Тренинг в психологии это
Психологический тренинг
Психологический тренинг — личностный тренинг, проводимый психологом и с использованием психологических, а не эзотерических и мистических понятий и категорий.
Основная цель психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления.
Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.
Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Дадим им краткую характеристику.
Принцип активности
Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если мы даем участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой момент.
Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.
Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.
Принцип исследовательской творческой позиции
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.
Исходя из этого принципа, работа тренера заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.
Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт общения в школе, в институте, где, как правило, им предлагались или иные правила, модели, которые надо было выучить и следовать им в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, непривычным, них способом обучения, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме. Преодолеть такое сопротивление помогают ситуации, позволяющие участникам тренинга осознать важность и необходимость формирования у них готовности и в дальнейшем, после окончания тренинга, экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни, к самому себе.
Принцип объективации (осознания) поведения
В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.
В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением. Надо учитывать, что видеозапись является очень сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное — профессионально.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения
Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.
Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия.
Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер все время — приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы — задает себе три вопроса:
— Какой цели я хочу достичь?
— Почему я хочу достичь этой цели?
— Какими средствами я собираюсь ее достичь?
Ответ на второй вопрос дают диагностические исследования тренера во время работы с группой. Объектами диагностики являются:
— содержательный план работы
— уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками
— состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.
Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.
Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относится: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.
Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:
Как устроен психологический тренинг и что он дает?
Это широко распространенная во всем мире форма групповой психологической работы. Психологические тренинги представляют собой вариант высококвалифицированных консультативных услуг наряду с юридическими, медицинскими, педагогическими и др. Тренинг можно назвать одним из методов повышения общего культурного уровня.
В нашей стране необходимость участия в психологических группах стала осознаваться только недавно. Тренинг как способ психологической работы в советские времена практически не существовал, как не существовало и многого другого, без чего практически невозможно представить себе цивилизованного человека. Поэтому в современной российской практике он только начинает свое развитие. К счастью, многие люди в нашей стране уже задумываются о работе над собственной личностью как необходимом, «гигиеническом» моменте современной сверхнасыщенной жизни. Участие в тренинге необходимо не для того, чтобы «вылечиться» от какой-нибудь «патологии», а чтобы оставаться в хорошем «психологическом тонусе», точно так же как занятия спортом позволяют сохранять тело здоровым.
Тренинг как форма групповой психологической работы является универсальным методом, который применяют в своей работе различные направления и школы практической психологии. Например, проводятся и психоаналитические группы, и тренинги НЛП, и группы гештальт-терапии, и многие другие.
Психологическую работу в тренинге с группой участников проводит психолог-ведущий. Он предлагает членам группы включится в выполнение упражнений и процедур, целью которых является осознание и изменение разных аспектов психологии человека, например, его творческого потенциала, эмоций и чувств, общения. Тренинг может быть направлен на работу с различными аспектами психологии человека. Причем акцент в такой работе может быть сделан как на специфику группового взаимодействия, так и на особенности индивидуальной ситуации каждого отдельного человека, рассматриваемые в группе.
Способ решения своих проблем участники находят благодаря не только помощи самого психолога, но и получая поддержку от остальных членов группы. Группа в целом обладает «терапевтическим» эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на проблему другого человека, и это позволяет понять сложную ситуацию с учетом разных точек зрения.
Понятие «тренинг» выходит за рамки традиционного образования, где обучающимся предлагается выучить «конечный» вариант материала, составленного экспертами в своей области, принять его как единственно верную точку зрения и затем, посредством тестов, контрольных работ и экзаменов — выяснить, насколько хорошо «изучен» данный материал. Тренинг — это совместное творчество студентов и ведущего образовательный процесс в области раскрытия и освоения незадействованного до сих пор жизненного, творческого и духовного потенциала человека. Предлагаемая образовательная модель отличается от традиционной тем, что она даёт знания в ощущениях. Наглядным сравнительным примером может послужить обучение езде на велосипеде по книге и сама практика управления этим средством передвижения. Основной фокус в Тренинге направлен на эффективное межличностное общение, т.е. на общение индивидуума с окружающим его миром: взаимодействие человека в команде, результативность в партнерстве, с клиентом. Большое внимание уделяется работе с личной самооценкой, отношениям человека с самим собой и собственными целями и приоритетами в жизни.
