Тренинг профессиональные качества
Тренинг «Мои профессиональные качества личности».
При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!
Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .
Тренинг «Мои профессиональные качества личности».
Психолог: Охроменко А.В.
КГУ «СШ№23» г.Астана
формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получения информации о мире профессий.
Формирование представлений о важных профессиональных качествах личности
Формирование гибкости поведения в групповой работе
Формирование позитивных личностных качеств, обеспечивающих здоровье.
Оборудование : чистые листы бумаги; ручки: большие листы бумаги: фломастеры.
Время проведения: 45 минут -1 час.
1. Разминка: «Поздороваться как …»
Участники стоят в двух кругах лицом к друг другу. В паре выполняется задание, затем по команде тренера внешний круг сдвигается на одного участника вправо. Задания: поздороваться из различных ролей, например, как хорошие знакомые; большие начальники; люди, которые сердятся друг на друга; очень стеснительные люди; при первой встрече – очень уверенные в себе люди» хорошие друзья.»
2. Упражнение на сплочение: участники делятся на две команды. Задание: построиться по высоте каблуков; по цвету глаз; команда – кто в брюках и кто в юбках.
3. Игра «Самая – самая»
Участники делятся на 2 команды. Каждой команде дается следующая инструкция:
«Сейчас вам будет предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые по вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми – самыми денежными?
Участникам предлагаются следующие характеристики:
-самая зеленая профессия;
самая сладкая профессия;
самая волосатая профессия;
самая детская профессия
самая неприличная профессия
самая смешная профессия
самая общительная профессия
самая серьезная профессия
Команда дает свои варианты ответов.
4. Игра «Профессия на букву»
Командам предлагаются буквы. Задача участников – написать как можно больше профессий, начинающих на эти буквы. Желательно не предлагать больше 5 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.
Введение: профессиолизация личности приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии. Это психологические образования обеспечивают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления.
Под профессионально важными качествами понимают индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, эмоциональная устойчивость, толерантность, отношение к риску.
Группа разбивается на команды по три – четыре человека. Участники становятся друг за другом, образуя паровоз: все закрывают глаза, кроме последнего игрока. Его задача – провести свой состав, не столкнувшись с другими. По команде ведущего паровозик останавливается, происходит смена участников, и так несколько раз, чтобы каждый побывал в позиции ведомого и ведущего.
Упражнение «Рекламный агент»
Группа делится на команды по 5-7 человек. Каждой команде необходимо прорекламировать товар, а так же договориться о приобретении предложенного товара соседней группе. Каждой группе дается наименование ее товара, например: парфюмерный набор, зубная паста, спортивная сумка, искусственная икра, посуда, мыло, шампунь и др.
Сначала команде дается 3-5 минут на составление представления о товаре и придумывания, как его рекламировать. Каждая команда выбирает своего представителя. Представитель будет заключать договор с соседними командами о поставке своего товара. Цель команд и их представителей – продать как можно больше своего товара. В заключение подсчитывается, сколько товара продано. Выигрывает та команда, продавшая больше всех.
Разыграть сказку «Три Богатыря». Роли: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, волк, соседи: (придуманные персонажи), строители (придуманные персонажи), автор.
Правила игры каждый участник может сделать по очереди только один шаг. Шаг – это любое действие, даже волшебное, которое вызывает изменение ситуации при условии, что действие психологически обосновано и естественно вытекает из сути персонажа.
По сценарию поросята должны построить дом. Ведущий может заранее предложить участникам роли и стратегию персонажа. Персонажи не называют свою стратегию, а действуют исходя из нее.
Автор (стратегия сотрудничества). Жили три поросенка, и не было у них дома.
Алеша (стратегия сотрудничества). Надо построить дом.
Добрыня (стратегия противодействия). Тебе надо – ты и строй.
Илья (стратегия противодействия). Пойду погуляю.
Волк (стратегия компромисса). Где найти работу?
Юлий (стратегия сотрудничества). Организую строительную фирму.
Медведь. (стратегия уступчивости). Буду помогать бобру.
Автор . Наступила осень..
Далее участники обсуждают как чувствовали себя в той или иной роли и что необходимо сделать для того, чтобы построить дом.
Вопросы для обсуждения
Какой стиль деятельности вы чаще выбираете: ведомого или ведущего?
Что влияет на формирование групповой сплоченности?
