Тренинг это метод обучения
Тренинг как метод обучения и инструмент дополнительного образования
«Человеку может повезти с генами, но все равно нужно постоянно учиться и прокачиваться. Везение с генами — это как рояль Steinway, доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нем все равно нужно учиться». Т. Черниговская
Тренинг — термин из английского языка (от англ. — train, training) и имеет ряд значений: воспитание, обучение (на практических занятиях или в приближенных к реальным условиях), подготовка, тренировка, дрессировка. Точного эквивалента в русском языке нет.
В значении «тренировка» тренинг, конечно же, не является каким-то новым изобретением. Однако в качестве метода обучения для взрослых в современном виде тренинг появился относительно недавно. В любом случае, так или иначе, на тренинге мы учимся и тренируемся.
Существует много определений и видов тренингов, и применяются они в разных сферах деятельности: в бизнесе, в социальной сфере, в образовании, в психотерапии. Это и бизнес-тренинги; и личностные тренинги: психологические и эзотерические; и тренинги развития личности; психотерапевтические тренинги; тренинги состояний; исследовательские тренинги; трансформационные тренинги.
Общее в них то, что на тренингах можно изменить некие настройки и программы, модели управления своим поведением и деятельностью, развить уже существующие навыки – профессиональные и личностные, — расширить их диапазон.
Бизнес-тренинги, как метод повышения профессиональной компетентности и отработки эффективных профессиональных навыков, как инструмент развития персонала, стали неотъемлемой частью современной деловой культуры.
При этом, точно также как профессиональные навыки, можно совершенствовать и развивать личностные качества и социальные навыки, так называемые soft skills («софтскилз», англ. soft skills – «мягкие навыки» или «гибкие навыки»). Они важны и в работе, и в жизни, и позволяют быть эффективным и успешным независимо от специфики профессиональной деятельности или конкретной специальности.
К их числу относят: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, умение слушать, умение договариваться, работу в команде, личностное развитие, управление временем, креативность и т.п.
Кроме того, что большинство тренинговых программ и семинаров или курсов опираются на навыки из ряда soft skills, тренинг также является наилучшим средством освоения этих навыков.
Огромный процент того, что мы делаем, мы делаем бессознательно. Ведь те программы, которые наш мозг скачивает и устанавливает в себя всю жизнь, через некоторое время становятся «компьютерным железом» и действуют по умолчанию.
А тренинг кроме всего прочего может помочь распознать свои жизненные стратегии, бессознательные программы поведения; перевести некоторые неосознанные компетенции в область осознанных; преодолеть недоверие к себе; задуматься о своей жизни, миссии, возможностях, потребностях, истинных желаниях.
В ходе тренингов, связанных с личным развитием и эффективностью, нарабатывается практика работы над собой, появляются инструменты перевода проблемы в задачу, использование авторской позиции, появляется возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои привычные стратегии и научиться произвольно и преднамеренно их изменять, растёт коммуникативная компетентность, появляется импульс к дальнейшему развитию, становится понятнее собственная мотивация, проясняются истинные цели.
Там можно научиться ставить цели так, чтобы выполнять их – хотелось; научиться находить решения и осознанно брать ответственность; управлять своими эмоциями; научиться способности посмотреть на ситуацию не своими глазами, а глазами другого человека. Такая способность является основой коммуникации, обучения, сопереживания и даёт поведенческое преимущество.
Из книг, статей, лекций можно получить информацию или знания. Однако умение или навык сформировать таким способом не получится. Факт присутствия знания не означает его принятия или подкрепления действием – присвоения. Таким вещам имеет смысл учиться на практике. Поэтому эффективность обучения зависит от самого ученика и возрастает, когда он из наблюдателя превращается в активного участника процесса.
Проще говоря тренинг не решает проблемы, а даёт инструменты для их решения, а также выступает в качестве «тренажера», на котором в безопасной обстановке осваиваются новые поведенческие знания и умения.
Таким образом, тренинг можно считать особой формой или методом обучения, который опирается не на знание в результате получения информации, а на реальное знание, основанное на возможности пережить на собственном опыте то, о чем говорит, например, лекция или учебник.
