Этапы разработки тренинга
Пять шагов создания тренинга (статья-методичка)
Привет, дорогой друг!
Говорят, «хороший продукт в рекламе не нуждается». Это, конечно, только половина правды (без рекламы о нем никто и не узнает ;))
Но в мире тренингов действительно есть тренинги, на 80% собирающиеся по сарафанке (и вы наверняка, слышали про них). Просто потому что их программы сделаны профессионально.
А значит, имеет смысл один раз вложиться в создание качественного тренинга и сэкономить кучу времени, сил и рекламных денег на его продвижении вдальнейшем. Не говоря уже о пиаре который он оставит.
Впрочем, насколько быть профессиональным, решать всегда самому тренеру. И если ваш выбор, дорогой друг, не «срубить бабла по быстрому и фиг с ним», а путь профи и долгосрочные отношения с клиентами, эта статья вам поможет.
Пять шагов создания тренинга
Шаг 1: Выбор востребованной темы тренинга
Для начала необходимо определить цель тренинга и его аудиторию в соответствии с
а) вашей ключевой компетенцией
б) темой, которая вас вдохновляет и
в) вашим авторитетом (насколько вас признают как эксперта) в тех или иных кругах.
А затем протестировать выбранную тему, чтобы убедиться, что тренинг действительно будет востребован (это, кстати, вопрос пары часов).
Ведь, согласитесь, обидно, если вы вкладываете душу в создание своего самого лучшего авторского продукта, а потом выясняется, что спроса на него нет. Тем не менее, 95% начинающих тренеров регулярно наступают на эти грабли забивая на первый шаг.
Шаг 2: Создание структуры тренинга
Для того чтобы тренинг эффективно приводил группу к результату, в его программе должны быть простроены три вещи:
а) «Скелет» результатов (ключевые блоки тренинга и его ядро)
б) Эмоциональный слой (состояния, в которых группа входит в каждый блок)
в) Логический фрейм (ожидания и убеждения, с которыми группа входит в каждый блок)
Обязательно учитывайте групповую динамику, так как серьезный рост участники смогут совершить только в рабочей фазе группы. А на этапе «психодинамической жопы» вам нужны упражнения на сплочение группы, чтобы не потерять ее.
В целом активности для тренинга лучше всего подбирать в том стиле, который опирается на ваши сильные стороны: концептуальный, ресурсный, мотивационный и инструментальный.
Шаг 3. Создание упражнений, игр и других активностей
Когда блоки готовы и вы точно понимаете, какую задачу решает каждый блок, в каком состоянии должна входить в него группа и с каким логическим фреймом — можно наполнять их содержанием.
В зависимости от типа блока (презентационный, эмпирический, ресурсный, луковичный) последовательность активностей будет разная, но в любом случае для каждого блока вам понадобятся:
а) концептуальное объяснение (с графикой)
б) мотивация (метафора или пример)
в) демонстрация
г) упражнение или ролевая игра на встройку навыка
д) шеринг (обратная связь для рефлексии)
е) переход-связка к следующему блоку
Типичная ошибка в работе с содержанием, это использование чужих упражнений или игр.
Проблема даже не в нарушении авторства, а в том что в группе обязательно оказывается какой-то «продвинутый» участник, который их уже делал на другом тренинге. И вместо того чтобы заниматься тренингом, он начинает сравнивать, рассказывать другим «как это было у него там», и пообщавшись с ним на перерыве вся группа уже считает что они купили второсортную копию. …Что, впрочем, правда, если вы тупо стащили упражнения.
Чтобы избежать такой подставы, необходимо создавать свои авторские упражнения и игры. А если какая-то техника универсальна, то «упаковывать» ее так, чтобы в контексте вашего тренинга она выглядела уникальной.
Шаг 4. Мотивация, эмоциональные качели и логические связи
Когда блоки созданы и наполнены содержанием, необходимо проверить две вещи:
а) насколько логично они связаны друг с другом, чтобы в программе не было смысловых разрывов,
б) и убедиться что динамика состояния группы все время держит участников в рабочем ритме (если вы не хотите, чтобы они зевали и засыпали, когда вы что-то рассказываете).
