Упражнение остров для тренинга
Психологическая игра «Необитаемый остров»
При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!
Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .
МБОУ «Маловская СОШ»
педагог-психолог Мордонова О.А.
Психологическая игра «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»
Аудитория: все участники образовательного процесса, не более 15 человек
Время: 2 — 2,5 часа
Ресурсы: просторное помещение (либо на улице) стулья по количеству участников, магнитно-маркерная доска, цветные маркеры, губка, планшеты, ручки,
Цель: знакомство и командообразование.
— сплочение коллектива, для коллективных путей решения
— развитие воображения, находчивости,
— развитие навыков уверенного поведения, лидерских качеств, повышение самооценки
— вводная информация об игре
— правила и принципы групповой работы
— упражнение «Презентация друга»
1. Задание «Обломки корабля»
2. Задание «Опиши остров»
3. Задание «Маскировка»
4. Задание «Скалолаз»
5. Задание «Болото «
6. Задание «Поселение»
7. Задание «Письмо в бутылке»
8. Задание «Эврика!»
3. Завершение. Рефлексия.
1.Общая, вводная информация об игре .
Время: 5 мин. – групповая работа, отвечаем на вопросы:
что вы подразумеваете под командообразованием? Для чего необходимо? Что важно при формировании команды?
2. Правила и принципы работы на тренинге
Цель: формулировка и согласование норм и правил поведения участников.
3. Упражнение «Презентация друга»
Цель: — знакомство участников группы
-сбор информации личного характера
1. Задание «Обломки корабля»
Цель: сплочение группы, развитие взаимопомощи и взаимоподдержки, развитие фантазии и воображения.
Ресурсы: большое помещение, «обломки» -плотный картон (газета).
Психолог: «Представьте себе, что однажды вам на телефон пришло смс, где вам предлагают 3-х дневный круиз на корабле по оз.Байкал, все включено и абсолютно бесплатно. Путешествие было приятным и интересным. Однако на третий, последний день вашего замечательного путешествия, неожиданно начался сильный ветер, который поднимал волны Байкала всё выше и выше, в итоге, огромные волны сокрушаясь нанесли большое повреждение вашему кораблю. Ваше положение было усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему кораблю. К счастью никто не пострадал, но вы оказались посреди озера на обломках корабля. Штормовые волны разметали вас и унесли обломки в разные стороны от места кораблекрушения. Ваша задача – постараться удержаться на плаву как можно дольше, а так же спасти всех членов команды.
Еще сутки не прекращался ураган и некоторые обломки стали гореть и тонуть. С каждой минутой обломков становилось все меньше и меньше….»
(на полу разложены «обломки», в течении упражнения психолог убирает «Обломки», главное чтобы ни кто не остался «за бортом»)
2. Задание «Опиши остров»
Цель: тренировка умения слышать и слушать, тренировка концентрации на партнере; развитие памяти и аудиального восприятия.
Ход игры: «Измученные, вы увидели на горизонте землю и обрадованные устремились к берегу вплавь. Выйдя на берег, вы увидели… ваша задача описать остров. Игра будет идти с «накоплением» — информация будет накапливаться от игрока к игроку. Каждый участник использует сделанное, сказанное, показанное до него и передает эстафету дальше, добавляя к полученному ранее материалу свою информацию.
Выглядит следующим образом. Первый участник произносит любое предложение на заданную тему: Опишите необитаемый остров, на который вы попали». Второй буквально дословно повторяет услышанное предложение, добавляя к нему своё. Третий возвращается по смыслу к предыдущим двум предложениям и добавляет свое и т.д.»
3. Задание «Маскировка»
Цель: развитие воображения, умения работать в команде.
Психолог: Вы не знаете сколько времени вы еще будете находиться на острове , в поисках еды и места для лагеря, вы решили исследовать таёжные просторы.
Вы забрели в чащу густого леса, и неожиданно из-за бугра, к Вам на встречу вышел медведь …. Ваша задача замаскироваться… медведь уходит.
Вы отправились дальше, и вновь на вашем пути встретились очередные жители тайги стая волков. Вам нужно замаскироваться. Большой секач (кабан). Одинокая рысь. Из пещеры в скале вылетела огромная стая летучих мышей.
Примечание: в создании скульптур должны быть задействованы все участники! Группа дальше не сможет двигаться. Пока каждый участник не найдет свое место в скульптуре.
4. Задание «Скалолаз»
Цель: взаимодействие участников группы через телесный контакт, развитие групповой взаимоподдержки.
Ресурсы : помещение (клейкая лента образующая круг).
Психолог: «Вы с удовольствием продолжаете свой путь минуя самых опасных жителей тайги, но на вашем пути появляется очередное препятствие – огромная отвесная скала с глубоким ущельем, дна которого даже не видно! Ваша задача – пройти вдоль него, не потеряв при этом ни одного участника вашей команды.
Примечание. На полу по кругу наклеена лента. Все участники, крепко сцепившись локтями, стоят по кругу вдоль линии. При этом руками и локтями образуя «выступы»скалы. Один из участников должен пройти вдоль скалы держась только за других членов команды, а они должны его удержать. Пройдя весь круг, участник встает в общую линию, а в роли «скалолаза» выступает следующий. Таким образом, все участники должны попробовать себя в роли скалолаза.
5. З адание «Болото «
Ресурсы: повязка на глаза, картон (газета) «кочки»
Психолог: «Не успев отдохнуть и перевести дух после трудного перехода через скалы, возникло новое препятствие, вы оказались перед болотом большинство участников успели проскочить по кочкам, но неожиданно спустился густой туман, и остальные участники оказались в трудном положении – они совершенно не видят куда идти. Ваша задача- по очереди провести всех участников через болото.
Участники на противоположной стороне дают команду участникам с завязанными глазами, куда ему следует идти так, чтобы он не наступили на листы бумаги. Игра продолжается пока все оставшиеся участники не перейдут «болото».
Примечание: После каждого перехода ведущие меняют местоположение листов, тем самым усложняя задание, либо наоборот упрощая его
6. Задание «Поселение»
Ресурсы: флип-чарт, маркеры, цв.карандаши, скотч, ватман.
Психолог: «После всех испытаний, вы наконец, вышли из непроходимого таежного леса, и увидели прекрасную долину вдоль озера Байкал, изумрудно-зеленая трава, вокруг много деревьев, дикоросов, разныевиды птиц и зверушек. Вам понравилось это место, и вы решили здесь остаться и обосновать новую цивилизацию. Что же нужно для этого сделать? Ваша задача – разбиться на группы, каждая из которых должна создать за 10 мин: 1.-выбрать вождя племени, 2-придумать название и визитную карточку племени и создать тотем.
7. Задание «Эврика!»
Цель: развитие находчивости
Ресурсы: ручки, листы, брелок или любой другой небольшой предмет.
Психолог: «как-то гуляя по берегу озера, кто-то нашел необычный предмет. Что же это? Это оказался брелок для ключей. Ваша задача – придумать как можно больше способов использования брелка за 5 мин».
Примечание: После 5 мин. Группы поочереди называют применение брелка, побеждает та команда. Которая больше придумала применений!
8. Задание «Письмо в бутылке»
Цель: сплочение группы, развитие умения работать в команде.
Ресурсы: флип-чарт, маркеры.
Психолог: «Ну что же, ваш остров оказался весьма комфортным. Однако день приходит за днем, а на горизонте не видно ни одного корабля и вертолета в небе. Остров оказался удаленным от оживленных водных и воздушных путей и может статься, спасатели уже прекратили поиски пассажиров вашего судна, посчитав погибшими.
На берегу вы нашли пустую бутылку и эта находка, разумеется породила у вас идею отправить письмо, доверив его волнам, и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы. У вас имеется возможность написать письмо, которое вы положите в эту бутылку. Напоминаю, на всякий случай, что координаты своего острова вы не знаете.
1.Попросите игроков выбрать секретаря, который будет записывать нужную информацию.
2. Начальная буква имен вашей группы – это начало слова. Из всех слов нужно составить телеграфное сообщение. Члены группы придумывают текст и решают, кто должен быть адресатом.
4. допустим, инициалы членов подгруппы выглядит так: Л, Б, У, Н, В, О. Телеграмма может быть следующей: «Любимый босс у нас все ОК».
3. Завершение. Рефлексия.
Психолог: «Ну что же, Ваши письма в бутылках прочитали люди с большого берега, и ваша команда была спасена группой спасателей!».
Теперь я предлагаю всем участникам «вернуться» с нашего большого путешествия, присесть на стулья и поделиться по кругу своими впечатлениями об игре, отвечая на вопросы: Какие были трудности? Где было легко? Что больше всего понравилось? Как Вы себя чувствуете?
Упражнение «Необитаемый остров».
Цель: диагностика и отработка способов, стилей взаимодействия, психологических умений; необходимых для эффективного решения задач, стоящих перед группой, развитие внимания друг к другу.
Инструкция: «Сейчас мы сядем в большой круг для того, чтобы выслушать информацию и правила предстоящей ролевой игры. Вам предстоит серьезная и ответственная работа, в результат те которой вы сможете более глубоко понять свои привычки и более объективно оценить свою манеру общения. Постарайтесь увидеть новым взглядом и всех других участников группы.
Итак, в результате кораблекрушения вы, вся ваша группа в полном составе, оказались на необитаемом острове. На нем богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, короткий, но жестокий холод, могут быть и визиты каннибалов с соседних островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача — создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить.
Поймите серьезность и опасность происшедшего. Люди иногда в этих обстоятельствах теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни — вам надо есть и пить, обустроить себе жилье, чтобы солнце не спалило вашу кожу, и вы могли укрываться в сезон дождей от ливней, а зимой от холодов.
Вам нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство. Нужно наладить и социальную жизнь: распределить основные функции обязанности. Следует продумать и то, каким образом эти функции и обязанности будут выполняться. Прежде всего, решите вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное решение? Все жители острова единогласно (консенсус), или простым большинством, или группировка самых авторитетных жителей, или единолично лидер? И каким образом будет контролироваться выполнение? Под страхом наказания, смерти?
Как будет добываться и распределяться пища? Поровну? По трудовому вкладу? Может быть, больше сильным, чтобы лучше работали? Или слабым, чтобы выжили? Имеет ли право человек жить на вашем острове никого не слушая и никому не подчиняясь? А если его образ жизни сделает его слабым, болезненным, обузой для других?
Какие у вас будут праздники? Сколько? Как вы их будете устраивать?
Какими будут семейные устои вашего сообщества?
Кто и как будет воспитывать детей? Одним словом, вопросов очень много, а ответов пока нет. Вам предстоит найти их совместными усилиями.
Разработайте нравственно-психологический кодекс взаимоотношений, примерно из 5-20 пунктов. Правила нужны четкие, а не абстрактные, они должны помогать решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению проблем и ссор. Нужно также предусмотреть и санкции за нарушения установленных правил. На все обсуждение и принятие правил дается 20 минут и полная свобода действий в рамках задания. Нужно выбрать летописца, который будет фиксировать основные события, записывая все, что решили, каким образом проходило обсуждение и принятие решения и т.п.»
В ходе группового обсуждения ведущий обращает внимание участников группы, что во взаимодействии каждый из них прибегает к различным стилям общения: Существует четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.
Ритуальный стиль
Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию.
Императивный стиль
Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный».
Манипулятивный стиль
При использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств.
Гуманистический стиль
К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания.
Тренинг на сплочение коллектива «Необитаемый остров»
Полева Галина
Тренинг на сплочение коллектива «Необитаемый остров»
Тема: «Необитаемый остров».
Цель: Сплочение коллектива.
План: 1. Разогрев группы.
а) Коллективный рисунок «Наш дом».
б) «Необитаемый остров с каннибалами».
3. Заключительная часть.
1. Разогрев группы.
а) «Рукопожатие и поклон». (Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах).
— Сейчас мы поприветствуем друг друга, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Раздаются карточки с ритуалами приветствия.
* объятие и 3-х кратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
* легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
* легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
* легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
* простое рукопожатие и взгляд в газа (Германия);
* потереться друг ор друга носами (эскимосская традиция).
Один из участников начинает «круг приветствия»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.
Затем в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого и т. д. и приветствует всех новым жестом.
б) «О коллективе» (По кругу назвать, что в коллективе нравится больше всего
2. Основная часть.
а) Коллективный рисунок «Наш дом».
— Давайте нарисуем для своего коллектива дом, в котором было бы всем хорошо. Для этого каждый участник подойдет к столу и нарисует на ватмане линию или элемент дома и его окружения. То, что уже нарисовано, стирать нельзя, можно только дорисовывать.
Ведущий начинает первым. Кроме того, он побуждает участников рисовать не только части дома, но и его внутреннюю обстановку, заполнять пространство вокруг него. Можно рисовать «стеклянный» дом. Все. Что делают участники, комментируется весело и доброжелательно. Каждый имеет право рисовать то, что считает нужным. Задание выполняется до тех пор, пока на листе остается место, а у «художников» — энтузиазм.
б) «Необитаемый остров с каннибалами».
— Вы летите на самолете. Вдруг он терпит крушение над островом, где живут каннибалы. Остров богат дичью, животными, много растительности. У вашей команды есть возможность взять с собой 6 вещей из перечисленных, чтобы обустроиться на острове и жить там. И так, составьте список вещей, которые Вы возьмете с собой (6 шт.).
1. Миски, кружки, ложки – 9 кг.
2. Сигнальная ракетница – 6 кг.
3. Географические карты и компас – 2 кг.
4. Консервы мясные – 20 кг.
5. Хоз. инвентарь – 12 кг.
6. Канистра с питьевой водой – 20 л.
7. Аптечка – 7 кг.
8. Винтовка с запасом патронов – 30 кг.
9. Презервативы и другие средства контроцепции – 0,5 кг.
10. Шоколад – 10 кг.
11. Золото, бриллианты – 25 кг.
12. Большая собака – 55 кг.
13. Рыболовные снасти – 1 кг.
14. Подборка полезных игр про все – 15 кг.
15. Туалетное мыло, шампунь – 1кг.
16. Теплая одежда – 8 кг.
17. Соль, сахар, витамины – 9 кг.
18. Медицинский спирт – 10 л.
— Огласите список вещей.
— Кто у вас будет лидером?
— Как будите распределять обязанности?
— Как будите делить съестные запасы между членами группы?
— Как будите принимать общее решение?
-Будут ли в вашей группе микрогруппы?
А теперь сделаем выводы о степени сплоченности коллектива.
3. Заключительная часть.
«Пожелание по кругу».
— Пожелаем всем сразу здесь присутствующим что-то приятное. Желаем по очереди по часовой стрелке.
Я вам желаю, чтобы Вы всегда с радостью шли на работу и получали большое удовольствие от своей работы и от общения членами коллектива!
Итоговое занятие за первое полугодие по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров» Воспитатель: Бачёва И. А ЦЕЛЬ. Выявить полученные знания детей за первое полугодие. ЗАДАЧИ. О. — повторить ориентировку на листе бумаги, названия.
Как мы мам и бабушек поздравляли Готовится к празднику надо заранее. Обсудить сценарий, наметить план мероприятий, раздать стихи для разучивания и начинать работать. Да,.
Психологическая игра «Необитаемый остров»
Данная игра была разработана для группы подростков в возрасте 12-15 лет с девиантным поведением, проходивших курс социальной адаптации в центре защиты прав несовершеннолетних “Душа”. В ней принимали участие педагоги, непосредственно работающие с подростками. К началу проведения игры участники были знакомы друг с другом примерно месяц.
В основу игры вошли элементы и принципы, используемые при проведении тренинга “Веревочный курс”. Особенностями этого тренинга является использование физических способностей человека для развития определенных психологических качеств, включение туристских препятствий, акцент делается на работе всей команды, особое внимание уделяется соблюдению техники безопасности. Каждое задание имеет свою легенду, которую рассказывает ведущий перед его прохождением. После выполнения каждого задания происходит его обсуждение.
В отечественной литературе часть подобных тренинговых упражнений впервые описана А.Лутошкиным, за рубежом в основе аналогичных программ лежит “Outdoor Ropes Course” – экстремальный курс американского психолога Карла Ронке. В основу упражнений использованных нами в игре легли материалы, представленные в списке литературы.
Цель игры: сплочение группы, обучение командной работе и умению брать на себя ответственность.
Задачи:
Целевая группа: подростки и взрослые, количество участников – 12 человек.
Продолжительность: 1-1,5 часа
Используемые материалы: веревки, карабины и страховочная система (используемые в туризме), палатка, туристские коврики, теннисные мячи, веревочная лестница, воздушные шары, шоколад, лыжные палки, шарф или платок, три небольшие доски 30х30см.
Обсуждение правил игры
1.Предэтап
1.1 Гнездо с “золотыми” яйцами
1.2 Путешествие на корабле
2.Основная часть игры
2.1 Легенда – “Поляна разговоров”
2.2 “Лабиринт”
2.3 “Убежище”
2.4 “Паутинка”
2.5 “Сигнал о спасении”
2.6 “Болото”
Предварительная подготовка к игре:
До проведения игры педагоги совместно с подростками на территории учреждения подготовили специально оборудованную площадку (ограниченная территория, которая может быть обозначена с помощью ярких меток), включающую в себя:
- место для обсуждения “Поляна разговоров” – три сколоченные скамейки, поставленные полукругом;
- веревочная лестница, закрепленная на турнике и натянутая под углом 45 градусов по отношению к земле;
- место для переправы – веревка, натянутая между деревом (на высоте 5-6 метров) и вколоченным столбом (2 м);
- место для проведения игры “паутина” – вертикальная паутина из веревок, имеющая минимум 12 ячеек, натягивается между двух столбов, в которые может пролезть участника (примерный размер 0,8х0,2м, утончается в зависимости от габаритов участников). Нижняя веревка паутины натягивается на высоте 1 м над землей.
- обозначенный с помощью ярких веревок “лабиринт”;
- сколоченная деревянная площадка размером 1,5 м х 1,5 м
Ход игры
Участники выстраиваются в шеренгу. Ведущие озвучивают участникам цель проводимой с ними игры и правила, которые они должны соблюдать.
Обсуждение правил игры:
1.1. “Гнездо с золотыми яйцами”
Легенда: Вы – команда путешественников, которая собралась в далекое плавание. Но прежде чем отправиться в дорогу, Вам необходимо запастись золотом, для этого Вам всей командой необходимо добыть “золотые яйца” (бонусы, которые в дальнейшем вам пригодятся для выкупа предметов или участников).
Задание: Каждый участник должен залезть по веревочной лестнице до гнезда с “золотыми
яйцами” (корзинки с теннисными мячами, подвешанной к турнику). Каждый участник может взять только одно “яйцо”. Те, кто падают, прекращают выполнение задания. Команда может помогать участнику, придерживая веревочную лестницу с разных сторон.
1.2. “Путешествие на корабле”
Легенда: Итак, Вы заработали свое сокровище, а теперь отправляетесь в дальнее плавание, к неизвестным землям.
Задание: Участники всей командой должны уместиться в два обруча, связанных между собой в одном месте – это условный корабль, и отправляются в дорогу – начинают передвигаться в обручах до определенного обозначенного места.
Ближе к обозначенной границе участникам дается дополнение к легенде: “Команда в процессе плавания потерпела кораблекрушение и попала на необитаемый остров”. Участники оставляют свой “корабль” (обручи) и отводятся ведущими на “Поляну разговоров” (место для обсуждения) на территории “острова” (обозначенная территория).
2.Основная часть игры:
2.1. “Поляна разговоров” (в дальнейшем все обсуждения ведутся в данном месте)
Легенда: Вы попали на необитаемый остров. Корабль, на котором вы путешествовали, разбился о скалы, но сохранились “золотые яйца”, добытые перед путешествием. Ваша задача выжить: пройти испытания и спастись. На острове могут находиться люди – аборигены, у которых, возможно, что-то придется покупать или обменивать. Впереди вас ждут ситуации, в которых вы должны показать свои умения работать в группе и помогать друг другу.
Легенда: Один из участников группы, когда спасался с тонущего корабля, выбрался на берег в очень опасном месте, он запутался в ядовитых лианах (лабиринт) и от их яда он временно перестал видеть (у участника завязаны глаза). Вы узнали об этом, когда стали собираться вместе, теперь Вы хотите его спасти.
Задание: Команде необходимо вывести участника из лабиринта так, чтобы он не задел лианы (веревки), не поранился. Если он задевает ограничения, то возвращается в точку начала движения. Члены команды выстраиваются по периметру лабиринта. Выводить своего участника из лабиринта они должны с помощью слов, причем, один участник говорит только одно слово, ему повторять 2 раза подряд одно и то же слово запрещено. Когда один участник говорит, другие молчат, в том числе, участник с завязанными глазами. В случае нарушения правила, выполнение задания повторяется. Члены команды могут взаимодействовать с помощью невербальных средств общения (участникам дается время для того, чтобы они сами могли догадаться об этом).
После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:
- Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
- Что помогло справиться с заданием?
- Что мешало при выполнении задания?
- Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?
Легенда: На острове наступает ночь, становится темно и холодно. Команде необходимо соорудить для себя убежище, но у Вас ничего не осталось после кораблекрушения. Пока Вы обсуждали как быть, появились, откуда не возьмись, аборигены. Они готовы обменять полезные для Вас вещи (которые в том числе подобрали после вашего кораблекрушения) на Ваши “золотые яйца”.
Задание: Команде необходимо решить, на что именно они обменяют свои бонусы (на выбор: коврики – 1яйцо, тент – 4, палатка – 9, лыжные палки – 1 яйцо/штука). Завершив сооружение убежища на деревянном настиле, команда должна полностью в нем поместиться и просидеть там 3 минуты так, чтобы оно не разрушилось.
После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:
- Довольны ли участники тем, как справились с заданием? Легко ли было принять решение?
- Что помогло справиться с заданием?
- Что мешало при выполнении задания?
- Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?
Легенда: На острове наступил день, теперь участникам необходимо добыть еду для всей команды. Еда находится в некотором месте, вход в которое перекрыл паук ядовитой паутиной.
Задание: Вам необходимо добыть еду, перебравшись всей командой на другую сторону паутины. В паутине есть ячейки, через которые можно пролезть, но эти ячейки нельзя использовать повторно, то есть каждый участник должен пролезть через свою ячейку. Паутину (веревки) задевать нельзя. Если кто-либо из участников ошибается, вся команда начинает прохождение этапа сначала. Кого-то из участников можно откупить за 2 золотых яйца, в случае, если он не может справиться. Откупленный участник может помогать остальным. Пройдя этап, команда получает еду (2 шоколадки).
После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:
- Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
- Что помогло справиться с заданием?
- Что мешало при выполнении задания?
- Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?
2.5. “Сигнал о спасении”
Легенда: В дали океана вдруг появляется нечто похожее на корабль, необходимо подать сигнал о том, что вы на этом острове. На вашем корабле был сигнальный мешок, возможно, после крушения его вынесло на берег. Вся команда идет на поиски этого мешка и находит его на высоком дереве. Теперь задача команды – подать сигнал о спасении.
Задание: От самого высокого дерева до бревна протянута лиана (веревка). По этой лиане (веревке) один из участников (его выбирает команда) должен проползти до мешочка, подвешенного на дереве и взять его. Участник с помощью ведущих надевает страховочную систему, перчатки на руки, с помощью карабина закрепляется на веревке и, помогая себе руками и ногами, ползет вверх до сигнального мешка. К страховочной системе прикреплена еще одна веревка, конец которой находится у остальных участников. После того, как мешочек добыт, команда помогает этому участнику вернуться назад с помощью второй свободной веревки. В мешочке находятся сигнальные шары, которые вся команда надувает за 2 минуты. Затем нужно закрепить сигнальные шары на верхушке бревна.
При выполнении данного упражнения участники могут разговаривать.
После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:
- Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
- Что помогло справиться с заданием?
- Что мешало при выполнении задания?
- Чем вы руководствовались, когда выбирали человека, который выполнит задание?
Легенда: Сигнал был подан, люди на корабле его увидели и приблизились к острову, теперь их хорошо можно рассмотреть. Но на пути от острова к кораблю есть преграда – болото, через которое корабль пройти не может, переплыть его вплавь тоже нельзя.
Задание: Задача команды преодолеть болото, используя три кочки. Условия: в болото наступать нельзя, кочку пустой оставлять запрещено – иначе она утонет, перейти должна вся команда. Задание выполняется молча. Как только все участники преодолели болото – команда спасена.
3. Завершение занятия:
Легенда: Команда справилась с испытаниями, все добрались до борта корабля и были спасены.
После выполнения весь заданий команда снова собирается на “Поляне разговоров” для подведения итогов.
Примерные вопросы ведущих: “Что вы узнали о себе во время этой игры?”, “Что поняли о своих действиях как группы, команды?”, “Как то, что вы узнали здесь, соотносится с тем, как вы действовали в других областях вашей жизни – дома, в школе, на работе?”
Игры на командообразование
Игры на командообразование
Собрано из различных источников
Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.
Психологический смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.
Упражнение «Поиск сходства»
Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.
Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.
Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства ( первая команда) и черты различия ( вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.
Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде. Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?
Цель: формирование команды, обучение умению распределения ролей в группе.
Время: 10-15 минут.
Ресурсы: карточки с изображениями животных, маленькие головоломки «пазлы».
Ход упражнения: участники делятся на команды. Каждая команда получает головоломку. Задача – собрать ее как можно быстрее.
Психологический смысл упражнения: участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, учатся распределять роли, к улучшению качества работы, при этом важно, что объединены общей целью.
Обсуждение: Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? Что нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде?
Упражнение «Кто быстрее?» Цель: сплочение коллектива. Время: 10 минут.
Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Ресурсы: карточки с изображением животных.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!
Упражнение «Говорящие руки»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
Поздороваться с помощью рук.
Выразить поддержку с помощью рук.
Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
Упражнение «Построение круга»
Описание упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.
Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.
Психологический смысл упражнения: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.
Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности .также можно использовать его в конце тренинга командообразования для эффективного и позитивного его завершения.
Необходимые материалы. По листу бумаги формата А3 на каждую подгруппу из 3-6 человек.
Время. 15-20 минут.
Размер группы. 12-20 человек.
Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек, и каждой команде выдается лист бумаги формата А3.
Тренер озвучивает инструкцию: «Перед вами остров.нужно всей командой разместиться на этом острове, то есть встать таким образом, чтобы никакие ноги, руки и другие части тела каких-либо членов команды не касались пола, все должны быть на острове. Как вы этого добьетесь – ваше дело. Нельзя использовать дополнительные предметы, такие как столы, стулья и т.д.
Loading .
Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды.
Время: 20-30 минут.
Размер группы: 12-20 человек.
1. Тренер рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.
2. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие задания:
- Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.
- Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.
- Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.
- Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.
3. Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.
Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой мини-группы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам:
- Квадрат – что помогает поддерживать порядок и структуру.
- Треугольник – что помогает достигать результатов.
- Круг – что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения.
- Спираль – что помогает быть творческим и создавать новые идеи.
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.
Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.
Описание. Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.
Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы – одна команда»!»
После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы – одна команда!»