На основе чего формируются представления о важных профессиональных качествах личности?
Какую стратегию взаимодействия вы выбираете для достижения целей?
Тренинг: развитие профессиональных навыков
Профессиональные тренинги формируются на стыке психологии и знаний, необходимых для достижения бизнес-целей. Они создаются с учетом специфики отрасли. Именно поэтому для достижения положительного эффекта, приобретения полезных знаний и умений разработкой курсов должны заниматься профессионалы. В компании Papa Group работают тренеры с большим практическим опытом в разных секторах экономики. Именно это позволяет им предлагать эффективные тренинги, направленные на улучшение профессиональной деятельности.
Что такое профессиональные тренинги
Деловая сфера гибка и динамична. Полученных когда-то профессиональных знаний не всегда хватает, чтобы своевременно реагировать на изменения. Дальновидные руководители знают, что постоянное обучение персонала разных уровней является залогом успешного бизнеса. Только сплоченный коллектив способен двигать общее дело к положительному результату.
Профессиональный тренинг – комплексная обучающая программа, цель которой – улучшить компетенции. Правильно выбранный курс позволяет:
- улучшить личностные качества, способствующие профессиональному росту;
- выявить черты, мешающие реализации имеющегося потенциала, и найти пути решения проблемы;
- повысить способности к коммуникационному взаимодействию в коллективе, с партнерами и клиентами;
- усилить готовность коллектива к инновациям, переменам;
- сформировать отдельные виды профессиональной деятельности, получить новые знания и навыки в этой сфере;
- овладеть способностью быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, оперативно находить правильные решения;
- стимулировать потребности и способности индивидуального самовыражения в работе;
- побуждать к постоянному самосовершенствованию в профессиональной деятельности и др.
Сложность проведения профессиональных тренингов заключается в необходимости тонко чувствовать психологию данной сферы. Также важно знать или детально изучить ее специфику. Без этого обучающий тренинг может оказаться малоэффективным.
Кому необходимы профессиональные тренинги
Задача тренинга сводится к получению новых навыков, которые можно применять в реальных профессиональных ситуациях. То есть обучение должно принести пользу, которая будет выражаться в повышении уровня квалификации персонала, переходе его на новый уровень. Также в положительную сторону должно поменяться отношение к работе, возрасти удовлетворенность своими достижениями и возможными перспективами.
Учитывая цели и задачи тренингов, а также возможные результаты, они будут полезны:
- руководителям разного уровня. Предлагаются варианты обучения для начальников отделов, производств и др.;
- сотрудникам отделов и подразделений. Тренинги учитывают специфику отдела и будут направлены на увеличение продаж, стимуляцию производственных процессов и др.
Особенности наших профессиональных тренингов
Тренинги от специалистов компании Papa Group создаются с учетом специфики бизнеса клиента, а также профессиональной деятельности слушателей. Мы работаем на результат, поэтому большое внимание уделяем развитию практических навыков и умений. Курс состоит:
- из мини-лекций. Они занимают не более 30 % времени тренинга. Их задача – в доступной форме донести до слушателей необходимые теоретические выкладки, создать правильную информационную базу;
- практики. Такие занятия составляют около 70 % времени. Они включают деловые, ситуационные игры, мозговые штурмы. Разбор в ходе тренинга реальных примеров стимулирует к действиям, поиску выходов из возникшей ситуации. Участники учатся прислушиваться к стороннему мнению, воспринимать чужие идеи, слаженно функционировать в коллективе. Такое обучение позволяет закрепить теоретические выкладки, попробовать предлагаемые рычаги влияния на практике, приобрести навыки работы с изложенными методами. После таких тренингов слушатели чувствуют себя увереннее, не задумываясь применяют полученные умения в профессиональной деятельности.
Для большей наглядности в процессе проведения тренинга может быть задействовано мультимедийное оборудование.
Почему стоит обратиться к нам
Профессионализм. На предварительном этапе оговариваются цели и задачи тренинга. Клиент должен точно понимать, что он хочет получить в результате обучения. Также изучается специфика сферы профессиональной деятельности. На основе этой информации создается индивидуальная программа обучения.
Обязательная обратная связь. Наши тренинги должны быть полезны. Именно поэтому в процессе их проведения значительное внимание уделяется обратной связи. Тренер оценивает уровень усвоения знаний. Он может адаптировать курс с учетом особенностей восприятия слушателями информации.
Послетренинговое сопровождение. Наша работа не заканчивается проведением тренингов. Мы готовы оказывать профессиональную поддержку и в дальнейшем, помогать внедрять полученные умения в реальную деятельность.
Конфиденциальность. Специфика тренинга требует глубокого погружения в сферу деятельности клиента. Но наши специалисты знают, как важно сохранить конфиденциальность подобных сведений, и готовы это гарантировать.
Чтобы заказать профессиональные тренинги в нашей компании, оставьте заявку на сайте. Для уточнения деталей свяжитесь с менеджерами удобным для Вас способом.
ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
Натейкина Ю.О.
Магистрант, Национальный исследовательский Томский государственный университет
ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
Аннотация
В статье рассмотрено понятие тренинга как способа профессионального развития персонала, а также рассмотрена уникальность данного способа.
Ключевые слова: тренинг, профессиональное развитие.
Nateikina Y.O.
Undergraduate, National Research Tomsk State University
TRAINING AS A METHOD OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STAFF
Abstract
The article deals with the concept of training as a means of professional development, as well as consider the uniqueness of this method.
Keywords: training, professional development.
Одним из успешных способов профессионального развития персонала является такой способ, как тренинг. Тренинги на формирование и развитие различных компетенций уже успели зарекомендовать себя в практиках организаций как наиболее эффективные способы развития персонала, особенно в новых или меняющихся условиях работы.
Для понимания данного способа профессионального развития персонала необходимо обратиться к толкованию самого понятия «тренинг». Авторы Е.В. Буйло и И.В. Иванова [1] пишут, что «тренинг – это специально организованный метод интерактивного обучения, используемый в относительно краткосрочной форме групповой работы и обеспечивающий целенаправленное формирование системы общих и профессиональных компетенций». Автор В.А. Саакова [3] cчитает, что «профессиональный тренинг – это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию необходимых профессиональных качеств».
Тренинг способствует быстрому и эффективному профессиональному, а также личностному развитию работников организации. Мощное развитие происходит в основном благодаря тому, что тренинг позволяет овладеть необходимыми компетенциями через игровые ситуации, а также с помощью техники активного общения и слушания. Иными словами тренинг – это специально созданная модель жизненной ситуации, в процессе которой человек приобретает определенный опыт и не боится совершать ошибки за счет искусственности ситуации. Разнообразные программы тренинга призваны научить участников справляться с трудностями, преодолевать личностные и профессиональные риски. Цели любой программы тренинга специфичны и предполагают формирование, развитие или совершенствование какой-либо компетентности. Компонентами компетентности авторы считают знания, умения, социальные или профессиональные установки и компетентные действия [1].
Уникальность тренинга как способа развития персонала состоит в том, что с его помощью можно не только развивать компетенции, но еще и ненавязчиво прививать персоналу необходимые организации ценности. Кроме того, А. Журавлев [2] отмечает, что тренинг может способствовать формированию продуктивной для деятельности установки, так как успеху часто мешают не столько недостаточность необходимых знаний и навыков, сколько непродуктивные установки, задающие принципиально неправильный подход к работе.
Существует множество видов и классификаций тренинга. Большинство авторов выделяют самую распространенную из них – классификация по направленности и способу воздействия на обучающихся, а также по типу изменения поведения у участников. По этой классификации все тренинги можно разделить на следующие виды: навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, а также бизнес-тренинг. Навыковый тренинг призван сформировать и отработать определенный навык, он подходит тем, кто точно определился с темой, которой ему необходимо овладеть. Психотерапевтические тренинги призваны изменить сознание человека, победить личностные кризисы человека, а также способствуют личностному росту. Социально-психологический тренинг направлен и на изменения в сознании и формирование определенных компетенций. Бизнес-тренинг в настоящее время является наиболее популярным способом обучения, так как основывается на совершенствовании навыков конкретных сотрудников.
Тренинг как любой вид обучения имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества: овладение конкретными компетенциями за короткое время, возможность применения в работе полученных знаний и навыков сразу после тренинга, повышение мотивации персонала, сплочение коллектива. К недостаткам можно отнести: необходимость составления качественной и продуманной программы тренинга, а также посттренинговое сопровождение.
Учитывая все плюсы тренингов как способа профессионального развития, можно предположить, что данный вид обучения сотрудников будет высокоэффективным. Кроме того, он позволит не просто формировать и развивать необходимую нам компетенции персонала, а еще и формировать культуру, ориентированную на желаемые ценности организации.
Литература
- Буйло Е.В. Тренинг как метод развития коммуникативной компетентности / Е.В. Буйло, И.В. Иванова. // Журнал Научно-методическая работа. – 2014. – №12. – с. 12.
- Журавлёв Алексей. Специфика обучения с помощью тренингов // Научные исследования в образовании. – 2013. – №1. – с.49-53.
- Саакова В. А. Профессиональный тренинг как фактор повышения эффективности организации труда // Среднее профессиональное образование . – 2007. – №2. – с.60-61.
Тренинг по формированию профессионально важных качеств устного переводчика
Практика профессиональной подготовки переводчиков, способных адекватно перекодировать сколь угодно богатую смыслами и оттенками информацию с одного языка на другой, показывает, что помимо специальных языковых знаний, умений и навыков, необходимо формирование и психологических качеств. Особенно если речть идет об устном переводе.
Переводчику необходимо поддерживать а активном состоянии огромный объем информации в области родного языка. Работа устным переводчиком требует постоянного совершенствования, умения восприятия и понимания иноязычной информации, тренировки памяти, внимания, развития ораторского искусства.
Подготовка будущих специалистов- переводчиков возможна в рамках предпереводческого тренинга, основанного на опыте практической психологии. Переводческий тренинг предусматривает выполнение индивидуальных и групповых занятий и упражнений, направленных на формирование профессионально важных индивидуально- психологических качеств.
Существуют индивидально- психологические предпосылки высокой эффективности работы в сфере устного перевода: высокая речевая активность, контактность, психическая устойчивость в стрессовых ситуациях, включенность внимания и некоторые другие. Эти качества можно разделить на три основные группы: когниктивные, коммууникативные и регуляторные.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практика по формированию навыков устного переводчика
Практика по подготовка переводчиков , способных переводить богатую смыслами и оттенками информацию с одного языка на другой, показывает, что помимо языковых умений и навыков, необходимо формирование и психологических навыков.
Переводчику необходимо поддерживать в активном состоянии огромный объем информации в области родного и иностранного языков. Работа устным переводчиком требует постоянного совершенствования умения восприятия и понимания иноязычной информации, тренировки памяти, внимания, развития ораторского искусства.
Подготовка будущих специалистов- переводчиков возможна в рамках предпереводческого тренинга, основанного на опыте практической психологии. Переводческий тренинг предусматривает выполнение индивидуальных и групповых заданий, упражнений, направленных на формирование профессионально важных индивидуально — психологических качеств. Это высокая речевая реактивность, контактность, психическая устойчивость, включенность внимания и другие. Эти качества можно разделить на три основные группы: когнитивные, коммуникативные регуляторные.
Когнитивные качества характеризуются особенностями функционирования познавательных процессов и познавательной деятельность. К ним относятся:
-объем оперативной и кратковременной памяти;
— способность к оперативному извлечению информации из долговременной памяти;
— развитый внутренний план действий.
— продуцирование текстов различной стилевой и содержательной направленности;
-переформулирование информации без потери и искажения смысла;
— отсутствие коммуникативного барьера;
— высокая скорость речи.
-способность к саморегуляции;
-высокая переключаемость с одного вида деятельности на другой;
-устойчивость к психоэмоциональным нагрузкам.
Развитие перечисленных качеств формирует у будущих специалистов психологические предпосылки, необходимые для эффективного профессионального становления.
Особенность предпереводческого тренинга может быть сформирована по профессиональной направленности.
Опыт использования психологических тренингов профессионально важных качеств на подготовительном этапе обучения переводчиков показывает на высокую результативность. У участников тренинга повышается уверенность в себе, снижается тревожность, возрастает общая жизненная активность, формируется оптимистическое восприятие действительности, происходит дальнейшее развитие мотивации профессионального становления.
Специфика предпереводческого тренинга в значительной степени раскрывается в системе принципов, на которых он основан:
На занятиях идет постоянный тренинг . Если кто-то из обучающихся выполняет задание, остальные должны быть готовы заменить его в любую минуту. Это требует от участников тренинга постоянно включенного внимания.
— Принцип исследовательской позиции.
В ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают закономерности поведения и реагирования людей, свои сильные и слабые стороны, ресурсы, возможности и особенности.
Необходимо, чтобы в тренинговой группе возникла и поддерживалась креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, принятие, безопасность. В процессе реализации этого принципа формируется готовность к постоянному самообучению, а также развивается способность пребывать в неопределенности без напряжения.
— Принцип партнерского общения.
При партнерском общении учитываются интересы других участников тренинга, их чувства, эмоции, переживания. Последовательная реализация этого принципа формирует у будущих переводчиков наблюдательность и способность к распознаванию эмоционального состояния партнеров по общению.
Каждый из участников тренинга должен стремиться к тому, чтобы максимально показать на что он способен. Такая самореализация становится условием развития и роста других участников группы.
Реализация принципа партнерского общения формирует такие качества, как безоценочное принятие другого и индивидуальная ответственность ( переводчику не на кого положиться, кроме как на самого себя).
Организация тренинга и позиция руководителя группы должны быть направлены на формирование у обучающихся установки на постоянную самостоятельную работу. В итоге у учащихся формируется понимание того, что профессия переводчика требует постоянного совершенствования своих умений и навыков.
Принцип индивидуального зачета.
Каждый обучающийся должен развивать свои способности и навыки под свою ответственность, так как устный переводчик оказывается с другим человеком один на один. Таким образом, переводческий тренинг имеет ярко выраженную индивидуалистическую направленность.
Этот принцип позволяет уже на раннем предпереводческой подготовки формировать позицию личной ответственности за качество осуществляемого перевода.
Работа переводчика- особенный тип коммуникативной деятельности, поэтому специфика коммуникативного тренинга для переводчика заключается в том, то, в отличие от других профессиональных групп, переводчик должен избегать использования невербальных средств коммуникации для выражения трудновербализуемых оттенков значений. В то же время он должен все время поддерживать невербальный контакт и с теми, чью речь он переводит, и с теми, для кого он это делает.
Всеобщая включенность в работу.
Реализуется разными способами: неожиданные подключения участников к заданию, которое выполняют другие, распределение ролей так, чтобы у каждого было свое индивидуальное задание и т. п.
Обучающий сам демонстрирует те формы поведения, которые должны освоить участники тренинга.
Нередко обучающийся не может сделать то, что от него требуется, хотя он знает, как это делается. В соответствии с правилами тренажера, тренироваться необходимо до тех пор, пока соответствующая реакция не станет автоматической.
Каждый обучающийся должен чувствовать, что он очень способный человек. И у него все получится. Ощущение успеха- важный психологический фактор.
Каждое упражнение, включенное в тренинг, должно оставлять ведущему «пространство для маневра» так, чтобы свою успешность могли почувствовать и «сильные», и «слабые» обучающиеся.
Разделение содержательных и рефлексивных аспектов занятия.
Начатое упражнение или задание должны быть доведено до конца и завершены. Только после этого можно обсуждать результаты. Перебивать и прерывать замечаниями и комментариями выполняющего задание нельзя.
Наконец, можно сформулировать некоторые требования к ведущему предпереводческого тренинга:
— он должен владеть приемами обучения;
— быть практикующим переводчиком;
— иметь опыт проведения тренингов.
Выполнение этих правил совершенно необходимо. Только ведущий, имеющий опыт переводческой деятельности и опыт ведения групп, может замечать слабые стороны будущего переводчика, компенсировать их и развить сильные стороны.
Работа тренинговой группы имеет два аспекта: содержательно- деятельный и личностный. Содержательно- деятельный аспект соответствует основной содержательной цели тренинга. Личностный аспект- это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательно- деятельного плана, а также состояние каждого из участников группы в отдельности. В результате выполнения психологических упражнений тренинга могут происходить изменения в состоянии группы и ее участников. Задача ведущего заключается в том, чтобы удерживать в фокусе внимания группы именно содержательно- деятельный план.
Поскольку все упражнения тренинга имеют четкую нацеленность на формирование конкретных психологических качеств, особое внимание должно быть уделено инструкциям к выполняемым заданиям. От четкости, ясности и лаконичности инструкции во многом зависит эффективность упражнений. Иногда целесообразно в процессе проговаривания инструкции привести пример, иллюстрирующий выполнение упражнения или продемонстрировать, как оно должно выполняться.
Эффективность любого тренинга зависит от мотивации участников. Заинтересованность в занятиях и активность участников возрастают, если они знают и хорошо информированы о предполагаемых результатах занятия.
1.Алексеева И.С. Профессиональное обучение переводчика. Учебное пособие по устному и письменному переводу для переводчиков и преподавателей.- СПБ, 2000.
2. Алексеева И.С. Тренинг речевой техники, памяти и переключения в устном переводе// Эффективное обучение переводу на современном этапе. СПБ, ЦНТИ «Прогресс», 2003.
3.Емельянов Ю.Н. Активное социально- психологическое обучение.- Л., 1985.
4. Ковалев Г.А. Основные направления использования активного социального обучения в странах Запада//Психологический журнал. — !989.-№1.
5. Петровская Л.А. Теоритические и методологические вопросы социально- психологического тренинга.- М, 1982.
6. Сухова Л.В. Развитие познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов.- Самара: Изд-во СГПУ, 2001.
7. Сухова Л.В. Переводчик. Введение в профессию: когниктивный и коммуникативный тренинг, саморегуляция. Учебное пособие по формированию профессионально важных качеств устного переводчика.- Самара: Самарская гуманитарная академия, 2003.
Тренинг профессиональные качества
I. Детский реабилитационный центр. Чтобы дети с проблемами в здоровье не отстали от школьной программы, каждый день с ними индивидуально занимаются учителя-предметники. Педагог, вдохновленный присутствием психолога, решает поразить его своим умением играть на струнах детской души. — Вот Саня, наш самый лучший мальчик. Никто не посмеет сказать, что ты плохой. Я-то знаю, какой ты есть… Крупный угловатый восьмиклассник бледнеет и уменьшается в размерах. — Саня, у тебя сегодня настроения нет? Давай я поставлю тебе пять, чтобы поднять настроение. Поставлю пять — будешь работать, да? (восхищенная своей педагогической находкой, смотрит на меня, ожидая одобрения) Саня покрывается пятнами и втягивает голову в плечи. — Ну, Саня, ты опять сидишь, — зависает над скукожившимся Саней всей тушей, почти наваливается на него (наверно, что-то слышала о важности тактильного контакта с учеником). — Если я тебя ударю… Мне так хочется тебе по рукам дать… (подмигивает мне, мол, понимаю, что нельзя, не боись, психолог!) Ты капризничать не будешь? Ты получил пять, так и веди себя на пятерку (в голосе раздражение от того, что ее тонкий прием не сработал). Саня в полной прострации — похоже, нетипичное поведение обезвредило его надолго. Интересно, как проходит урок без посторонних? — Ну как? — самодовольно интересуется моей реакцией дама после урока. Я чувствую себя Саней. Педагог благосклонно кивает и покидает класс в уверенности, что мое молчание вызвано сильным впечатлением от урока. Она права.
II. Последние минуты тренинга. В кругу — трудные подростки из детского дома. Мы начали с банальной диагностики способностей и знакомства с миром профессий, а через неделю они уже спорят о смысле жизни. На последнем часе их прорвало — каждый торопится высказаться. Краем глаза смотрю на часы — через пять минут в зале занятие у взрослых — то ли бизнес-тренеров, то ли психотерапевтов. Ровно в шесть в дверь заглядывает «коуч» Н. Умоляю: «Дай пять минут, чтобы закончить». «Да, конечно, мои все равно еще полчаса будут тянуться». Сразу после этого в класс входят двое молодых людей и, ухмыляясь, бесконечно повторяют: «Спасибо, что закончили занятие вовремя». Дети ничего не понимают. Они не в курсе, что «коуч» дал своим то ли бизнес-тренерам, то ли психотерапевтам задание отработать на примере этой ситуации технику «заезженной пластинки». Задание выполнено. Зачет!
III. Известный психолог Светлана Кривцова рассказывает: «Моя девятилетняя племянница, готовясь к новому учебном году, все лето выращивала в саду «астры для Татьяны Петровны». Сначала выхаживала рассаду, потом замучила всех своими тревогами о том, кто будет ее поливать, когда она уедет на юг. Она справлялась о цветах в каждом телефонном разговоре. Первого сентября Татьяна Петровна, мельком взглянув на ее букет, сказала: «Я этот мусор домой не понесу. Что, у родителей денег нет на нормальные цветы?»
- Проанализируйте поведение героев данных ситуаций. Расскажите о случаях непрофессионального поведения, с которыми вам приходилось сталкиваться. Самые интересные истории могут служить материалом для следующего упражнения. Какие личностные качества героев этих ситуаций затрудняют их профессиональную деятельность?
«Ситуации»
Примеры ситуаций (по С.В.Кривцовой)
Ученики восьмого класса школы-интерната делают домашнее задание. Один из учеников мешает соседу по парте. Воспитательница говорит: «Так. тот, кто получает три замечания, выходит вон из класса до конца всех занятий!» — и без паузы продолжает: «Крутов, у тебя уже два замечания». Неудивительно, что Крутов лезет к своему соседу снова. «Крутов, немедленно выйди из класса!» — уже кричит воспитательница и пытается вывести «нарушителя». Он упирается, она тащит его к двери и, вытолкнув в коридор, негромко говорит: «Пойди посиди в параллельном классе до звонка, а потом можешь вернуться!» Ученик не вернулся и вообще перестал здороваться с воспитательницей. До этого дня у них были неплохие отношения, и такая «месть» ученика обидела учительницу. К чувству обиды примешивалось и смутное чувство вины.
- Какие правила педагогического воздействия нарушил педагог?
- установила правила без обсуждения их с учениками (это не значит, что правила нужно было обсуждать на этом занятии, просто они должны быть обсуждены и приняты заранее).
ввела правило «трех замечаний», никого не уведомив об этом.
«замечание» — рискованная тема, ведь взрослый может сделать его по любому поводу. Воспитательница не объяснила ученикам, при каких условиях она будет делать замечания.
Конечно, совместное принятие правил не избавляет от проблем. Учитель говорит ученику-нарушителю: «Ты забыл правило такое-то!» Однако на самом деле ученики никогда не забывают правила — они просто выбирают поведение, игнорирующее то или иное правило. При этом они прекрасно знают, что ведут себя неправильно. Можно много времени посвятить выучиванию, зазубриванию, повторению правил. Это не уменьшит количество «плохого поведения». Единственный конструктивный способ сделать так, чтобы правила соблюдались — привлечь учеников к их созданию (по С.В.Кривцовой).
Урок заканчивается, и ученики записывают домашнее задание. Анна громко говорит своей подруге: «Она опять задала такое огромное домашнее задание. Не буду тратить сегодняшний вечер на эту глупость!» Аня исподтишка поглядывает на учителя. Ученики с интересом ждут реакции учителя.
Участники тренинга разбивается по парам или тройкам, выбирают конфликтную ситуацию и разыгрывают ее по ролям. Время на подготовку — 5-10 минут. Затем все возвращаются в круг и по очереди проигрывают свои ситуации перед всеми. Цель упражнения — отработка эффективного поведения в конфликтных ситуациях. Примерные темы ситуаций:
- На ваших уроках ученик постоянно смеется (варианты: разговаривает, свистит и др.)
- Ученик отказывается дежурить по классу
- Ученик нелестно отзывается о ваших профессиональных качествах
- Ученик отказывается посещать ваши уроки
- Учитель вталкивает нарушителя в кабинет психолога и требует разобраться с ним.
- Мама возмущена тем, что психолог протестировал ее сына без разрешения родителей.
После ролевого проигрывания ситуаций в группах происходит общее обсуждение решений.
После ролевого проигрывания ситуаций в группах происходит общее обсуждение решений и оценка их эффективности.
Нередко в конфликтной ситуации учитель реагирует по типу «срезал» — пользуясь преимуществом своего положения, старается унизить или высмеять строптивого ученика. Такая стратегия приводит к накоплению взаимных обид и претензий, усугубляя конфликт.
Другое типичное поведение — уход от конфликта, игнорирование нежелательного поведения — тоже не способствует разрешению конфликта: ученик чувствует себя победителем и будет стремиться закрепить «успех».
Реакции учителя можно классифицировать по типу поведения в конфликтах (приспособление, избегание, соперничество, сотрудничество), стилю педагогического общения (авторитарный, либеральный, демократический), ролевой позиции (взрослый, ребенок, родитель). Конструктивным считается поведение, направленное на сотрудничество, проявляющееся в демократическом стиле поведения и позиции взрослого.