Если где-то есть провалы по состоянию, которые простая мотивация не вытягивает (невозможно до бесконечности подниматься вверх), то добавьте эмоциональные качели и создания ожиданий (особенно ближе к ядру тренинга).
Смысловые разрывы легко закрываются возращением к общей концепции тренинга и объяснением, к какому этапу вы переходите. Здесь главное сформировать нужный фрейм ожидания, чтобы упражнения не оказались для них невыполнимыми или наоборот, слишком простыми и скучными.
Шаг 5. Упаковка тренинга, необходимая для его продажи
Создание тренинга и его продажа — два совершенно потивоположных процесса. Но полностью доверить продажу организатору нельзя, иначе вы рискуете получить участников, пришедших не за тем, что вы даете. Поэтому общее описание и необходимые материалы вам нужно сделать самому.
Кроме описания, для продвижения тренинга вам понадобятся еще три вещи, которые можете сделать только вы:
1) Отзывы или кейсы участников (при сегодняшней конкуренции без этого уже никак).
2) Качественное промо-видео (сегодня люди привыкли уже сначала смотреть на тренера, и только потом принимать решение идти к нему на тренинг).
3) Авторская продающая концепция (для мастер-классов и вебинаров), рассказ которой вызывает у аудитории желание спросить: «А есть ли у вас тренинг на эту тему»?
Чем я еще могу быть вам полезен?
Хотите иметь готовую программу своего тренинга-шедевра уже в следующую пятницу?
Гарантированно востребованную и выполненную на профессиональном уровне?
Если вы хотите, чтобы я провел вас «за руку» по шагам создания тренинга, подробно прорабатывая каждый этап, отвечая на все ваши вопросы и проверяя ваши результаты, я приглашаю вас на свой онлайн-курс: « Самый Лучший Тренинг ».
С 14 по 18 июля вы за пять вечеров, поэтапно создадите свой тренинг-шедевр. Научившись видеть программу сквозь эти инструменты, вы сможете создавать такие же профессиональные тренинги уже намного быстрее (за несколько часов). А с опытом, используя этот подход, будете конструировать программу прямо на лету, под сидящую перед вами группу.
Главное, заложить в основу навыка систему, учитывающую все нюансы работы с группой.
И кое-что совершенно новое!
Для желающих научиться создавать тренинги-квесты и тренинги-игры c 22 по 24 июля я проведу мастер-блок. На нем я дам технологию «упаковки» вашего тренинга в формат командного квеста (как наши «Тропа силы» или «Создание реальности») или тренинга-игры, который никогда не повторяется (как лицензионная «Самурайская игра»).
Я впервые подробно раскрою модель создания каждого их этих типов тренингов, дав вам все основные «ключи» для создания этих тренингов.
Нигде прежде я еще не раскрывал эти модели в формате пошаговой инструкции, так что это абсолютно эксклюзивный материал, и вы будете первым, кто начнет создавать по нему свои тренинги.
Итак, сейчас есть уникальная возможность пройти «Самый Лучший Тренинг» не в записи, а в формате онлайн-курса, и не с куратором (как будет в следующий раз), а с моей личной тренерской поддержкой и вниманием к каждому участнику.
Лучшие руки трудоустроим
Нам периодически пишут коллеги и тренинг-центры, спрашивая контакты наших лучших студентов для работы у себя. Так что с этого момента мы официально начинаем вести реестр наших лучших выпускников, чтобы предлагать их тренинги нашим партнерам. Желающие получить работу тренером у наших партнеров могут пройти аттестацию (подробности в пятый день курса).
Как разработать тренинг? Алгоритм 5 шагов для создания тренинга
Знакома вам ситуация, когда вы чувствуете вдохновение, силы и готовность создать такую обучающую программу, в которой вы могли бы поделиться своими экспертными знаниями или прожитым опытом с другим людьми? У вас для этого и название есть, и концепция сформирована, и даже некоторые блоки тренинга уже проясняются. Но стоит только погрузиться в тему глубже, как вдруг задаёшься вопросом: «С чего начать? Сначала рассказать про это или про то? В этом блоке тренинга провести игру или упражнение? Дать тестирование или задать вопросы на рефлексию?«. В итоге вся первоначальная концепция распадается на микроэлементы, и зачастую требуется не один день и даже не один месяц (а то и год!), чтобы из идей-фрагментов создать целостную структуру обучающей программы.
