Упражнение марфуша для тренинга
Упражнения для тренингов — испорченный телефон
В данной статье рассмотрена очень интересное упражнение ‘Испорченный телефон’, которое хорошо применять в тренингах по навыкам коммуникации, передачи информации и всех остальных, где важно уметь точно воспроизводить полученную информацию
Сделай тренинг ярким
В книге собрано более 100 игр и упражнений, рассортированных по тематикам.
Не так давно я готовился к тренингу по работе с информацией, а так как тренинг был трехдневный и необходимо было оценить ежедневный прогресс участников и их прирост в навыках работы с информацией, я решил использовать упражнение для тренинга под названием «испорченный телефон». Соответственно для каждого дня я искал новые тексты, которые можно было бы с успехом использовать в упражнении.
Кратко об упражнении для тренинга: оно чаще всего используется в случаях, когда важно показать участникам точность передачи информации, например в тренингах по коммуникации, показать важность задавания уточняющих вопросов и т.д.
Описание упражнения:
Тренер просит выйти 7-10 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила: 6-9 человек выходят за двери, одному (тот кто остался) тренер зачитывает текст.
Задача слушавшего передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – слушают и передают полученную информацию.
Обсуждение: процент оставшейся информации от первоначального текста, способы повышения качества передачи информации, что запоминает клиент из нашего сообщения? Что ему необходимо запомнить из нашего сообщения?
Время: 15-20 минут
Конкретный текст выбирайте исходя из раскованности группы, доверия, а так же желаемого эффекта.
Примеры текстов:
Исполнительный директор ОАО «Косметикс трейдинг групп» Ираида Генриховна Оюшминальд просила сообщить всем акционерам общества, что собрание акционеров посвященное переизбранию членов правления, в связи с тяжёлым финансовым положением общества – переносится со вторника 19 сентября в 17-00 на четверг 22 сентября в 16-00. Место проведения собрания изменилось с актового зала Оперного театра на Зал заседаний ДК «Шинник».
Руководство зоопарка северной Каролины недавно предупредило посетителей, чтобы они не давали обезьянам зажженные сигареты. Чем было вызвано такое неожиданное требование? Неужели обезьяны курят? Неужели они приобрели эту вредную привычку?
Конечно, нет. Объяснение гораздо проще и смешнее. Эти маленькие попрошайки используют сигареты (и не без успеха) для того, чтобы избавиться от блох. Они подносят зажженный конец сигареты к своей шерсти и держат до тех пор, пока блохи от жары не начнут выпрыгивать.
Теперь, когда у вас уже не осталось сомнений в том, что обезьяны достаточно разумны, вас не удивляет тот факт, что и они сами нашли эффективный способ борьбы со своими мучителями.
Единственная беда состояла в том, что некоторые, самые неразумные представители обезьяньего племени, причинили себе серьезные ожоги, неаккуратно обращались с сигаретами. И, как следствие этого, руководство зоопарка положило конец этой практике, для того, чтобы спасти некоторых обезьян от самосожжения.
Иван Петрович ждал Вас и не дождался.
Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского.
Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него.
А самое главное, объявите, что всем руководителям среднего звена необходимо пройти тестирование в 20-ой комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20-го февраля.
Марфуша была примерной девушкой. Работала на заводе, как и все ходила на демонстрации, продукты покупала только в магазинах, сексом занималась исключительно с мужем и по пятницам.
Однажды она пошла в лес и встретила там НЛО.
С тех пор, все не как у людей. С работы уволилась, дома стала устраивать демонстрации, продукты покупала на рынках, а сексом занималась с кем угодно и где попало.
Вы бизнес-тренер? И ищите способы сделать свой тренинг более живым и интересным? Обратите свое внимание на мою книгу «Сделай тренинг ярким», она содержит более 100 игр и разминок.
Так же советую почитать:
Цикл «Игры и упражнения для тренингов»
Этот цикл статей посвящен различным играм и упражнениям, которые можно проводить на тренингах.
Упражнения для тренингов — командообразование
В данной статье я привожу несколько упражнений для тренинга по командообразованию.
Классификация тренинговых игр
В данной статье я описал классификацию тренинговых игр — что такое энерджайзеры, айсбрейкеры, ледоколы и т.д.
Постановка цели при разработке бизнес-тренинга
В данной статье я предлагаю поговорить про постановку целей при создании бизнес-тренинга.
Другие разделы блога:
Игры и упражнения для тренингов
В данном разделе собраны лучшие игры и упражнения для тренингов, в том числе для тренингов по командообразованию, тренингов по продажам и прочие.
Как создать собственный тренинг и обучать людей
В данном разделе описаны технологии обучения взрослых людей, описаны методики создания собственных тренинговых программ и другие статьи, которые будут полезны тренерам — как начинающим карьеру, так и профессионалам.
Упражнение марфуша для тренинга
«Испорченный телефон»
Инструкция. Инструкция для тех, кто за дверью: «Сейчас вы будите передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать текст и передавать его следующему. Первому скажу я, он скажет второму, второй третьему и т. д. Ваша задача дать информацию следующему как можно ближе к тексту, сказать слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. Можно делать все, что угодно, но записывать нельзя. Понятно?
Инструкция для тех, кто остался в комнате: «Сейчас сюда будуть по одному участники игры, первому я сообщу текст, которой передаст второму, второй — третьему и так далее. Ваша задача — фиксировать, кто и как точно будет передавать текст (можно разделить участников между наблюдателями, кому за кем наблюдать)».
Текст.
«Марфуша была примерной девочкой.
Работала на заводе.
Ходила, как все, на демонстрации.
Продукты — только из магазина.
А секс только с мужем и только по пятницам.
Но вот пошла она как-то в лес и встретила там НЛО. С тех пор ВСЕ не как у людей.
Работу забросила.
Дома сплошные демонстрации.
Продукты только с рынка.
А секс когда попало и самым необычным образом.
Другой текст, который можно использовать в этой игре, называется «Иван Петрович».
«Иван Петрович ждал вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет обору¬дования, кстати, возможно, японского. Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него. А самое главное, объявите, что всем руководителям среднего звена не¬обходимо пройти тестирование в 20-й комнате в главном здании, в лю¬бое удобное время, но до 20 февраля».
Анализ игры.
Первый вопрос, который тренер задает «Когда вы передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали?»
Конечно, большинство скажут, что они говорили ли, чтобы сказать, и не пытались помочь партнеру понять и запомнить текст. Отсюда можно сделать первый вывод: когда вы говорите, необходимо все время обращать внимание на собеседника: слышит — не слышит, понимает — не понимает. И по выражению лица, и по удивленным глазам всегда видно, что человек не понимает, и тогда остановиться и что-то уточнить, пояснить, задать вопросы.
Второй вопрос тренера: «Кто помнит инструкцию, которую получили участники игры за дверью?» Общими усилиями инструкция может быть воспроизведена. А далее можно задать такой вопрос: « А что значит делать можно все что угодно, записывать нельзя. Понятно?» Все слышали эту фразу, но большинство не обратили на нее внимания механически ответили: «Понятно», а остальные поняли как-то по-своему. А в действительности можно было переспрашивать, задавать вопросы, попросить повторить еще раз и т. д. Вывод: задавать вопрос: «Понятно?» не следует, на него у всех стандартный ответ: «Понятно», а понимания при этом может не быть вообще.
Дальше анализируем, кто и что потерял из информации и почему. В ходе анализа можно сказать, что, например, текст про Марфушу спе¬циально написан для этой игры и в нем много несоответствий, кото¬рые еще больше путают участников. Например, «Марфуша была при¬мерной девочкой, работала на заводе». Эти предложения противоречат друг другу по восприятию, так как примерная девочка обычно пред¬ставляется, как школьница младших классов и т. д. , а здесь она работает на заводе. Таким образом, можно рассмотреть закономерности при получении и передаче информации и сделать подробный анализ по листочку, прокомментировав каждый пункт.
Тренер раздает участникам листы с текстом (приложение 5), зачи¬тывает по очереди пункты, спрашивает у группы, что они думают по этому пункту, а затем дает свой комментарий и рекомендации, как нуж¬но говорить, чтобы люди могли лучше и услышать и запомнить.
«Слушатель пропускает информацию через личностный фильтр». Это значит, что любой человек, услышав информацию, сравнивает ее со своими представлениями, со своим жизненным опытом, с известными ему фактами. И передавая ее дальше, может что-то поменять, рассказать по-другому, потому что ему так понятнее, потому что это соответствует его жизненному опыту.
Незначительные, с точки зрения получающего, моменты выпускает».
Это значит, что люди делят информацию на важную и неважную, при чем важную и неважную не для них, а в данном тексте. И неважную формацию забывают сказать, полагая, что другая является более важной Из-за этого текст начинает сокращаться от игрока к игроку. Обычно уже четвертый или пятый участник замечают, что приглашать следующего начинают все быстрее и быстрее.
«Непривычные слова заменяет напривычные». В данном тексте, например, используется слово «примерная». Это слово сейчас используется редко, и обычно в конце Марфуша становится хорошей, добропорядочной и так далее.
«Слушатель обрабатывает информацию сообразно своей логике.» В данном тексте во многом отсутствует логика, а некоторые предложения противоречат друг другу. Обычно это приводит к тому, чтолюди начинают как-то связывать предложения. Например, «Марфуша», в деревне, затем поехала в город», «вышла замуж и стала работать заводе», или «и пошла в лес за грибами» и так далее.
« Слушатель запоминает необычные, «жареные», факты. Но «больное» слово может доползти до конца, а может быть заменено на менее опасное и эмоционально выдержанное». В тексте два момента, кото¬рые привлекают внимание, это секс и НЛО. Эти слова за счет своей эмоциональной насыщенности вытесняют другую информацию и обычно в тексте к последнему участнику сохраняются только секс и НЛО, но в то же время часто слово «секс» заменяют чем-то другим, например, «занимались любовью», «жили хорошо и все у них было в порядке». НЛО иногда заменяют на инопланетян, а иногда теряют.
«То, что можно истолковать, слушатель истолкует».
На фоне только что проведенной игры обычно этот пункт можно даже никак не ком¬ментировать, поскольку на примере всех участников можно найти ему подтверждение.
Теперь необходимо прокомментировать рекомендации по передаче информации.
«Говорить однозначно», «Использовать простые слова». Абсолютно понятные рекомендации — чем проще и однозначные информация, тем она лучше понимается и запоминается.
«Важное проговаривать несколько раз». Вполне понятная рекомен¬дация, так как действительно лучше сказать несколько раз и рискнуть выглядеть попугаем, чем впоследствии пожалеть о том, что это не было не сделано.
«Структурировать сообщение, разбивать его на пункты». Очень полезная рекомендация: в любом сообщении должна быть внутренняя структура, должно быть понятно, как предложения связаны друг другом. Самый простой пример структуры — это пронумерованные предложения: первое, второе, третье и так далее. Очень сложно предложение, которое идет под номером. Например, если есть пер второе, четвертое, то сразу ясно, что было что-то третье.
«Контролировать состояние слушающего и отслеживать, когда он не понимает информацию». Это значит, что во время разговора реакции можно заметить, когда человек не слышит или не понимает. Это сигнал того, что надо остановиться и повторить еще раз, задать вопрос или прокомментировать сказанное.
«Вам все понятно?» не спрашивать, так как все обычно отвечают: Надо задать вопрос на уточнение, например: «После нашего разговора что вы будете делать дальше?», «Что вы сделаете в первую очередь.
Это понятная рекомендация, так как еще со школы у всех выработался рефлекс на вопросы: «Вам ясно?», «Вам понятно?», — автоматически отвечать «понятно», при этом не всегда понимая, о чем их спрашивал и.
«Если произошла помеха (вас перебили), то надо остановиться и вер¬нуться назад, проговорить еще раз предыдущее предложение». Обычно, когда человека перебивают, то из-за переключения внимания обычно теряется последняя мысль, последнее предложение. Все могут вспом¬нить подобные ситуации, когда после помехи кто-то из собеседников говорит: «А о чем я говорил?» Поэтому для сохранения связи в сообще¬нии лучше повторить последнее предложение и после этого продол¬жить свой рассказ.
«Необходимо учитывать темповые характеристики слушающего». Это объясняется легко: все люди говорят с разной скоростью и, что важно для нас, способны слушать тоже с той скоростью, с которой говорят. Если человек говорит быстро, то с ним надо говорить примерно с той же скоростью, а с медленно говорящим, соответственно, медленно. Почему так? Если мы говорим слишком медленно для человека, то его это раздражает, а если слишком быстро — то человек просто может не услышать какие-то слова.
«Можно создать позитивную или негативную мотивацию: «если все сделаете по инструкции, то. «, «если не сделаете, то произойдет. «». Обычно начинают с позитивной мотивации. Например, если вы сделаете то-то и то-то, то вы получите такой-то результат. Если позитив-
мотивация не помогает, используют негативную мотивацию. Например: «Если вы нарушите пункт третий договора, вы лишаетесь гарантийного обслуживания, денег и т, д.».
Можно использовать техники типа «забор» — специальные фразы: «Я специально обращаю ваше внимание», «Я хочу, чтобы вы это запомнили»
Основной смысл в том, что мы можем огородить важную информацию фразами, как забором, внутри которого информация должна сохраниться.
Тренинг личностного роста (для руководителей дошкольных образовательных учреждений)
Назначение данного тренинга – начать работу по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов, актуализировать личностную позицию с субъект-объектных отношений на субъектно-субъектные отношения, сместить стереотипные представления о себе и окружающем мире.
Цель: Осознание своей индивидуальности, повышение самооценки, освоение активной позиции самопознания и развития себя.
Задачи:
- способствовать выделению сильных и слабых сторон личности;
- научить практически использовать результаты самоанализа в целях самосовершенствования;
- начать освоение активной позиции самопознания и развития способности производить значимые изменения в своем отношении к окружающему.
Материалы: музыкальные записи, ватман, фломастеры и карандаши, старые журналы с картинками, бумага формата А4, клей, кисти, краски, фотография человека.
1. Сообщение о целях планируемой работы.
Правила работы в группе.
Игра “Поменяйтесь местами”.
Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.
Водящий предлагает поменяться местами тем, кто: любит яблоки, умеет играть на гитаре, работает всю жизнь в одном учреждении, работает в настоящее время по новой программе, мечтает сменить работу, у кого 3 детей, у кого 1 ребенок.
После подвижной части можно спросить желающих, во-первых, кто и о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили.
Таким образом, участники меняются местами, а затем четверо или трое сидящих рядом становятся членами одной группы.
Упражнение “Идеальный руководитель”.
(проводится в малых группах по 4 человека).
Подгруппам предлагается составить портрет идеального руководителя. На листе формата А4 делается коллаж руководителя. Затем происходит обсуждение.
Упражнение “Идеальная женщина”.
(проводится в малых группах по 4 человека).
Подгруппам предлагается составить портрет идеального руководителя и протрет идеальной женщины. На листе формата А4 делается коллаж идеальной женщины. Затем происходит обсуждение.
Итогом двух игр является вывод о том, можно ли быть руководителем и идеальной женщиной одновременно.
Игра “Ладони и колени”.
Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую – на левое колено соседа слева, левую – на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену. Когда устоится ритм хлопков игру можно усложнить – два хлопка по одному колену.
В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах, которое бы отражало вашу уникальность, и включало нечто такое, чего не может предложить другой. Затем результаты зачитываются, группа пытается угадать, кто написал объявление. Данное упражнение можно проводить, если члены группы достаточно хорошо знают друг друга.
Все члены группы выходят за дверь. В зале остается один человек. Ведущий зачитывает ему некий текст. Далее по одному в зал приглашаются участники и текст передается от одного к другому. После завершения передачи текста свеем участникам зачитывается первоначальный текст.
“Марфуша была примерной девушкой. На демонстрации не ходила. Секс по пятницам и только с мужем. Вот пошла она в лес и повстречала НЛО. И с тех пор у нее все переменилось: дома сплошные демонстрации и продукты только с рынка”.
Делается вывод о том, как рождаются слухи и недоразумения по поводу искажения информации.
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.
Вывод: в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е агрессия рождает агрессию. Если человек недружелюбно настроен по отношению к другому, то это обязательно почувствуется и неосознанно будут приняты свои меры защиты.
Выбирается два участника, их просят выйти за дверь. Всем остальным демонстрируется фотография одного человека. Затем приглашается один из участников, находящихся за дверью. Ему говорят, что это портрет преступника. Нужно назвать как можно больше признаков асоциальной личности на портрете. Следующему участнику демонстрируется тот же портрет, но говорится, что это великий ученый-гуманист, нужно назвать признаки этого.
Делается вывод, что на наше мнение влияют стереотипы, принятые в обществе. Если у человека есть “ярлык”, то отношение к нему строится в прямой зависимости от него. При это никто не обязан поддерживать эти стереотипы – каждый свободен делать свой выбор, независимый от общепринятого.
Правила поднятия самооценки.
Все человечество состоит из оптимистов и пессимистов. А по отношению к себе, к своим способностям и возможностям все люди делятся на уверенных в себе, имеющих высокую самооценку, и мало уверенных в себе, имеющих заниженную самооценку. Если у первых все хорошо, то вторые не прочь изменить свою жизнь. Существуют определенные правила:
1. Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы проверить, все ли в порядке. Последний раз сделайте это перед сном.
2. Помните о том, что большинство окружающих вас не знают о ваших недостатках, либо не замечают их. А изъяны есть у всех.
3. Помните, что люди не замечают вещей столь очевидных для вас. Вы чувствуете, что у вас дрожат колени, а для других вы просто стоите в расслабленной позе.
4. Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно отмечаете недостатки других людей и это стало вашей привычкой, от нее следует немедленно избавиться, иначе вы все время будете думать, что ваши внешность, одежда, поступки тоже отличная мишень для критики.
5. Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам совершенно не обязательно выдавать фейерверк остроумных и блестящих мыслей. Внимательно слушайте других и они будут вам благодарны.
6. Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чем идет речь. Признайтесь в этом. Пытаясь быть холодным и отстраненным, вы лишь отталкиваете от себя людей.
7. Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания. Сами подойдите к тому, кого выбрали, от этого выбора вы выиграете оба.
8. Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если с вами кто-то разговаривает резко, не думайте, что виноваты в этом только вы. Может, для такого человека это единственный способ побороть смущение.
9. Самое худшее, что вы можете сделать – это выставить себя в невыгодном свете. Но если подобное произойдет, то окружающие будут относиться к вам с симпатией: ведь вы дали им возможность испытать чувство превосходства.
Упражнение «Шутливые самопрезентации»
Инструкция. На листе бумаги ведущий пишет шутливые темы и отдает их слушателям, которые по очереди выходят в центр аудитории. Задача — в течение 3 мин представить маленький доклад на тему, выбранную из списка.
Первые выступающие обычно останавливаются на темах, которые они полностью разделяют, но со временем остаются самые непопулярные суждения, и последние выступающие вынуждены отстаивать идеи, которые они не поддерживают.
Шеринг
Продолжительность — 30 мин.
Цель: осознать свои чувства и внутренние процессы, проанализировать полученный опыт.
Слово предоставляется каждому участнику (по 3 мин). Ведущий предлагает ответить на вопросы:
· Что я сейчас чувствую?
· Чему я научился?
Модуль «Готовимся к публичному выступлению»
Продолжительность — 50 мин.
Цель: научить участников импровизировать.
Упражнение «Что я вижу на картинке»
Инструкция. Ведущий показывает участникам репродукцию какой-либо картины (желательно пейзаж) и просит одной короткой фразой передать свое впечатление о картине, ответив на вопрос: «Что вы видите или слышите, глядя на картину?».
Фраза должна быть максимально короткой. Участники высказываются по кругу.
Упражнение «Марфуша»
Инструкция. Все участники тренинга, кроме одного, выходят из помещения. Оставшийся три раза читает текст.
Далее ведущий предлагает участнику пересказать текст следующему участнику, который в свою очередь рассказывает то, что запомнил, следующему и т. д.
Примечание. Желательно при выполнении упражнения вести видеозапись, чтобы по окончании наглядно продемонстрировать участникам, как менялась информация в процессе передачи.
Модуль «Публичное выступление»
Продолжительность — 60 мин.
Цель: актуализировать полученные на тренинге знания.
Упражнение «Интересная лекция»
Инструкция. Один из участников, который будет играть роль лектора, выходит за дверь и готовится к проведению лекции на хорошо знакомую ему тему. Продолжительность лекции — 10 мин.
В это время группа делится на пять подгрупп, каждая из которых получает задание от ведущего:
· подгруппа 1 — имитирует внимательное слушание лектора: поддакивает, кивает головой, при этом каждый участник подгруппы занимается своим делом;
· подгруппа 2 — перебивает лектора и уводит разговор в сторону, не давая возможности продолжить лекцию;
· подгруппа 3 — внимательно слушает первую часть предложения лектора и сочиняет свое окончание предложения;
· подгруппа 4 — слушает внимательно часть информации, после чего каждый участник подгруппы начинает разговаривать с соседом, затем снова продолжает слушать лектора;
· подгруппа 5 — ждет, когда лектор допустит какую-либо неточность, после чего начинает его исправлять и говорить только об этом.
Когда лектор входит в аудиторию и начинает лекцию, каждая подгруппа по сигналу ведущего начинает выполнять отведенную ей роль.
Вопросы для обсуждения:
· Насколько лектор удовлетворен своей лекцией в аудитории?
· Какая часть лекции была наиболее легкой или тяжелой? Почему?
· Как помогала и мешала аудитория?
· Какие группы слушателей лектор может выделить?
Заключительный шеринг
Продолжительность — 60 мин.
Рефлексия
Продолжительность — 60 мин.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
«МАРФУША. ГЛАША. ИВА. ПЕТРОВИЧ»
Приглашается несколько добровольцев (оптимально — 5—6 человек). Остальные играют роль наблюдателей, их задача — запоминать и анализировать происходящее.
Добровольцы выходят за дверь. Тренер озвучивает им инструкцию примерно такого содержания: «Я приглашу одного из вас в аудиторию и сообщу ему некоторую информацию. Его задача — ее запомнить. Затем я приглашу в аудиторию второго из вас, и первый должен будет пересказать ему то, что он запомнил. Затем второй должен будет сообщить эту информацию третьему и так далее. Записывать услышанную информацию вы не можете. Все понятно?» Обычно на этот вопрос добровольцы отвечают утвердительно. При этом, как правило, они не уточняют, какими приемами они могут
воспользоваться- При подведении итогов работы и определении закономерностей передачи информации тренер, естественно, подчеркивает такие способы сохранения материала, как уточнение, просьба повторить, пересказ услышанного рассказчику с просьбой проверить и скорректировать и т. д. Добровольцы нередко пытаются возмущаться, дескать, тренер не говорил им, что так можно делать. Да, не говорил. Но и не запрещал ведь?
Тренер вызывает первого добровольца и зачитывает ему подготовленный текст.
Вот примеры такого текста: 1.
«Марфуша была примерной девочкой.
Работала на заводе.
Ходила, как все, на демонстрации.
Продукты — только из магазина.
А секс только с мужем и только по пятницам.
Но вот пошла она как-то в лес и встретила там НЛО. С тех пор все не как у людей.
Дома сплошные демонстрации.
Продукты только с рынка.
А секс когда попало и самым необычным образом» 2.
«Иван Петрович ждал вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского. Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него. А самое главное, объявите, что всем руководителям среднего звена необходимо пройти тестирование в 20-й комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20 февраля».
По такому образу и подобию тренер может сочинить и свой вариант текста. Важно учитывать специфику группы (ее возрастной и половой состав, профессиональную направленность и интеллектуальный уровень), а также включить в текст те элементы, на примере которых можно показать закономерности сохранения и искажения информации.
После того как первый доброволец обозначил свою готовность пересказать текст следующему, приглашают второго. Первый, выполнив свою задачу, возвращается на свое место в аудитории и уже не может корректировать передаваемый дальше текст. Процедура повторяется для третьего и последующих участников.
Упражнение обычно проходит очень весело: наблюдатели радуются происходящим искажениям, добровольцы, во-первых, заражаются этой групповой эмоцией, во-вторых, смех оказывается для них защитной реакцией на нестопроцентное выполнение задачи.
После того как последний из добровольцев пересказывает услышанное всей группе, тренер зачитывает исходный текст.
Обсуждение работы должно касаться нескольких моментов: ?
как добровольцы пытались сохранить услышанное в памяти; ?
какие ошибки были сделаны и как их можно избежать (переспросить, задать вопросы, попытаться визуализировать информацию, структурировать, укрупнить в блоки и т д.); ?
какая информация обычно запоминается, а какая выпадает или искажается (эффект края, он же эффект Штирлица, — запоминание начала и конца эпизода/текста; замена нетипичной или непривычной информации на более субъективно правильную и т, д.).
Описание ярких моментов выполнения этого упражнения и истории его создания можно найти в книге Анны Жоре- совны Моноссвой35.