучение в школе и даже в университете – это только теория, которую сложно применить на практике. Учащиеся не понимают, для чего выполняют те или задачи, что является результатом реализации проекта, как полученные знания будут применяться в жизни. Поэтому они теряют интерес к процессу обучения. В случаях, когда проект основан на реальном кейсе, ученики воодушевлённо погружаются в соответствующую предметную область.
Мотивация. Это ключевой фактор для достижения целей. По мере того, как теряется интерес к обучению, снижается и уровень мотивации. Детям (да и взрослым) делать что-то качественно без мотивации очень сложно. К сожалению, со временем это становится привычкой. Чтобы ученик был мотивирован на обучение и на качественный результат, он должен получать в процессе реализации проекта обратную связь от экспертов и педагогов, проверять гипотезы, тестировать прототип, то есть проводить Customer development. Такой подход к обучению развивает любознательность и любовь к учёбе.
Целеполагание. Умение ставить цели — важнейший навык XXI века. Любое действие начинается с постановки цели. В этом смысле проектная деятельность позволяет чётко определить цель и задачи, которые необходимо достичь. Мы учим ставить цели по технологии SMART — это значит, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени. Такой подход позволяет исключить абстрактные и не очень конкретные цели.
Командная работа. Успех проекта во многом зависит от того, насколько слаженной является работа участников в команде. Умение работать в команде — жизненно необходимый навык для любой сферы. Недостаточно быть профессионалом в своей предметной области, нужно уметь правильно распределять роли внутри команды, взаимодействовать с другими участниками проекта. В нашей бизнес-школе роль лидера в проекте регулярно меняется, поэтому каждый участник может попробовать себя и в роли исполнителя, и в роли лидера.
Умение планировать и эффективно распределять ресурсы. Несмотря на то, что мы живём в эпоху глобальных возможностей, наши ресурсы ограничены, в особенности время. В этом смысле важно научить детей рационально распределять своё время, уметь расставлять приоритеты.
Обратная связь и работа над ошибками. Так как у проекта есть конкретные заказчики из бизнеса, наши ученики знают, что они должны представить и защитить свой проект к опредёленному сроку. В процессе защиты проекта дети отвечают на вопросы экспертов и жюри, могут проанализировать эффективность своих действий, получить рекомендации об улучшении своего проекта.
Ответственность. Проектная деятельность в команде способствует формированию чувства ответственности за конечный результат и личный вклад каждого участника проекта.
Осознанность. В результате реализации проектов у детей развивается осознанность в принятии решений. Это поможет им при принятии решений как в отношении каких-то текущих ситуаций, так и в дальнейшем – при выборе будущей профессии, вуза, карьерного трека.
Возможность совершать ошибки. Так как все проекты создаются под реальные задачи, то ошибки неизбежны. Поэтому мы всегда говорим нашим ученикам, что любые ошибки — это важная часть полученного опыта. Объясняем, что их правильный анализ позволит переоценить многие действия в будущем. Да, будут появляться новые ошибки, но это естественный процесс роста и развития. У нас в школе KinderMBA нет оценок, но есть аналитика в процессе реализации и детальная обратная связь по результатам.
Ранняя профориентация. Проектная деятельность в области предпринимательства позволяет школьникам не только ответить на вопросы «Хочу и могу ли я быть предпринимателем?» или «Интересно мне дальше получать образование в сфере бизнеса?». Обучение через выполнение проектов помогает понять, в какой сфере деятельности есть желание развиваться в будущем. Начиная с 5-го класса наши ученики изучают узкопрофильные предметы и занимаются проектами, реализация которых требует от них глубокого погружения в предметную область. Мы в KinderMBA считаем, что ранняя профориентация — залог будущей успешной жизни.
Система ценностей. Безусловно, ценности формируются в семье. Но в процессе обучения очень важную роль играет личный пример преподавателя, наставника или ментора. Мы говорим о ценностно-ориентированном предпринимательстве, рассказываем детям истории российских предпринимателей-меценатов, которые очень много полезного сделали и делают для нашей страны.
В этом году мы совместно с digital-агентством iProspect Russia запустили уникальный модуль по Digital Perfomance Marketing для школьников. В рамках курса ученики знакомятся с эко-системой perfomance-маркетинга, изучают основы контекстной рекламы, таргетированной рекламы в социальных сетях, занимаются медиапланированием и web-аналитикой. Кроме этого они узнают изнутри, чем занимаются digital-маркетологи, и какие навыки требуются для работы в этой сфере.
Параллельно дети работают над реальным брифом от бренда. В первом курсе партнёром проекта стала компания «М.Видео», во втором – ИКЕА. По условиям кейса, каждая команда работает над рекламной кампанией для определённой категории товаров, самостоятельно планирует бюджет, управляет рекламными размещениями, анализирует результаты кампании. По окончании модуля каждая команда представляла свой проект перед экспертным жюри на конференции в МГУ.
Леонид Гольдфарб, операционный директор iProspect Russia: «Digital performance marketing — это новая эпоха в мировом маркетинге. Здесь опыт рождается не из теории, а из постоянных экспериментов, проб и ошибок. Именно поэтому для эффективного обучения детей искусству performance-маркетинга так важно сразу же применять полученные знания на практике, запускать реальные рекламные кампании, смотреть на результаты по трафику, конверсиям, продажам. Совместный курс KinderMBA, iProspect и ИКЕА уникален именно тем, что ИКЕА предоставила детям возможность стать настоящими digital-маркетологами «в миниатюре»: создать кампании, привлечь продажи для онлайн-магазина, сделать аналитику и получить ценные выводы. Кроме того, курс позволил детям работать в командах, совместно создавать стратегии и искать консенсус. Это невероятно важно, т.к. в реальных буднях performance-агентства достичь результата может только слаженная команда».
Инна Романьоли, руководитель отдела маркетинга ИКЕА: «Дух предпринимательства и готовность пробовать новое лежат в основе нашего подхода к бизнесу. Мы с радостью поддержали проект, в котором можем помочь будущему поколению лидеров развить в себе эти качества. Мы были рады поделиться нашей экспертизой в цифровом маркетинге и дать школьникам возможность развить эту компетенцию будущего».
Развитие предпринимательского мышления позволит ребёнку найти своё призвание, подходить творчески к решению любых возникающих задач, осознанно выбрать профессию. А когда человек любит свою профессию и занимается любимым делом, он обязательно достигает успеха.
Обучение предпринимательству в школе
8(495)912-63-37
[email protected]
Программа учебного курса «Юные предприниматели». Автор Н.С. Миронова
Автор: Миронова Нелли Станиславовна
Недостаточно только иметь хороший разум,
но главное – это хорошо применять его.
В последнее десятилетие, в течение которого жизнь в стране подвергалась кардинальным социальным переменам, а система образования и воспитания вслед за этим – многочисленным этапам модернизации, была утеряна и разрушена линия четко обозначенных воспитательных ориентиров. Данная ситуация характеризуется тем, что в рамках образовательного процесса современной школы наблюдается недостаток педагогических технологий, использующих богатейшие ресурсы нравственных ценностей, природосохраняющий образ жизни. Восполнить этот пробел могут педагогические технологии, построенные на основе социально-исследовательской деятельности.
Актуальность проблемы предпринимательской подготовки молодежи очевидна и сомнения не вызывает. Современная жизнь протекает нестабильно. Мы живем в ситуации быстро меняющегося мира. Завтрашний день может существенно отличаться от дня сегодняшнего: не успеет человек привыкнуть к одним обстоятельствам, как появляются другие. Возникает вопрос: как поспеть за быстротекущим временем, что для этого нужно делать? С одной стороны, можно «плыть по течению», с другой стороны, идти к устойчивости путем анализа возможных и прогнозируемых ситуаций, целенаправленно программировать свою деятельность. Другими словами, «предпринимать что-либо» для предопределения развития ситуации.
Наиболее благоприятные условия и потенциал в решении данной проблемы имеется в системе дополнительного образования. Практико-ориентированная деятельность, индивидуальная траектория образовательного маршрута, неформальный характер общения в разновозрастных группах предоставляют школьникам свободу выбора линии развития предпринимательства. Одна из них – образовательная, направленная на получение особой прибыли: новых знаний, возможностей, коммуникативных связей и других. Другая линия – реальная предпринимательская деятельность, нацеленная на самоопределение и развитие соответствующих способностей.
Цель программы: формирование у учащихся знаний и практические навыки по основам предпринимательской деятельности, менеджмента, коммерции, рекламе, проектно-исследовательской деятельности, составление бизнес-планов, умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способность к риску.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
— формирование устойчивых экономических знаний;
— понимание механизма функционирования рыночной структуры;
— формирование умений принимать оптимальное решение или находить варианты решений в сложной ситуации;
— формирование у учащихся экономического способа мышления, экономической и финансовой культуры, целостной картины мира с пониманием в ней места экономики;
— накопление управленческого опыта, близкого к реальному;
— понимание, что такое исследовательская деятельность и выполнение проектов.
Обучающие задачи: формирование базисных знаний о предпринимательстве, бизнес-плане, рекламе, менеджменте, проектной деятельности, инвестировании, социальной защите и собственности; формирование понимания неоднозначности экономического пространства; развитие общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей и т.п.); формирование умения доказательной и деликатной речи – оценки документа.
Развивающие задачи: развитие конструктивного практического взаимодействия между учащимся и учителем; развитие пространственного воображения и пространственных представлений учащихся; развитие эстетического восприятия экономических объектов; развитие уменияе слушать своих товарищей, ведущих и выступающих; отстаивать свою точку зрения по тому или иному вопросу, высказывать свое мнение, обобщать мнение команды в один лаконичный ответ; ораторские навыки.
Воспитательные задачи: формирование уважительного отношения к любому мнению; формирование изменения привычных норм и правил жизни учащихся за счет освоения ими новых пространств жизнедеятельности, новых механизмов взаимодействия; формирование новых интересов, следование новым стимулам.
Отличительные особенности программы
Основными педагогическими принципами являются:
— учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся;
— сохранение авторства идей и предложений учащихся;
— доброжелательный психологический климат на занятиях;
— личностно-деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
— оптимальное сочетание форм занятий – теоретическое и практическое;
— поддержание мифа о «неповторимости нашей группы».
Также отличительной особенностью данной программы является подключение профессионалов при проведении занятий , которые могут более полно и доступно объяснить учащимся изучаемые темы, провести практические занятия.
Программа пересекается с учебным предметом «Экономика», но одновременно и значимо отличается, так как дает знания, которых на занятиях по предмету касаются только поверхностно или вообще не касаются. Поэтапное изучение разделов программы позволяет сформировать у учащихся целостное представление об экономике России, о типе экономики, в котором мы развиваемся, способствует пониманию экономических терминов, а также многогранности экономического мира и взаимоотношений человека в этом мире; дает возможность с амим полностью погрузиться в создание бизнес-плана, проведение социологических опросов, изучить действие рекламы и структуру фирмы.
Использование на занятиях игровых ситуаций, деловых игр и внедрение технологии проектного обучения с целью закрепления теоретических знаний. Между участниками распределяются роли, согласно которым разыгрывается ход событий. Содержание занятий при этом направлено на поэтапное включение школьников в проектную деятельность
Включением школьников в проектную деятельность создаются условия для развития таких предпринимательских способностей, как умение анализировать ситуации, быстро принимать решение, гибкость ума, умение систематически осуществлять рефлексию, продумывать логическую цепочку последовательных действий, а к неудачам и успехам относиться, прежде всего, как к факторам личностного роста.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа рассчитана на два года обучения и предназначена для учащихся 7–9-х классов. Численность группы – 15–17 человек. Особенностей набора нет. Свободный выбор подростков.
Режим занятий
Общее количество – 144 часа (первый год – 72 часа, второй год – 72 часа). Продолжительность занятий – 2 раза в неделю по 1 часу в первый год обучения и 2 раза в неделю по 1 часу во второй год обучения.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Механизм оценки результатов деятельности достаточно гибок: деловые игры, тесты, тренинг-задания, коллективные обсуждения, написание рефератов, конкурсы творческих работ, презентация бизнес-планов, разработка проектов и исследовательских работ.
Проведение всех этих форм занятий является воспитательной работой. В результате занятий у обучающихся должны развиться такие личностные качества, как трудолюбие, сила воли, доброжелательность, умение слушать других, коммуникабельность, умение концентрировать внимание на порученном деле.
Ожидаемые результаты
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:
— экономические понятия: бизнес, менеджмент, маркетинг, договор, бизнес-план, предпринимательская деятельность, реклама, прибыль, рентабельность;
— особенности управления структур рыночной экономики;
— основные организационно-правовые формы предпринимательства;
— основы теории и практики предпринимательской деятельности;
— систему инфраструктуры бизнеса: товарный рынок, рынок труда, финансовый рынок;
По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:
— создать собственную фирму, включая ее государственную регистрацию;
— собирать и изучать материалы различных источников, включая средства массовой информации, анализировать их и делать объективные и взвешенные выводы;
— принимать решения с учетом всей доступной информации;
— делать мультимедийную презентацию, составлять тезисы и речь выступления.
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:
— экономические понятия: инвестирование сбережений, предпринимательский риск, финансовый план, страхование, бизнес-план, собственность, электронные деньги и т. д.;
— правовое регулирование экономики;
— как выступать публично;
— основы теории и практики предпринимательской деятельности;
— защиту трудовых прав несовершеннолетних.
По окончании второго года обучения учащиеся должны уметь:
— провести социологический опрос или маркетинговые исследования, сделать анализ и оформить опрос в программе Excel или Microsoft Word;
— делать презентацию в PowerPoint;
— собирать и изучать материалы различных источников, анализировать их и делать объективные и взвешенные выводы;
— уметь создать свой деловой имидж.
Сейчас каждый пятый учащийся хочет пойти учиться на управленца, менеджера и экономиста. Способность к предпринимательской деятельности обнаруживается лишь у 10–15% людей. Как показывает практика, именно у этой группы проявляется талант в самостоятельном проектировании своей предпринимательской траектории, в самоопределении и самоорганизации, включая целеполагание, достижение целей и т. п. Программа поможет учащимся определить в себе многие способности. В программе предусмотрены встречи со специалистами различного уровня, что даст учащимся представления о работе людей разных профессий в экономической системе.
Учебно-тематический план первого года обучения