Семинар тренинг сценарий
Сценарий семинара-практикума с элементами тренинга «Профилактика ЗОЖ»
Ткачева Татьяна
Сценарий семинара-практикума с элементами тренинга «Профилактика ЗОЖ»
Цель семинара-практикума: формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности, умения и желания заботиться о своем здоровье.
Задачи: мотивировать педагогов к сохранению и укреплению здоровья; формировать позитивное отношение, искренность и открытость; поддержать благоприятный психологический климат в коллективе.
Инструкция ведущего: В нашей жизни есть слова, над смыслом которых ввиду частого их употребления мы уже не задумываемся. Произносим их автоматически, по инерции, иногда даже искажая. Одним из таких слов является «здравствуйте». Скажите, как вы понимаете это слово?. Какой посыл, какую энергию оно несет?. Подумайте, какие образы у вас возникают, когда вы говорите это слово другим людям?. Представьте, что, произнося его, вы как бы открываете невидимый канал, по которому передаете другому человеку особую энергию. Что она несет?. Удержите этот образ в своем воображении. А теперь давайте возьмемся за руки и с поклоном скажем друг другу «Здравствуйте!»… Древние утверждают, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.
У каждого из нас есть имя. Оно может изменяться и иметь несколько вариантов.Все участники группы садятся в круг и по очереди говорят: «Я – …», называют свое имя и все его варианты. Надо выбрать то, которое нравится вам больше всего.
Задание «Воздушный шар».
(на столах находятся заранее приготовленные чистые листы, ручки).Инструкция: 1. Давайте представим такую ситуацию, что вам представилась возможность полетать на воздушном шаре, нарисуйте, пожалуйста, воздушный шар таким, каким вы его представляете.
2. Нарисуйте себя в воздушном шаре.
3.Поместите в шар следующие понятия: семья, работа, карьера, здоровье, деньги, любовь, путешествия, дружба. (понятия заранее написаны на экране).
4. Шар падает, поэтому лишний груз вам нужно выбросить за борт и оставить в нём только 3 самых важных понятия для вас.
— Давайте посмотрим, какие ценности у вас имеются на данном жизненном этапе (на доске записывается кол-во выбранных понятий – на заготовленном листе вписывается количество выборов).
— Итак, здоровье выбрали ___ человек. Это говорит о том, что тема здоровья и ЗОЖ актуальна во все времена.
На экране фраза: “Здоровье-это…”. У каждого из вас есть три маленьких листочка, напишите в них по одной ассоциации на слово “здоровье” (анонимно). После этого поместите листочки на магнитной доске.
Листочки просмотреть, зачитать и обобщить.
На экране определение понятия здоровье.
Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Тест «Я и мое здоровье»
Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Лучше при ответах быть откровенным, ведь полученная информация по результатам тестирования, дает возможность поразмышлять над своими привычками и понять, что же нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье в полном порядке на долгие годы. Думая над ответами, применительно к некоторым утверждениям, мысленно подставляйте слова «как правило». Таким образом, если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да», если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет».
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы начинает болеть голова.
3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания.
5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
6. Последнее время несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
Обработка результатов: за каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и посчитайте сумму.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки.
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если набрали от 7 до 10 баллов. Но вам все же лучше задуматься над своим образом жизни, над теми привычками, которые влияют на ваш организм.
На экране написана фраза “Здоровый образ жизни — это…”, а слева — “Вредные привычки – это …”. У каждого из вас есть шесть маленьких листочков, на первых трех напишите по одной ассоциации на словосочетание “здоровый образ жизни”, а на оставшихся трех – по одной ассоциации на словосочетании “вредные привычки” (анонимно).
Листочки просмотреть, зачитать, обобщить.
• На экране определение ЗОЖ
• На экране вредные привычки
Игра-разминка «Броуновское движение» — разбились на 4 группы.
Упражнение “Анализ вредных привычек”
Один из уч-ся записывает общее мнение группы по данному вопросу. Запись проводим ручками, карандашами, фломастерами разного цвета (для каждой группы свой цвет).
Вопросы для групп.
1. Дайте определение понятию вредные привычки и опишите симптомы их проявления.
2. Курение – одна из самых распространенных вредных привычек. Дайте определение термину курение и перечислите основные признаки.
3. Алкоголизм — тоже вредная привычка. Какова его природа (почему человек начинает пить? Какой вред для человека приносит увлечение алкогольными напитками?