Алгоритм 5 шагов, который мы изучаем и сразу применяем на практике тренинге тренеров «Тренер как бизнес-партнёр» позволяет творческому процессу создания тренинга придать целенаправленное движения от идеи до плана тренинга. 5 последовательных шагов создают баланс между полётом творческой мысли и фокусировкой на разработке тренинга и доведении до результата. Результата в данном случае — сценарий тренинга.
Шаг 1. Пред-тренинговая диагностика потребности в обучении
Пред-тренинговая диагностика, как камертон, некий эталон, под звучание которого настраивается музыкальный инструмент. Инструменты пред-тренинговой диагностики позволяют услышать тот самый камертон обучения, под который вы настроите всю свою программу, как на этапе разработки тренинга, так уже и в процессе проведения.
Когда мы говорим о диагностики потребности в обучении, речь не идёт о том, чтобы решить «учить или не учить», всегда учить! Вопрос касается, чему именно учить, на чем сфокусировать внимание, достижению каких бизнес-целей должен способствовать тренинг, на самом деле.
Существует несколько вариантов провести диагностику потребности в обучении:
- интервью с Заказчиком обучения;
- анкетирование и сбор ожиданий от участников тренинга;
- тестирование уровня знаний;
- наблюдение на рабочем месте.
Проведение качественной диагностики обеспечит вам как тренеру максимальное попадание в потребности группы и ожидания Заказчика. Для вас как для тренера это несёт очевидные преимущества: благодарность, позитивная обратная связь, рекомендации, дополнительные заказы.
Шаг 2. Формулирование целей тренинга
Когда вы знаете тему тренинга, вами проведена предтврениговая диагностика, и вы имеете чёткое представление о запросе и ожиданиях участников и заказчика, самое время сформулировать цели обучения. Цели интерактивного обучающего курса, т.е. тренинга могут касаться трёх областей:
- Во-первых, изменение уровня знаний участников тренинга;
- Во-вторых, изменения уровня владения навыками;
- В-третьих, работа с ограничивающими установками и убеждениями.
Особую ценность очного обучения и внимания тренера заслуживает третий тип целей на обучение.
Сегодня практически вся информация, в том числе «новейшая» и «уникальная» легко может быть найдена в сети интернет или в книгах. Однако тренинги активно посещают в открытом формате и заказывают в корпоративном. Почему? В ожидании, что на тренинге научат действовать, на практике применять новейшие теории и подходы.
Почему новая информация автоматически не становится руководством для применения, и нужен тренер, наставник, коуч, кто поддержит во внедрении новых моделей поведения в жизнь и формировании навыков. Зачастую информация о новом подходе проходит через фильтры старых привычек, стереотипного мышления и поведения. Поэтому для тренера, который заинтересован в успехе своих клиентов так важно создать на тренинге пространство для самоосознания своих установок и ограничивающих убеждений. Если участники осознали свои успешные и неуспешные модели поведения, у них будет больше оснований и выше готовность трансформировать полученные знания в новые навыки.
Шаг 3. Название тематических блоков тренинга
Когда вы определились с темой тренинга и сформулировали цели обучения направленные на изменения уровня знаний, уровня развития навыков и изменения установок, задайтесь вопросом: какие тематические блоки стоит включить в тренинг? Каким должно быть содержание, чтобы в результате обучения цели были достигнуты.
Сформулируйте название тематических блоков.
Шаг 4. Формулирование результатов
Казалось бы, у нас есть тема и цели тренинга. Мы определились с контентным наполнением обучающего курса, самое время подумать о форме. По-тренерски пофантозировать, прикинуть, где будет деловая игра, а где разминка, какой видеосюжет показать, какую метафору выбрать? Все это важно и нужно сделать, но не на третьем шаге, пока рано!
«Почему рано?» — возникнет закономерный вопрос. В качеств ответа и аргументов я поделюсь своими наблюдениями с тренингов, где я была участницей, а также с тренинга тренеров, которые я провожу в качестве эксперта.
Когда ты участник тренинга, если тренер опытный и прекрасно владеет навыками работы с группой, ты попадаешь под его влияние и всецело поглощён процессом. В такие моменты ты чувствуешь интерес, воодушевление, присоединение к тренеру: «правильно говорит — молодец!» После тренинга проходит день. Неделя. Месяц. Неожиданно приходит понимание, на тренинге было интересно, а в практику ничего не привнёс до сих пор. Ведь так бывает?
Другая ситуация на тренинге тренеров, когда мои участники проводят свои первые демо-тренинги. Как правило, все проходит очень ярко, креативно по форме, интересно по содержанию. От группы тренеры получают овации, по аудитории разносится: «Вау!«. Как ведущий тренер я присоединяюсь и к овациям, и к «вау», а потом задаю вопрос: «Вы сейчас провели этот фрагмент тренинга, сказали это…, сделали то-то… Для чего? Какой результат вы, тем самым, планировали дать участникам?». В аудитории повисает целительная трансформационная тишина.
Профессиональному бизнес-тренеру стоит всегда держать фокус как на форме проведения тренинга, так и на содержании. Чтобы создать сильное содержание тренинга, уделите особое внимание шагу 3 в алгоритме создания тренинга.
После того как у вас появились названия тематических блоков, сформулируйте результат для участников по каждому блоку. Для это используйте глаголы, например:
- сформируют;
- осознают разницу;
- осознают преимущества;
- сформулируют;
- получат опыт;
- узнают;
- изучат;
- отработают на практике и т.д.
Шаг 5. Наполнение программы тренинговыми активностями
На данном этапе, когда у вас как у разработчика прояснились цели проведения тренинга и вы их соотнесли с ожиданиями заказчика и участников, вы выбрали наиболее подходящие тематические блоки, вы имеете чёткое представление, какие результаты получат участники по каждому из блоков, самое время подумать о том, как по форме стоит реализовать задуманное.
При подходе к разработке тренинга первоначально от запроса и ожиданий целевой аудитории, в итоге, к выбору игр и упражнений, вы сможете сохранить концепцию тренинга и, действительно, сфокусируете и своё внимание, и внимание ваших будущих участников на самом главном.
Чтобы получить практический опыт создания своего авторского тренинга участвуйте в программе «Тренер как бизнес-партнёр».
Создавайте тренинги с вдохновением! Будьте смелы и решительны в экспериментах и, вместе с тем, сохраняйте фокус, двигайтесь планомерно в создании своего уникального авторского дизайна тренинга! Благодарных Вам участников!
Инструкция по разработке тренинга
Общие положения
Разработка и проведение тренингов является одной из функциональных обязанностей тренинг-менеджера. Настоящая инструкция представляет собой пошаговый алгоритм создания тренинга.
Основные термины и понятия
Что может рассматриваться в качестве предмета тренинга
Основные этапы разработки тренинга
Разработка тренинга включает в себя шесть последовательных этапов. Данные этапы логически взаимосвязаны и определяют общую логику разработки тренинга.
1.Формулирование концепции и целей тренинга.
2.Разработка программы тренинга с разбивкой на тематические модули.
3.Создание дизайна тренинга, методическое насыщение.
4.Описание методички по ведению тренинга (рабочие материалы тренера).
5.Создание раздаточных материалов (рабочая тетрадь участника тренинга).
Описание этапов разработки тренинга
1.Формулирование концепции и целей тренинга. Отправной точкой в создании любого обучающего мероприятия является цель или группа целей. Чёткое понимание «зачем?» становится залогом того, что тренинг будет действительно работать. Необходимости создания тренинга может вытекать из следующих источников:
•Потребность в обучении. На основании анализа чек-листов выявляются компетенции, которые нуждаются в развитии. Развитие этих компетенций и может рассматриваться в качестве цели тренинга. Кроме поддерживающей потребности в обучении (направленной на поддержания необходимого объёма компетентности в оптимальном состоянии), потребность в обучении может быть инновационной. В данном случае речь идет о формировании новых компетенций, которыми обучаемые ранее не владели. Инновационная потребность в обучении может быть связана с внедрением новых методов работы, расширением или изменением функционала и т.д.