Тренинг предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни. Поведение человека спонтанно и рождается исходя из того, что он решает о себе. Например: если я решила, что я стеснительна, — я буду вести себя как стеснительный человек. Для большинства людей вопрос не состоит в том, хочу ли я на самом деле достичь экстраординарных результатов в жизни, а в том, что удерживает меня от того, чтобы стать тем выдающимся человеком, каким я себя считаю? Тренинг уделяет большое внимание изучению того, что на самом деле влияет на поведение человека, что мотивирует его действия, какой образ мышления создаёт те результаты, которые есть, и какой те, которые желанны в жизни?
Очень часто в жизни мы действуем в некоем автоматическом режиме, исходя из сложившегося опыта, рассчитывая при этом достичь тех результатов, которые могут быть названы беспрецедентными. Об этом очень точно сказал в своё время Альберт Эйнштейн: «Сознание, создавшее данную реальность, не в состоянии воспринимать иную». Другими словами, мы часто надеемся что, пользуясь старыми знаниями и опытом, мы сможем создать нечто новое и экстраординарное в нашей жизни, то, что часто называем своей мечтой или главной целью. При этом, однако, мы забываем, что наше восприятие нового через призму старого будет делать это новое очень похожим на то, что мы уже знаем. Иначе говоря, если мы привыкли смотреть на мир через серые очки — в нас будет сильна установка, что трава может быть только серого цвета.
Тренинги — это возможность изучить глубинные установки и отношения, составляющие основу Вашего жизненного опыта, исходя из которых Вы действуете в своей жизни и создаёте результаты. Это возможность подвергнуть анализу и исследовать, казалось бы, неоспоримые точки зрения о том, как Вы видите мир. Этот тренинг об изменениях и, таким образом, предполагает готовность к ним и желание этих изменений. Многие из имеющихся у нас установок, отношений и интерпретаций неаккуратны, устарели и контрпродуктивны. По мере того как это становятся всё более очевидными участникам Тренинга, у них появляется возможность и сила выбрать и создать мощные, вдохновляющие и эффективные интерпретации и установки, которые позволят достичь действительно экстраординарных результатов, равно как и применить уже имеющиеся продуктивные модели и стратегии поведения и достижения целей в тех областях жизни, где они до этого не использовались.
Сила Тренинга заключается в понимании участниками тех процессов, к которым они приступают. Ясное и четкое понимание того, что Тренинг предлагает вызов сложившемуся субъективному видению мира, позволяет участнику, проходящему Тренинг, подготовиться к нему должным образом так, чтобы возможность создания новых результатов во время Тренинга и после его завершения имела бы практическую реализацию. Большинство из наших установок и интерпретаций, которыми мы пользуемся в жизни — это идеи и решения, которые мы принимали на протяжении путешествия по жизни. За прошедшее время мы собрали предостаточно свидетельств и доказательств в поддержку своей точке зрения на мир. Довольно скоро данное мировоззрение становится для нас реальностью подобной факту (подобно гравитации — чем-то, что просто есть и по поводу чего мы не в силах что-либо сделать). Таким образом, наши интерпретации начинают управлять нами. Мы начинаем видеть вещи, себя и жизнь так, как мы верим в это, полагая, что только так и возможно.
Уникальность тренингов заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это. Проходя через этот процесс открытий, участник получает доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемых для создания того будущего, которое не имеет ничего общего с прошлым.
Следует оговориться, что Тренинги не являются терапией или образованием, которое само сделает всю работу за Вас, достаточно лишь зайти в зал Тренинга. Тренинг — это место и возможность начать действовать в отношении того, что важно в Вашей жизни, принять вызов создания будущего, которое не наступило бы само по себе. Таким образом, Тренинг предлагается вниманию успешных людей и необходимым условием его эффективного прохождения является готовность участника к работе над своей жизнью так, как если бы более ни от кого не зависело, изменится что-то в ней или нет. Именно это является одним из критически важных моментов Тренинга. Тренинг — это возможность и привилегия начать осваивать незадействованный до сих пор жизненный, творческий и духовный потенциал, за пределами того, что я знаю, уже возможно в моей жизни, так что станут реальными вещи и события, которые не произошли бы сами по себе.
Психологические тренинги разрабатываются и проводятся профессиональными психологами на базе научных подходов. В основе разработки тренинга лежат экспериментально доказанные знания о психологических закономерностях развития личности и групповых процессах. При этом участие в тренинге — это всегда «живой» опыт, а не посещение лекций и не получение «сухих» теоретических знаний.
В психологических тренингах не используют никаких магических, мистических, экстрасенсорных и пр. техник. Не применяют шарлатанских методов, подобных подходам чумаков и кашпировских. Не происходит никаких психологических манипуляций и воздействий на уровне бессознательного, из серии гипноза , 25 кадра и т.д. Не может также идти речь ни о каких таблетках и медицинских средствах.
В своей работе психолог-ведущий руководствуется профессиональными этическими требованиями об ответственности за происходящее на тренинге, о конфиденциальности информации, о безусловном уважении личности участника. Происходящее в группе всегда определяется личностным выбором каждого участника, никто не может принудить его к совершению каких-либо поступков.
Групповая форма психологической работы незаменима, когда речь идет о вопросах связанных с взаимодействиями с другими людьми. Такими сферами являются решение конфликтов, общение, семейные проблемы, взаимоотношения с противоположным полом. Как правило, участие в группе дает возможность решения не какой-то одной проблемы, а целого их набора. Это понятно, ведь психология человека очень сложна и многогранна, разные сферы психического обязательно взаимодействуют между собой.
Приходя на группу, участвуя в тренинге, есть возможность получить обратную связь от других людей, узнать их точку зрения и таким образом увидеть новые грани интересующей темы. Кроме того, это способ сообща решать возникающие вопросы с людьми, у которых возникли такие же трудности в жизни.
Участие в тренинге дает возможность развития личности и расширения психологических возможностей. Часто группа может являться именно тем событием, которое подталкивает человека «сдвинуться с мертвой точки» и начать менять свою жизнь. В процессе тренинговой работы человек также приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.
За счет чего происходят изменения?
В первую очередь, на человека влияет само участие в тренинге как особо организованном процессе, а также люди, являющиеся соучастниками этого процесса. Изменения возникают за счет взаимодействия с единомышленниками, целью которых тоже является работа над собой. Кроме того, развитие каждого участника и развитие группы в целом представляют собой взаимоподдерживающие и взаимовлияющие процессы, активизация одного с необходимостью вызывает другое. Безусловно, уровень взаимодействия с группой, сфера и уровень работы определяются каждым участником индивидуально. Готовность и желание участвовать в той или иной процедуре являются собственным выбором каждого человека.
Еще одним условием изменений можно назвать особую атмосферу в группе. Групповая психологическая работа в качестве одного из первых условий выдвигает принципы психологического комфорта и безопасности. Для этого ведущий с самого начала работы тренинга предлагает каждому участнику реализовывать специальные принципы поведения на группе, способствующие ощущению принятия и доверия.
В тренинге ведущий предлагает участникам включиться в выполнение разных техник и упражнений. Основная цель таких процедур — помочь разобраться в собственных переживаниях и приобрести навыки эффективного преодоления трудностей. В процессе работы тренинга возможность изменений обеспечивается за счет психологических закономерностей, в числе которых получение обратной связи от ведущего и других участников, активизация личностной рефлексии, осознание ранее не знаемых особенностей. В результате приобретаются базовые психологические знания и навыки, которые потом могут быть активно применены и за пределами ситуации тренинга.
В тренинге реализуются принципы работы и техники, которые могут быть отнесены к гуманистическому направлению в психологии. Речь идет о таких направлениях как группы встреч, гештальт-подход, психодрама, арт-подход и др.
Участие в тренинге всегда предполагает получение нового опыта. И это является еще одним механизмом, обеспечивающим изменения. Когда человек открыл для себя что-то новое, его личность не может оставаться прежней.
Тренинг – это одна из форм активного обучения. Так что же тренируем?
Тренинги – это вид учебной деятельности, в группе или индивидуальный, направленный на практическое изучение определенных навыков и умений, но так ли все просто?
В последние годы тренинги в России развиваются быстрыми темпами. Все больше людей в нашей стране готовы платить немаленькие деньги, чтобы посетить этот вид обучения.
Что такое тренинг, какие виды бывают? Что важно знать, если вы собрались на тренинг?
В этой статье мы разберём понятие психологического тренинга, определим виды и реальные результаты, которые можно получить.
Что такое психологический тренинг?
Обратимся к словарю и посмотрим определение самого понятия.
ТРЕ́НИНГ, -а, муж. (спец.). Система, режим тренировок.
(Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.)
Тренинг — это интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую отработку навыков за краткий срок.
Ключевые в этих определениях слова «система» и «практическая отработка». Только в результате системной практической отработки достигается ожидаемый результат.
Решаете, идти на тренинг или нет? Эффективность тренинга очевидна! Из того, что вам рассказали на лекции, вы усвоите только 10% информации. Из того, что вы отработали на тренинге, — 90%.
В психологическом тренинге результатом является формирование желаемого типа поведения (формируется умение действовать иначе, а не так, как привыкли), а также развитие личностных качеств. В этом и состоит принципиальное отличие от других форм обучения.
На лекции вы получаете знания, но только на тренинге у вас есть возможность «примерить» на себя новую форму поведения, отработать те реакции, которые вы раньше не использовали. Решаете, идти на тренинг или нет? Эффективность тренинга очевидна! Из того, что вам рассказали на лекции, вы усвоите только 10% информации. Из того, что вы отработали на тренинге, — 90%.
Отличия тренингов от других форм обучения
В чем еще отличие психологического тренинга и вообще тренинга от других форм обучения?
Во-первых, используются разные виды активности, такие как обсуждение, групповая дискуссия, моделирование ситуаций (ролевая игра), упражнения (психогимнастика), наблюдения и пр. Эти виды активности направлены на то, чтобы практиковать новые формы поведения и получать обратную связь от участников группы, как эта форма поведения воспринимается окружающими.
Разнообразно и задорно
Во-вторых, в работу тренинговой группы обязательно вводятся правила.
Вот некоторые из них!
- Правило активности. Каждый тренингуемый обязательно участвует во всех заданиях, он активно вовлечен в процесс. Именно через активное участие достигается осознание, закрепление новых способов поведения и, в целом, результат обучения. Поэтому, группы в психологическом тренинге маленькие (5-12 человек).
- Правило творчества. В тренинге создается среда для генерирования идей. Это правило направлено на то, чтобы разрушать стереотипы, которые в нас формируются в результате воспитания, обучения, полученного жизненного опыта. Правило дает возможность экспериментировать и творчески подходить к решению жизненных ситуаций.
- Правило «грамотной» критики. Критикуют не человека, а выражают своё отношение к тем действиям, которые человек совершает. Так, в тренинге участники обучаются грамотно давать обратную связь, говорить о своих чувствах и лучше понимать окружающих.
- Правило «здесь и сейчас». Все, что происходит на тренинге, происходит именно в этом месте и именно в это время. Исключаются выражения типа «Обычно я поступаю по-другому».
Это лишь пример тех правил, которые действуют в тренинговой группе. Их выбор во многом определяется целью психологического тренинга, самой группой и тренером.
Особенности социально-психологических и тренингов личностного роста
Среди психологических тренингов выделим социально-психологический и тренинг личностного роста, рассмотрим их подробнее.
Основное отличие социально-психологического тренинга в том, что акцент делается на развитие навыков межличностного общения, коммуникации с людьми.
Деловые тренинги помогают в карьере
Ниже приведены примеры тех задач, на решение которых направлен социально-психологический тренинг:
- Формирование умения вести переговоры или решать конфликтные ситуации.
- Отработка приёмов эффективного общения.
- Приобретение умения взаимодействовать с партнером, работать в группе.
- Выработка личной стратегии общения. Например, для достижения определенной цели участнику группы необходимо сформировать умение «быть настойчивым», тогда как наиболее привычной для него является стратегия «во всем соглашаться».
Ещё один вид психологического тренинга – это тренинг личностного роста
Главная задача этого вида тренинга – дать возможность каждому участнику осознать свои негативные установки, внутренние убеждения, которые мешают его развитию, достижению жизненных целей, создают сложности в общении с окружающими. Тренинг личностного роста позволяет посмотреть на свою проблему с другой стороны. Основные задачи:
- Осознание и изменение негативных установок.
- Работа с собственными страхами и тревожностью.
- Определение собственного пути движения к гармонизации жизни.
- Коррекция жизненных целей и ценностей.
Ключевым правилом тренинга личностного роста является правило «конфиденциальности». Всё, что происходит в группе, в группе должно и остаться. Введение такого правила позволяет участникам доверять друг другу, быть откровенными. Это очень важно для более глубокого осознания глубинных причин своих жизненных проблем и изменения установок.
Идти или не идти? Да, тренинг – это эффективно!
Итак, мы разобрали, что такое психологический тренинг, в чем его отличие от других форм обучения. Мы увидели, какие результаты можно получить, какие бывают тренинги.
В заключении следует отметить, что психологический тренинг – это серьезная работа над собой. Особенно тяжелым для многих является тренинг личностного роста. Для того чтобы получить желаемый результат, необходимо вывести себя из зоны «комфорта», открыться новому восприятию собственного «я» и окружающих.
Всегда помните: «жизнь начинается там, где заканчивается зона комфорта» (Стивен Кови).
ТРЕНИНГ
Содержание:
Найдено 5 определений термина ТРЕНИНГ
ТРЕНИНГ
ТРЕНИНГ
В настоящее время термин Т. используется для обозначения широкого круга методик, базирующихся на различных теоретических принципах. Единой классификации Т. не существует. Выделяют Т., направленные на развитие навыков саморегуляции, коммуникативные Т., тренинговые подходы, стимулирующие личностный рост, обучающие Т.
К группе Т. саморегуляции относятся: аутогенная тренировка в различных вариантах, тренинг биологической обратной связи. Данные методы направлены на развитие способности контроля и управления физиологическими функциями, на оптимизацию эмоционального состояния и снижение психологического напряжения.
К группе коммуникативных Т., или Т. коммуникативных умений, относятся преимущественно групповые варианты поведенческого и социально-психологического Т. Они проводятся в целях формирования и совершенствования общей коммуникативной готовности личности (например, для людей, испытывающих жизненные трудности, связанные с общением). Различия между поведенческим и социально-психологическим Т. условны. Известным критерием для разграничения этих близких технологий совершенствования навыков коммуникации могут быть их разные целевые установки. Например, в клинике неврозов для коррекций личностных нарушений типа ограничительного поведения с целью более полной реадаптации больных с затяжными неврозами и невротическим развитием оправдано применение термина «поведенческий Т.» как отражающего терапевтическую направленность коммуникативной коррекции. Термин «социально-психологический Т.» более уместен при работе со здоровыми людьми с целью формирования или развития коммуникативных навыков. Методика проведения указанных Т. может быть различной, но обязательно включает в себя два компонента: ролевую игру и групповую дискуссию. Социально-психологический Т. составляют блоки различных коммуникативных умений, например, умения, необходимые в начале общения (при вступлении в контакт), для прерывания контакта, умения и навыки психологического аргументирования, активного слушания, выявления скрытого намерения партнера по общению и др. Методика проведения поведенческого Т. строится также на принципах воссоздания субъективно сложных для участников группы Т. ситуаций через разыгрывание ролевых игр и групповую дискуссию.
Приведем одну из наиболее распространенных методик поведенческого Т. Участники группы отбираются до начала занятий по следующим критериям:
1) эффективное прохождение основного курса психотерапии;
2) наличие показаний для проведения поведенческого Т., что определяет лечащий врач;
3) необходимый уровень мотивации для участия в группе поведенческого Т.
В группе одновременно могут заниматься 8-12 человек, однако состав ее и количество пациентов не регламентируются так жестко, как при групповой психотерапии, число участников колеблется от 3 до 18-20. Практически более оправдано создание открытой группы поведенческого Т., поскольку основная ее ориентация на формирование моделей более адаптивного поведения не требует учета динамики малой группы, и даже наоборот, уход пациентов, преодолевших поведенческие трудности, и появление новых предоставляют участникам возможности более точного формулирования собственных целей, создают образ лечебной перспективы. Занятие начинается с разминки, включающей упражнения коммуникативной, поведенческой и эмоциональной направленности. Затем проводится групповая дискуссия для определения цели занятия. Из предложенных участниками ролевых ситуаций выбирается одна или две, наиболее значимые для всех участников группы. После групповой дискуссии психотерапевт (тренер) предлагает ролевую ситуацию, которая разыгрывается участниками по очереди. В конце занятия проводится групповая дискуссия с целью рефлексии эффективности участия членов группы в ролевой ситуации. Возможно повторение наиболее сложной ситуации и дискуссии. Вопрос о завершении занятий в группе решается индивидуально каждым пациентом совместно с психотерапевтом. Проведение Т., как видно из описанной методики, при всей внешней простоте требует большого опыта работы с группами, хороших навыков организации коммуникативного Т., психотерапевтических занятий, поскольку, несмотря на поведенческую ориентацию этого Т., возможны обострения невротического состояния, в связи с чем желательно проведение поведенческого Т. групповыми психотерапевтами.
К группе Т., стимулирующих личностный рост, относятся тренинговые занятия, имеющие различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие отдельных сторон личности участников Т. (самопонимание, навыки социальной перцепции, осознавание смыслов, развитие стратегии личностного развития и др.). Понятие личностного роста нельзя определить однозначно из-за значительных различий в концепциях личности. Т. личностного роста — это собирательное понятие, обозначающее развитие личности с точки зрения разных концепций. Каждый современный тренинговый метод, имеющий личностную ориентацию, характеризуется собственной методологией развития личности. Поэтому можно выделить Т, личностного роста динамической, гуманистической, когнитивной и другой ориентации. К Т. личностного роста динамической ориентации в этом смысле могут быть отнесены психодраматические группы. Т. личностного роста гуманистической направленности объединяет группы встреч Роджерса (Rogers С. R.), группы гештальт-ориентации Перлса (Perls F. S.), группы экзистенциального Т., а также социально-психологический Т., направленный на развитие социальной перцепции и базирующийся на теоретических подходах отечественной социальной психологии (Петровская Л. А., 1989). Т. когнитивной ориентации проводится в группах и направлен на развитие прежде всего когнитивного компонента самопознания, осознавание неадаптивных стереотипов поведения. Большое значение в этом случае имеет работа с языком участников, для чего используется видеообратная связь и другие технические приемы. Одним из подходов к реализации личностного роста в. процессе Т. является проведение тематического Т., т. е. фокусирование внимания группы на какой-либо теме, которая для всего цикла занятий является сквозной. Методика проведения такого варианта когнитивного Т. личностного роста напоминает тематические дискуссии. Темы могут касаться профориентации (для подростков или безработных), национального самосознания, профессиональных особенностей и интересов, смысла жизни и др.
Обучающие Т. также представляют собой сборную группу и направлены на совершенствование в первую очередь навыков, необходимых для профессий, где определяющим фактором является эффективность общения. Программа таких Т. формируется в соответствии с заказом конкретной группы. Это может быть, например, лабораторный Т. для психотерапевтов, направленный на отработку навыков работы с пациентами, методический Т. для профессионалов, работающих с группами (методический Т. для тренеров, работающих с группами социально-психологического Т., методический Т. для групповых психотерапевтов и др.). Направленность такого варианта Т. может быть и тематической: Т. переговорного процесса, Т. для управленческого персонала и пр.
При всем разнообразии Т. и различии их теоретической базы можно выделить некоторые основные приемы, или процедуры: основные методические приемы ролевой игры и групповой дискуссии могут быть дополнены различными вариантами упражнений невербальной коммуникации, упражнениями для работы с языком, тренировкой определенных навыков, видеообратной связью и др.
Значение Т. как особого явления в мире психотерапии, психокоррекции и прикладной психологии постоянно возрастает, поскольку эффективность Т. различных направлений по сравнению с другими подходами обучения и совершенствования навыков уже доказана практикой.
Что такое тренинг
Как решить психологическую проблему
Training (англ.) — «тренировка, выработка навыков».
Допустим, что у вас есть какая-то проблема. Например, вы чувствуете, что больше не справляетесь со своим ребенком-подростком, который совершенно отбился от рук, и ничего не слушает. Вы, конечно, слышали, что с подобной проблемой можно обратиться к психологу. Допустим, что вы решили записаться к нему на прием, как вдруг увидели объявление, что специалист, которого вам порекомендовали, помимо индивидуальных занятий проводит еще и тренинг для родителей подростков. И вот тут вы растерялись, потому что совершенно не представляете себе, что и как будет происходить на этом тренинге, и может ли этот самый тренинг быть полезнее, чем индивидуальная консультация.
Итак, что такое тренинг. Тренинг — это одна из форм обучения и передачи информации. А именно: групповое занятие по какой-то заранее заявленной теме, на котором собравшиеся участники заняты решением каждый своей проблемы. В чем-то одинаковой — в нашем случае, трудности взаимодействия с подростками, — но в чем-то различной, что обусловлено различными обстоятельствами и предысторией.
От лекции или урока тренинг отличается тем, что материал не только «начитывается», но и прорабатывается, т.е. закрепляется в сознании участников тренинга. Достигается это за счет того, что ведущий на протяжении всего тренинга активно работает с мотивацией участников, стимулируя их интерес и пробуждая желание сделать услышанное частью своего личного опыта.
Выглядит это все примерно так: человек десять-двенадцать сидят на стульях друг напротив друга и говорят, разыгрывают специальные упражнения, выполняют различные творческие задания ведущего. А тренер, чаще всего психолог, внимательно наблюдает за реакцией участников на те или иные идеи или предложения. В случае если материал «не идет», тренер проводит специальные «разогревающие» процедуры, чтобы пробудить у аудитории непосредственный интерес к теме и мотивировать их к активному участию в работе над ней.
Главное отличие тренинга от индивидуальной консультации в том, что на тренинге каждому участнику становится доступен не только опыт и знания психолога, ведущего эти занятия, но и опыт и знания других участников. Таким образом, представления человека о проблеме и о путях выхода из нее сразу многократно расширяются. Часто само присутствие на группе уже способствует снятию остроты проблемы. Мама или папа, посетившие тренинг, убеждаются в том, что это не только их чадо перекрасило волосы в зеленый цвет, отказывается быть вежливым и все время клянчит деньги. Они видят, что с аналогичными трудностями в том или ином виде сталкиваются родители многих, если не всех, подростков. А это значит, что никакой катастрофы во всем этом нет, и что с таким проблемным ребенком тоже жить можно, и даже договариваться о чем-то можно.
Есть целый ряд наиболее распространенных проблем, решать которые удобно с помощью группового тренинга. Что однако не исключает и возможность обращения за дополнительной индивидуальной консультацией. Среди таких проблем:
- неуверенность в себе, сложности в общении, одиночество;
- способы борьбы со страхами;
- методы разрешения конфликтов, умение противостоять агрессии;
- проблемы супружеских отношений: не понимание, разобщенность;
- тренинг на повышение женской привлекательности;
- повышение творческого потенциала, развитие самопознания; и др.
В нашем центре (Европейский Центр Психологической Поддержки Семьи) разработан специальный тренинг для молодых мам, сталкивающихся с похожими психологическими проблемами после рождения первенца. В результате тренинга у молодых мам снимается тревожность, т.к. они начинают понимать причины своего состояния и специфику своей психологической нагрузки. Мама получает возможность разобраться в поведении своего мужа в первый год жизни малыша, а также научиться ладить со свекровью и собственной матерью, участвующих в воспитании ребенка и т.п.
Таким образом, тренинг может быть разработан практически под любую проблему, типичную для нашей культуры и нашего времени. Психологи, специализирующиеся на решении какой-то распространенной проблемы на индивидуальных консультациях с клиентами, разрабатывают комплекс полезных упражнений на преодоление этой проблемы уже для групповой работы.
Что дает людям участие в этих тренингах? Прежде всего, новый опыт, лучшее осознание самих себя, а значит, и лучшее понимание других людей. Например, родители трудных подростков в результате тренинга могут понять, чем вызван бунт подростка, и, вспомнив себя в этом возрасте, найти в итоге точки соприкосновения со своим строптивым чадом. Неуверенные в себе женщины после тренинга женской привлекательности обучаются не бояться подчеркивать свои достоинства и привлекать к себе внимание мужчин. Супруги, разыграв несколько упражнений на совместную деятельность в тренинге на лучшую совместимость и взаимопонимание, начинают видеть, что их сильные и слабые стороны как бы взаимно уравновешиваются, а значит, в паре они лучше защищены от различных жизненных неурядиц.
Конечно, люди по-разному «вкладываются» в работу над собой на тренингах. Соответственно, успехи одних оказываются больше, чем достижения других. Результат также очень зависит от ожиданий, предшествовавших тренингу (поможет или не поможет), и готовности к эксперименту над собой, т.е. желанию применить полученные знания и умения на практике в реальной жизни.
Правила поведения в тренинговой группе обычно специально оговариваются в самом начале. Они могут слегка варьироваться в зависимости от задач, решаемых на тренинге. Из наиболее распространенных правил можно указать:
- единая форма обращения друг к другу (равные права каждого члена группы);
- персонификация высказываний (выражение своего мнения и своей позиции);
- уважение к говорящему (каждый имеет возможность высказаться);
- конфиденциальность всего происходящего (сохранение анонимности).
Тренинги, о которых упоминалось в этой статье, относятся к так называемым тренингам личностного роста. Другая категория тренингов — это бизнес-тренинги. Бизнес-тренинги, как правило, носят более прикладной характер (например, отрабатывают какой-то навык — как правильно говорить по телефону, вести переговоры, проводить презентации, осуществлять продажи, делать рекламу). Бизнес-тренинги дают человеку возможность повысить свой профессионализм, достичь успехов в карьере.
Тренинги личностного роста — это более глубокий уровень работы человека над собой, затрагивающий более сложные внутри- и межличностные проблемы. Здесь и проблемы взаимоотношений с родителями и собственными детьми, спутником/спутницей жизни и другими значимыми близкими людьми; и преодоление каких-то внутренних противоречий, поиск выхода из тупиковых ситуаций, обретение иного смысла жизни.
Зажигина Марина, семейный и детский психолог, консультант Европейского Центра Психологической Поддержки Семьи «СемьЯ»