4. Компьютерная зависимость — вредная привычка или норма? (Обоснуйте свой ответ)
Психологический комментарий: упражнение позволяет участникам осознать опасность вредных привычек.
Просмотреть листочки, зачитать и обобщить
— НА экране — курение…
— Видеоролик «Песня о здоровом образе жизни»
Профилактикой любой болезни является хорошее настроение. А оно во многом зависит от тех слов, что мы слышим.
(Участникам предлагается сказать соседу слева комплимент и так по кругу).
— Нарисуй свое настроение (смайлики) – обратная связь.
Сценарий тренинга
Готовые сценарии тренингов «Активные продажи» и «Работа с возражениями» вы всегда можете приобрести в разделе «Программы тренингов». Готовые сценарии тренингов от Trenerskaya.ru уникальны и содержат только самые лучшие, самые работающие материалы по своей теме.
«Только самые опытные тренеры могут позволить себе работать без сценария тренинга. И то – в редких, можно сказать, исключительных случаях. Сценарий тренинга – жизненно важная часть подготовки к проведению любого обучения. Как же сценарий делается?
Прежде всего, должен быть готов теоретический материал и упражнения (о том, как это делать см. статью «Как написать программу тренинга»). Сценарий тренинга – это объединение уже готовых элементов и эпизодов в единое полотно. Если что-то приходится разрабатывать в процессе написания сценария, это серьёзно замедляет работу.
Итак, всё готово – можно приступать к сведению разбросанного по разным местам и файлам в единое целое. Выполняется это по несложному алгоритму.
1. Создать временной каркас. Нужно взять лист бумаги и разбить его на несколько колонок – каждая колонка это день тренинга (если тренинг однодневный, то можно пропустить этот момент). Следом проводится черта поперёк колонок – это время обеда. Затем пунктирными линиями (параллельными «линии обеда») выделяются перерывы на кофе. Всё, каркас готов.
2. Заполнить каркас материалом. Следующий шаг – перенос всего имеющегося материала на лист с временным каркасом. Разумеется, переносится только названия («мини-лекция о работе с возражением», «упражнение «Продай попугая» и пр.).
Зачем это делается? Сразу видно, сколько материала есть, нужно ли дополнительно что-то разрабатывать или наоборот – что-то отбросить, потому что просто не хватит времени. Те, кто пренебрегают таким заполнением временного каркаса, потом сталкиваются с ситуациями, например, когда первый (из двух) день тренинга уже заканчивается, а материал не освоен даже наполовину.
Что ещё важно, при заполнении временного каркаса – следить за разнообразием видов активности. Два повторяющихся вида активности ставьте как можно дальше друг от друга. Например, если есть два подряд отработки в парах и обе нужны, лучше поставить между ними работу на сцене или мозговой штурм участников. Или хотя бы игру-разминку. Подобробрать необходимую игру вы можете здесь. Тренинг, где виды активности одинаковы, становится пресным и скучным.
Однажды, когда мне было необходимо отработать один приём, но так, чтобы люди могли его выполнить даже ночью, спросонья, я придумал шесть разных видов активности. Участники тренинга:
1. Смотрели видео, где тренировались замечать сам приём;
2. Письменно формулировали фразы приёма;
3. Обменивались фразами, выбирая самые удачные;
4. Отрабатывали в кругу, играя в «горячую картошку»;
5. Соревновались на скорость – кто больше фраз сможет вспомнить за минуту;
6. И, наконец, работали в парах в рамках деловой игры, где тренировали использование этого приёма в рабочих ситуациях.
В результате – все усваивали, все применяли с хорошим результатом. А главное – не было однообразия. Обучение проходило живо, энергично.
3. Создать текстовую версию сценария. Когда временной каркас заполнен (и что-то добавлено, что-то убрано), пора приниматься за написание сценария. Практика показала, что самый удобный вариант оформления сценария – это таблица из трёх колонок. Первая – название активности (мини-лекция, просмотр видео-фрагмента, работа в группах, общая игра, работа на сцене и пр.) и время, выделяемое на этот вид активности. Вторая колонка – это содержание (опорные тезисы лекций, инструкции к упражнениям, вопросы для обратной связи и т.п.). Третья колонка – это планируемый результат. Иногда пишут о целях (цель упражнения – создание рабочей атмосферы), но лучше писать в терминах результата (результат упражнения – создана рабочая атмосфера). Для удобства вы можете ориентироваться на те цели и результаты, которые прописаны в комментариях к каждому из упражнений.