Необходимо помнить, что для закрепления новых привычек в реальной жизни необходимо их внутреннее принятие, присвоение и, конечно, время. Поэтому зачастую тренинговые программы состоят из нескольких блоков, разных по длительности. При этом в линейке тренингов обычно есть основной базовый курс, дающий основные инструменты для дальнейшего самостоятельного применения, но без которого не освоить следующие ступени, так же как в любой другой учебной программе.
В основе любого тренинга лежат методы практической психологии, групповое взаимодействие, обратная связь, практические упражнения и игры.
Задача тренера заключается в том, чтобы дать участникам возможность сделать свои собственные открытия и попробовать новые практические инструменты для произвольного овладения и управления собственным поведением, чтобы потом самостоятельно применять их в реальной жизни. Ведь именно тогда происходят настоящие изменения.
Когда ты найдёшь то, что полюбишь по-настоящему, ты сам удивишься, сколько всего ты сможешь. Можешь ты или не можешь — это всегда тебе решать. Из к/ф «Легенда 17
ü Если вы чувствуете, что не используете все свои возможности и ресурсы; не реализуете весь потенциал; остановились и не находите новых целей;
ü если у вас есть запрос расширить картину мира и стремление к наполненной, осмысленной, внутренне более свободной жизни;
ü если вы хотите научиться лучше понимать людей и себя, видеть связи событий и явлений, свою внутреннюю мотивацию; научиться прощать и принимать (в том числе и себя), добровольно брать на себя ответственность и осознанно делать выбор;
ü если вы хотите найти именно свои цели и место, выработать привычку жить осмысленно, то возможно вам имеет смысл идти на тренинг повышения личной эффективности.
Важно понимать, что такая работа над собой не необходимость, а вопрос личного выбора. И никто кроме вас эту внутреннюю работу не сделает.
***
Так, резюмируя, можно сказать, что тренинг – это метод обучения, который, в отличие от традиционных методов получения знаний, приводит также к практическому освоению нового или изменению старого поведения, приобретению новых более совершенных поведенческих навыков для профессионального и личного развития.
Реальное знание — это знание, полученное в результате собственного опыта, а не информации. При этом полученный опыт остаётся как возможность, право, разрешение произвольно применять (или не применять) освоенные инструменты и произвольно, преднамеренно и целенаправленно изменяться и развиваться.
Эффективность такого обучения зависит от активности принимающего участие в тренинге, и возрастает, когда ученик из пассивного наблюдателя превращается в активного участника процесса.
Настоящие перемены или трансформация происходят тогда, когда изменённые элементы поведения внутренне приняты и присвоены человеком и, следовательно, становятся произвольными и осознанными.
Вопрос повышения личной эффективности и развития – вопрос личного выбора. Это интереснейшая внутренняя работа над собой, приносящая изменения и на внешнем плане.
Тренинг это метод обучения
Мозговой С. Г., Казакова А. И., Кирова Н. Ю., Канунникова А. П.
ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Дальневосточный Федеральный университет, филиал в г. Арсеньеве
В данном докладе рассматривается сущность, виды, функции такого активного метода обучения как тренинг. Проводится анализ сильных и слабых сторон данного метода. А также обосновывается эффективность применения тренинговых занятий для обучения студентов ВУЗов.
Ключевые слова: активные методы обучения, тренинг, студент, цель.
This report reviews the nature, types and functions of training. We analyze the strong and weak aspects of this method. It also substantiates the effectiveness of training sessions to teach students at the universities.
Key words: active learning methods, training, student, goal.
Современный процесс обучения невозможно представить без методов, обеспечивающих максимальную активизацию творческого потенциала учащихся — активных методов обучения. Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала [1]. Среди множества методов активного обучения выделим тренинг. Согласно распространенному определению, тренинг представляет собой групповое занятие психологической направленности под руководством опытного ведущего-психолога, направленное на развитие необходимых знаний, умений, навыков человека, а также лучшее понимание себя и других [2].
Тренинг – это один из ведущих активных методов обучения, поскольку выполняет целый ряд задач, таких как анализ ситуаций, получение новых знаний и мгновенное применение их на практике, развитие творческого потенциала и умение работать в группе.
Целевая аудитория тренинга разнообразна и включает в себя бизнесменов, программистов, домохозяек, студентов, продавцов, учителей, пенсионеров. Здесь нет профессиональных и возрастных ограничений [3].
История тренингов начинается в конце 60-х годов прошлого века. Тренинг «Динамика Разума» был создан в Техасе, США, Александром Эвереттом для подготовки кадров внутренней и внешней разведки. Идеи и технологии этого автора стали прототипами многочисленных тренингов во всем мире. В нашей стране такие программы появились еще в 90-е годы. Изначально их вели американцы, затем воспитанные ими российские тренеры организовали собственные тренинг-центры [там же].
Существует особая классификация методов работы на тренинге:
— кейс (проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения);
— деловые игры (имитация профессиональной деятельности);
— ролевые игры (исполнение определенных ролей с целью проработки определенной ситуации);
— групповые дискуссии (совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации);
— мозговой штурм (высказывание как можно большего числа идей по поводу проблемной ситуации и выбор лучшего) [4].
Тренинг имеет большой позитивный потенциал. Положительными составляющими тренингов являются:
— создание таких ситуаций, в которых человек может на новом уровне осознать, что происходит с ним в реальной жизни;
— развитие человеком жизненного, творческого и духовного потенциала не задействованного ранее;
— проведение тренингов в схеме марафона – то есть процесс не растягивается на месяцы и годы, а проходит оперативно за несколько дней;
— меньшая стоимость по сравнению с индивидуальной психотерапией;
— прочный научный фундамент [5].
Будучи прикладной технологией, позволяющей применять на практике достижения многих наук о человеке, тренинг вобрал в себя лучшее, что есть в философии, психологии, социологии [3]. Однако существуют некоторые ограничения по прохождению тренингов:
-тренинги противопоказаны в случае диагностированных врачом депрессий, неврозов, тревожных состояний;
— тренинг — это групповое занятие, поэтому если есть желание подробного вникания в личные проблемы, то лучше обратиться к психоаналитику [5].
Существует также миф относительно тренингов: опасность «подсесть» из-за желания вновь и вновь переживать фонтан положительных эмоций, которые дает курс [там же]. Однако нельзя впасть в зависимость от обучения, от приобретения новых знаний и навыков.
Уникальность тренинга состоит в том, что никто не говорит Вам, как следует улучшить свою жизнь. Участники сами обнаруживают возможности видеть себя и жизнь вокруг иначе. Главная задача тренинга — создать обстановку, в которой человек, нацеленный изменить свою жизнь, начнет делать это немедленно [3]. Здесь обозначаются цели и формулируются способы их достижения. Многочисленные упражнения позволяют запомнить позитивную информацию и применить ее в повседневной жизни.
В настоящее время тренинги широко применяются как дополнительная форма обучения студентов. В эпоху информационного общества молодому человеку для построения успешной карьеры необходимо обладать не только строго профессиональными знаниями и навыками, но и умением эффективной коммуникации, способностью постоянно обучаться и наличием разнообразных жизненных интересов. Весь этот комплекс и обеспечивают тренинговые занятия. К тому же они способствуют развитию лидерских качеств, что также немаловажно для студента.
Молодость — особый возраст, когда, с одной стороны, планы просто колоссальные, а с другой стороны, — уже присутствует некоторое сомнение в том, что планы эти реализуемы в принципе [6]. Чтобы исключить сомнения по поводу устройства будущей жизни и не потеряться в многочисленных возможностях после окончания обучения в ВУЗе необходимо начать строить свое завтра уже сегодня. Человек может сделать свое будущее таким, каким хочет его видеть.
Обозревая собственное прошлое и выстраивая жизненную стратегию будущего, уместно сформулировать элементарную тренинг-модель.
Прежде всего, надо ответить себе честно на три вопроса:
Если ответы вызывают чувства, далекие от уверенности и спокойствия, то сейчас самое время определить, что же Вы знаете о своей личностной силе и как Вы умеете ее применять, потому что способность противостоять неопределенности и непредсказуемости жизни не дается от рождения, а успешно тренируется [6]. Только определив свою цель, Вы сможете ее достигнуть.
Но этому не учат в школе и особо не учат в ВУЗе, этим вряд ли в полной мере могут поделиться с нами родители, именно поэтому каждый год огромное количество молодых людей оказывается в состоянии «лишних на празднике жизни». Исходя из вышесказанного, можно заключить, что тренинг является объективным решением данных проблем.
Эффективность применения тренингов в сфере обучения студентов можно обосновать следующими фактами:
— в процессе активного, увлекательного сотворчества членов группы и тренера гораздо проще усвоить необходимый материал;
— студенты за несколько дней получают возможность не просто освоить огромный объем новой информации, но и научиться ей пользоваться;
— тренинг, в отличие от академических лекций, нацелен не столько на овладение новыми знаниями, сколько на создание нового. Нового восприятия привычных вещей, нового взгляда на мир и себя в этом мире, нового отношения к обстоятельствам, опыту, ценностям, результатам и лидерству.
Тренинг – эффективный способ обучения, посредством которого студент усваивает новые понятия и получает возможности их практического применения. В процессе тренинга создаются ситуации, в которых студент действует и переживает, находясь чаще в дискомфортных для себя условиях. Но если есть желание получить максимальный результат, то нужно будет пройти через этот дискомфорт. В заключении хотелось бы отметить, что тренинг — не панацея от всех бед, а только лишь стимул.
1. Вернер Л. Г. Применение активных методов работы на уроках в начальной школе http://pedsovet.su/load/145-1-0-4578;
3. О тренингах. Интернет-ресурс тренинг – центра «Планета лидеров» http://planetalider.ru/history/;
4. Белая О. Методы психологического тренинга http://propsiholog.ru/node/485;
5. Городков Б. Компьютерные решения № 92 2007.;
Методическая разработка на тему:»Тренинг как активная форма обучения».
При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!
Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .
«Тренинг как активная форма обучения
Преподаватель: Червоняк Н.Н.
Тренинг как активная форма обучения.
Понятие и значение тренинга как интерактивного метода обучения.
Структура и содержание тренинговых занятий.
Сценарии тренинговых занятий.
Поиск новых путей организации позитивного взаимодействия между
преподавателями и студентами в образовательном процессе способствует использованию активных методов обучения.
Предпочтение все больше отдается тренингу.
В последнее время появились исследования, авторы которых предлагают разнообразные тренинги, в том числе и профессионально-педагогические (В.Ю. Васкаков, С.В. Кривцова, Г.И. Марасанов, Б.Д. Парыгин, А.М. Прихожан, А.С. Прутченков, Е.В. Руденский, В.В. Харин).
Анализ теоретико-практических разработок показа: тренинг не только развивает социальные навыки и навыки общения, но и совершенствует профессионально-психологическую компетенцию субъектов общения.
При организации тренинговых занятий в курсах таких дисциплин, как «Основы педагогического мастерства», «Тренинг педагогического общения», «Педагогическая технология», «Дошкольная педагогика»; в ходе которых осуществляется подготовка будущих специалистов педагогического колледжа, мы исходим из того, что тренинг – это прежде всего способ программирования модели управления своим поведением и деятельностью. Цель тренинговых занятий заключается в расширении социально-психологической компетентности специалистов, в повышении уровня их взаимодействия с дошкольниками и студентами колледжа, в формировании позитивной направленности их личности, эмпатийности, рефлексии. В организации тренинговых занятий мы опирались на положение о единстве теоретических знаний и практических действий, исходили из того, что тренинг как совокупность продуманных психолого-педагогических действий и шагов, осуществляемых в определенной последовательности, дает знания и возможность их использовать; способствует приобретению или коррекции уже сформированных умений; любое тренинговое занятие – это осознание целей, мотивов, содержания общения, личностной или профессиональной позиции будущего профессионала.
Тренинг – это, прежде всего познание через переживание, на тренинге человек, испытывая сильные положительные эмоции, сам находит эффективные способы общения, на практике закрепляет необходимые навыки.
познание себя и окружающего мира;
изменение собственного «Я» через общение;
общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке;
эффективная форма работы в группе для усвоения знаний;
метод, инструмент для формирования умений и навыков
В чем назначение правил общения в группе?
Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Правила – это законы группы, по которым она живет во время тренинга. Они необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог:
получить информацию сам и не мешал получить ее другим;
открыто высказывать свое мнение, выражать свои чувства и взгляды;
быть уверенным в том, что все личное, что обсуждается на занятиях, не выйдет за пределы группы и др.
Существует несколько основных правил, которые помогают обеспечить атмосферу доверия:
«не давать оценок»;
Задача тренера – объяснить эти правила участникам тренинга перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. При этом важно получить согласие на введение этих правил у самой группы. Так с самого начала будет закладываться доверие и понимание в отношениях тренера и участников тренинга.
В ходе проведения тренингов используются следующие методы групповой работы:
Мозговой штурм – это хорошо известный и широко используемый интерактивный метод. Он побуждает участников тренинга использовать свое воображение и творчество, помогает находить несколько решений какой-то конкретной задачи. Например: «Что мне делать в этой ситуации?», «Как Я, мы можем преодолеть это препятствие?». Во время процесса «выдвижения идей» одним участником тренинга не допускаются никакие оценочные суждения со стороны других участников. Если вы будете судить об идеях и оценивать их во время их высказывания, слушатели сосредоточат больше внимания на отстаивании своих идей, чем на попытках предложить новые и более совершенные. Оценка должна быть исключена.
Мини-лекция – краткое изложение определенной темы, после которого полезно провести ее неформальное обсуждение для разъяснения тех или иных вопросов, содействия переносу идей и понятий в практическую плоскость.
Такое обсуждение проводится ведущим тренинга, который должен стремиться вовлечь в обсуждение всех слушателей. Желательно, чтобы проводящие занятия, заранее подготовили вопросы для начала обсуждения. После представления материала и его обсуждения ведущий тренинга должен подвести итог или дать резюме. Рекомендуются дополнять мини-лекцию заранее подготовленными наглядными пособиями или учебными материалами, которые нужно раздать всем участника перед занятием.
Энерджайзер – это упражнение, направленное на разминку или привлечение внимания участников тренинга. Разминкой может служить любая игра или упражнение. Энерджайзер можно проводить как в начале тренинга, так и в середине или в конце, в любой момент, когда это необходимо.
Работа в команде (микрогруппе) – позволяет участникам приобрести навыки сотрудничества, межличностного и делового общения. Кроме того, использование данного метода помогает участникам научиться разрешать возникающие между ними разногласия.
владеет необходимой информацией;
знает основы возрастной психологии и физиологии;
умеет работать с аудиторией и знает, как ее заинтересовать;
обладает навыками ведения группы;
имеет в запасе дополнительные упражнения, игры и др.
Какие методы работы в группе наиболее эффективны?
«Скажи – я забуду.
Покажи – я замечу.
Дай сделать – и я пойму!»
Средний процент усвоения информации при помощи методов:
Тренинг как метод активного обучения
стиль речь воспитатель дошкольник
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
Тренинг может рассматриваться в нескольких аспектах:
· тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируется определенный вид поведения.
· тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
· тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
· тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения проблем.
На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.
Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.
Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.
Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.
Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).
Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
Фоссилизация — инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фоссилизация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фоссилизации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.
Видеоанализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.
В основе использования тренинга как активной формы организации методической работы с педагогами лежат некоторые теоретические положения, предложенные Л.М. Митиной, И. Моревой.
Нас интересует речевой тренинг для педагогов или тренинг красноречия, как условие повышения уровня работы по развитию речи с детьми.
Речевой тренинг учит:
*Cвободно и легко формулировать мысли.
*Грамотно и четко транслировать информацию.
*Расставлять интонационные оттенки.
*Чувствовать энергетику собственного голоса.
*С умом использовать мимику, паузы, позу, жесты.
То есть грамотно владеть устной речью в определенной ситуации, зачастую, наблюдая образовательный процесс, сталкиваемся с одними и теми же ошибками в речи воспитателя, самые распространенные ошибки можно описать следующим образом:
1. Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами; (обращаясь к детям: «котеночек», «лапочка моя», «деточки», «ребятушки», «ребятки» т.п.)
2. Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…
3. Неуместное использование звукоподражательных слов;
4. Ошибки в речи: ложить — вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.
В.А. Кан-Калик рекомендовал педагогам: «Следите за собственной речью; не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевых ошибок учащихся».
Я.А. Каменский писал: «Учителя должны быть приветливы и ласковы, не отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а привлекать их своим отеческим расположением, манерами, словами».
Помня о том, что от культуры речи воспитателя зависит культура речи детей, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
В целом существующие формы работы методиста ДОУ с педагогическим коллективом наглядно можно представить в следующей таблице (см. таблицу 1.)
Тренинг как метод обучения и инструмент дополнительного образования
«Человеку может повезти с генами, но все равно нужно постоянно учиться и прокачиваться. Везение с генами — это как рояль Steinway, доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться», — Т. Черниговская.
Тренинг — термин из английского языка (от англ. — train, training) и имеет ряд значений: воспитание, обучение (на практических занятиях или в приближённых к реальным условиях), подготовка, тренировка, дрессировка. Точного эквивалента в русском языке нет.
В значении «тренировка» тренинг, конечно же, не является каким-то новым изобретением. Однако в качестве метода обучения для взрослых в современном виде тренинг появился относительно недавно. В любом случае, так или иначе, на тренинге мы учимся и тренируемся.
Существует много определений и видов тренингов, и применяются они в разных сферах деятельности: в бизнесе, в социальной сфере, в образовании, в психотерапии. Это и бизнес-тренинги; и личностные тренинги: психологические и эзотерические; и тренинги развития личности; психотерапевтические тренинги; тренинги состояний; исследовательские тренинги; трансформационные тренинги.
Общее в них то, что на тренингах можно изменить некие настройки и программы, модели управления своим поведением и деятельностью, развить уже существующие навыки — профессиональные и личностные, — расширить их диапазон.
Бизнес-тренинги, как метод повышения профессиональной компетентности и отработки эффективных профессиональных навыков, как инструмент развития персонала, стали неотъемлемой частью современной деловой культуры.
При этом, точно также как профессиональные навыки, можно совершенствовать и развивать личностные качества и социальные навыки, так называемые soft skills («софтскилз», англ. soft skills — «мягкие навыки» или «гибкие навыки»). Они важны и в работе, и в жизни, и позволяют быть эффективным и успешным независимо от специфики профессиональной деятельности или конкретной специальности.
К их числу относят: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, умение слушать, умение договариваться, работу в команде, личностное развитие, управление временем, креативность и т.п.
Кроме того, что большинство тренинговых программ и семинаров или курсов опираются на навыки из ряда soft skills, тренинг также является наилучшим средством освоения этих навыков.
Огромный процент того, что мы делаем, мы делаем бессознательно. Ведь те программы, которые наш мозг скачивает и устанавливает в себя всю жизнь, через некоторое время становятся «компьютерным железом» и действуют по умолчанию.
А тренинг кроме всего прочего может помочь распознать свои жизненные стратегии, бессознательные программы поведения; перевести некоторые неосознанные компетенции в область осознанных; преодолеть недоверие к себе; задуматься о своей жизни, миссии, возможностях, потребностях, истинных желаниях.
В ходе тренингов, связанных с личным развитием и эффективностью, нарабатывается практика работы над собой, появляются инструменты перевода проблемы в задачу, использование авторской позиции, появляется возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои привычные стратегии и научиться произвольно и преднамеренно их изменять, растёт коммуникативная компетентность, появляется импульс к дальнейшему развитию, становится понятнее собственная мотивация, проясняются истинные цели.
Там можно научиться ставить цели так, чтобы выполнять их — хотелось; научиться находить решения и осознанно брать ответственность; управлять своими эмоциями; научиться способности посмотреть на ситуацию не своими глазами, а глазами другого человека. Такая способность является основой коммуникации, обучения, сопереживания и даёт поведенческое преимущество.
Из книг, статей, лекций можно получить информацию или знания. Однако умение или навык сформировать таким способом не получится. Факт присутствия знания не означает его принятия или подкрепления действием — присвоения. Таким вещам имеет смысл учиться на практике. Поэтому эффективность обучения зависит от самого ученика и возрастает, когда он из наблюдателя превращается в активного участника процесса.
Проще говоря тренинг не решает проблемы, а даёт инструменты для их решения, а также выступает в качестве «тренажёра», на котором в безопасной обстановке осваиваются новые поведенческие знания и умения.
Таким образом, тренинг можно считать особой формой или методом обучения, который опирается не на знание в результате получения информации, а на реальное знание, основанное на возможности пережить на собственном опыте то, о чем говорит, например, лекция или учебник.
Необходимо помнить, что для закрепления новых привычек в реальной жизни необходимо их внутреннее принятие, присвоение и, конечно, время. Поэтому зачастую тренинговые программы состоят из нескольких блоков, разных по длительности. При этом в линейке тренингов обычно есть основной базовый курс, дающий основные инструменты для дальнейшего самостоятельного применения, но без которого не освоить следующие ступени, так же как в любой другой учебной программе.
Методы
В основе любого тренинга лежат методы практической психологии, групповое взаимодействие, обратная связь, практические упражнения и игры.
Задача тренера заключается в том, чтобы дать участникам возможность сделать свои собственные открытия и попробовать новые практические инструменты для произвольного овладения и управления собственным поведением, чтобы потом самостоятельно применять их в реальной жизни. Ведь именно тогда происходят настоящие изменения.
Кому это нужно
«Когда ты найдёшь то, что полюбишь по-настоящему, ты сам удивишься, сколько всего ты сможешь. Можешь ты или не можешь — это всегда тебе решать«, — Из к/ф «Легенда 17.
- Если вы чувствуете, что не используете все свои возможности и ресурсы; не реализуете весь потенциал; остановились и не находите новых целей;
- если у вас есть запрос расширить картину мира и стремление к наполненной, осмысленной, внутренне более свободной жизни;
- если вы хотите научиться лучше понимать людей и себя, видеть связи событий и явлений, свою внутреннюю мотивацию; научиться прощать и принимать (в том числе и себя), добровольно брать на себя ответственность и осознанно делать выбор;
- если вы хотите найти именно свои цели и место, выработать привычку жить осмысленно, то возможно вам имеет смысл идти на тренинг повышения личной эффективности.
Важно понимать, что такая работа над собой не необходимость, а вопрос личного выбора. И никто кроме вас эту внутреннюю работу не сделает.
Так, резюмируя, можно сказать, что тренинг — это метод обучения, который, в отличие от традиционных методов получения знаний, приводит также к практическому освоению нового или изменению старого поведения, приобретению новых более совершенных поведенческих навыков для профессионального и личного развития.
Реальное знание — это знание, полученное в результате собственного опыта, а не информации. При этом полученный опыт остаётся как возможность, право, разрешение произвольно применять (или не применять) освоенные инструменты и произвольно, преднамеренно и целенаправленно изменяться и развиваться.
Эффективность такого обучения зависит от активности принимающего участие в тренинге, и возрастает, когда ученик из пассивного наблюдателя превращается в активного участника процесса.
Настоящие перемены или трансформация происходят тогда, когда изменённые элементы поведения внутренне приняты и присвоены человеком и, следовательно, становятся произвольными и осознанными.
Вопрос повышения личной эффективности и развития — вопрос личного выбора. Это интереснейшая внутренняя работа над собой, приносящая изменения и на внешнем плане.