•Необходимость в проведении рада организационных мероприятий. В данном случае речь идёт о тренингах, направленных на сплочённость коллектива, формирование команды, проведение групповых мероприятий по анализу ценностей организации, определению стратегических целей компании и пр.
Пример цели тренинга:
Овладение технологией холодного звонка и методов работы с сопротивлением клиента при установлении контакта по телефону.
Под концепцией тренинга необходимо понимать обоснование цели тренинга, которое является основной идеей, стержнем тренинга. Фактически концепция задаёт тон всего тренинга. Концепция тренинга нужна, прежде всего, для позиционирования тренинга руководству и участникам.
Пример концепции тренинга:
В процессе поиска и установления контакта с новым клиентом менеджеру приходится осуществлять холодные звонки, в ходе которых очень часто можно столкнуться с сопротивлением клиента. Данное обстоятельство может стать серьёзным препятствием на пути установления контакта и привлечения нового клиента.
Настоящий тренинг направлен на овладение технологией холодного звонка и методов работы с сопротивлением клиента при установлении контакта по телефону.
2.Разработка программы тренинга с разбивкой на тематические модули. После того как цель и концепция тренинга сформулированы, разрабатывается программа тренинга. Программа тренинга создаётся путём дробления цели тренинга на задачи, формулирование из задач тематических модулей, дальнейшей детализации задач и описание их в терминах результата. Происходит это следующим образом:
Цель: Овладение технологией холодного звонка и методов работы с сопротивлением клиента при установлении контакта по телефону.
Для того чтобы данная цель была достигнута необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать специфические особенности установления контакта по телефону.
2. Овладеть методами преодоления секретарского барьера.
3. Исследовать сопротивление при установлении контакта по телефону и овладеть методами преодоления сопротивления при взаимодействии по телефону.
Далее каждая задача формулируется в виде названия модуля детализируется, разбивается на более мелкие задачи. В результате получаем программу тренинга.
Пример программы тренинга:
Модуль 1. Специфика установления контакта по телефону.
Данный модуль направлен на понимание участниками психологических особенностей и закономерностей установления контакта по телефону. Основная цель модуля – формирование умений делового общения и взаимодействия по телефону при осуществлении «холодных» звонков.
В результате прохождения данного модуля участники:
•Изучат и поймут специфические особенности ведения переговоров по телефону.
•Овладеют техниками установления и удержания контакта по телефону.
•Овладеют особенностями построения речи при общении по телефону.
•Освоят принципы построения фраз, особенности построения разговора, способствующие удержанию внимания клиента, расположению к разговору и эффективной передаче информации.
•Научатся по телефону выявлять лицо, ответственное за принятие решений.
•Рассмотрят понятие эмоционально-напряжённого контакта. Овладеют приёмами снятия эмоционального напряжения в процессе взаимодействия по телефону.
Модуль 2. Прохождение секретарского барьера при выходе на лицо, принимающее решение
Настоящий модуль направлен на овладение технологией прохождения секретарских барьеров.
В результате прохождения модуля участники:
•Рассмотрят различные типы секретарей и особенности взаимодействия с каждым типом.
•Рассмотрят процесс прохождения секретарского барьера при выходе на лицо, принимающее решение.
•Проработают в режиме тренировки умение преодолевать секретарские барьеры в привязке к специфике ситуаций взаимодействия операторов call-центра компании.
Модуль 3. Сопротивление клиента в процессе взаимодействия по телефону
Настоящий модуль направлен на понимание концепции сопротивления и возражения со стороны клиента. Основная цель модуля – овладение техниками и приёмами работы с сопротивлением клиента при осуществлении «холодных» звонков.
