Школа надомного обучения москва
3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное образование
Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого вида семейного образования и раскроем их преимущества и недостатки.
Надомное обучение
Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования.
При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Статья 66 Федерального закона «Об образовании».
Ребёнок на надомной форме обучения остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).
Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.
На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.
Плюсы надомного обучения
- Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
- Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.
Минусы надомного обучения
- Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
- В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.
- Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
- Практически полное отсутствие социализации.
Дистанционное обучение
Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.
Юридически дистанционная учёба не является формой получения домашнего образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Статья 16 Федерального закона «Об образовании»
Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.
Плюсы дистанционного обучения
- Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
- Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.
Минусы дистанционного обучения
- Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.
- Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
- Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.
Семейное обучение
Это форма получения домашнего образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.
В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Статья 17 Федерального закона «Об образовании»
Причины ухода на семейное обучение разнообразны:
- Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
- Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
- Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
- Семья часто переезжает или живёт в другой стране.
Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.
Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах даже предусмотрена компенсация за семейное образование.
Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.
Плюсы семейного обучения
- Это полноценная форма получения образования.
- Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
- Доступно всем.
- Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
- Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.
Минусы семейного обучения
- Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
- Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.
Выводы
- Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
- Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
- Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
- Семейное и дистанционное смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.
Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.
Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.
Школа надомного обучения москва
Эти школы подчиняются окружным управлениям образования. В школах дети обучаются по классно-урочной (классы малой наполняемости до 9-12 человек), групповой (2-4 человекак), индивидуальной системах. Большинство детей ежедневно посещает школу. Дети занимаются по программам общеобразовательных школ, успешно участвуют в окружных конкурсах проектов наравне с общеобразовательными школами и гимназиями.
ВСЕ эти школы планируют слить с Центром образования «Технологии обучения», городского подчинения (Отдел коррекции, психолого-педагогического и социального сопровождения).
Интересно, что в подчинении этого отдела находятся учреждения коррекционного вида (для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта), а также школа-интернат №16 (созданная Н.С.Шерри) и вышеупомянутый ЦО «Технологии обучения».
Это слияние и присоединение инициировано Серым Волком городским департаментом образования (Н.С.Шерри) и проводится на основании постановления Правительства Москвы № 1075 (21.12.2010). Всем начальникам окружных департаментов образования было разослано письмо о планах по реорганизации школ надомного обучения и их «слиянии и присоединении» (цитата из оригинального документа!) к ЦО «Технологии обучения».
(чтобы посмотреть оригинальные изображение, кликните на картинки)
Пока у ЦО «Технологии обучения» нет лицензии на ведение классно-урочного и группового обучения.
Родители детей-инвалидов и детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), обучающихся в школах надомного обучения, столкнулись с двумя ГЛОБАЛЬНЫМИ проблемами:
1) дети с ОВЗ не входят в число типов детей, с которыми работает ЦО «Технологии обучения», и плохо вписываются в парадигму работы отдела коррекции, психолого-педагогического и социального сопровождения. Следовательно, такие дети со временем будут переведены в общеобразовательные школы, из которых они несколько лет назад перевелись в школы надомного обучения! А значит, у этих детей снова ухудшится здоровье, снизится посещаемость школы и они окажутся на домашнем обучении без возможности социализации.
2) Большинство детей, обучающихся в школах надомного обучения, страдает нарушениями зрения (нуждается в очках) или имеет неврологические диагнозы (наиболее часто встречается ДЦП). Этим детям противопоказано дистанционное обучение. Ни один врач не выдаст им справку, разрешающую работу с компьютером. В случае попытки перевести детей-инвалидов на дистанционное обучение, около 80% детей вообще не смогут учиться по медицинским показаниям.
Мало того, по недавно принятому » rel=»nofollow»>СанПиН 2.4.2.2821-10 дети начальной школы не должны работать за компьютером более 15 минут. Для средней и старшей школы время увеличивается до 20-25 минут, после которых необходимо делать специальную зарядку.
таблица 5
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках