Технология тренинг общения
Технология тренингов общения
На вопрос о возможности организации педагогом различных тренингов существуют различные (полярные!) мнения.
Поляков С.Д. считает, что:
«Тренинги общения являются средством педагогической работы в той мере, в какой они НЕ претендуют на специальные психотерапевтические цели, т.е. на лечение и коррекцию психологических дефектов личности».
«Тренинги общения- есть форма педагогической работы, имеющая цель: создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта обращения, взаимоузнавания, взаимопонимания, поведения в различных ситуациях, и пр.)».
В этой формулировке – ориентация не на личностные изменения , а на получение определённого социального опыта.
Цель: позитивный опыт общения.
Возможные эффекты- изменение отношений с педагогом, друг с другом…
Структура группового тренинга общения:
3. Итоговая рефлексия.
При этом, особое значение имеют: *форма расположения участников; и- *позиция ведущего (тренера).
Расположение участников – КРУГ.
Круг отражает важные психологические механизмы, действующие в тренинге:
— круг создаёт возможности равенства всех участников (в т.ч.и с педагогом),
— круг увеличивает взаимное эмоциональное заражение,
— круг даёт педагогу возможность более легко отследить всё происходящее.
Позиция ведущего- «на равных»:
— расположение в общем кругу,
— подчинение общим правилам тренинга,
— отсутствие права на итоговые суждения.
Общий ход тренинга:
Включает ряд психо-физических действий, движений, которые помогают уменьшить зажатость, расположить друг к другу, а также_ создать атмосферу открытости, внимания, видения и слышания друг друга.
2. Основные упражнения.
Их подбор связан с целью тренинга, т.е. с тем опытом, который нужно сформировать. Есть ряд правил для любого тренинга, которые нужно обговаривать в самом начале:
— правило участия: участвуют все- иногда все одновременно, иногда- в парах, иногда- по очереди, но участвуют все!
— правило «здесь и теперь»- говорят о том, что происходит на занятии, об отношении, эмоциях, чувствах и пр., используя «Я-сообщение».
— правило обратной связи- каждый имеет право получить оценку своих действий, мнение о себе, попросив об этом кого-то. Без просьбы оценка не даётся.
Сначала ведущий просит вспомнить, назвать всё, что было на занятии.
Затем предлагает высказаться, сделав «Я-сообщение»: «Я понял, что…»,
«Я почувствовал…», «Я думаю, что…».
При этом действует магическое слово-правило: «Пропускаю».
Количество суждений, соответствующих цели тренинга,
И есть его диагностическая, технологическая мера.
ШОУ- ТЕХНОЛОГИИ
(различные игровые мероприятия типа «Зов джунглей»,
«Звёздный час», КВН, и пр.).
Что общего у всех подобных мероприятий ?
Три обязательных признака (общие особенности):
1)-деление участников на:
выступающих («сцена») и зрителей («зал»);
2)-соревновательность на сцене;
3)-заготовленный организаторами сценарий.
(т.е., к шоу-технологиям не относятся: концерт (нет соревновательности); новогодний «огонёк» (нет деления на «зал» и «сцену»); КТД (нет «зала-сцены» и заготовленного сценария); — всё это не может относиться к игровым действиям типа шоу).
ЦЕЛИ (они же- результаты):
для «зала»- опыт эмоционального реагирования в культурных формах
для «сцены»- опыт индив-ной и кол-ной публичной соревновательности
ЭФФЕКТЫ (непланируемые результаты):
Они зависят от особенностей участников «зала» и «сцены»; от ведущих; от обстановки и пр. Например, кто-то откроет в себе по ходу шоу сценические, юмористические, организаторские, или ещё какие-то способности. И это- важное педагогическое следствие; прогнозировать его можно, но специально и жёстко планировать в качестве цели – вряд ли возможно.
Общая структура (схема) шоу включает три блока:
*подготовка, *реализация, *анализ итогов.
-решение принимается педагогом(ами)-организатором или активом на основе идей и предложений взрослых и ребят;
-планирование, проектирование осуществляется ими же. Т.е., «массы»- будущие участники- к планированию (разработке) не допускаются. Но могут привлекаться организаторами к творческой подготовке какого-то отдельного момента шоу.
т.е. проведение шоу- базируется на использовании соревновательности, импровизации, игры; создании общей эмоциональной атмосферы. А также- оценивании и подведении итогов.
Проводится на уровне его организаторов (педагогов и актива). Рядовые участники в анализ не включаются.
Собственно технология:
Исходное условие: наличие организатора(ов).
Варианты: *один педагог, *группа педагогов, *педагог с группой ребят, *группа педагогов с группой ребят.
Задачи группы организаторов:
— разработка или поиск сценария шоу;
— подготовка шоу по позициям: «сцена», «зал», ведущий, оценивание, оформление, другие мелочи;
— распределение ответственности (ключевые- две: режиссёрская и техническая).
— принцип отбора участников (добровольность, представительство от классов, особые категории: спортсмены, музыканты, и др.);
— сбор участников: объяснение задач, формы шоу; настрой на участие; формирование команд (если надо); домашнее задание (если надо);
— помощь (текущая) в подготовке участникам или командам.
2. Ведущий(ие): *решение о ведущем, *разработка программы и образа ведущего, *репетиция ведения (на сцене с режиссёром).
— решение о способе формирования «зала» (по билетам, квотам, табличкам, свободно),
— структура «зала» (как рассадить: младшие, старшие, гости, учителя, жюри, болельщики разных команд),
— настрой «зала» (обращение к зрителям: в плакатах оформления зала, в билетах-памятках и пр.; введение специальных правил для зала: что позволено, что приветствуется; символика участия),
— роль «зала» в шоу, задания, участие.
— что и как оценивается (критерии),
— кто и когда (жюри, зал, ведущий…),
— техника оценивания (бланки, карточки, таблицы, жетоны…),
— способы, формы предъявления оценок,
— что: сцена, зал, место жюри, вход в зал…
— зачем: создать настроение на шоу,
6. Другие мелочи.
Основные механизмы успешности шоу:
*эмоциональное заражение, *соревновательность, *импровизация.
Эмоциональное заражение усиливают:
— особенности внешности, поведения, речи ведущих,
— важна акустика, аппаратура, расположение мест,
— ведущие должны быть хорошо видны и слышны,
— использование «секретов заражения»: музыка и свет, оформление, рассадка; общие символы: эмблемы, флаги, элементы одежды.
Соревновательность: закладывается в условиях участия. Стимулируется специальным табло, вручением знаков, реакцией зрителей, и пр.
Импровизация (когда на сцене надо что-то доделать, додумать)- создаёт интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.
Игровые сюжеты шоу создают больше возможности выразить себя, проявить (когда «невсерьёз»- меньше ответственности, меньше страха).
Содержит 3 части: *запуск, *основная часть, *финал.
Задачи запуска: создать настрой, обозначить цель на эмоциональном уровне, представить всех, заявить правила.
Основная часть: задания, конкурсы, взаимодействие команд, участие зала. Оценивание: жюри, зал, верховный судья.
Участники должны быть хорошо видны зрителям.
Участники должны знать правила поведения на сцене.
Стремиться строить шоу по законам сценического действа: *завязка, *развитие, *конфликт, *кульминация, *развязка.
Финал: кроме итогов и награждения, нужно:
а)- смягчить соревновательность, т.е «объединить сцену»;
б)- «объединить сцену и зал»- общая песня, хоровод, и пр.
(хлопки, баллы, цветопись, зрительские сюрпризы, и пр.
Технология тренинг общения
Робот подготовил для Вас подборку материалов, близких к этой теме. Посмотреть Тренинг широко используется в психологии и педагогике. С.Д. Поляков, на основе работ которого описана данная педагогическая технология, считает, что тренинг общения можно использовать в качестве технологии воспитания, отмечая при этом, что разработка тренинга общения как воспитательной технологии во многом обусловлена часто возникающей в воспитательном процессе необходимостью коррекции отношений ребёнка. Технология тренинга общения применяется не только для развития коммуникативных навыков, но и для регулирования отношений в подростковом коллективе на основе приобретения участниками в результате тренинга определённого социального опыта.
Основные коррекционно-воспитательные задачи тренинга общения: снятие психологических барьеров в общении, разрушение индивидуальных и групповых негативных установок, предубеждений, создание позитивных образов «Я» и «Мы». В наиболее общем виде тренинг общения включает следующие технологические этапы:
Вводная часть тренинга – это слово ведущего-тренера о сущности и правилах тренинга. Задачи вводной части: познакомить воспитанников с правилами тренинга общения, мотивировать их на активность и открытость в ходе тренинга.
Основные правила тренинга:
- правило участия (в упражнениях должны участвовать все);
- правило «здесь и сейчас» (на тренинге надо говорить только о том, что происходит на занятии);
- правило обратной связи (каждый участник тренинга имеет право узнать мнение других о себе, получить оценку своих действий при условии, что он выскажет такую просьбу;
- без разрешения участника его действия и слова обсуждаться и оцениваться не могут);
- правило круга (равноправия всех участников, целостности их группы во время тренинга;
- это обычно подчеркивается размещением по кругу участников тренинга);
- правило магического слова (например, участник может отка-заться что-то сказать или выполнить действие в свою очередь, сказав «магическое» слово «Пропускаю»).
Разминка представляет собой несколько несложных психофизических упражнений (обычно 2-3). Основная задача разминки: через психофизические упражнения сделать первые шаги к атмосфере доверия, к сознанию «Мы». В психофизических упражнениях движения, смена поз, выражений лица и т. д. сочетаются с наблюдением за своим психическим состоянием, его осмыслением, описанием, обсуждением. При разминке внешние действия и внутренние (психические) процессы и состояния обычно обсуждаются в конце этапа. Для обсуждения ведущий предлагает участникам тренинга использовать незаконченные предложения типа «На разминке я почувствовал…», «Выполняя упражнение (какое именно), я заметил, что…» или аналогичные вопросы.
Основное упражнение выполняется в несколько шагов и занимает основную часть времени тренинга. В выполнении основного упражнения может участвовать и ведущий-тренер (для некоторых упражнений участие тренера в упражнении является обязательным или желательным условием).
Итоговая рефлексия – завершающий этап тренинга общения. В начале этого этапа ведущий просит вспомнить и назвать всё, что было на занятии, не забывая ни одного этапа или упражнения. Затем предлагает воспитанникам высказать своё мнение о занятии в форме Я-высказываний: «Я понял, что…», «Я думаю, что…», «Я почувствовал, что…».
Источник
Чистякова О.А., Сидоров С.В., Копылова О.Ю. Педагогические технологии : учеб.пособие. — Шадринск: ШГПИ, 2004. — 68 с. Робот считает, что со статьёй «Тренинг общения как педагогическая технология» тематически связаны:
- Возможности использования домино в развитии дошкольников
- Игра как современная педагогическая технология на уроке истории
- Педагогические задачи
- Виды современных педагогических технологий
- Место педагогической технологии в системе деятельности педагога
Для ссылки:
Тренинг общения как педагогическая технология [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/trening_obshhenija/4-1-0-388 (дата обращения: 13.04.2020).
Тренинг общения
Тренинги общения и курсы коммуникативных навыков проекта «Актёрские технологии» строятся на методиках, применяемых при воспитании будущих актеров. «Но разве актеры учатся межличностному общению? — спросите вы, — какое имеют отношение коммуникативные навыки к игре на сцене?»
Тренинг общения нашего проекта — это актерские технологии в действии. Актерским подходом к проблеме он и отличается от большинства тренингов общения.
Тренинг общения является одним из главных тренингов, через который с постоянной периодичностью проходят студенты в актерских школах Европы и Америки. В знаменитом труде К. С. Станиславского «Работа актера над собой» межличностным коммуникациям посвящен целый раздел, и это закономерно: на сцене актер всегда пребывает в процессе общения.