В результате прохождения модуля участники:
•Исследуют психологическую природу сопротивления клиентов при взаимодействии по телефону, поймут, что стоит за сопротивлением клиента.
•Рассмотрят различные типы сопротивления клиента при осуществлении холодных звонков.
•Рассмотрят общую стратегию работы с сопротивлением клиента при взаимодействии по телефону.
•Изучат технику «Вы-подхода». Овладеют методами снятия сопротивления клиента при взаимодействии по телефону.
•Проработают в режиме тренировки методы снятия сопротивления клиента.
3.Создание дизайна тренинга, методическое насыщение. На данном этапе осуществляется подбор методов тренинга под конкретные задачи. Важным условием тренинга должно быть соблюдение баланса теории-практики в процентном соотношении: 20 / 80.
4.Описание методички по ведению тренинга (рабочие материалы тренера). На основании дизайн-сетки тренинга описывается методичка по его ведению. Каждое упражнение тренинга должно описываться исходя из следующей структуры:
Рефлексия (вопросы для обсуждения)
5.Создание раздаточных материалов (рабочая тетрадь участника тренинга). Заключительным этапом создания тренинга является разработка рабочей тетради участника. Здесь тренер должен максимально использовать свои творческие способности. Основные требования к раздаточным материалам:
1. Наглядность. По возможности необходимо использовать схемы, таблицы, рисунки вместо сплошного текста. Основные определения необходимо выделять.
2. Простота восприятия. Ненужно стремиться вложить всю теорию в раздатку.
3. Логическая последовательность изложения.
4. Удобство. (каждая тема с новой страницы, место для записи)
Этапы подготовки и проведения тренинга
Этапы подготовки и проведения тренинга
I. Сбор и анализ предварительной информации
- Определение стратегических целей и конкретных задач организации (подразделения).
- Анализ организационных отношений и корпоративной культуры.
- Выявление компетенций, нуждающихся в развитии.
- Определение состава и основных характеристик группы.
- Согласование времени, места и продолжительности тренинга.
II.Подготовка тренинга
- Конкретизация цели и задач тренинга.
- Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие необходимых компетенций, а также навыков и умений.
- Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев (case study), моделирование, анализ видео- и аудиоматериалов, микролекции и др.
- Разработка гайда (сценария) тренинга.
- Составление поминутного расписания (тайминга) программы тренинга.
- Подготовка методических материалов: презентации, рабочей тетради участников, раздаточных материалов, кейсов, видеоматериалов, чек-листов.
- Подготовка оборудования и инвентаря.
III. Проведение тренинга
- Реализация программы тренинга.
- Адаптация программы в зависимости от особенностей группового процесса и уровня подготовленности участников.
- Ежедневная устная обратная связь от участников.
IV. Оценка эффективности
- Получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга.
- Оценка результативности тренинга: проведение тестов, ролевых игр, супервизия на рабочем месте, оценка рабочих показателей.
V. Пост-тренинговая поддержка
- Индивидуальные консультации по развитию навыков и умений участников.
- Консультации руководства по дальнейшему развитию участников.
- Осуществление индивидуальной и групповой пост-тренинговой поддержки (ситуационный анализ, определение проблем, разбор случаев, моделирование и др.).
VI. Заключение
- Подготовка заключительного отчета и его обсуждение с руководством компании.
- Разработка совместных предложений по дальнейшему сотрудничеству.
- Наша подборка полезных материаловПроведение тренинга или семинара, консалтинг или коучинг — серьезный проект. В зависимости от сложности и.
- Условия проведения бизнес-тренингаПроведение тренинга или семинара, консалтинг или коучинг — серьезный проект. В зависимости от сложности и.
- Модель обучения ADDIEИсточник: Мастерская разработки тренинга ADDIE – это традиционная модель разработки учебных программ (как очных, так.
- Оценка результативности тренингаПроведение тренинга или семинара, консалтинг или коучинг — серьезный проект. В зависимости от сложности и.
- Основной комплекс работ по организации и проведении тренинга/семинараПроведение тренинга или семинара, консалтинг или коучинг — серьезный проект. В зависимости от сложности и.