О результате нужно писать обязательно, особенно в начале тренерской карьеры. Это – серьёзная страховка для тренера. Если он затрудняется сформулировать результат упражнения тренинга или игры, то участники тем более не поймут, зачем они это делали. Получится, что они чем-то занимались, а для чего – не ясно. Как правило, это вызывает недовольство и усложняет тренеру работу. Так что лучше не лениться, а добросовестно прописать все результаты.
Так же желательно записывать инструкции к упражнениям. Здесь тоже не стоит уповать на «как-нибудь выкручусь». Практика показывает, что если тренер не может записать, то участникам он объяснить не сможет тем более. Когда инструкция записана, гораздо лучше видны пробелы, логические дыры и непонятные места. В упражнениях на Тренерской.ру инструкции прописаны четко и подробно, у тех, кто опирается на них, вопросов и непоннятных моментов обычно не возникает.
Последнее, на что стоит обратить внимание при написании сценария – это его связность. Переходы от одного элемента тренинга к другому нужно обосновывать, для участников они должны быть предельно логичными (может быть, не предсказуемыми, но всё-таки логичными).
Например, участники сначала провели мозговой штурм, где собирали основные возражения клиента. Если посадить их сейчас отрабатывать эти возражения, это будет нелогично – ведь не было обучения приёмам работы с возражениями. Другое дело, если после мозгового штурма дать информацию по работе с возражениями, потом всем вместе разобрать, как с помощью рассказанных приёмов работать с записанными возражениями, и уже затем садиться в пары для отработки. Так будет стройно и логично.
Написание сценария тренинга – дело небыстрое. Часто это достаточно механическая работа, требующая большой внимательности и сосредоточенности. Не удивительно, что от неё хочется увильнуть.
Тем не менее, все (без исключений) хорошие тренера обязательно прописывают сценарии к своим тренингам. Потому что это – залог качественно сделанной программы.
Думаю, имеет смысл перенимать лучший опыт. Игры и упражнения на этом сайте вам в помощь!
Павел Зыгмантович, тренер с 2001 года, коуч для тренеров,
специалист по созданию уникальных тренинговых программ.
Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!
Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:
Простое и эффективное упражнение для тренингов личностного роста, тренингов уверенности или управления эмоциями. У пражнение способно в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления. Одно из лучших в своем роде. Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников тренинга.
Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Это не просто упражнение для тренинга, это уникальная тренерская методичка, включающая подробную инструкцию проведения упражнения, разбор сложных ситуаций и возражений, рекомендации, советы и подсказки тренеров-экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!
Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Бонусы! Прилагается подробный блок теории и 6 различных вариаций данного упражнения!
Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга целеполагания, успешности или тренингов личностного роста.
Это упражнение «для тренинга развивает у участников осмысленное отношение к целям, которые они ставят перед собой, помогает найти те вдохновляющие цели , которые человеку будет по-настоящему радостно реализовывать , и отделить эти цели от искуственных, навязанных целей или промежуточных целей. Благодаря интересной легенде упражнение «Миллион евро» всегда проходит живо, участники тренинга сильно вовлекаются, повышается энергетика и заинтересованность участников. И мотивация участников тренинга на достижение собственных целей!
Судите сами, объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Сильное и глубокое упражнение, в процессе которого участники тренинга наглядно видят, насколько они удовлетворены различными сферами своей жизни, выбирают свои приоритетные цели и ставят конкретные задачи на определенный промежуток времени.
Не всегда человеку легко определиться, в какую сторону двигаться. «Колесо жизни» — одна из лучших технологий, помогающая осознанно организовать свою жизнь, определить свои жизненные цели и приоритеты развития на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы.
Упражнение идеально подходит для тренингов целеполагания, тренингов по life-менеджменту. Благодаря своей метафоричности и наглядности, оно станет настоящим украшением такого тренинга, одним из самых запоминающихся его моментов.
Объем тренерской методички упражнения: 15 страниц.
Тренинг-практикум «Управляй сценарием своей жизни»
Дата / время — 30.03.2019 — 31.03.2019 / 11:00 — 20:00
Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного — героическая эпопея, другого — любовный роман, а третьего — криминальное чтиво? Конечно, мы сами планируем свою жизнь, и наша судьба определяется в первую очередь нашими решениями, нашей интуицией, умением мыслить, адекватно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Но, присмотревшись внимательно к событиям своей жизни и жизни окружающих, можно заметить определенные закономерности.
Как это часто случается!
У человека постоянно проблемы на службе: где бы он ни работал, у него моментально возникают конфликты с руководством, и он чувствует, что к нему придираются, незаслуженно обижают. Он переходит из одной фирмы в другую, но история повторяется.
Другой всю жизнь пытается скопить деньги, отказывает себе во всем, но, как только набирается некоторая сумма, моментально ее спускает.
Третий помогая ближнему, почему-то постоянно сталкивается с людьми неблагодарными, потом страдает, корит себя за неосмотрительность, но и в следующий раз объектом его благотворительности вновь становится человек того же сорта.
Четвертый с удовольствием берется за новое дело: яркое начало, радужные перспективы, широкие возможности, но… интерес постепенно затухает и наконец сходит на нет, а дело так и не доводится до конца. И за следующее дело человек берется с тем же энтузиазмом, и снова результата нет.
Создается впечатление, что эти люди действуют по какой-то заданной схеме. Меняются обстоятельства места и времени, а образ действий остается неизменным, события повторяются, как будто разыгрывается один и тот же сценарий — только на новых подмостках и с новыми актерами.
Что это — злой рок, насмешка судьбы?
Тому есть и вполне рациональное объяснение. Как правило, повторяющиеся события — знак присутствия в жизни человека сценария. Сценарий — это существующий в нашем бессознательном жизненный план, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.
Сценарные элементы в большей или меньшей степени присутствуют в жизни любого человека, каким бы свободным от условностей, стереотипов и независимым морально и материально он себя ни считал.
Сценарий формируется во взаимоотношениях с людьми из нашего ближайшего окружения. В детстве мы более восприимчивы и доверчивы. Поэтому некоторые суждения взрослых, особенно те, что повторяются многократно, врезаются в наше сознание на всю жизнь. И наша дальнейшая судьба во многом зависит от того, что именно мы слышали в детстве.
Наш жизненный путь — результат действия многих сил. Но сценарный анализ дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, понять мотивы поведения людей, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, скорректировать собственное поведение, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.
Каждый человек, осознанно или не осознанно (т.е. даже не подозревая об этом), проживает свой личный, жизненный сценарий, который сам и написал.
КАК ИЗМЕНИТЬ СЦЕНАРИЙ?
Каждый решает сам — нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции — перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.
Избавиться от неудачного сценария не так-то просто.
Но «спасение утопающих — дело рук самих утопающих» и, если вы решили переписать свою программу жизни, имеет смысл прийти к нам на семинар, чтобы предпринять к этому все необходимые шаги.
Но насколько реально изменить судьбу?
Еще в древние времена наши предки создавали различные теории, доктрины, мифы о предопределенности человеческой жизни. Многие полагали, что боги управляют каждым их шагом, а древняя астрология убеждала в том, что судьбы людей зависят от расположения звезд на небе. В античности бытовало понятие рока, и если он овладевал человеком, то бедняга якобы был обречен.
Мы с вами живем в век информатики и, тем не менее, должны признать, что судьба действительно есть у каждого. Точнее говоря, рисунок судьбы, линия жизни, которая предполагает определенную траекторию, последовательность событий и переживаний.
Из воздействий окружающего мира у человека на сознательном и бессознательном уровне формируется некое послание, некая программа, которая управляет его жизнью. Она и задает определенную заданность жизни, роль, которую нужно будет играть. Человек отождествляется с этой жизненной программой, с этим сценарием и воспроизводит его ежедневно и, увы, становится в определенном смысле не вполне свободным.
Конечно в юности переписать сценарий гораздо легче, потому что человек не успел по-настоящему к нему прикипеть, его реализовать, проторить ментальные дорожки в своем сознании. У молодых людей психика гибкая и пластичная, а субличность, ответственная за судьбу, еще не укрепилась. У них меньше близких людей, которые удерживают внутри сценария, выгодного им.
Но, независимо от возраста, если человек примет решение выйти за пределы заданных параметров, и у него есть воля, он в состоянии изменить ситуацию. Если правильно себя настраивать, активизировать, то можно очень многое изменить внутри себя. В ваших силах переломить ситуацию и добиться поставленной цели.
Развилок на жизненном пути встречается огромное количество, и то, куда Вы свернёте, может определить всю Вашу дальнейшую жизнь. Только вот сворачивает человек во время прохождения такой развилки обычно в привычную для него сторону, просто на «автомате». Любой человек, и бомж, и мультимиллиардер. А пока нужный автоматизм у Вас не включается, может продумать, насколько возможно, эти повороты заранее, чтоб не принимать решение бездумно и эмоционально, когда «жареный петух» в одно место уже клюнул. Конечно, работа эта тяжелая. Нет на жизненных развилках камней с надписью типа: «Направо пойдешь…, прямо пойдёшь…, налево пойдёшь…». Только время показывает, насколько правильный был выбор тогда…
Но этому выбору можно научиться.
Именно это мы и будем делать, этому будем учиться в ходе тренинга — практикума.
Каждый участник осуществит анализ жизненного сценария – установок детства, чувств – заместителей, разведение эмоций и поведения.
В ходе тренинга — практикума вы сможете не только понять, какой из сценариев реализуется в вашей жизни, но и как превратить неудачи, поражения и даже банальные жизненные решения в стратегию победы. Мы можем не просто изменить сценарий жизни к лучшему, но и вполне способны создать новый позитивный сценарий жизни… В этом случае человек обретает более счастливый и достойный жизненный результат.
Что дает человеку умение управлять своим жизненным сценарием?
Такие умения позволяют:
— переопределить любой психотравматический опыт клиента;
— устранить самые разнообразные, но пришедшие из прошлого негативные эмоции и неэкологические поведенческие реакции;
— реимпринтировать негативные же аспекты раннего ролевого моделирования;
— изменить или просто уничтожить принятые там и тогда ограничивающие решения и убеждения;
— устранить недифференцированные и неконкретизированные в каких-либо ожидаемых событиях негативные эмоции и экспектации по поводу будущего;
— ввести в психику человека необходимые с точки зрения последующей жизнедеятельности ресурсы – качества и состояния его личности и психики;
— определить и «опредметить» до уровня бессознательных программ достижения любые цели индивида;
— изменить недостаточно экологичный образ его жизни; — устранить любые негативные эмоции по поводу конкретных, ожидаемых в будущем, событий;
Тренинг длится два полных дня.
Этот тренинг поможет Вам осознать какие силы действуют на Вашу жизнь без Вашего ведома, но не только познакомиться, а и договориться с ними.
лучше понимать себя,
осознавать глубинные движения собственной души и тоньше прислушиваться к ним.
распознавать символы и образы, которыми ваше подсознание общается с Вами
программировать Ваше подсознание самостоятельно на достижение нужных Вам целей.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Первый этап работы посвящён проработке прошлого — ключевых моментов возникновения негативных неосознанных программ-сценариев, которые Вы усвоили в детстве и которые сейчас мешают Вам достичь желаемого в Вашей жизни. С помощью проработки негативных состояний мы избавляемся от влияния прошлого на нашу жизнь.
На втором этапе — вы опишите собственный жизненный сценарий, символическим языком отражающий Вашу предыдущую судьбу, сконструируете свой новый сценарий (свое новое желаемое состояние) и сами определите момент перехода в новое желаемое состояние.
Третий этап — полностью посвящён мистерии перехода для каждого из участников. С использованием техники символодрамы на практике прорабатывается сам процесс перехода.
В результате работы на тренинге человек освобождается от установок, программирующих его жизнь, через их осознание и через выработку разумного и независимого поведения меняет свой старый сценарий жизни на новый.
Этот тренинг — практикум по определению и освобождению от своего неудачного жизненного сценария, и написанию нового, свободного.
Также, Вы можете научиться правильному воспитанию своих детей, чтобы они, уже в детстве, написали себе удачливый сценарий жизни, сценарий победителя.
Подумайте, стоит ли оставаться в своем не очень удачном жизненном сценарии и следовать соответствующей судьбе неудачника, в чем бы то ни было, не лучше ли однажды освободиться от него и жить своей свободной жизнью, самостоятельно выбирая свой путь и выстраивая судьбу.
Или, может, лучше перекладывать ответственность за свои неудачи, несчастья и проблемы на Бога, провидение, звезды, фатальную судьбу и рок?
Человек сам хозяин своей жизни и судьбы, и только он сам решает как ему жить, и кем быть неудачником или победителем.
Изменить судьбу есть только одно средство – самого себя изменить. Себя изменишь – и судьба изменится, в этом она за человеком идёт. А пока человек всё тот же, сам он идёт за судьбой. Елизавета Дворецкая
Тренинги и обучение проводятся индивидуально и в группах, очно и дистанционно.
Групповые семинары, тренинги по каждой теме проводятся только один раз в год, некоторые темы 1 раз в 2-3 года, в соответствии с расписанием занятий школы.