Семейное обучение скворцы школа
Переход на семейное образование по шагам — как оформить
Уход от традиционной модели обучения вызывает много вопросов: с чего начать, как оформить семейное образование, куда обращаться? Предлагаем пошаговую инструкцию по переходу на семейное обучение — от уведомления органов власти до выбора помощников.
Базовые понятия
Для подготовки к переходу на семейное образование изучите основные термины. Это поможет правильно заполнять заявления и вести переговоры со школами.
Семейное обучение — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»). Подразумевает самостоятельное освоение основной образовательной программы. Ответственность за качество обучения лежит на родителях.
Самообразование — то же, что и семейное обучение, только для детей старше 15 лет или тех, кто получил аттестат об окончании 9 классов.
Экстернат — это форма аттестации на семейном обучении и самообразовании. Когда ребёнок прикрепляется к школе для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций, он приобретает статус экстерна и равные с остальными школьниками академические права.
Шаг 1. Уведомите органы управления образования
Проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения. Уйти из школы на семейное обучение без уведомления нельзя. Это могут расценить как ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и привлечь к административной ответственности.
Когда подавать
Отправить уведомление можно в любое время: до начала учебного года или в его середине. Только учтите время на ответ (в среднем процедура занимает от недели до месяца), а также региональные требования. В некоторых субъектах России есть чёткие даты информирования о смене формы обучения.
Как заполнять
Уведомление о переходе на семейное образование можно составить в свободной форме или запросить шаблон в органах местного самоуправления.
Кому отправлять
Управлению или департаменту образования по вашему фактическому адресу, а не по месту регистрации.
Как отправлять
- Лично. Сделайте два экземпляра. На своём обязательно поставьте отметку о том, что уведомление зарегистрировано.
- По почте. Отправка заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении поможет подтвердить факт исполнения обязанности по уведомлению органов власти о выборе семейного обучения.
- Дистанционно. Если у органа управления образования есть «электронная приёмная», можно направить уведомление в электронном виде. При отправке рекомендуется сделать скриншот.
Шаг 2. Отчислитесь из школы
Если ребёнок уже обучался, заберите его личное дело и другие документы из образовательной организации. Отчислиться из контингента школы необходимо, даже если вы не планируете менять школу и хотите проходить аттестации там же, где учились.
Когда подавать
Обычно требуется около месяца на прикрепление к школе в качестве экстерна и заключение договора.
Как заполнять
Попросите шаблон в администрации образовательной организации.
Кому отправлять
Пишите заявление на имя директора школы.
Как отправлять
Составьте заявление в двух экземплярах, один для себя, другой для школы, и передайте его лично или направьте по почте заказным письмом. Возможность дистанционной подачи уточняйте в администрации образовательной организации.
Что дальше
Если ваша «старая» школа работает с детьми на семейном обучении, переходите к следующему шагу. Если нет, а для вас принципиально сдавать аттестации именно там, получите от неё письменный отказ о переводе ребёнка на семейную форму обучения. В этом случае вы сможете обратиться с жалобой в региональный департамент образования. Но проще просто найти другую школу.
Шаг 3. Выберите школу для аттестаций
Чтобы подтвердить знания, хоумскулеру необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность. Подобрав школу с комфортным графиком аттестаций, направьте туда заявление.
Когда подавать
В любое время, но лучше перед началом учебного года, когда школа формирует учебный план.
Как заполнять
В свободной форме или запросите форму у школы.
Кому отправлять
На имя директора школы.
Как отправлять
Лично или по почте, как описано выше.
Шаг 4. Подпишите договор
Это необязательный шаг, но крайне желательный. Договор о порядке проведения аттестаций определит права и обязанности сторон, периодичность и форму экзаменационных испытаний.
Когда подавать
Можно принести вместе с заявлением о зачислении в качестве экстерна.
Как заполнять
Договор об аттестациях обычно состоит из вводной части, основных разделов и приложений. В последних указывается порядок, форма и срок промежуточных аттестаций, проведение лабораторных, практических работ, консультаций. Также вносятся вопросы для подготовки по предметам, билеты к устным экзаменам, образцы контрольных работ и тестов.
Кому отправлять
Договор подписывают родители и директор образовательной организации.
Шаг 5. Организуйте учебный процесс
Семейное образование предполагает свободу в выборе формата обучения. Кто-то сам преподаёт детям, другие предпочитают поручить это профессионалам.
В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» вам помогут организовать семейное обучение с 5 по 11 класс. Это виртуальная школа, которая почти полностью заменяет обычную. Занятия проводятся в режиме реального времени, на них можно задавать вопросы преподавателям из МГУ, МФТИ, ВШЭ. В программу входят базовые курсы, это минимум, необходимый для сдачи аттестаций, а также углублённые и олимпиадные курсы для развития сильных сторон ребёнка. За успеваемостью и мотивацией учащихся следят персональные кураторы.
Шаг 6. Наслаждайтесь результатами
Формальности соблюдены, и теперь начинается новая страница в жизни вашей семьи. Теперь вы вместе с ребёнком расставляете приоритеты в учёбе и строите планы.
Семейное образование
Семейное образование – форма получения общего образования
В соответствии с действующим законодательством РФ общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.
Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.
Цель семейного обучения — дать хорошее образование за счет индивидуального подхода.
Родители (законные представители) имеют право выбирать как форму получения общего образования, так и форму обучения. При этом обязательно должно учитываться мнение ребенка. Обучение может быть организовано в , очно-заочной и заочной формах. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Учебный процесс
Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.
Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования, проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.
При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.
Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.
Если же обучающийся не будет аттестован, в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.
Как перейти на семейное образование
При переходе на семейное образование родители (законные представители) должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.
Если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся учреждения.
Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.
Выбрав учреждение, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, родители (законные представители) должны заключить с ним договор на оказание такой услуги.
Примечание.
1. При организации семейного образования школа руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
- приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный N 30067);
- нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о семейном образовании;
- локальными актами образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.
2. Промежуточная аттестация – это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии с школьным локальным актом.
3. Новый Закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат является лишь формой аттестации.
4. Согласно части 13 сатьи 103 Закона об образовании в РФ нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации. Так как семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.
Семейное обучение скворцы школа
ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!
ВОТ ОЧЕРЕДНОЕ САМОРАЗОБЛАЧЕНИЕ ВЛАСТИ!
МЫ НЕОДНКРАТНО ГОВОРИЛИ И ПОКАЗЫВАЛИ, ЧТО В СООТВЕТСТВИИ С ФОРСАЙТ-ПРОЕКТОМ ОБРАЗОВАНИЕ 2030 ЦИФРОВИКИ СОБИРАЮТСЯ С 2022 Г. ЛИКВИДИРОВАТЬ ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. Показать полностью…
Они использовали ситуацию с коронавирусом, чтобы запустить и обкатать цирфовые обучающие платформы, чтобы затем ввести их в качестве обязательных.
Последнее заявление Матвиенко и Кравцова — убедительные доказательства этого.
Мы должны помнить, что всё в наших силах. Речь идёт о сохранении образования как такового! Без него у наших детей нет будущего!
Если родители все вместе солидарно включатся в борьбу за классическую школу, мы её отстоим. Если будут сидеть, дрожать и собственными руками уничтожать наше достояние, повинуясь цифровым фанатам — школы больше не будет! И спросить будет не с кого, так это сделали МЫ САМИ.
О КОРОНАВИРУСНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В июне-2019 мы опубликовали текст под заголовком: «Их цель — ликвидировать учителя. Как профессию, как сословие» (см. https://vk.com/wall-62604527_27714 ). Показать полностью…
В комментариях к нему читатели отмечали, что такая политика — неизбежное следствие грядущей цифровизации. Учитель станет ненужным, потому что его «заменит компьютер».
Однако в этой формуле скрыта принципиальная логическая ошибка. В рамках простой конкуренции цифровое обучение не в состоянии вытеснить учителя, ибо «рождённый ползать летать не может». Пока в школах есть профессионалы, за ними — неоспоримое преимущество, и дистанционное обучение их не заменит.
Уничтожение учительского сословия — НЕОБХОДИМЫЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП для внедрения массовой цифровизации. В этом направлении проведена большая работа, её результаты ощутимы, но она ещё далека от завершения. По этой причине мутный проект «цифровизации образования» до сих пор подавался как «перспектива ближайшего десятилетия».
Но внезапно пришёл коронавирус, и всё обучение разом перевели в дистанционный формат. Признавая необходимость карантинных мер, обсуждать (и осуждать) это решение бессмысленно: прямые контакты ученика и учителя в таких условиях исключены. Поэтому учиться сегодня придётся только дистанционно.
Есть мнение, что эта ситуация приведёт к быстрому и безвозвратному внедрению цифровых технологий, и с классическим образованием будет покончено. Поэтому цифровизаторы образования должны быть в восторге от карантинных мер. Ректор ВШЭ Кузьминов этот показной восторг уже поспешил высказать. Дескать, «теперь ретрограды увидят, насколько дистанционные технологии эффективнее обычных методов».
Но это из серии «им так хочется».
В действительности всё скорее наоборот.
Вирусная эпидемия дала фальстарт массовому внедрению «дистанционки», что вызовет мощное общественное отторжение. В итоге сама идея перевода классического образования в дистанционный формат будет похоронена всерьёз и надолго.
Широко разрекламированные ресурсы «электронной школы» (МЭШ и РЭШ) на поверку оказались несостоятельными. Когда в них возникла реальная массовая потребность, системы тупо зависали, не говоря уже о том, что их функциональные возможности не в состоянии обеспечить мало-мальски приемлемый учебный процесс. Общество и власть получили очевидные доказательства, что под «электронное образование» просто пилили бюджет, причём на многие миллиарды. Впрочем, это для РФ — дело привычное.
В дистанционный формат по необходимости разом окунулись все: студенты, школьники и их родители (обучение идёт на дому, а там вся семья на самоизоляции).
И учителя, разумеется.
О них — разговор отдельный. Сегодня сотни тысяч педагогов по всей стране практически индивидуально решают одну и ту же задачу: наполняют контентом свои онлайн-уроки, пытаются выстроить систему контроля и мотивации учащихся и т. д. А чиновные функционеры всех уровней выстраивают свой контроль над учителями: требуют предоставления текстовых конспектов дистанционных уроков, списка опрошенных учеников, заданных вопросов и проч. Чиновники, очевидно, судят по себе и живут в твёрдом убеждении, что учитель — потенциальный жулик, и его никак нельзя оставить без бюрократического надзора. В нынешних чрезвычайных обстоятельствах этот надзор приобретает невыносимые формы. Но ни на что иное Минпрос с его структурами не способен.
С 31 марта министерство Кравцова запустило онлайн-марафон «Домашний час» как бы для решения текущих проблем дистанционного образования. Одним из первых на нём получил слово врио руководителя Рособрнадзора Музаев. Естественно, говорил о ВПР:
«Если ситуация будет ухудшаться, ВПР можно будет провести в дистанционной форме, мы рассматриваем такой вариант. Здесь, конечно, с объективностью может быть всё не так хорошо. »
А дальше — надоевшая всем стандартная мантра:
«В первую очередь, эти работы нужны для самого ученика: понять свой уровень знаний».
Как видим, и сегодня, в условиях ЧС, эти бессмысленные убогие тесты пытаются выдавать за критерий «качества знаний». И здесь не только привычное желание надзирателя поддержать свой крысиный бизнес, но и (возможно, неосознанный) отсыл к ресурсам натаскивания на ВПР как способу получения «дистанционного образования».
Рособрнадзор сформировал спрос на результаты тестового контроля, а бизнес обеспечил предложение. В этом деле ОГЭ и ЕГЭ — вне конкуренции, но они охватывают только 9-й и 11-й классы, а ВПР — практически всю школу. Так что сидите, ребятки, по домам и «оттачивайте мастерство» в выполнении тестиков. А многочисленные сайты сгенерируют задания и выставят оценки.
И будет вам «единое образовательное пространство».
А ведь сейчас есть возможность совершить революцию в этом принципиальном вопросе. В народе уже неоднократно была высказана мысль проводить дистанционные уроки централизованно, по федеральным ТВ каналам. Привлечь для этого лучших педагогов и телевизионщиков, превратить уроки в познавательное шоу, где на плечи школьного учителя ляжет лишь проверка обязательных домашних заданий. Препятствием для такого решения является разнообразие учебных программ, но в любом случае это было бы лучше нынешней самодеятельности. Во всяком случае, такой авральный формат совершенно необходим в начальной школе, где расшевелить малышей дистанционно усилиями одного учителя практически невозможно.
В Минпросе об этом предложении слышали и даже на словах поддержали. Но если мы и дождёмся обещанных «телевизионных уроков» от министерства, они едва ли будут интересны ребятам. В кравцовском ведомстве привыкли к имитации, серьёзная работа для них — дело новое.
На время карантинных мер было бы очень правильно поиграть во всероссийскую телевизионную школу. Это именно игра, безусловно, полезная, но она не заменит прежнего классического образования. Ибо не решает основную проблему любой дистанционки — проблему отсутствия чувства локтя, ощущения, что ты не один. Одно дело — быть в классе вместе со всеми, совсем другое — заставить себя работать в четырёх стенах своей комнаты. Большинству детей это не под силу.
Казалось бы, тут должны помочь родители, взяв на себя обязанность надзирателя. Усадить ребёнка перед компьютером достаточно легко, а вот как насчёт результата?
Скажет сын или дочь, что ничего не поняли, и что дальше?
Можно попробовать самим разобраться в материале и взять на себя функции учителя.
Допустим, разобраться получилось (что далеко не факт). Начинаем объяснять, а он снова не понимает, пробуем по-другому — тот же результат. И тут в ход уже могут пойти крепкие (непедагогические) выражения.
Обычно так и бывает. Большинство родителей учителями быть не могут, ибо для этого требуются специальное образование и профессиональный опыт.
Кто переводил детей на семейное обучение, осознали эту проблему во всей полноте. А сегодня она коснётся практически всех. О всевозможных казусах дистанционки уже написана масса впечатляющих текстов. Их можно цитировать на многих страницах. И это — только начало.
Карантинные ограничения пока ещё несут некий элемент новизны, налёт общественного энтузиазма. Но скоро они станут невыносимой рутиной. И граждане будут ждать отмены этих мер как окончания тюремного срока. В мечтаниях о будущей нормальной жизни важнейшей составляющей станет желание избавиться от дистанционного кошмара.
По окончании коронавирусной эпидемии общество приобретёт устойчивый иммунитет к такому «образованию», который сильно затруднит дальнейшую реализацию дистанционного проекта.
Как перейти на семейное обучение: условия, законы, порядок действий
В 2019 году около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования. Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch. Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг). Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2020 году и какие законы регламентируют этот процесс.
Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.
Переходим на семейное образование
Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.
Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение
Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.
Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.
При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.
Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению
Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.
Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение
Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.
Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования
К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.
Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением
В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.
Образец такого документа вы также сможете найти ниже.
Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия
При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам. В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь. Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.
Семейное обучение. Закон и порядок
В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.
Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует». Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних. Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.
Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».
В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации. Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей. Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.
Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.
Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.
Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.
Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность». Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).
В этой же статье можно встретить и такую строчку:
«Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе. определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».
Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).
Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.
Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:
«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».
На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.
Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:
«При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».
То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.
В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы». Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.
А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.
В пункте 4 той же статьи указано:
«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».
Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.
Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:
«РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании. То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям. Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).
Как перейти на семейное обучение: условия, законы, порядок действий
В 2019 году около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования. Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch. Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг). Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2020 году и какие законы регламентируют этот процесс.
Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.
Переходим на семейное образование
Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.
Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение
Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.
Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.
При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.
Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению
Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.
Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение
Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.
Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования
К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.
Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением
В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.
Образец такого документа вы также сможете найти ниже.
Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия
При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам. В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь. Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.
Семейное обучение. Закон и порядок
В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.
Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует». Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних. Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.
Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».
В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации. Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей. Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.
Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.
Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.
Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.
Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность». Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).
В этой же статье можно встретить и такую строчку:
«Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе. определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».
Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).
Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.
Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:
«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».
На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.
Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:
«При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».
То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.
В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы». Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.
А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.
В пункте 4 той же статьи указано:
«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».
Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.
Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:
«РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании. То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям. Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).