Находясь в противоестественной для психики ситуации (публичное выступление – это сильный стресс для человека), он взаимодействует с партнерами по сцене и — опосредованно — со зрителем.
Основное общение актера с партнерами по сцене и зрительным залом происходит на невербальном уровне, поэтому изучению данной стороны коммуникаций в театральных школах посвящается много времени. Даже находясь в так называемой “зоне молчания” (когда по пьесе у персонажа исполнителя нет текста), и лишь как бы косвенно участвуя в происходящем действии, актер, как ни странно это прозвучит, тоже общается.
Каждый раз процессы межличностных коммуникаций должны происходить естественно, вызывать доверие зрителей, иначе в следующий раз они не придут в театр.
Это сложно, и именно поэтому актерам нужно заново учиться публично ходить, молчать, думать и общаться. Благодаря этому актер, как никто другой, знает, что такое настоящее живое и естественное общение, ведь изучение этого процесса начинается для него на студенческой скамье и продолжается в течение всей творческой жизни.
Как правило нам некогда заниматься изучением закономерностей процессов общения, да обычно мы и не осознаем необходимость этого. И конечно, мы не можем потратить несколько лет (как студенты актерских школ) для того, чтобы научиться профессионально взаимодействовать с коммуникативным партнером, научиться менять словом, жестом и интонацией поведение собеседника или слушателей в зале.
В лучшем случае мы находим время для посещения ораторских курсов или курсов актерского мастерства, и на этом наше знакомство с законами межличностного взаимодействия заканчивается.
Наработка коммуникативных навыков — это всегда, как принято говорить в актерской среде, движение от сознательного к подсознательному, и поэтому мы на наших тренингах не пытаемся поменять психологические установки участника, а с помощью простых приемов добиваемся того, чтобы он начал задействовать свои резервы в области общения.
Тренинг общения – это возможность понять, а главное – почувствовать природу данного процесса, приобрести необходимые навыки невербальной коммуникации, понять структуру межличностного взаимодействия.
Невербальная коммуникация распадается на базовые элементы, в полной мере изученные актерским искусством. Эти элементы необходимо прорабатывать и изучать, как на практике, так и теоретически. Особенность «актерского» метода изучения коммункиативных процессов – общность психологической и физической составляющих в работе.
Или, говоря на актерском жаргоне, “психики” и “физики” человека. Обучить нужным навыкам, а так же дать необходимые теоретические знания, невозможно в случае, если ученик, «всем телом», всей своей “физикой” не участвует в процессе познания. Часто тренинг общения строится по следующему сценарию:
— Вы поняли теоретическую часть?
— Нет, не совсем. Повторите, пожалуйста, еще раз.
— Попробуйте сделать это упражнение. Теперь поняли?
— Да, теперь понятно.
Для обучения актерским методикам крайне важен именно такой подход. Человек запоминает 80% того, что попробовал сам и лишь 20% того, что услышал/увидел. Тем более это правило справедливо для усвоения актерских технологий.
Функция театра – развлекая, обучать, но как этого достичь? Великие театральные практики давно ответили на этот вопрос: самый эффективный путь к эмоциям человека лежит через феномен «сопереживания». Сопереживая происходящему на сцене, зритель становится одним из создателей спектакля, он влияет на особенности хода действия и приобщается к идеям, заложенные автором пьесы. То же происходит и на тренинге общения. Становясь активным участником тренинга, ученик приобретает те навыки и знания, которые в последствии (развивая и углубляя) он сможет применять в повседневности в бытовой и бизнес-сфере.
Итак, что такое тренинг общения с точки зрения актёрских технологий предметно?
В первую очередь – это управление вниманием и, как следствие – управление волей. Внимание и воля – это те два базовых элемента, которые дают возможность ученику приступить к освоению остальных элементов.
В обычной жизни, особенно, если мы заинтересованы чем-либо, наше внимание удерживается непроизвольно на каком-либо объекте как бы само собой. Но в сложных коммуникативных ситуациях (например, при собеседовании, или презентации продукта компании потенциальным заказчикам) оно “разбегается” или “прилипает” ко всему, чему угодно, только не к ближайшей коммуникативной задаче (как это должно быть в идеале).
Естественно, результат такого общения неприемлем, если мы говорим о том, что хотели бы управлять своими коммуникативными процессами.
В чем причина? В том, что наше внимание не приучено к серьезным нагрузкам. Еще бы: в быту, в кругу семьи, когда все удобно и привычно, нас трудно сбить с мысли. Зато, если в поле зрения появляется какой-либо неожиданный экстремальный фактор, все наше внимание устремляется к нему. Мы становимся косноязычными, не можем связать двух слов, а заученная было речь, выпадает из головы полностью. Как человек, не привыкший бежать сто метров в предельном темпе получит одышку и массу неприятных эмоций от забега, так и рассказчик, не обладающий должной способностью к концентрации внимания, ничего кроме стресса испытывать от процесса общения не сможет.
Результатом такого “спринта” будет стойкое подсознательное нежелание бежать снова эту самую стометровку, то есть нежелание общаться, выступать и т.д., что только усложнит ситуацию в психологическом плане.
Но, предположим, внимание наше в должной степени натренировано, и мы можем произвольно собирать его на тех объектах, на которых нужно нам. Достаточно ли этого для того, чтобы воздействовать на нашего партнера в полной мере? Конечно, нет. Безусловно, человек, управляющий своим вниманием, уже выгодно отличается от более “рассеянных” конкурентов, но с точки зрения актерских технологий, это только самое начало пути. Следующим необходимым элементом освоения, входящем в тренинг общения является такой элемент как воображение.
Воображение – это, пожалуй, главное, что необходимо человеку для того, чтобы эффективно воздействовать на слушателя.
Вы спросите, а как же быть, если воображение слабо развито или не развито вовсе? И мы ответим: такого не бывает. Даже больше – мы предпочитаем не употреблять термин “развитие воображения”. Гораздо более точным будет термин “раскрытие воображения”. Да, конечно, эта великая особенность нашего мозга развита не у всех одинаково. Но в обычной жизни люди не используют даже того, что отпущено им природой.
Пребывая в ежедневной суете, не уделяя времени своему воображению и не давая ему пищу, мы тем самым усыпляем его, превращаем в ненужный, лежащий в дальнем чулане нашего подсознания инструмент. И вот, когда приходит время, чтобы воспользоваться им (очаровать всех своим выступлением или произвести неизгладимое впечатление на своего собеседника), оказывается, что инструмент этот мы найти не можем. А если и нашли, то оказалось, что он ржавый, в паутине и пользоваться им невозможно.
Для того, чтобы использовать весь потенциал своего воображения, необходимо давать ему пищу и уметь заботиться о нем, научится им пользоваться и управлять в своих интересах.
Но внимание и воображение – это тоже далеко не все, что предлагает к изучению тренинг общения. Следующим элементом для изучения является коммуникативное целепологание. Опять же, в обычной жизни структура диалога или выступления рождается сама собой. Но, как только дело доходит до экстремальных условий, наша структура рушится, как плохо поставленные друг на друга детские кубики, и для того, чтобы смочь продолжить коммуникацию, необходимо знать, в каком порядке эти кубики сложить вновь.
Именно для этого тренинг общения, проводимый проектом Актёрские технологии, объединяет в себе много практику и время для понимания и проработки участниками построения и структуры коммуникации. Помимо всех вышеперечисленных элементов, необходимо сказать, что колоссальное значение для процесса общения имеет навык управления голосом (диапазон и тембральная окраска), артикуляция и дикция, мышечная свобода и чувство темпо-ритма, навык импровизации и энергетика.
Но, как говорится, дорога в тысячу ли начинается с первого шага, и этот шаг вы уже сделали, прочитав эту статью.