Разработка и передача тренингов
Разработка тренинга
Помимо проведения корпоративных тренингов мы занимаемся их разработкой и передачей внутренним специалистам.
Разработка тренинга, по нашей практике, чаще востребована в крупных компаниях, поскольку предполагается, что программа будет реализована много раз, и затраты на ее разработку окупятся. Однако бывают и специализированные запросы, осуществляемые небольшими компаниями. Например, разработка адаптационного курса для новых сотрудников (понятно, что курс будет проводиться долго, постепенно изменяясь под реалии компании).
Когда требуется разработка тренинга
Итак, в каких случаях может потребоваться разработка тренинга (и, возможно, передача внутренним тренерам):
- отсутствие у заказчика специалиста, который может разработать курс;
- необходимость адаптировать/актуализировать существующую у компании программу;
- необходимость сделать программу «продвинутого уровня» для дальнейшего развития навыков опытных сотрудников;
- отсутствие требуемой программы на тренинговом рынке (специфичный запрос из контекста деятельности сотрудников или появление интересной концепции, соотносящейся с деятельностью сотрудников;
- изменение ценностных установок компании и/или деятельности сотрудников;
- необходимость трансляции программы региональным представительствам и тренерам компании для обучения большого количества сотрудников.
Существует несколько вариантов решения такой задачи: от сборки тренинга-конструктора из существующих уже модулей до полноценной разработки тренинговой программы с диагностикой целевой аудитории, подбором теоретической базы и разработкой новых игр/упражнений. В любом случае результатом разработки становится полный комплект методических и информационных материалов, которые передаются заказчику. Но об этом чуть ниже.
Алгоритм проекта по разработке тренинга
Если говорить о полноценной разработке тренинга с «0» (как о наиболее сложной и долгой процедуре), то проект реализовывается по следующему алгоритму:
Алгоритм разработки тренинга
- Формулирование концепции и составление технического задания.
Здесь проводится анализ того, чему требуется обучать сотрудников, контекст их деятельности (в том числе навыки, знания, эффективные установки). Вместе с заказчиком формулируется концепция тренинга и основные модули. В заключении составляется ТЗ (для включения в договор), описывающее критерии проекта, ответственности сторон и сроки.
Длительность этапа — от 3 до 10 дней.
- Диагностика целевой аудитории
Определение уровня развития навыков у представителей целевой аудитории. Возможные варианты: наблюдение, интервью, тестирование. Далее следует составление карты ЗУН (знаний-умений-навыков), по которой будут разрабатываться активности тренинга.
Длительность этапа — от 7 до 14 дней.
- Проработка программы тренинга
Проработка теоретических блоков, упражнений и дискуссий. Подготовка материалов для участников и тренера (в том числе и мануала/методички).
Длительность этапа — от 7 до 14 дней.
- Тестирование тренинга на представителях целевой аудитории
Пилотное проведение тренинга дает возможность получить ясную картину всех ключевых активностей разработанной программы и обратную связь от тех, для кого она разработана. Также на этот пилот могут быть приглашены внутренние эксперты компании, отвечающие за качественную передачу специфики бизнеса, каких-либо важных аспектов. Часто после первого проведения в программу вносятся коррективы.
Проведение пилотного тренинга полезно еще при последующей передаче тренинга внутренним специалистам компании — ведется видеозапись основных активностей.
Длительность — соответствующая длительности тренинга+2-3 дня для корректировок (если они незначительны).
Длительность разработки тренинга
Суммарно, длительность проекта по разработке тренинга для передачи может составлять от 2 до 4 недель.
Стоимость проекта по разработке тренинга
Стоимость разработки тренинга для передачи внутренними тренерами колеблется в пределах от 100-180 000 рублей и зависит в основном от длительности работы консультанта(ов). В случае, если создаются сложные материалы (например, снимается и монтируется фильм — а это мы тоже можем) стоимость может составлять 250 000 рублей.
Результат проекта по разработке тренинга
Итак, материалы, которые передаются заказчику по результатам проекта разработки тренинга: