Тренинг на общение для подростков
Тренинг «Развитие навыков общения среди подростков»
Цель: Развитие коммуникативных способностей: учиться проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, учиться умению договариваться, обсуждать замысел работы.
Продолжительность 1 час 40 минут.
- «Презентация» (10 мин.)
- «Да-Нет» (5-7 мин.)
- «Очередь» (15-20 мин.)
- «Коллаж» (15-20 мин.)
- «Чувства» (15-20 мин.)
- «Скажи приятное» (10-15 мин.)
- «Обсуждение тренинга» обратная связь (10-15 мин.)
1. Упражнение «Круг знакомства», «Презентация»
Время: 10 минут.
Цель: знакомство группы участников тренинга, положительный настрой на работу.
Участники образуют два круга внутренний и наружный, становятся лицом друг к другу, ведущий предлагает участникам задавать любые интересующие вопросы. По команде ведущего внутренний круг движется, переходя к следующему участнику.
Участники группы садятся в круг и начиная с ведущего представляют свой образ группе.
Ведущий предлагает: попробуйте в одной двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?
Ведущий первым себя презентует далее по кругу каждый участник осуществляет свое представление.
Обсуждение:
– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?
– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?
2. Упражнение «Да-Нет»
Время: 5-7 минут.
Цель: повышение общего тонуса группы.
Участники делятся на две равные подгруппы, встают друг напротив друга и по команде ведущего одна группа выкрикивает слова ДА другая НЕТ.
Выигрывает та группа, кому удалось быстро сплотиться, более консолидировано и громко произнести свое слово.
3. Упражнение «Очередь»
Время: 15-20 минут.
Цель: развитие непосредственного коммуникативного поведения.
Из группы выбирается 8 человек, из которых 1 человек водящий, 7 человек становятся друг за другом (в очередь) а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. «Очередь» при этом имеет игровую задачу не пропустить «Нахала» к покупке.
Остальные члены группы рассаживаются и наблюдают.
Затем производится общее обсуждение.
Анализируется каждый коммуникативно-содержательный момент игры: кто из стоящих в очереди уступил, и кто не пропустил «нахала», какие средства были применены водящим (просьба, угроза, шантаж)
4. Упражнение «Коллаж»
Время: 20-30 минут
Цель: Развитие личностной и групповой активности, формирование творческого мышления.
С помощью жеребьевки группа делятся на 4 подгруппы. Каждая получает задание и сообща в течение 10-15 минут выполняет его.
Ведущий: сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса.
Темы:
- Наш класс;
- Перемена-время отдыха;
- Будущее нашего класса;
- Какие мы есть на самом деле;
Обсуждение коллажей и хода работы над ними. Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?
Вопросы для обсуждения:
- Как вы относитесь к теме вашего коллажа?
- Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
- Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
- Понравился ли вам данный вид работы?
5. Упражнение «Чувства»
Время: 15-20 минут.
Цель: Умение выражать эмоции, чувства в коллективе.
Все участники делятся на подгруппы по 5-6 человек.
Ведущий раздает каждой подгруппе карточки, на которых обозначены человеческие эмоции:
- радость;
- гнев;
- безразличие;
- разочарование;
- негодование;
- возмущение;
- поддержка;
- заинтересованность;
Каждая подгруппа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками тренинга, с описанием ситуации в школе в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).
Другие члены группы дополняют каждые выступления своих коллег.
6. Упражнение «Скажи приятное»
Время: 10-15 минут.
Цель: закончить занятия на позитивной ноте.
Ведущий: предлагает всем участникам тренинга поблагодарить друг друга за работу. (ведущий начинает первым затем все остальные по кругу).
Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.
7. Обсуждение тренинга (обратная связь)
Время: 10-15 минут.
Вопросы:
- Как вы отнеслись к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
- Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
- Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.
- Что не понравилось? Почему?
Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!
Ход тренинга
Состав группы: 10-12 человек.
Материалы: Бумага А3, цветные карандаши, журналы, клей, ножницы, мяч, карточки с темами (см. Приложение 1, Приложение 2).
Условия: Просторное помещение, 3 стола, стулья по числу участников.
Уважаемые участники сегодня мы будем действовать в игровых ситуациях, и обсуждать свои действия.
1. Упражнение «Круг знакомства», «Презентация»
Попрошу вас разделиться на две равные подгруппы. Нам нужно организовать два круга внутренний и наружный. Встаньте лицом друг к другу, вы можете задавать интересующие вас вопросы своим коллегам, затем по моей команде внутренний круг по часовой стрелке переходит к следующему участнику.
Давайте сядем в круг и в одной, двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?
(Далее передать мяч по кругу)
Обсуждение:
– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?
– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?
2. Упражнение «Да-Нет»
Нам нужно разделиться на две равные подгруппы и встать друг напротив друга. Хорошо! Задание такое – по моей команде эта (показываю рукой) выкрикивает слово ДА, а эта команда слово НЕТ. Выиграет та группа, которой удастся более громко и дружно произнести свое слово. Запомнили? Начали!
Ну, что же я думаю, что обеим группам удалось стать настоящей командой! Замечательно! Вы просто молодцы
3. Упражнение «Очередь»
Нам нужно 8 человек, есть желающие поиграть?
Отлично! 7 – человек представьте, что вы уже долгое время стоите в очереди в магазине, все очень устали, многие торопятся, опаздывают. И вот этот гражданин (показываю на 8-ого участника) хочет пройти к прилавку магазина без очереди. Ваша игровая задача не пропустить «нахала» к покупке. А твоя задача (обращаюсь к 8-му участнику) завязать разговор с каждым стоящим в очереди, попытаться любыми способами достичь своей цели.
Остальные (участники тренинга) рассаживайтесь пожайлуста и наблюдайте!
Затем производится общее обсуждение.
Хорошо! Всем спасибо, присаживайтесь, пожалуйста!
Скажите, какие средства были применены (называю имя 8-го участника) для достижении цели (просьба, угроза, шантаж и т. п.)?
Кто как реагировал (из очереди)?
Какие методы достижения цели были эффективными?
У нас хорошо получается! Продолжим!
4. Упражнение «Коллаж»
Пожалуйста, давайте разделимся на группы по5-6 человек. Сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса. Каждой подгруппе раздать карточку с заданием:
- Наш класс;
- Перемена-время отдыха;
- Будущее нашего класса;
- Какие мы есть на самом деле;
После выполнения задания вам нужно будет презентовать свою работу!
Раздать бумагу А3, журналы, клей, ножницы. На выполнение задания вам отводится 10-15 минут.
Отлично! Кто уже готов? (каждая группа презентует свою работу)
Большое спасибо, присаживайтесь по местам. (так же подгруппами)
Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?
Вопросы для обсуждения:
- Как вы относитесь к теме вашего коллажа?
- Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
- Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
- Понравился ли вам данный вид работы?
5. Упражнение «Чувства»
Сейчас я каждой подгруппе раздам карточки, на которых изображены человеческие эмоции.
Каждая группа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками, с описанием ситуации в школе, в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).
Другие члены группы дополняют каждые выступления своих коллег.
На подготовку задания дается 5-7 минут.
Большое спасибо, присаживайтесь.
6. Упражнение «Скажи приятное»
Предлагаю всем участникам поблагодарить друг друга за работу. Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.
(начинаю первой, затем все остальные по кругу, передаю мячик)
Спасибо всем за работу! Вы просто молодцы! Сегодня все были активны, быстро справлялись с поставленными задачами. Особая благодарность…. За находчивость, за артистизм,
Надеюсь, что на следующее занятие вы также придете с желанием работать! (передаю мячик по кругу)
7. Обсуждение тренинга (обратная связь)
А теперь дорогие друзья давайте вернемся в нашу действительность.
Вспомним, что замечательная пора отрочества уже позади. И все мы занимаемся благородным и в то же время ответственным делом. Работаем с детьми, помогаем им справляться с трудностями.
Уважаемые коллеги! Давайте скажем несколько слов о том:
- как вы относитесь к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
- Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
- Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.
- Что не понравилось? Почему?
Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!
Портал педагога
Автор: Оверченко Татьяна Валентиновна
Должность: психолог
Учебное заведение: КГКУ «Центр содействия семейному устройству г.Лесозаводска»
Населённый пункт: г.Лесозаводск, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинг для подростков «Я умею общаться»
Дата публикации: 07.04.2018
Раздел: среднее образование
«Мы умеем общаться»
(тренинг для подростков)
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности подростков.
раскрыть понятия «общение», «коммуникация»;
познакомить с основными видами общения;
способствовать созданию положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;
отрабатывать навыки понимания других людей, себя;
развивать навыками вербальной и невербальной коммуникации;
способствовать развитию чувства «мы», группового единства;
воспитывать взаимоуважение, толерантные чувства.
Форма занятия: групповая.
Численность группы: 8-10 человек.
Возраст участников: 12-15 лет.
Основная форма работы: игровой психотренинг.
Материалы: теннисный мячик, ноутбук, проектор, карточки с фрагментами пословиц, листы
формата А4, карандаши простые, корона, запись классической или легкой музыки.
1. Начало работы – ритуал приветствия, знакомство, формулирование темы, основных целей,
2. Работа по теме – мини-лекция, игровые упражнения, видео презентация.
3. Обобщение – дискуссия.
4. Завершение работы – обратная связь, рефлексия, заключительное слово ведущего.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Во время сегодняшней нашей встречи мы поговорим о важной
части нашей жизни. О том, без чего жить очень сложно, а порой и невозможно. Это то, для чего
мы нужны друг другу. Вы догадались, что это? Это общение. Отлично, а как иначе называется
Одному из детей предлагается из разделенных букв на магнитной доске сложить слово
Психолог: Трудно представить себе жизнь без общения. — Скажите, всегда ли ваше общение с
другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
— Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего и для кого это нужно? (Общение
требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)
Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общению нужно учиться, чтобы
оно приносило человеку пользу и радость.
необходимо вспомнить некоторые правила.
Какие правила на ваш взгляд могут нам помочь? (СЛАЙД)
Правила работы группы:
Говорить по одному.
Все внимательно слушают говорящего, не перебивая.
Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
Говорим только от себя и о себе. («Я считаю. », «Я думаю. », а не «Некоторые говорят. »,
«Мои друзья считают. »).
Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.
Конфиденциальность информации. Все, что происходит во время занятий, не выносится
за пределы этой комнаты.
I. этап – разогрев:
Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга лучше.
Упражнение « Имя + что обо мне никто не знает.»
Цель: открыть для участников новые грани друг друга.
Сейчас тот, у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и
перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать, что говорят.
Пример: « Я — Мария Ивановна, никто не знает что я…..»
Американские психологи Дж.Эдингер и М.Паттерсон провели эксперимент: в огромном
супермаркете девушка обращалась к разным людям с просьбой дать монетку для телефона-
автомата. При этом к одним людям она в момент просьбы слегка прикасалась, а к другим нет.
Монетка была получена у 51% «тронутых» и только у 29% тех, кого просили «без рук».
Как это проявляется в нашем с вами общении? Важен ли тактильный контакт? Молодые
люди здороваются за руку. Протягивая другому руку, мужчина демонстрировал, что у него нет в
руке оружия, что у него дружеские намерения. Девушки обнимаются, целуют друг друга в щеку.
Такие же знаки используют парни и девушки, состоящие в близких отношениях, в том числе и
дружеских. Это ритуалы приветствия.
Мы сегодня используем другой ритуал.
Упражнение “Я рад общаться с тобой”
Ведущий предлагает одному из учащихся протянуть руку кому-нибудь из стоящих рядом ребят со
словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает
свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова.
Важно смотреть в глаза – это
зрительный контакт. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает
упражнение ведущий словами: “Ребята, я рада общаться с вами!”
Психолог: предлагает подросткам разделиться на две группы и дать определение понятию
Практически каждый имеет свое представление о том, что такое общение . Давайте
обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. ОБЩЕНИЕ — это взаимодействие людей друг с
взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя.
Во все времена и до наших дней существовало и существует наказание — заточение в
одиночную камеру. Люди очень плохо переносят заключение в одиночестве. Многие даже сходят
Ребята, на тему общения существует много пословиц, поговорок и крылатых выражений.
Упражнение «Мудрость народа»
Цель: введение в тему, организация совместной деятельности, снятие барьеров в общении.
Необходимые материалы: набор фрагментов пословиц.
Описание: участники делятся на группы, каждая группа получает набор фрагментов пословиц.
Задание – составить пословицу из фрагментов и объяснить её смысл.
Слово не воробей — вылетит не поймаешь.
Лучше недоговорить, чем переговорить.
Лошадь узнают в езде, человека в общении.
Со старым человеком общайся, как с отцом.
С кем поведёшься, от того и наберёшься
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Доброе слово и кошке приятно.
Доброе молчание лучше худого ворчания.
Вертит языком, что корова хвостом.
На языке медок, а на сердце ледок.
Кто ругается, у того лошадь спотыкается.
Слово — серебро, молчание — золото.
Язык мой — враг мой:
Раненный мечом вылечится, словом — никогда. (Азерб.)
Людей не суди, на себя погляди.
Сказанное слово- золото, не сказанное- алмаз.
Послушайте стихотворение В. Солоухина «Слово о словах».
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Психолог: поэтому, ребята, очень важно, что мы говорим и как мы это говорим.
Звучит музыкальное произведение, на фоне которого ученик читает притчу.
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:
«Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с
кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился
контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще
контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни
одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал
юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наконец,
наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к
садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на
воротах!». Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь
ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в
человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты
попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и
подбадривают. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Будь терпимее к людям!
Психолог: Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику
или экономику, покорять горные вершины и ли исследовать морские глубины. И если вы хотите
прожить интересную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми — не
обойтись, для этого необходимо учиться общению.
Как мы обычно общаемся? При помощи слов – устно или письменно, при помощи жестов,
мимики. Мы даже можем передавать информацию, просто глядя друг другу в глаза. В целом все
эти виды общения делятся на две группы – вербальное (речевое) и невербальное. (СЛАЙД)
Итак, что такое общение при помощи слов, мы знаем, но известно ли вам, что большая
часть информации поступает к человеку через жесты, мимику? Сейчас мы сделаем несколько
упражнений, которые это докажут.
Итак, невербальное общение.
Ведущий предлагает выйти в центр одного из участников и продемонстрировать
предлагаемые жесты и позы, остальные должны отгадать, что они означают.
— Руки в карманах. Напоказ отставлены большие пальцы.
— руки перекрещены между собой на груди, подбородок приподнят.
— Руки упираются в бока.
(это стремление показать свое превосходство, авторитет, ВЫСОКАЯ САМООЦЕНКА
Выходит другой участник.
— Крепко сцепленные пальцы. Напряженное лицо.
-постукивание при разговоре по чему-либо.
-Потирание глаз, почесывание, закутывание.
(это демонстрация напряженности, неуверенности, НИЗКАЯ САМООЦЕНКА).
отношение к чему-либо, намерения. Участникам тренинга предлагается карточка с описанием
жеста, и предлагается фраза, которую он должен произнести и изобразить жест. Остальные
угадывают передаваемые чувства.
Упражнение «Жесты-состояния»: (фраза: «Закончились каникулы») (СЛАЙД)
восторг (размахивание руками, интенсивное потирание ладоней, прищелкивание средним
и большим пальцами, слегка согнутые в локтях руки прижаты к корпусу).
Удивление (разведение рук на уровне пояса, ладони вперед вверх, протягивание рук на
уровне груди к собеседнику, всплескивание руками).
Предвкушение приятного (потирание раскрытых ладоней друг о друга).
Неуверенность, незнание (пожимание плечами, разведение рук в стороны раскрытыми
ладонями вверх с одновременным приподниманием плеч).
Интерес (наклон головы чуть вперед набок, небольшой поворот головы в сторону ухом к
Растерянность, смятение, досада (опущенная голова, теребление пальцев, ходьба из
стороны в сторону).
Отчаяние (голова обхвачена руками, широко раскрытые глаза)
Возмущение (резкий хлопок рукой по бедрам, резкий указательный жест рукой в сторону
Испуг, страх (ладонь прикрывает рот, руки перекрещены)
Психолог: «Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно
договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о примете, по которой узнаете друг
друга. Например, красный шарф, синее пальто и т. п. Ведь так обычно и поступают люди.
встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть привычка поправлять очки,
теребить правой рукой мочку уха, необычная деталь походки. После этого сдайте свои листы с
Упражнение «Вы меня узнаете?»
Цель — развитие рефлексии.
Время для работы — 5 минут
Перемешав их, вы зачитываете текст, а участники должны узнать по описанию, чей же это
Вас узнали! Не менее важно, как Вы можете узнавать по невербальным
признакам передаваемую Вам информацию.
Упражнение: «Скажи мне мой секрет»
благоприятного психологического климата.
Психолог : «Каждый из вас сейчас будет владеть секретом, о котором будут знать все, кроме вас
самих. Это будет какое-нибудь слово, которое будет прикреплено вам на спину. Ваша задача —
отгадать это слово с помощью группы. Группа может молча показывать это слово только с
помощью жестов. Важно показать хорошо, чтобы человек мог догадаться».
Слова крепятся по очереди каждому на спину.